Программа внеурочной деятельности в начальной школе для 2-4 классов "Город мастеров"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Мещерякова Людмила Ивановна

Программа поможет подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. в программе сформулированы цели и задачи, сформулированы предполагаемые результаты, описано содержание программы, разработано тематическон планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_gorod_masterov_.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ставровская средняя общеобразовательная школа Собинского района

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

 «Город Мастеров»

Ступень обучения (класс)       начальное общее  (2-4класс)

Количество часов    33 ч.                                 Уровень базовый

Программа разработана

учителем начальных классов

Мещеряковой Людмилой Ивановной

на основе образовательного

научно - исследовательского проекта «Навигатум»

Цель программы «Город мастеров»:

Цель: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

  • Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • Дать представления о конкретном функционале профессий;
  • Формировать узнаваемый образ профессиональной атрибутики.

Ожидаемые результаты образовательной программы

«Город мастеров»

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определённых личностных и метапредметных результатов .

Личностные УУД:

- понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду,

- потребность в получении знаний о многообразии профессий,

-  отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

-  понимание, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

-организовывать свою деятельность в соответствии с планом;

- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;

- высказывать своё предположение (версию);

- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои действия и поведение.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной профориентационной работы;

- включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, моделирования профориентационного содержания занятий.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свою мысль в устной речи;

-слушать и понимать речь других;

-вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);

- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

                         

Содержание программы

Программа «Город мастеров» разработана для 2 – 4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 3 года обучения (33 часа),1 час в неделю (11часов в год).

Программа построена на принципе активного обучения, заключающегося в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Методы и формы  работы: активное обсуждение, беседы, игры,  просмотр мультфильмов, работа в парах, группах, художественное творчество.

Инструментами программы являются:

1.  Мультсериал « Навигатум «Калейдоскоп профессий»

2. Профисказки «Приключения Бабахина и его друзей»

3. Песни Навигатум

4 Притчи Навигатум

В мультсериале «Навигатум: Калейдоскоп Профессий» главные

герои, младший брат Димка и старший брат Алексей Дотошкины, целена

правленно встречаются с представителями различных профессий, чтобы

помочь определиться Димке с самым важным вопросом: «Кем стать?». В сюжете используются различные жизненные обстоятельства, когда героям необходимо разобраться в нюансах различных профессий, лучше понять их специфику, область применения и востребованность в нашей стране.

Стартовой серией мультсериала является песня-мультфильм "Все профессии важны, все профессии нужны". В песне последовательно упоминается 30 различных профессий, по одной строке песни на каждую профессию.

Каждый мультфильм начинается с короткой динамичной заставки сериала "В мире профессий", после которой начинается стихотворение с рассказом о самой профессии, иллюстрированное анимационным видеорядом. В конце каждого мультфильма крупными буквами появляется название профессии.

Обязательное содержание серии: привлекательный образ профессии, объяснение её функционала, подробно показаны атрибуты труда: предметы, орудия, униформа и другие детали.

Занятия по мультсериалу «Навигатум: Калейдоскоп Профессий» ставят своей целью последовательно провести школьника по 3-м этапам знакомства с любой профессией или сферой деятельности:

В соответствии с методикой, школьник последовательно проводится по 3-м основным этапам. Эти этапы:

Любопытство – когда с помощью занятий мы формируем устойчивое и активное любопытство к какому-то роду деятельности, сфере или даже к конкретной профессии. Любопытство выражается в искреннем интересе и желании получить дополнительную информацию. Часто любопытство вызывается просмотром и обсуждением мультсериала «НАВИГАТУМ Калейдоскоп Профессий».

Вовлечение – это этап, когда ученик уделяет большее внимание выбранной им профессиональной сфере деятельности/роду занятий/профессии или даже специальности. На этом этапе наша задача – расширить горизонт и объёмы его знаний в выбранной области; помочь соотнести и ещё раз оценить свои личные качества (компетенции) с профессионально важными качествами (ПВК) и возможными вариантами должностных требований (инструкций) в данной профессии. 

Направление – это следующий закономерный этап развития, когда мы переводим интерес ученика в практическое русло. В зависимости от выбранного направления – практическая реализация может быть очень разной. Для каких-то профессий (например, программист) – это участие в региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах. Это могут быть кружки/клубы в регионе присутствия ученика (кружок робототехники, автолюбителя, конструкторский, творческий). При возможности, вовлечение местных работодателей с представлением учебных площадок для получения практического опыта.

Схема проведения занятия:

1. Вступительное слово

2. Просмотр мультфильма

3. Обсуждение мультфильма

4. Закрепление полученных знаний в игре (для начальной школы)

5. Резюме занятия

Принципы работы по каждому пункту :

1. Вступительное слово (презентация темы)

Цель вступительного слова — показать, что заданная тема не так проста, как кажется, и этим возбудить у учеников интерес к предлагаемой теме.

Задача педагога в беседе «переиграть» школьников, «поймать» их

на различной односторонности суждений и этими ловушками вовлечь

в активное обсуждение.

В ходе вступительной беседы выясняется, что ребята не имеют глубоких знаний о теме урока. Есть лишь поверхностные представления, основанные на стереотипах. Итогом данного обсуждения является подготовка к заинтересованному и, как следствие, крайне внимательному

усвоению профориентационного материала. Далее следует игра, которая стимулирует дополнительный интерес к просмотру мультфильма и дальнейшему обсуждению по теме. Педагог задает вопросы, которые не имеют правильного ответа, назовем их альтернативными.

Альтернативные вопросы задаются с помощью мячика.

Педагог кидает мячик любому ученику и задает любой альтернативный

вопрос. Ученик ловит мяч и высказывает собственное мнение. Правиль

ных ответов не существует и педагогу нечего объяснять!

Данные вопросы нужны только для того, чтобы ученики сами себе задали эти вопросы и попробовали сами себе на них ответить, то есть заинтересовались темой урока.Ученик отвечает и возвращает мяч педагогу, Педагог тут же кидает мяч другому ученику и адресует следующий вопрос. Всё делается достаточно мобильно!

Если у ученика нет собственного мнения, то он кидает мяч тому ученику, у которого оно есть. Если ни у кого нет, мяч возвращается к педагогу,

который задает следующий вопрос. Если, помимо высказанного, у другого ученика есть собственное мнение, то мяч адресуется и ему тоже. Все версии должны быть озвучены! Эффект мяча в том, что ученики, не опасаясь быть высмеянными или осужденными за неправильный ответ, могут говорить любые свои версии, а остальные ученики над этим тоже автоматически задумаются. Таким образом, в игру будет вовлечен весь класс и появится интрига к предстоящему мультфильму.

2 Просмотр мультфильма

Озадаченные, запутанные ученики смотрят мультфильм с большим интересом, чтобы разобраться, что к чему.

3 Обсуждение мультфильма

После просмотренного мультфильма педагог проводит беседу с классом. Обсуждаемые вопросы — разных уровней сложности, в зависимости от возрастной категории учащихся. В обсуждении для нас важно не получение правильного ответа, а та дискуссия, которая может сформироваться вокруг поднятой педагогом темы (вопроса). Даже можно сказать больше: если не удалось завязать дискуссию, в которой ученики общаются, возможно спорят друг с другом, то этот урок скорее всего не удался. И наоборот, любая поднятая дискуссия вовлекает учеников в осознанное восприятие темы. Она останется

в памяти, а может даже станет толчком к вовлечению в тему (в профессию или изучение отрасли).

4 Закрепление полученных знаний в игровой форме

Для учеников начальной школы представлены варианты различных игр по тематике каждого мультфильма, направленные на дополнительное и более осмысленное закрепление полученного материала.

5 Резюме

По итогам занятия проводится краткое подведение итогов по полученным знаниям. По форме резюме представляет собой классическую рефлексию, когда ученики дают обратную связь по занятию в целом и по просмотренному мультфильму в частности. Рекомендуется использование мячика, передаваемого по кругу вместе с рефлексивной репликой. Мячик позволяет задать формат, в котором обратную связь даёт каждый ученик (хотя это и не является обязательной целью).

В притчах используются образы, каждый из которых можно обсуждать отдельно от самой притчи. Для этого можно использовать режим "паузы" при просмотре. Обсуждение образов позволяет учащимся спроецировать свои ощущения, раскрыть тревожащие его мысли, чувства, страхи.          

Тематическое планирование курса «Город мастеров» 2 класс (11 часов)

№ п/п

Тема

Содержание

Вид деятельности

Кол-во часов

Дата

план

факт

2 класс

1

Кем я мечтаю стать, когда вырасту?

Фестиваль рисунков и защита.

познавательная, художественная

1

2

Знакомство со страной Взрослян

дией и ее жителями.

Просмотр  музыкального мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны», активное обсуждение

познавательная, социальное общение, художественная

1

3, 4

Чтение профисказ

ки «Откуда берётся каша?»

Активное обсуждение,

работа с карточками

познавательная, социальное общение, художественная

2

5

Чтение профисказ

ки «Как работает транспорт?»

Активное обсуждение,

Просмотр мультфильма «Машинист»

познавательная, социальное общение, художественная

1

6-7

Чтение профисказ

ки «Как делают электричество?»

Активное обсуждение,

работа с карточками

Составление генеалогического древа семьи, художественная

2

7-8

Чтение профисказ

ки «Как построить дом?»

Активное обсуждение,

Просмотр мультфильма «Строитель» работа с карточками

познавательная, художественная

2

9-10

Чтение профисказ

ки «Кто такие инженеры?»

Активное обсуждение,

работа с карточками

познавательная, социальное общение, художественная

2

11

Квест – игра

«Страна Взросляндия»

Интерактивная игра, составление  карты страны Взросляндия.

познавательная, игровая

1

3 класс (11 часов)

1

Кем быть?

Интерактивная игра «Карусель»

Познава

тельная,

1

2

Профессия «Геолог»

Просмотр мультфильма «Геолог»

Активное обсуждение. «Билет на выход»

Познава

тельная,

1

3

Профессии «Пожарный» и «Полицейский»

Просмотр мультфильма «Пожарный», «Полицейский»

Активное обсуждение. «Билет на выход»

Познава

тельная

1

4

Профессия «Металлург»

Просмотр мультфильма «Металлург»

Активное обсуждение. «Билет на выход»

Познава

тельная

1

5

Профессия «Программист»

Просмотр мультфильма «Программист»

Активное обсуждение. «Билет на выход»

Познава

тельная

1

6

Профессия «Ученый»

Просмотр мультфильма «Ученый»

Активное обсуждение.

«Билет на выход»

Познава

тельная

1

7

Профессия «Сварщик»

Просмотр мультфильма «Сварщик» Обсуждение притчи «Пятикопеечный работник», активное обсуждение

Познава

тельная

1

8

Профессио

нальный рост

Обсуждение притчи «Ствол дерева над пропастью»

Познава

тельна

1

9

Профессио

нальный рост

Обсуждение притчи «Два торговца обувью», активное обсуждение

Познава

тельная

1

10

Профессио

нальный рост

Обсуждение притчи «Два волка», активное обсуждение

Познава

тельная

1

11

Квест- игра

«Все профессии важны»

Интерактивная игра, составление карты страны Взросляндия

Познава

тельная, игровая, досугово-развлекательная

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Обучение школьников специальным знаниям,а также развитие у них общих умений и навыков,...

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...