Литературная викторина «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Литературная викторина

«Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь». Викторина проведена в рамках школьного проекта по формированию читательской грамотности, посвященного 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»

 

Правила игры «Умники и умницы»

Каждый класс проходит по своей дорожке. Правильный ответ шаг вперед, неверный -  на месте. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.

Шаг

4А класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Укажите город, в котором жил богатый купец. (Винета)

Стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец.

 Как звали купца?  (Уседом)

Стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета, корабли которого, нагруженные   плавали по далеким морям.

Чем были нагружены эти корабли? (Дорогими товарами)

Уседом был очень богат и жил роскошно, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

Почему же он получил такое прозвище? (что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время).

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь.  

За что он её так прозвал? (за быстроту ее ног)

2

Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме…

Кто мог ездить верхом на Догони-Ветре? (хозяин)

 Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ.

Какие деревья росли в этом лесу? (сосны)

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочили плечистые молодцы со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; половина были на лошадях, другие пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Сколько разбойников напали на купца в лесу? (шесть)

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня? Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался,   за собою разъяренных злодеев.

С чем сравнил автор скачущего коня? (со стрелой)

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал.

 Что же обещал купец? (что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса).

3

Чем кормил купец лошадь? (освом)

Поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и… Что же сделал работник?  (напоил коня раньше времени)

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец…

Что же произошло с конём? (ослеп)

 

Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

 Но что потом произошло? (Уседом купил себе другую верховую лошадь)

 

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел…

Что велел купец сделать? (снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне)

4

Слепой конь упирался, не шёл со двора.

Тогда, что сделали работники?

(Слепого коня работники выпроводили со двора палкой)

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте.

Что случилось потом? (голод заставил ее искать пищи)

Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Почему лошадь натыкалась то на угол дома, то на забор? (она была слепая)

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела.

 Как называлось такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы? (вече)

 

Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый.

Кто же мог позвонить в колокол? (кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты)

5

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать. Она Лошадь специально звонила в колокол?

Что она хотела на самом деле?  (думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы) 

Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил.

Что решил народ? (что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол)

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему…

Что же приказали купцу? (содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти)

Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне.

Где был поставлен камень? (на вечевой площади)

В каком году было написано произведение «Слепая лошадь»? (1932)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведению К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» Подготовила: Орешкова Н.В., учитель начальных классов МБОУ «Разъезженская СШ»

Слайд 2

Укажите город, в котором жил богатый купец.

Слайд 3

Стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета ; а в этом городе жил богатый купец. Как звали купца?

Слайд 4

Стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета , корабли которого, нагруженные плавали по далеким морям. Чем были нагружены эти корабли?

Слайд 5

Уседом был очень богат и жил роскошно, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче. Почему же он получил такое прозвище?

Слайд 6

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь. За что он её так прозвал?

Слайд 7

Никто не смел садиться на Догони-Ветра , кроме… Кто мог ездить верхом на Догони-Ветре ?

Слайд 8

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету , проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ. Какие деревья росли в этом лесу?

Слайд 9

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочили плечистые молодцы со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; половина были на лошадях, другие пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду. Сколько разбойников напали на купца в лесу?

Слайд 10

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты , если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер . Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня? Догони-Ветер , несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, за собою разъяренных злодеев. С чем сравнил автор скачущего коня?

Слайд 11

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал . Что же обещал купец?

Слайд 12

Чем кормил купец лошадь?

Слайд 13

Поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и… Что же сделал работник?

Слайд 14

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец… Что же произошло с конём ?

Слайд 15

Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса. Но что потом произошло?

Слайд 16

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел… Что велел купец сделать?

Слайд 17

Слепой конь упирался, не шёл со двора. Тогда, что сделали работники ?

Слайд 18

Бедный слепой Догони-Ветер , не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте. Что случилось потом?

Слайд 19

Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор. Почему лошадь натыкалась то на угол дома, то на забор?

Слайд 20

Надобно вам знать, что в Винете , как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Как называлось такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы ?

Слайд 21

Посреди Винеты , на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый. Кто же мог позвонить в колокол?

Слайд 22

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать. Она Лошадь специально звонила в колокол? Что она хотела на самом деле?

Слайд 23

Все в Винете знали Догони-Ветра , знали , что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом. Когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил. Что решил народ?

Слайд 24

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему… Что же приказали купцу?

Слайд 25

Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне. Где был поставлен камень?

Слайд 26

В каком году было написано произведение «Слепая лошадь»?

Слайд 27

https:// diafilmy.su/2728-slepaya-loshad.html https://www.hobobo.ru/skazki/slepaya-loshad / https:// www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fflomaster.club%2F70523-illjustracii-k-skazke-slepaja-loshad.html&psig=AOvVaw3skRlXkckYwUZQXOro6FfD&ust=1678172226215000&source=images&cd=vfe&ved=2ahUKEwiE_cvs3Mb9AhVMmYsKHUAiD0gQr4kDegUIARCKAQ https://xn--80akhcicergqrg.xn--p1ai/2016/03/08/%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8C / https:// www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Favatars.dzeninfra.ru%2Fget-zen_doc%2F1337


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Умники и умницы" для учащихся начальных классов

Викторина "Умники и умницы" для учащихся начальных классов...

Литературная игра "Умники и умницы" по произведениям А. П. Гайдара

В игре учавствуют 4 команды. Игра проводится по 7 номинациям1 Факты и фактики2 Письма и записки3Отрывки из книг4 Стихи и песни5 Книга и ее герои6 Портрет героя7 Что?  Где?  Когда?Команды сам...

Внеурочное мероприятие, интеллектуальная викторина «Умники и умницы» 3-4 классы.

Внеурочное мероприятие, интеллектуальная викторина «Умники и умницы»  3-4  классы.Проект внеурочного мероприятия (библиотечного) урока...

Познавательная викторина "Умники и умницы".

Цель: развитие познавательных процессов, сплочение коллектива, создание дружеской обстановки в классе....

К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"

Презентация к уроку чтения К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"...

Технологическая карта урока по литературе по теме «К.Д Ушинский «Слепая лошадь» (4 класс) , УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формированиечитательской компетенции: понимание информации, самоконтрольЗадачи урокаДидактические:1)Познакомить с творчеством К.Д Ушинского2)...

Технологическая карта по литературному чтению по теме:К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Тема урока: К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа &laq...