Проект «развитие речи через коммуникативные навыки»
проект

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного бучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. Среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться.

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджеты, заменяющие порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Да и сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_cherez_kommunikativnye_navyki.docx50.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры».

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Подготовила воспитатель

Гущина Ксения Евгеньевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного бучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. Среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться.

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджеты, заменяющие порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Да и сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением.

Поэтому для родителей все средства для обучения детей азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Дошкольники, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Развитие речи у дошкольников в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и прочее. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дошкольники, которые испытывают, психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развернутое высказывание.

Цель проекта: развивать речь детей в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  1. Дать элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения.
  2. Стимулировать развитие диалогической и монологической речи.
  3. Учить умению дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи.
  4. Совершенствовать навыки группового взаимодействия.
  5. Развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
  6. Развивать умение выражать свои суждения и мнения.
  7. Помочь детям в установлении контактов друг с другом.
  8. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, психолог, воспитатели, родители.

Приемы и методы:

Наглядные: показ иллюстраций, просмотр видеоматериалов;

Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка речи; Игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, дидактические игры.

Материал: иллюстрации, сюжетные картинки, плакаты, смайлики, игрушки – Клоун, Кукла «Мирилка», шапочки-маски, атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, ширма для театрализованной деятельности; художественная литература; ноутбук, интерактивная доска, магнитофон, записи музыкальных произведений.

Длительность: 1 месяц.

  1. ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ, СБОР ИНФОРМАЦИИ.

  1. Календарно-тематический план на месяц.

Содержание

Приемы работы

Игры на снятие психологического и мышечного напряжения.

Игры:

«Воробьиные драки»

«Минута шалости»

«Злые и добрые кошки»

«Рисуем стихотворение»

«Рисуем на ладошках»

«Ласковый ветерок» Физические упражнения: Хороводная игра «Зайка»

«Шаронадуватель»

«Спортсмены»

«Полет»

Беседы:

«Грусть и печаль»

«Злость, гнев, раздражение»

«Радость»

«Любовь»

«Застенчивость»

«Мир наших эмоций»

Игровые упражнения:

«Облака»

«Садовник»

«Угадай настроение»

«Говорящие предметы»

«Зеркало настроения»

«Посочувствуй другому»

«Закончи предложение»

Изучение и уточнение эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.

«Царевна Несмеяна»

«В центре круга»

Чтение художественной литературы и драматизация:

А. Барто «Медвежонок невежа», «Игрушки» А. Плещеев «Скучная картина»

Б. Заходер «Кискино горе»

В. Левин «Песенка о варенье»

В. Лунин «Радость»

Д. Хармс «Очень страшная история»

И. Токмакова «Мне грустно»

Л. Яковлева «Жираф»

Н. Екимова «Облака»

С. Маршак «Храбрецы»

Ф. Бобылева «Мила»

Прослушивание музыкальных фрагментов

и определение эмоционального настроения:

А. Вивальди «Времена года»

Произведения из детского альбома П.И.

Чайковского

Произведения Н.А. Римского-Корсакова

Игры, развивающие

Игры:

коммуникативные навыки.

«Доброе животное»

«Ты мне нравишься»

«Хороший друг»

«Попроси игрушку»

«Веселая сороконожка»

«Поменяйся местом»

«Лесные братья»

Игры:

«Ссора»

«Коврик мира»

«Пойми без слов»

«Рассказ по кругу»

«Вежливые слова»

Игры-ситуации: «Кто пришел», «Кляксы»,

Игры, направленные на

«Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?»,

развитие коммуникативных

«Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три

умений.

характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная

обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец».

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»

«Парикмахерская»

«Магазин»

«Автосалон»

«Улица города»

  1. Модель взаимодействия учителя-логопеда с другими педагогами.

  1. Учитель-логопед и воспитатель.

Формы взаимодействия:

  • Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми;
  • Рекомендации по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
  • Рекомендации по организации двигательного режима на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
  • Рекомендации по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий по изодеятельности;
  • Рекомендации по проведению работы над развитием речи, контроля за правильным звукопроизношением;
  • Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.
  1. Учитель-логопед и педагог-психолог.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия:

  • Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями;
  • Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников;
  • Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом;
  • Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности;
  • Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии;
  • Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
  1. Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия:

  • Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо- ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
  • Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
  • Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
  • Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

3.Методы и приемы на развитие коммуникации.

  1. Словесные методы.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука,, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и

действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие. Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) –

«Кто? Что? Какой? Где? Как? Куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «Почему? Зачем? Чем похожи?».

Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

  1. Наглядные методы.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

  1. Практические методы.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации, по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, то есть все

методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ воспитателя. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

  1. Игровые методы.

В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах. Игровые приемы: внесение игрушек; создание игровых ситуаций; обыгрывание игрушек, предметов; сюрпризность, эмоциональность; внезапность появления, исчезновение игрушки; изменение местоположения игрушек; показ предметов в разных действиях; интригующие обстановки.

  1. ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.

  1. Особенности речевого развития детей с ОНР.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р. Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.

Характеристика второго уровня недоразвития речи.

На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазии (замен слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты. Так, например, вместо слова

«чулок» ребенок использует слово «нога» и воспроизводит жест надевания чулок,

вместо слова «режет» ребенок произносит слово «хлеб» и сопровождает его жестом резания. В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы – в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола.

Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой, либо неправильной формой существительного («играет с мячику», «пошли на горке»). В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки»,, «девочка сидят»), в роде («мама купил», «девочка пошел в» и др.). Глаголы прошедшего времени в речи детей часто заменяются глаголами настоящего времени («Витя дом рисовал», вместо «Витя дом рисует»). Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лента», «вкусная грибы»). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются. На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно («Я была лелька» - Я была на елке. «Собака живет на будке» - Собака живет в будке).

Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей. На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями. В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается, прежде всего, звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.).

Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять - «пат», пыль - «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи. Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (милиционер - «аней», велосипед - «сипед»). Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных, является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно -

«яко», банка - «бака», вилка - «вика», звезда - «видя»). Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

Характеристика третьего уровня недоразвития речи.

На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. В целом в речи этих детей наблюдаются

замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»). Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Так, например, 7-летний мальчик составляет следующее предложение: «Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц». Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто - «копыта», корыто - «корыта», зеркало - «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»). На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем.

Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса -

«кобалса», сковорода - «соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

  1. Методики коммуникативного развития.

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Вераксы)

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова)

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

«Капитан корабля» (П. Экблад) Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) Методика «Маска» (А.М.Щетинина)

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломенский)

  1. Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста. ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.

«Воробьиные драки».

Цель: снятие физической агрессии.

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Минута шалости».

Цель: психологическая разгрузка.

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

«Злые добрые кошки».

Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться

«превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий

предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети

«превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Рисуем стихотворение».

Цель: снятие агрессивности, развитие выразительных движений.

Педагог предлагает детям инсценировать стихотворение. Он читает и повторяет, дети инсценируют.

Есть во дворе у нас мальчик Иван. Он – ужасный хулиган!

Дразнит кошек и собак, Не уймется он никак.

Ваня дерется со всеми подряд, Встрече с ним никто не рад, Скоро останется Ваня один,

Мы с ним дружить совсем не хотим!

Хороводная игра «Зайка».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

«Рисуем на ладошках».

Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия.

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например, море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

«Шаронадуватель».

Педагог обращается к ученикам: «Ребята! Я предлагаю всем нам сделать небольшую паузу. Отдохнуть и поиграть в игру «Шаронадуватель». Шаронадуватель – это профессия, которую придумали в сказочной стране (а может быть, просто, в сказке). Я расскажу вам о ней в стихотворении, а вы постарайтесь поддержать меня вдохами и выдохами (таковы правила игры). Просто слушайте внимательно. Я буду вам подсказывать – делать вдох и выдох, вы – повторяйте за мной». Итак, начали:

Я не летчик, не швея, Даже не спасатель.

А профессия моя Шаронадуватель!

Я вдыхаю глубоко… (глубокий вдох) Выдыхаю смело… (выдох) Разноцветные шары

Делаю умело!

Вот надую первый шар… (вдох, выдох, вдох, выдох) Шар красивый красный.

Яркий словно огонёк, Вовсе не опасный.

Вот надую шар второй… (вдох, выдох, вдох, выдох) Что-то очень он тугой… (вдох, выдох, вдох, выдох) Ох, какой упрямый!

Шар – зелёный самый!

А теперь и третий шар… (вдох, выдох, вдох, выдох) Желтый словно солнце…(вдох, выдох, вдох, выдох) Ой! Взметнулся и пропал –

Улетел в оконце! (машем ему рукой) И четвертый я беру

Вам его я подарю!

Ярко-бирюзовый

Надуваю снова…(вдох, выдох, вдох, выдох) Непослушный ты какой

Что сопротивляешься?

Воздух больше наберу…(глубокий вдох, выдох) Что не надуваешься? ... (глубокий вдох, выдох)

Вот растет, растет мой шар… (глубокий вдох, выдох) Наравне со мною стал! … (глубокий вдох, выдох)

Бах! Бабах! Как сто хлопков! (все делают хлопок в ладоши) Лопнул шар на сто клочков! (глубокий выдох)

Главное – не унывать!

Будем новый надувать! (все хлопают в ладоши)

«Спортсмены».

Педагог объявляет минутку разгрузки: «Ребята! Внимание! Спортивная минутка! Совсем недавно по телевизору вся наша страна наблюдала Олимпиаду в Пекине. Мы переживали за наших спортсменов. Очень хотелось, чтобы они одержали победу в каждом виде спорта. А сейчас давайте дружно представим себя на их месте. Я читаю вам стихотворение – речёвку, а вы повторяйте те действия, о которых в них говорится. Внимание! Спортсмены! Приготовились! Начали! ».

По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом) И спортивную ходьбу

Я отлично знаю.

Раз-два, раз-два!

Шаг я прибавляю! (идут быстрее) Раз-два, раз-два!

Я плывун, иду в заплыв

Волны разгоняю… (действия руками) Раз-два, раз-два!

С головой ныряю! (действия шеей и плечами)

Я гимнастка.

Раз, два, три!

Как красиво, посмотри

Делаю наклоны. (делаем наклоны вправо, влево, вперёд, назад) А потом поклоны. (кланяемся)

Я силач-тяжеловес. Поднимаю до небес

Двести сорок килограмм (наклон туловища вперёд, напрягаемся, изображаем поднятие штанги)

Привезу медали вам!

Я – футбольная команда. (все бегут)

Много я забью голов. (изображаем ведение мяча по полю) Пусть все знают,

что нет лучше

нас – российских игроков!

Ура, ребята!

Мы победили! (прыжки на месте – ура!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через коммуникативные игры

Развитие речи через коммуникативные игры у детей с задержкой психического развития...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Актуальность темы проекта определена необходимостью личностного развития младшего школьника  через развитие речи в процессе использования коммуникативных игр. Используя игровой ресурс можно ...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Напрвление проекта- развитие речевых способностей и умений,  культуры речевого общения, овладения навыками практического общения в результате жизненных ситуаций....

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования общества.Речь является орудием для выражения наших представлений мыслей, познаний и средства к их обогащению ...

Презентация "Развитие речи через коммуникативные игры"

Развитие речи через коммуникативные игры....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры».

В последнее время всё реже можно услышать правильную, грамотную речь. Ребёнку сложно донести своё понимание, умение, не умея владеть речью. Поэтому чтобы ребёнок научился ясно выражать свои мысли, нуж...