Дорога к храму
план-конспект

Жбанова Наталия Александровна

Внеклассное занятие для 7-9 классов коррекционной школы по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_k_hramu.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дорога к Храму

        Цель: развивать духовно-нравственные качества через ознакомление с историей и культурой родного города.

Задачи: 1. Расширить и углубить знание о родном городе, его истории, храмах.

2. Показать значение православия в культуре и жизни людей.

3. Познакомить обучающихся с историей Воскресенского собора, основными элементами храма, его устройством; формировать умение вести себя в храме.

4. Воспитывать нравственные качества личности, любовь к историческому прошлому города.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, фотографии храмов, аудиозапись колокольного звона, отрывок из фильма «Шуйское дело»

Ход занятия

  1. Орг момент, определение темы, постановка задач.

Велика, красива и богата наша страна. Каждый  человек, живущий на земле, с детства впитывает в себя любовь  к своему народу и стране, к своей земле и ее истории. А олицетворяют родную землю  ее  символы. Какие символы вы знаете?   (гимн, герб, флаг, березка белая, матрешка и т.д.)

Сегодня наш разговор пойдет еще об одном символе России. Но сначала послушайте притчу.

Современная притча

         Однажды поспорили дороги: кто из них главнее? Каждая из них говорила: «Я больше, я шире, я длиннее». Железная дорога кричала: «По мне ходят поезда, перевозят огромное количество грузов и пассажиров!» Автомагистраль, проходившая по живописной горной местности, спорила: «А я везу туристов на отдых!»  Другая дорога перебивала их: «По мне везут уголь, нефть и металлы!  Без меня не может существовать ни одно государство». Только одна дорога робко стояла в стороне и молчала. Когда Бог, наблюдая за происходящим, спросил у нее, почему она не участвует в споре, она скромно отвечала: «По мне не ездят поезда, автомобили и автобусы.  Я – маленькая тропинка от села к близлежащей церкви». А Бог сказал: «Ты – главная дорога, потому что по тебе человек приходит в храм».

- Что же это за символ России? (храмы). Россию не зря называют Святой, Златоглавой, ведь в каждом городе, поселке обязательно есть церковь.

Как вы думаете, как будет называться сегодня наше занятие? «Дорога к Храму» 

- Скажите, как вы понимаете слова «дорога к храму»? (Необходимо подвести обучающихся к выводу о том, что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовный рост, преодоление зла в себе.)

Дорога к храму нелегка, длинна. Но длина ее измеряется не километрами и даже не днями, а душевной работой. У каждого своя дорога к Храму. У кого-то она извилистая, узкая, с кочками и ямами, болотистая или каменистая, а у кого-то удобная, широкая и ровная. А может быть, это дорога, на которой есть и то и другое. Главное, чтобы она была, эта дорога.

 - О чем же мы узнаем на занятии? Мы узнаем,  какие храмы есть в нашем городе, их строение, узнаем о колоколах и приоткроем тайну дороги к храму, как путь души каждого человека.

2 Актуализация знаний.

Посмотрите на фотографии на доске. (фото православного, католического, буддийского, мусульманского храмов)

- Что это? (Храмы) -  Что такое храм?

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу.

- Слово храм означает «хоромы», «здание», «дом».

- Где православный храм? Как вы определили?  По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола. Что напоминает эта форма? (Форма купола похожа на пламя свечи)

У храма может быть один купол – символизирует Единого Бога,   три купола в честь Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа),  пять – Христа и четырех Евангелистов,  семь – семь таинств церкви, и даже больше.

3. Этап получения новых знаний.

  Работа в парах.

- Ребята, у вас на столах разрезанные картинки, названия и небольшой текст, соберите их. Что у вас получилось? (храмы города Шуя)

Леша и Дима собирают картинку Колокольни, разрезанную на 6 частей. 

- Что это за храмы? Как они называются? Найдите на доске такой же храм, повесьте название и прочитайте информацию об этом храме.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы - Самая древняя церковь Шуи, располагавшаяся на территории Шуйского кремля.

Храм Преображения Господня - С конца 40-х до начала 90-х гг церковь на Мельничных улицах  оставалась единственной действующей в Шуе.

Храм Илии Пророка - Долгое время в здании бывшего храма находился фабричный клуб «Шуйский пролетарий», прозванный жителями города «Безбожник». И только 2 августа 2009 г., в день святого пророка Божия Илии, в храме была отслужена первая Литургия после открытия.

Храм Петра и Павла - При храме Петра и Павла до революции действовала церковно-приходская школа. 

Храм Благоверного князя Александра Невского – церковь при  Шуйском духовном училище, сейчас это Шуйский филиал Ивановского Государственного университета.

Храм Вознесения Господня – первый храм в Заречной части города. Первым настоятелем  был священник Ф.В. Казанский, он занимался большой просветительской работой среди крестьян и являлся краеведом. В 1894 году он создал общество трезвости, народную библиотеку, в период первой мировой войны организовывал воинские захоронения. 

Храм Алексия, человека Божьего - Стоял на территории шуйской земской больницы, являлся храмом городских богоугодных заведений.

В нашем городе много храмов, но мы подробнее поговорим сегодня только о главном - Воскресенском соборе.

Ученик 1. Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 г., описывается «деревянной и весьма бедной». Церковь становится знаменитой в связи с Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери. Икона была написана за несколько дней шуйским иконописцем Герасимом Иконниковым во время моровой болезни в 1655г. Через некоторое время по молитвам Богородицы моровая язва в Шуе чудесно прекратилась. 

Ученик 2. В 1690 г. на месте деревянной Воскресенской была возведена каменная пятиглавая церковь. В 1710 г. пожар уничтожил храм. Возведение Воскресенского собора долго откладывалось и было начато лишь в 1792 г., строительство продолжалось 6 лет. Воскресенский собор был богато украшен на средства шуйских купцов. 

- Давайте посмотрим на внутреннее убранство храма. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

 Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями». Притвор сравнительно небольшой. В нем обычно располагается церковная лавка, где можно купить свечи, иконы, крестики, написать записки о здравии и упокоении своих близких. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Здесь иконы, свечи, росписи на стенах и потолке с библейскими сюжетами и ликами святых.

Алтарь (означает Царство Небесное) это место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения.

Иконоста́с — алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов икон, отделяющая алтарь от остального помещения.

В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата. Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери. 

 

У Воскресенского храма мы видим высокую колокольню. Для чего нужна колокольня, как вы думаете?( на ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей).

- А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность).

 Ученик 3. Колокольню Воскресенского собора видно уже при подъезде к Шуе. Строительство соборной колокольни началось в 1810 г.  Строилась она 22 года. Высота колокольни — 106 м, она считается самой высокой в Европе среди отдельно стоящих колоколен, после Петропавловской колокольни. Сначала, 35-метровый шпиль шуйской колокольни был похож на иглу Петропавловкой крепости.  Но от ветра он несколько раз ломался. В 1868 году шпиль заменили. Теперь внутри его стальной каркас. На третьем ярусе размещалось 12 колоколов.  

Ученик 4.Самый большой колокол весил более 20 тонн и считался седьмым по весу в России. При перевозке колокола через Тезу зимой 1891 г. лед на реке проломился, колокол затонул. Но нашлись смельчаки, которые, ныряя в ледяную воду, продели канаты через уши колокола, и общими усилиями колокол достали из воды. 19 мая 1891 г. при стечении 20 тысяч народа колокол был торжественно поднят на колокольню. Работы по подъему продолжались всего полтора часа. В революцию он был сброшен и разбит. Нынешний главный колокол  весит 4 тонны. Он самый большой на Ивановских звонницах.

4. Прослушивание звонов

 - Для чего звонят в колокола? (Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на службу.) Давайте послушаем разные звучания колоколов.

 Благовест - это мерный удар одного большого колокол.  После благовеста звучит трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и так три раза.  

В дни праздников  звучит  перезвон - это звон поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз. 

Били в набат, созывали народ на вече, при пожарах и бедствиях.

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

5. Физкультминутка

Мы послушали разные способы бить в колокола. А теперь попробуем сами воспроизвести. Я буду называть виды колокольного звона, а вы попробуйте передать хлопками.

6. Работа в группах.

А какие знаете  православные праздники?

Предлагаю вспомнить праздники и определить, какие являются государственными, а какие православными.

Троица, Пасха, Крещение, Рождество, Радоница, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День учителя.

Леша и Дима обводят и раскрашивают картинку, говорят, что это за праздник. 

Но были в истории Воскресенского собора трагические события.

 Ученик 5.  В 1921 г. вследствие небывалой засухи, начался страшный голод. Советские власти решили использовать это для борьбы с Церковью. В начале 1922 г издали Декрет, согласно которому должны были забираться все драгоценные церковные предметы. Настоятель Воскресенского собора Павел Светозаров сообщил, что он сам отдать церковные предметы не может, но и оказывать сопротивления комиссии не будет. Но прихожане в течение нескольких дней не пускали в собор комиссию по изъятию ценностей.

 ФИЛЬМ «Шуйское дело» (эпизод)

Ученик 6. Среди защитников храма пострадало 22 человека, четверо были убиты. По начатому уголовному делу были арестованы девятнадцать человек. После «Шуйского дела» начались масштабные репрессии духовенства по всей стране. В воспоминание о тех трагических событиях 17 октября 2007 г. на площади у соборной колокольни был торжественно открыт памятник павшим за веру в годину гонений на Церковь.

 

7. Самостоятельная работа

-Давайте вспомним, как надо вести себя в храме?  Предлагаю вам вставить пропущенные слова

Правила этикета в храме

Перед входом в храм нужно 3 раза ….. В церкви запрещается громко …., держать руки в ….,  жевать ….

Женщины не должны приходить в церковь в…., коротких ….., кофтах и блузках без….., с косметикой на ….. Голова женщины должна быть покрыта…..

Мужчины перед входом в храм обязаны снять….. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной  одежде.

Слова для справок: перекреститься, разговаривать, карманах, жевательную резинку, брюках, юбках, рукавов, лице, платком, шапку.

Зачитывают получившиеся правила.

8. Коллективная работа.

Храм - это место Святое, Чистое, Доброе.

Человек идет в храм, размышляя о своих поступках: что он сделал хорошего в жизни, а что плохого; как, по каким законам надо жить, чтобы потом не было стыдно. Ответ ему помогают найти 10 заповедей - главнейших законов нравственности.

Вот основные законы нравственности, по которым мы должны с вами жить. Я буду зачитывать определения, а вы выбирать и вывешивают на доску заповеди по порядку.

Десять заповедей Закона Божия.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. Второй заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть поклоняющиеся кому-то или чему-то - это любовь к деньгам, чревоугодие, гордыня, тщеславие.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. Третья заповедь запрещает нам упоминать имя Божие напрасно, то есть без нужды, в пустых разговорах, а тем более для подтверждения какой-либо лжи.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. Четвертая заповедь повелевает нам в день воскресный и во всякие праздники посещать храмы и не откладывать этого ни по каким причинам, кроме тяжелой болезни.

5. Почитай отца и мать. Маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

6. Не убий. Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что даже словом можно убить человека.

7. Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь. Не предавай. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди - залог сохранения семьи.

8. Не укради. Не воруй - ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, сделке, делай все по совести. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона.

9. Не лжесвидетельствуй. Нельзя обманывать, клеветать, осуждать другого. Порой нам может казаться, что ложь поможет преодолеть неприятности, избежать наказания. Но это не так, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

10. Не пожелай ничего чужого. Не завидуй. Зависть мешает радости. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало... Что было дальше, вы знаете.

Если следовать этим заповедям, то жить становится просто, понятно и легко.

9.Рефлексия  Приходя в храм,  мы  учимся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи, отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, своими делами - помогать ближним.

Составить синквейн со словом «ХРАМ»

Храм
Православный,  христианский
Поклоняются, служат, молятся
Он предназначенном для богослужений
Вера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дорога в Храм"

Данная презентация подготовлена для проекта по курсу "История православия"...

Литературно-музыкальная композиция «Святая Русь под мантией старинной…» или «Дорога к храму».

Данная литературно-музыкальная композиция использована   в рамках проекта "Времен связующая нить"...

"Дорога к храму"

презентация...

Дорога к храму

Презентация к уроку 4 класс...

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Авторская программа внеурочной деятельности - факультативный курс "Дорога к храму", православная культура (1-4 классы)

Разработка факультативного курса "Дорога к храму" предназначена для изучения основ православной культуры в 1-4 классах во внеурочной деятельности учащихся. Программа носит культурологический...

Дорога к храму.

Познакомить детей с иконами Пресвятой Богородицы. Уточнить знания детей о молитве, восковой свече, о колокольном звоне....