Программа профориентации
рабочая программа

Некипелова Ирина Анатольевна

Программа профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientatsii_na_2018-2024_gg.docx195.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

2018

Паспорт программы

Наименование

программы

Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год

Название

образовательного

учреждения

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Улан-Удэ

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 03.08.2018 № 317-ФЗ);
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов»;
  4. Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец № ОГ-П8-3736 от 27.06.2016 г. «Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы»;
  5. Программа развития муниципального автономного  образовательного учреждения СОШ№9 на  2018-2023 годы

Сроки

выполнения и

  1. этап - организационный (2018-2020 учебный год)
  2. этап - основной (2020-2023учебные годы) - реализация основных

этапы

направлений Программы;

реализации

Программы

III этап - итоговый (2023-2024 учебный год) - подведение итогов и анализ результатов

Исполнители

Администрация, педагогический коллектив, педагоги-психологи МАОУ СОШ№9 г. Улан-Удэ

программы

Цель программы

■ Целенаправленное формирование профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их жизненными планами, склонностями, способностями и востребованностью профессий на рынке труда.

Задачи

Программы

  • оказывать профориентационную поддержку обучающимся в процессе выбора профиля и сферы будущей профессиональной деятельности с учетом построения индивидуальной образовательной траектории;
  • обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных форм и методов, применяемых элективных курсов при классно-урочной системе и системе дополнительного образования;
  • расширить возможности социализации обучающихся, обеспечение преемственности и непрерывности общего и профессионального образования, формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • продолжить работу по повышению квалификации педагогических работников в области психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора;
  • совершенствовать организацию деятельности с родителями и обучающимися по профориентационной работе;
  • выработать гибкую систему сетевого взаимодействия и сотрудничества с образовательными учреждениями города;
  • внедрять результаты научно-методической и экспериментальной работы по проблемам профессиональной ориентации в практику;

Новизна данной Программы

состоит в обеспечении возможности повышения эффективности профориентационной работы через систему комплексного организационно-психолого-педагогического сопровождения и применения инновационных технологий по основным направлениям профориентационной работы.

Ведущая идея Программы

Реализация целостной системы профориентационной работы в образовательной среде через систему организационно-психолого-педагогического сопровождения учащихся позволяет сформировать у школьников грамотную стратегию выбора профессии и реализовать перспективы своего развития - профессионального, жизненного и личностного.

Применяемые

педагогические

технологии

Применяемые инновационные технологии.

Междисциплинарные и творческие технологии продуктивного характера:

  • онлайн-диагностика профориентационных предпочтений,
  • просмотр видеофильмов о профессиях, онлайн-уроков по финансовой грамотности и профориентации на сайте www.dni-fg.ru 
  • онлайн-платформы  https://profkontur.com 
  • видеоэкскурсии (на сайтах: Профвыбор.ру, профориентатор.ру).
  • выполнение заданий на сайте профориентационной направленности:

www.Droforientator.ru (Центр тестирования - Профориентация: кем стать. Выбор профессии)

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций (кейс технология)
  • технология личностно-ориентированного подхода;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативно-когнитивные технологии;
  • технология оценочной деятельности - «портфолио»
  • проектные технологии;
  • технология развития критического мышления;

Принципы

Программы

  • Открытость - возможность включения в реализацию программы всех заинтересованных субъектов: учащихся, педагогов, родителей, специалистов.
  • Целостность, системность - соединение образовательного процесса с системой профориентационной работы.
  • Сотрудничество и взаимодействие с заинтересованными партнерами педагогического сообщества. СОШ№9 постоянно расширяет круг социального партнерства.

На кого рассчитана Программа

■ Обучающиеся, их родители, педагоги, администрация школы, классные руководители

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы

  • Повышение эффективности профориентационной деятельности педагогического коллектива по обеспечению системы психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
  • Совершенствование качественной психологической поддержки обучающихся на основе методов, способствующих снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Целевые

индикаторы

  • наличие системы диагностики профессионального самоопределения обучающихся 7-11 классов, 100% охват учащихся в компьютерным диагностическим комплексом «Профориентир» учащихся 9-11 классов;
  • 100% охват обучающихся 9 классов системой предпрофильной подготовки по направлению «Твоя профессиональная карьера», «Уроки выбора профессии»;
  • 100 % охват обучающихся 10-11 классов профильным обучением, динамика выбора профильных предметов и профильных экзаменов в ВУЗ;
  • участие обучающихся 8 классов в Федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее»
  • участие в образовательном Интернет портале ранней профнавигации для школьников «ПроеКТОрия»
  • ежегодное участие обучающихся образовательных учреждений в творческих выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Анализ реализации программы отражается в общешкольном анализе работы, в случае необходимости вносятся предложения по корректировке мероприятий Программы. Координацию хода исполнения Программы осуществляет Педагогический совет школы. Курирует выполнение программы заместитель директора.

Финансирование

программы

Текущее бюджетное финансирование

Достаточная обеспеченность учебно-методическими, техническими, информационными ресурсами процесса обучения:

  • материально-техническая база:        компьютерная техника,

мультимедийное оборудование, аудиопроигрыватели для применения CD на уроках, DVD, телевизор, оргтехника для копирования учебных дополнительных материалов,

  • учебно-методические; комплекты дидактических материалов, дополнительной литературой, электронные пособия;учебно- методическое обеспечение, рабочие программы учебных курсов, программы элективных курсов;
  • кадры:        педагоги, педагоги-психологи СОШ№9, заместители

директора по УВР, родители, педагоги дополнительного образования.

Ресурсное

обеспечение

Использование цифровых образовательных ресурсов:

Пояснительная записка

Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Роль практической профориентации приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость. Данные услуги все более востребованы населением, и этому есть ряд причин. Мир профессий стал более дифференцирован, чрезвычайно динамичен и изменчив, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.

На смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Профессиональный выбор стало делать все сложнее, соответственно, актуальность профориентационной помощи в этом - возросла.

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся СОШ№9 г. Улан-Удэ специальной организацией их деятельности через создание системы профессиональной ориентации.

Программа профессиональной ориентации в МАОУ СОш№9 г. Улан-Удэ  на 2018 - 2024 годы

(далее - Программа) представляет собой совокупность мер, направленных на совершенствование системы профориентационной работы в школе в рамках Программы развития школы на 2018-2023 г.

Новизна данной программы состоит в обеспечении возможности повышения эффективности профориентационной работы через комплексное организационно-психолого-педагогическое сопровождение и применение инновационных технологий по основным направлениям системы профориентационной работы.

Востребованность программы.

Профориентационная работа играет ключевую роль в обеспечении успешности в будущей профессии, так как именно она дает возможность выбрать такую профессию, в которой мотивация и способности будут максимально сочетаться с востребованностью современного рынка труда. В условиях современного образования профориентационная деятельность с обучающимися рассматривается как процесс активный и многоступенчатый.

Работа по профессиональному самоопределению предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации. Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности школьного образования.

Кроме этого, необходимо учитывать трудности, возникающие у школьников в процессе профессионального самоопределения.

Типичные трудности

Решаемые задачи

  1. Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора.
  2. Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию.
  3. Недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий.
  1. Формирование способности к анализу рынка труда и профессий.
  2. Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).
  3. Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.
  1. Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний.
  2. Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
  3. Отсутствие мотивации к труду.

4-5. Формирование способности к самопознанию. Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.

6. Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.

  1. Социальная незрелость.
  2. Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка.
  1. Активизация социальной позиции.
  2. Формирование жизненных ценностей высшего порядка.

  1. Несформированность навыков принятия решения, планирования карьеры.
  2. Отсутствие навыков самостоятельной работы.

9-10. Выработка навыков принятия решения: выбора профессии и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

11. Неуверенность в своих силах;        11.Психологическая поддержка; создание ситуации

тревога по поводу возможных неудач. успеха; активизация ресурсов для достижения цели;

выработка запасных вариантов.

В настоящий момент в МАОУ СОШ№9 г. Улан-Удэ сложилась определенная система профориентационной работы с обучащимися:

  • создана Модель системы профориентационной работы в ОО, выстроена структура деятельности педагогического коллектива по данному направлению (приложение № 1);
  • разработана циклограмма мероприятий по реализации системы профориентационной работы (приложение № 2);
  • определены основные этапы и содержание профориентационной работы в образовательном учреждении по ступеням обучения;
  • скомплектован комплекс диагностических методик, используемый в профориентационной работе, включающий также интеллектуальные и личностные психодиагностики (приложение № 3);
  • проводятся психологические занятия с учащимися 9 классов по составленной и модифицированной нами программе «Уроки выбора профессии» (на основе одноименной авторской программы Г.Резапкиной) (приложение № 4);
  • введен элективный курс «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 8 классов (проводит педагог-психолог);
  • внедрен диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентир» для учащихся 7-11 классов, который позволяет определять профессиональную направленность учащихся в рамках профилизации на старшей ступени обучения, формировать индивидуальный образовательный маршрут учащихся, ориентировать их на выбор подходящей специальности соответствующих факультетов вуза.

Однако, анализ предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, и в целом всей профориентационной работы, позволяет обозначить следующие проблемы:

  • необходимость активизации данной работы и в начальном звене согласно возрастным особенностям и содержания деятельности;
  • неопределенность целей профессионального самоопределения у обучающихся;
  • низкая мотивация большинства школьников и их родителей в выборе профессий;
  • слабая информированность учащихся и их родителей о новых профессиях и содержании деятельности, а также учебных заведениях с вновь открывшимися факультетами.

Целью профориентационной работы в ОУ является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда.

Практическая значимость Программы

В настоящее время значительную актуальность приобретает профориентационная деятельность с учащимися, в основе которой лежит концепция сопровождения профессиональной карьеры будущего работника с учетом особенностей рыночной экономики, ответственность за свой профессиональный выбор, дальнейшее успешное трудоустройство.

Реализация Программы предполагает:

  • получение обучающимися индивидуальных консультаций и профессионального тестирования оценки психологических особенностей, навыков формирования жизненных и профессиональных планов, опыта прохождения профессиональных проб;
  • повышение квалификации педагогических кадров с учетом содержания профессиональной подготовки потребностям общества и обучающихся;
  • взаимодействие с социальными партнерами в реализации вопросов предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психологопедагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Основные аспекты системы профориентационной работы:

Социальный аспект - заключается в формировании ценностных ориентаций у школьников в профессиональном самоопределении, где главным является изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это        процесс управления выбором        профессии

старшеклассниками в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект - состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект основан на профессиональном отборе в соответствии с психофизиологическим состоянием здоровья учащихся.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе по ступеням обучения (таблица).

Этапы и содержание профориентационной работы

Этап

Цель этапа

Возраст

Возрастные особенности

Содержание деятельности

пассивно

поисковый

(этап

первичного

профессион

ального

выбора)

Развивать интересы и способности школьников, создавать условия для самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, формировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

1-4

классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность-учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Формирование у младших школьников знаний о труде, людях труда, правилах поведения в учебной и трудовой деятельности, ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

5-7

классы

Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно-полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений, навыков.

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”), развитие навыков общения, активизации процесса самопознания. Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

активно

поисковый

Помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психологопедагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы

8-9

классы

Период развития

профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения - адекватная самооценка

  • Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • Групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

профес

сиональное

определение

Подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

10-11

классы

Период уточнения социальнопрофессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов.

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Условия реализации Программы и обеспечения качества
предпрофильной подготовки и профильного обучения в СОШ№9 г. Улан-Удэ

Педагогические условия:

  • готовность педагогических кадров;
  • мотивация работы в профильных классах;
  • информационная работа с родителями учащихся;
  • методическая работа.

Учебные условия:

  • наличие материально-технической базы;
  • отбор программ и учебных пособий, учебников;
  • подбор или разработка элективных курсов;
  • психолого-педагогическое сопровождение;

Используемые педагогические технологии:

междисциплинарные и творческие технологии продуктивного характера:

  • онлайн-диагностика профориентационных предпочтений на образовательных порталах «ПроеКТОрия», «Билет в будущее», «Траектория успеха»;
  • просмотр видеофильмов о профессиях, онлайн-уроков по финансовой грамотности и профориентации на сайте www.dni-fg.ru
  • видеоэкскурсии (на сайтах: Профвыбор.ру, профориентатор.ру).
  • выполнение заданий на сайте профориентационной направленности: www.proforientator.ru (Центр тестирования - Профориентация: кем стать. Выбор профессии)
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций (кейс
  • технология)
  • технология личностно-ориентированного подхода (Якиманская И.С.);
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативно-когнитивные технологии;
  • технология оценочной деятельности - «портфолио»
  • проектные технологии;
  • технология развития критического мышления;

Организационные условия:

  • сформированная управленческая система;
  • организация предпрофильной подготовки;
  • набор в профильные классы (группы) на основе запросов и интересов учащихся;
  • подбор и подготовка педагогов к реализации программ профильного обучения;
  • нормативно-правовое обеспечение введения профильного обучения;
  • организация взаимодействия с различными учреждениями социальной сферы по обеспечению профильного обучения;
  • формы организации учебного процесса;
  • подготовка показателей эффективности и результативности предпрофильной работы и профильного обучения.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы -
показатели эффективности.

Повышение эффективности профориентационной деятельности педагогического коллектива через реализацию системы организационно-психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Критерии оценки эффективности реализации программы

При реализации направлений Программы показателями эффективности профориентационной деятельности являются:

  • наличие информационно-диагностического банка данных учреждений начального, среднего и профессионального образования, информационно-методической базы профессиональной ориентации школьников, систематизация информационных источников;
  • отслеживание результатов реализации профориентационной деятельности во взаимодействии с партнерами различных инфраструктур;
  • привлечение обучающихся к участию в творческих выставках, форумах, акциях, конференциях, олимпиадах, марафонах и проектно-исследовательской деятельности.
  • рабочие программы профессионального самоопределения 1-11 классы, «Уроки выбора профессии» 9 классы, «Твоя профессиональная карьера» 8 классы;
  • психологическое здоровье учащихся.

Оценка эффективности профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентации школьников относятся следующие критерии:

  1. Достаточный уровень знаний у учащихся о профессии и путях ее получения - чёткое

представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

  1. Формирование обоснованности выбора профессии - это проявляемая школьником

активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

  1. Формирование понятия о значимости труда - уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
  2. Самопознание школьника - степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  3. Наличие обоснованного профессионального плана — это один из основных критериев эффективности профориентационной работы. При положительном результате поведённой работы старшеклассник должен быть готов к профессиональному выбору.
  4. Определение профессионально важных качеств - умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.

Важными критериями готовности обучающихся к профессиональному самоопределению являются:

  • мотивационно-потребностный - сформированность мотивов выбора направления непрерывного образования и положительное (оптимистическое) отношение к ситуации выбора;
  • информационный - умение работать с источниками профориентационно значимой информации; информированность о требованиях, предъявляемых к человеку избираемым направлением дальнейшего обучения или трудовой деятельности;
  • деятельностно-практический - умение ставить цель и составлять программу действий ее достижений; способность использовать имеющийся опыт взаимодействия с профессиональнопроизводственной и социокультурной средой в контексте профориентационно значимых проблем

Мониторинг результативности профориентационной деятельности в СОШ№9 г. Улан-Удэ

По данным мониторингового исследования предпрофильной работы за 3 года с 2015-2018 охвачено 100 % учащихся СОШ№9:

  • 1-4 классов (100 %) через беседы, проекты «Может ли труд сделать человека счастливым», игровое занятие «Угадай профессию», тематическое рисование «Кем я хочу стать».
  • 5-7 классов (100%) через уроки Психологии, которые позволяют целенаправленно формировать позитивный образ «Я», развивать навыки общения, активизировать процессы самопознания у учащихся;
  • 8-9 классов (100%) через уроки «Твоя профессиональная карьера», психологические занятия с учащимися 9 классов по программе «Уроки выбора профессии»;
  • 10-11 классов (100 %) через уроки Психологии, направленные на развитие навыков целеполагания и планирования деятельности в будущей профессии, рефлексии формирующихся ценностей и ожиданий по отношению к будущему профессиональному труду.

Анкетирование учащихся 9-11 классов, по изучению степени удовлетворенности в

СОШ№9 г. Улан-Удэ профориентационной работой, позволят делать вывод о том, что:

  • у 85% учащихся удовлетворены запросы в части преподавания элективных курсов;
  • в среднем 87 % выпускников СОШ№9  ежегодно становятся студентами высших учебных заведений:

ВУЗы

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Международные университеты

-

2 %

-

Уральского Федерального округа

51 %

64 %

61%

Иркутск, Новосибирск, Красноярск      

7 %

13 %

6 %

Москвы, Санкт-Петербурга

17 %

9 %

14 %

других городов России

7 %

4 %

6 %

• в среднем 65        % выпускников СОШ№9 отмечают, что окончательный выбор

специальности, факультета и вуза им помогли занятия по профессиональному самоопределению, в том числе и тестовый комплекс «Профориентир».

Данные о предварительном распределении выпускников 9 классов позволяют сделать выводы о том, что работа по предпрофильной подготовке даёт положительные результаты: уровень учебных возможностей девятиклассников соответствует выбору ими дальнейшего пути получения образования (около 44 % выпускников основной школы получают начальное профессиональное образование в средне-специальных учебных заведения г. Улан-Удэ).

Основная цель профильного обучения в старших классах: обеспечить учащимся, обладающим устойчивой мотивацией к интеллектуальному труду на повышенном уровне сложности, дифференцированное обучение с учётом их профильно - образовательных интересов и потребностей, в соответствии с их выбором высшего профессионального образования. Для учащихся 10-11 классов реализуются социально-гуманитарный, социально-экономический и естественно-научный профили.

По результатам исследования профессиональной направленности учащихся 9 классов в течение двух лет формируется два 10-х класса с обучением по индивидуальным учебным планам:

профили

2015-2016

2016-2017

2017-2018

>

социально-гуманитарный

46%

43 %

45 %

>

социально-экономический

27 %

26 %

36 %

>

естественно-научный

27%

31 %

19 %

Профильное обучение для старшеклассников на III ступени (10-11 классов) образования по индивидуальным учебным планам реализуется посредством:

  • преподавания элективных предметов по выбранным учебным предметам;
  • системы дополнительных факультативных занятий;
  • предоставления возможности для участия в проектной деятельности;
  • консультирования.

Результаты отслеживания профессиональной готовности учащихся 9, 11 классов по методике «Профессиональная готовность» показали положительную динамику:

уровни готовности

2015-2016

2016-2017

2017-2018

начало 9 кл

конец 9 кл

начало 9 кл

конец 9 кл

начало 9 кл

конец 9 кл

• неготовность

18 %

9 %

15 %

6 %

16 %

4 %

• низкая готовность

24%

15 %

15 %

12 %

24 %

12 %

• средняя готовность

43%

51 %

45 %

45 %

56 %

48 %

• высокая готовность

15%

25 %

25 %

37 %

4 %

36 %

уровни готовности

2015-2016

2016-2017

2017-2018

начало 11 кл

конец 11 кл

начало 11 кл

конец 11 кл

начало 11 кл

конец 11 кл

• неготовность

9 %

3 %

-

-

-

-

• низкая готовность

12 %

6 %

18 %

12 %

12 %

3 %

• средняя готовность

25 %

22 %

51 %

16 %

37 %

22 %

• высокая готовность

54 %

69 %

21 %

72 %

51 %

75 %

Выводы: создание эффективных условий в профессиональном самоопределении позволяет добиваться положительных результатов в профилизации обучающихся.

Литература.

  1. Анн Л. Ф.Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006.
  2. Битянова М. «Я и мое имя», «Я - уникальная и неповторимая личность». Школьный

психолог, № 6/2002,        19/2002.

  1. Битянова М. Р. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками. СПб., 2003.
  2. Григорьева М. Р.Подросток в мире профессий: программы        элективных курсов,

материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2009.

  1. Кудряшов А. Ф.. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
  2. Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации//Сельская школа. -2001. -№3. -
  3. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1. Основы психологии:
  1. кл.
  1. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В.Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Ч. 2. Психология общения:
  1. кл.
  1. Пряжников Н. «Профориентационная активизирующая методика «За и против». Школьный психолог.
  2. Пряжников Н. «Активизирующая профориентационная методика «Будь готов»». Школьный психолог.
  3. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. Москва, Генезис, 2000.
  4. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. - М.: Генезис, 2003.
  5. Резапкина Г.В «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника»-2004г
  6. Резапкина Г. В. Уроки выбора профессии. Школьный психолог №14/2006.
  7. Резапкина Г. В. Комплектование профильных классов. Школьный психолог №2/2007.
  8. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Школьный психолог №10, 18, 21 /2004.
  9. Толстик С. Турнир «Клуб знатоков профессий». Школьный психолог №4/2007.
  10. Программа профессиональной ориентации в образовательных учреждениях города Радужный на 2011 -2013 годы.
  11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.] - М. : Федеральный институт развития образования. - М. : Издательство «Перо»,2014. - 38 с.
  12. Мухина, Т. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения: практико-ориентированная образовательная технология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Мухина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т.- Н. Новгород : ННГАСУ, 2015. - 221 с.
  13. Официальный сайт МАОУ СОШ№9 г. Улан-Удэ, раздел «Профориентационная работа» https://maou-9.buryatschool.ru/?section_id=45 

Использование цифровых образовательных ресурсов:

 Портал "Траектория успеха" http://career-inform.ru/about

vostrebovannve-i-vvsokooplachivaemye-professii-v-rossii-spisok-list.html

• Виртуальные        экскурсии        по        колледжам        Республики Бурятия

  • Главный общественный лекторий обучения, развития и трудоустройства детей Career -
    inform.ru , раздел «Образование»
     http://career-inform.ru

Приложение 1.

Модель системы профориентационной работы

школы

Зам. директора

—"по УВР

\

Библиотекарь

Отв. по рофориентации

Информационно-просветительское направление включает ознакомление с миром профессий и создание у учащихся максимально четкого и конкретного образа основных типов профессий через периодические издания и специальную научную литературу с использованием Интернет-ресурсов и новейших компьютерных технологий, что поможет сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.

Диагностическое направление реализуется в двух планах:

  • самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
  • оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

Активное использование возможностей Интернет-ресурсов позволяет подростку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных вузов, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирования своих возможностей, интересов и склонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Последующая индивидуальная

C:\Users\HOME\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpegC:\Users\HOME\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.png

консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения учащегося позволяет соотнести выбранную профессию со своими возможностями и определить место предпочитаемых профессий на рынке труда.

Консультационное направление - это содействие выбору старшеклассника с учетом мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения.

В школьной практике консультация по профессиональной ориентации подразумевает наличие запроса школьника, если старшеклассник не видит необходимости в консультациях, то его необходимо мотивировать классным руководителям, педагогам-психологам, родителям.

Классный руководитель, в рамках консультационного направления, может предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии:        профессиограмму

(описание содержания профессии), данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда с использованием интернет-ресурсов.

Обучающее или формирующее направление, в ходе которого у старшеклассника формируется ряд определенных компетенций:

  • умение анализировать мир профессий;
  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
  • владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации и поиска работы;
  • формирование общей социальной компетенции в области профессионального выбора

В рамках этого направления можно проводить специальные личностно - ориентированные занятия с классом, направленные на активизацию личности, школьника в области профессионального самоопределения.

При использовании новых компьютерных технологий в обучающем направлении можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных систем. Например, для получения информации о предприятиях, о профессиях можно использовать информационную модель исходя из имеющихся баз данных. Создание электронной презентации своей будущей профессии - это мощный ресурс для осознанного выбора будущей специальности.

Содержание деятельности педагогических работников
по организационно-психолого-педагогическому сопровождению системы
профориентационной работы в СОШ№9 г. Улан-Удэ

Координатор деятельности: заместитель директора, в функции которого входит:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных

руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся:        профпросвещение, профконсультирование,

профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории);

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей- предметников, педагогов-психологов по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы участников образовательного процесса по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения; курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”)

Классный руководитель: опираясь на образовательную программу и план воспитательной

работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся по проблеме самоопределения;
  • проводит совместно с педагогом-психологом родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации кружковой работы.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, применяя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения;
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, веб-сайты, Интернет-ресурсы помогающие в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

зам.директора по СЗ и ОПД :

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  • проводит изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование, психодиагностику учащихся;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся, профориентационные игры;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений;
  • проводит психологические занятия - уроки выбора профессии.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Приложение 2

Циклограмма мероприятий по реализации системы
профориентационной работы

п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов

сентябрь

Заместитель

директора

Классные

руководители

2.

Проведение социологического опроса выпускников учреждений образования с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

2 раза в год

сентябрь

март

Педагоги - психологи

3.

Выявление учащихся, не определившихся с выбором профессии

март

Классные

руководители,

педагоги-психологи

4.

Анализ работы по реализации программы

май

Администрация

школы

5.

Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями

март

апрель

Администрация

школы

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИ

[ЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Подготовка планов работы по профориентации на учебный год

Май-июнь

Администрация

школы

2.

Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями (в том числе и сетевое взаимодействие)

Май

Администрация

школы

4.

Создание информационного стенда с информацией:

  • потребности рынка труда;
  • профессиограммы (описание профессий);
  • справочники об учебных заведениях (ПУ, ССУЗы, ВУЗы);
  • методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников

В течение года

Администрация

школы

библиотекарь

6.

Проведение дней и недель профориентации

В течение года

Администрация школы, классные руководители

7.

Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьных библиотеках выставки книг «Человек и профессия»

Ежегодно

Библиотекарь

8.

Обеспечение ОУ документацией и методическими материалами по профориентации

регулярно

Администрация

школы

9.

Вовлечение учащихся в общественнополезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

регулярно

Администрация школы, классные руководители

10.

Создание на сайте школы страниц «Мой выбор»; «Будущему абитуриенту»

сентябрь

Администрация

школы,

учителя информатики

11.

Ведение элективных курсов и факультативов «Уроки выбора профессии»;

«Твоя профессиональная карьера»

в течение года

Администрация школы, педагоги, педагоги-психологи

III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕС

ИМИ КАДРАМИ

1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп

апрель

Заместитель директора по УВР

2.

Предусмотреть в планах работы МО рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения

ежегодно

Руководители МО

3.

Проведение малых педсоветов «Состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, классные руководители

4.

«Круглые столы» классных руководителей по обмену опытом профориентационной работы

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР

5.

Открытые классные часы для родителей профориентационной тематики

постоянно

Классные

руководители

6.

Семинар для классных руководителей «Мониторинг рынка труда и пути получения профессионального образования».

Март

МО классных руководителей

7

Круглый стол для классных руководителей «Основные принципы профессионального консультирования ученика».

Ноябрь

МО классных руководителей

IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Проведение родительских собраний профориентационной тематики

1 раз в год

Администрация

школы

2.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации

Постоян

но

Педагог-психолог

3.

Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии

1 раз в четверть

Классные

руководители

4.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и обучения профессии детьми

Ежегодно

Администрация

школы

5.

Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий)

Постоян

но

Классные руководители, зам.директора по СЗ и ОПД

6.

Обобщение и пропаганда лучшего опыта воспитания в семье по подготовке детей к сознательному выбору профессии

1 раз в год

Администрация

школы

7.

Организация для родителей встреч со специалистами (представителями учебных заведений)

1 раз в год

Заместитель директора по УВР

V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1.

Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики

По

графику в течение года

Педагог-психолог,

классные

руководители

2

Профконсультация для учащихся 9 классов: требования к формированию портфолио.

октябрь

заместитель директора по УВР

3

Профориентационная диагностика 9 классы по компьютерной системе «Профориентир»

в течение года

педагог - психолог, классные руководители

4

«Ярмарка профилей» (9 классы).

декабрь

зам. директора, кл. руководители

5

Профориентационные занятия в 8 классах «Мир профессий».

январь

педагог - психолог, классные руководители

6

Предпрофильная подготовка по курсам: «В мире профессий»;

«Основы выбора профессии»;

«Твоя профессиональная карьера»

В течение

Учителя-предметники

7

Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска»

регулярно

Педагог-психолог, зам.директора по СЗ и ОПД

8

Использование пакета психодиагностических методик «Перекресток» для изучения психологических особенностей личности учащихся

В течение года

педагоги-психологи

9

Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий района, отдела информации о профессиях

регулярно

Классные

руководители

10

Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося

Сентябрь-

октябрь

Психолог, классные руководители

11

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

март

Психолог, классные руководители

12

Проведение серий классных часов (по возрастам)

1 раз в два месяца

Классные

руководители

13

Участие школьников в городских, районных и внутришкольных профориентационных мероприятиях

регулярно

Зам. директора по ВР

14

Проведение профориентационных игр и тренингов

По

графику

Педагог-психолог

15

Профориентационные встречи с представителями ЦЗН, учебных заведений, предприятий и организаций

В течение года

Классные

руководители

16

Обеспечение участия старшеклассников в Днях открытых дверей учебных заведений

ежегодно

Администрация

17

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования

постоянно

Зам директора

Классные

руководители

18

Организация встреч с бывшими выпускниками с профориентационной целью

Ежегодно

февраль

Администрация

школы

Приложение 3.

Комплекс диагностических методик в профориентационной работе

Диагностируемый показатель

Методика

Уровень общего развития, компонентов мышления

ГИТ (групповой интеллектуальный тест)

Уровень общего развития, профиль обучения

ШТУР (школьный тест умственного развития)

Самооценка. Уровень притязаний

Дембо-Рубинштейн

Характерологические особенности личности, свойства нервной системы

ЭДХОЛ (экспресс-диагностика характерологических особенностей личности, Г. Айзенк)

Темпераментные характеристики личности

Формула темперамента (А.В.Тимченко, В.Б.Шапарь)

Свойства предметно - деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова

Уровень развития особенностей внимания и невербального мышления

Прогрессивные матрицы Дж.Равена (краткий вариант)

Личностный эмоциональный профиль реагирования на различные ситуации

Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман.

Акцентуации характера подростка

ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), А. Личко.

Связь характера и профессии

Опросник «Характер и профессия» Г.В.Резапкина

«Мое здоровье»

Опросник «Вегетативная лабильность». НИИ гигиены и профилактики

Уровень развития коммуникативных и организаторских способностей

Тест КОС (методика изучения коммуникативных и организаторских умений)

Мотивация к избеганию неудач

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Мотивация к успеху

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Профиль мышления

Методика «Тип мышления»

Уровень готовности к адекватному профессиональному выбору

Методика «Профессиональная готовность»

Интересы и склонности

Методика «Карта интересов»

Профессиональные склонности, профиль обучения

Опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши

Склонность к различным типам профессий

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова

Профессиональный тип

Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда

Активизация выбора профессии

Профориентационная активизирующая методика «За и против»

Формула профессии

Модификация методики Н.С.Пряжникова

Готовность к выбору профессии

Активизирующая профориентационная методика «Будь готов»

Профориентация

Компьютерный вариант MMPI BIG

Активизация выбора профессии

Компьютерная система определения профессиональной пригодности для учащихся 11 классов

Определение профессиональной направленности, формирование профильных классов, выбор учебных заведений, факультетов ВУЗа

Компьютерный диагностический комплекс «Профориентатор», «Профэксперт»

Профориентация

Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир»

Приложение № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ. УРОКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Программа курса «Психология. Уроки выбора профессии» (УВП) для учащихся 9 классов составлена педагогами-психологами МАОУ СОШ№9 г. Улан-Удэ  на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной. Данный курс соотносится с ранее составленной «Программой профессионального самоопределения для учащихся 1-11 классов» в блоке «Уроки выбора профессии» для учащихся 9-х классов и обеспечивает систему профориентационной работы в МАОУ СОШ№9.

Данная Программа рассчитана на 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40-45 минут.

Курс психологии «Уроки выбора профессии» может преподаваться как обязательный предмет или составлять вариативную часть типового учебного плана СОШ№9. Четкое структурирование материала, поурочное планирование облегчает использование курса в качестве обычного предмета и введение его в учебное расписание с тем, чтобы психологическое просвещение могло коснуться как можно большего количества старшеклассников.

Проблема выбора профессии всегда актуальна для старшеклассников. Изменения в обществе ведут к появлению множества новых профессий, о которых школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения, меняются требования, предъявляемые к личности работающего. Данная программа способствует активизации процесса самопознания, позволяет учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, помогает в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению их потребностей, а так же реализации применительно к способностям, склонностям, личностным особенностям конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных не только на изучение личности ребенка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.

Целью данного курса является формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • определить интеллектуальные особенности школьников в разных областях науки; свойства темперамента; характерологические особенности личности; интересы, близкие к тому или иному виду деятельности и необходимые для конкретной профессии;
  • выявить интересы и склонности учащихся на данном возрастном этапе;
  • оказать им практическую помощь в осознании их личностных особенностей, возможностей, свойств нервной системы и выявлении профессиональной направленности учащихся;
  • обеспечить их приемами и техниками по формированию и развитию психологических качеств;
  • сформировать учебно-познавательные мотивы, развить их интеллектуальные и творческие возможности;
  • расширить представления школьников о мире профессий.

Формы, методы работы:

  • индивидуальные и групповые беседы,
  • анкетирование,
  • диагностические процедуры,
  • ролевые и профориентационные игры,
  • тренинг,
  • развивающее занятие,
  • консультирование (групповое, индивидуальное).

В ходе уроков реализуются четыре функции:

  • диагностическая;
  • конструирующая;
  • рефлексивная;
  • развивающая.

Применяемые инновационные технологии.

Междисциплинарные и творческие технологии продуктивного характера:

  • Идеи деятельностного подхода (Дьюи Д., Давыдовва М.А.);
  • Технология личностно-ориентированного подхода (Якиманская И.С.);
  • Технология обучения в сотрудничестве;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Коммуникативно-когнитивные технологии;
  • Технология оценочной деятельности - «портфолио» (психологический аспект - «Профориентационная карта»)

Предполагаемый результат:        развитие у школьников готовности к

профессиональному и личностному самоопределению.

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью методики «Профессиональная готовность».

Содержание предметных тем с распределением часов: 35 часов/год

Тема

Количество

часов

Введение в курс «Психология. Уроки выбора профессии».

1

Стратегия выбора профессии.

1

«Хочу», «Могу», «Надо».

1

Самооценка и уровень притязаний.

1

Чувства и эмоции.

1

Темперамент и профессия.

1

Определение типа темперамента и его соотнесение с выбранной профессией

2

Характер и выбор профессии.

1

Профессия и здоровье.

1

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Определение интересов и склонностей при выборе профессии.

1

Формула профессии.

1

Классификация профессий.

1

Способности и профессиональная пригодность.

1

Тип мышления и выбор профессии.

1

Представления о себе и выборе профиля обучения.

1

Профессиональная направленность личности (компьютерный диагностический комплекс «Профориентир»).

2

Ошибки в выборе профессии.

1

Профориентационная игра «Оптимисты и скептики».

1

Современный рынок труда.

1

Пути получения профессии.

1

Навыки самопрезентации.

1

Способы эффективной самопрезентации.

1

Как правильно написать резюме.

1

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».

1

Что я знаю о мире профессий.

1

Презентация профессий.

1

Турнир «Клуб знатоков профессий».

1

Профориентационная игра «В мире профессий».

2

Профориентационная игра «Профсоюз».

1

Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению.

1

Рефлексия.

1

Формы контроля:

Специфика данного курса предполагает введение без оценочной системы. Определение эффективности занятий можно выявить с помощью диагностического обследования, рефлексивных работ: психологического автопортрета учащегося, сочинения на заданную тему, творческих работ и др., которые выполняются в Дневнике самопознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для учащихся начальных классов по профориентации

Профориентационная работа сегодня- неотъемлемая часть программы повышения качества образования....

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Профориентация» «Юный железнодорожник»

·        Поисково-собирательная деятельность (альбомы, загадки, пословицы, стихи, сочинения и др.).·        Формирование мотивации...

Программа "Профориентация 1-4 класс"

программа по профориентации для начальной школы...

Программа профориентации обучающихся начальной школы

В публикации содержится программа профориентации младших школьникрв "тропинки в профессию" (1-4 класс) с календарно-тематическим планированием по каждому классу....

Программа профориентации 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Программа профориентации для начальной школы "Тропинки в профессию"

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...