Авторская программа внеурочной деятельности - факультативный курс "Дорога к храму", православная культура (1-4 классы)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ширяева Елена Валерьевна

Разработка факультативного курса "Дорога к храму" предназначена для изучения основ православной культуры в 1-4 классах во внеурочной деятельности учащихся. Программа носит культурологический характер, соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа№1 муниципального района  

г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области

                     

Факультативный курс

«Дорога к храму»

(Основы православной культуры)

в 1-4 классах

 

                                 

                                                         Господь ищет сердце, исполненное

                                                                любви к Богу и ближнему. Царствие

                                                                Божие заключено в сердце человека»

                                                                                       (Серафим Саровский)

Программа разработана в 2009 г.

Доработана в соответствии с

требованиями  ФГОС второго

 поколения в 2010г.

                                                                                             

                                                                             Автор: учитель начальных

                                                                             классов Ширяева Елена Валерьевна                                                            

Программа стала победителем муниципального конкурса и лауреатом (3 место) регионального конкурса методических разработок в 2010г.

                                     

                             

Пояснительная записка

  Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций общеобразовательной школы в новых изменяющихся жизненных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14. «Общие требования к содержанию образования»).

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть достаточно полно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина современного российского общества.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования. Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в нашей школе обеспечивается:

1) культурологическим содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися  и их родителями (законными представителями) в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

3) организационно-правовой независимостью школы от организаций религиозных конфессий;

4) методическим контролем служб учредителя МОУ СОШ№1 за практикой организации и преподавания православной культуры.

Изучение православной культуры в  школе не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Цель курса:

Духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры 

Достижение цели предполагает решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач.

Обучающие задачи:

– ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни и познакомить дошкольников с основными событиями Нового Завета;

–   способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия;

– дать представление о православной церкви и православном храме, познакомить с некоторыми образцами православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;

– расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру;

– раскрыть основные духовные, нравственные и религиозные представления Православия;

– приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного православного и народного искусства.

Воспитывающие задачи:

– содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;

– воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, благоговения к святыням; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;

– воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести;

– формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;

– воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

Развивающие задачи:

– содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства;

– содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени;

– развивать навык связной речи детей, обогащая словарный запас и образный строй;

– стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;

– помочь в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия;

– коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;

– содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребенка.

Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем:

– освоения детьми духовно-нравственных категорий: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и правил доброй, совестливой жизни;

– развития мотивационной сферы через формирование стремления подражать высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок;

– развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, и формирования умения делать самостоятельный нравственный выбор;

– содействия развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

– содействия развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами;

– оказания помощи в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя;

– формирования навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения способствуют:

– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;

– формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории (о творении Богом мира видимого и невидимого; Рождестве Иисуса Христа, краткими сведениями о земной жизни Спасителя, Крестной Смерти и Воскресении Христа);

– первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой занятий;

– формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно с взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;

– содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Возраст 6–10 лет в жизни современного ребенка – это время начала систематического обучения. Соответственно систематического изучения православной культуры. Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя ее высшими чувствами и образами.

 Живое изучение, проживание главных православных праздников дает возможность ребенку быть включенным в жизнь общества (и природы), быть сопричастным духовной жизни, жизни видимой и умопостигаемой.

К концу 4 класса дети должны познакомиться с основными событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Знать имена главных участников этих событий. Уметь за канвой действий конкретных личностей выявить поучительный смысл. В связи с этим в 3-4 классе предлагается построить программу на изложении событий библейской истории со значительными сокращениями, но в хронологической последовательности. Здесь необходимо проследить цепочку сюжетов, содержащих основные, ключевые события, в которых явно просматривается благая воля Божия о спасении людей.

В изучении Ветхого Завета очень важно обратиться к этической стороне, потому что Ветхий Завет дает множество конкретных и однозначных сюжетов, которые соответствуют этическим понятиям детей этого возраста.

В основу изучения православной культуры 4 класса положен Новый Завет, что дает возможность не только познакомить детей с христианской этикой и эстетикой, но и сделать возможным приобщение ребенка к православному образу жизни.

Постепенно надо вводить детей в историю Русской Православной Церкви, показывая тесную, органичную связь истории Православной Церкви с исторической жизнью русского народа и государства. Знакомить детей с примерами жизни русских святых. Излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно. Для того, чтобы создать эффект реальности событий, ощутить обстановку жизни людей того времени, необходимо совершить экскурсии в места этих событий жизни святых, показать фотографии, видеозаписи, иллюстрации, иконы, дополняя живым образным рассказом.

Продолжить знакомство с жизнью Православной Церкви, устройством православного храма и многообразием храмов.

При изучении курса следует также изучать обычаи, культуру, искусство нашего народа. Целесообразно включать в уроки прослушивание фрагментов церковной музыки и пения. Посвящать на уроке специальное время или даже отдельные уроки знакомству с образцами церковной архитектуры и живописи. Найти возможность для посещения храма.

Продолжается изучение православных праздников. При этом преподавателю особенно важно обратить внимание на форму проведения праздников. Если нет возможности правильно, с педагогической точки зрения, организовать в школе проведение праздников, то нужно рассказать о том, как празднуется тот или иной праздник, объяснить его нравственное, учительное содержание. Важно также иметь в виду и то обстоятельство, что в Церкви есть немало переходящих праздников – это потребует от преподавателя определенной ежегодной корректировки программы в соответствии с датами этих праздников.

Особое значение в изучении курса отводится формированию нравственности ребенка. Этот процесс должен проходить на всех занятиях.

Изучение курса надо связать с другими предметами: чтением, изобразительной и трудовой деятельностью, и т.д.

При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками самих детей, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.

Очень важно вовремя увидеть необходимость перемен форм и методов преподавания. При их выборе следует руководствоваться соответствием целям, содержанию курса и возрасту ребенка, их разнообразием и постепенным смещением с внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала.

В преподавании курса в начальных классах особенно важна живая, заинтересованная позиция учителя.

Планируемые результаты освоения курса

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры.

Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции;  в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации.

     

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению  является формирование следующих  компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечение родителей к совместной деятельности.

     

 Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить следующие предметные результаты:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

       Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Содержание курса

Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как Богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.

Факультативный курс представлен в следующих содержательных линиях:

Мы и мир Божий вокруг нас: 1. Бог. 2. Мир и его творение. 3. Красота Божьего мира. 4. Сотворение человека. 5. Православное мировоззрение. 6. Человек в православной картине мира.

 История православной религии и культуры: 1. Ветхий Завет. 2. Новый Завет. 3. Служение апостольское. 4. Становление и развитие христианской церкви. 5. Жития святых – самые читаемые русскими людьми литературные произведения.

 Художественная культура православия: 1. Церковный храм и его устройство. 2. Православная икона. Иконопись. Иконография. 3. Музыкальная культура православия. Колокольный звон. 4. Шедевры православной художественной культуры. Прикладное искусство. 5. Православная литература.

Нравственная культура православия: 1. Смысл и сущность православной морали. 2. Десять заповедей Божиих в Ветхом Завете. 3. Заповеди блаженства в Новом Завете. 4. Православная нравственная культура в жизни общества.

Главные православные праздники: 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения). 2. Церковные обряды. 3. Единство православия и народной культуры в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь). 4. Культура православных праздников. Культура убранств. Культура проведения.

 Региональный компонент: 1. Святые Нерехтского края. 3. Храмы Нерехтского края. 4. Православная культура Нерехтского края.

 Православный образ жизни: 1. Православный образ (уклад) жизни. 2. Православный календарь. Праздники. Посты. 3. Семья как «малая церковь». «Домострой». 4. Труд. 5. Православная община. 6. Родина и защита Отечества. 7. Жизнь православного мирянина.

Формы, методы и средства преподавания православной культуры

Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

С особой осторожностью и тщательностью, педагогической корректностью следует подходить к выбору инновационных форм изучения православной культуры. Плодотворным в этом плане может оказаться использование таких форм проведения урока, как путешествие в предмет (вводные уроки вначале изучения «Основ православной культуры»), погружение в историческую эпоху («Крещение Руси. Распространение православия»); урок-портрет, посвящается выдающимся деятелям русского православия Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому и другим деятелям Церкви; урок-раздумье («Духовно-нравственные понятия православия», «Человек в православном понимании»); урок вопросов и ответов: учащиеся задают педагогу проблемные вопросы по ранее изученному материалу с целью систематизации полученных знаний.

В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Так изучение книг Ветхого и Нового Завета вводит детей в мир вечных истин и всегда современных идей, высочайших нравственных идеалов, в художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты, раскрывает сложные и неоднозначные ситуации, знакомит с историей, обычаями, образом мысли народов древнейших цивилизаций.

Кроме книг Священного Писания в разрабатываемом курсе предполагается использовать произведения святоотеческой литературы, исследования по истории православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимую в Древней Руси. В жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – Дмитрий Донской и Александр Невский; духовное возрастание – Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский; верность Родине – патриарх Гермоген; забота о ближних – Тихон Задонский; семейные добродетели – Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

Большую роль играет изучение православного церковного и светского искусства: архитектура, иконопись, изобразительное искусство, художественная литература, предания, сказки, образцы музыкального и поэтического творчества. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.

Актуальна проблема оценивания знаний учащихся. Данный курс предполагает безоценочное обучение учащихся 1-4 классов, что способствует более свободному выражению мыслей и чувств детей.

  Каждый годовой цикл  школьного обучения предусматривает 35 занятий, из расчета одно занятие в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно условно выделить 4 возрастные группы, в которых преподавание курса будет иметь свою специфику, и, соответственно, программа будет делиться на 4 раздела.

Раздел I. Учащиеся 1 класса. Мы и мир Божий.

Раздел II .Учащиеся 2 класса. Храм Божий в душе человека.

Раздел III. Учащиеся 3 класса. Православие, как образ жизни.

Раздел IV. Учащиеся 4 класса. Человек преображенный. Образы святых.

Программа разработана на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 – 52 876 ИН/16. Автор также учитывает опыт аналогичных программ, поэтому он считает своим долгом выразить глубокую признательность авторам, на работы которых он опирался в подготовке данной программы:  ТО «Духовное наследие», Климентьеву В., И.М., Т.П. Беляевой, А.В. Бородиной, священникам Сергию Коротких и Виктору Дорофееву,  И.В. Метлику, Б.И. Пивоварову, Л.Л. Шевченко и др.

                  Требования к уровню подготовки детей 1-4 классов

Учащиеся 1 класса к концу учебного года должны иметь представление о видимом и невидимом (о материальном и духовном) мире, о Боге, Творении мира и человека, иметь представления о событиях Нового Завета: Рождестве Пресвятой Девы Марии, введении Пресвятой Девы Марии во храм, Рождестве Иисуса Христа, детстве Иисуса Христа, Крещении, благословлении детей, входе в Иерусалим, Пасхе, распятии и смерти Иисуса Христа, Воскресении Христовом.  Дети к 8 годам должны иметь  представление о Церкви и Храме, устройстве храма, иконостасе, иконе, молитве, церковном пении, колоколах и колокольном звоне, священнике и помощниках священника: диаконе, псаломщике, понятии о церковной службе, поведении детей в храме. Так же важно  знать значение православных праздников, понимать их культуру: Пресветлое Рождество Христово; Крещение Господне; Масленица, Сретенье, Праздников Праздник – Светлое Воскресение Христово (Пасха).

Так же в течение первого года обучения детям  необходимо  понимать важность заботы о личном здоровье, соблюдения медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья, помощи другим в беде, болезни, несчастном случае.

К концу второго года обучения учащиеся должны иметь представление о православии как традиционной религии русского народа, о смысле жизни православного христианина, о добродетелях человека, иметь начальные знания о чудесных деяниях святых, об истории возникновения русской письменности, о святых Кирилле и Мефодии, Прп. Пахомии Нерехтском и их житии; иметь представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об основных качествах православного человека: послушании, милосердии, смирении, мужестве, трудолюбии. Дети должны понимать назначение и роль иконы в жизни православного человека. Учащиеся должны осознавать важность выполнения заветов Иисуса Христа о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему. Дети должны иметь представление об устройстве семьи, ее нравственном начале, знать своих предков, чтить их память, уметь составлять древо своей семьи, уважать членов своей семьи, понимать важность взаимопомощи членов семьи, иметь представление о правильных отношениях с близкими людьми, с учителями, со сверстниками и взрослыми; отношении к природе и всему живому. Знать требования Православной Церкви к поведению ребенка.  

Учащиеся третьего класса должны иметь представление о просвещенном человеке, знать церковнославянскую азбуку, происхождение церковных праздников и их обряды, наиболее известные церковные праздники и их празднование, местные традиции проведения праздников, произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества, духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников. Учащиеся должны знать о символах веры, о золотом правиле жизни, о жизни после смерти, о царствии небесном, о Страшном суде, о добродетелях христиан, о непобедимом оружии христиан, о небесных помощниках. У учащихся должно быть представление об истории возникновения храмов на нерехтской земле, о Степане Воротилове, о роли русских царей в строительстве храмов в Нерехте. Дети должны знать название и историю нерехтских храмов.  

К концу 4 класса  дети  должны иметь представление о человеке преображенном, о ступенях восхождения в Отечество небесное, о святых и их житии, о служении Отечеству, о самоотверженности и преданности своей Родине, о подвиге и науке побеждать, иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры. Учащиеся должны иметь представление об основных событиях истории православия на нерехтской земле.

Знания учащихся по основным смысловым линиям курса:

 1. «Мы и мир Божий вокруг нас». Понятие о Боге, Пресвятой Троице, Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом. Их единство и нераздельность. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии. Бог и Его творение мира и человека. Человек как образ Божий. Тело человека – храм Божий. Человек как духовное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа исцеления людей, спасения их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души?

2. «История православной религии и культуры». Сотворение мира и человека. Грехопадение прародителей. Наказание за грех. Каин и Авель. Всемирный потоп. Дети Ноя.  Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. Дарование закона Божия на горе Синае. Устроение скинии. Вступление евреев в Обетованную землю.  Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него Ковчега Завета. Соломон и его мудрость, построение и освящение Храма. Рождество Богородицы. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретенье Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Предательство Иуды и Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Первые ученики Господа. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам. Преображение Господне. Притчи: о милосердном самарянине, о милосердном царе и безжалостном должнике; о блудном сыне, о талантах, о сеятеле и семени, о десяти прокаженных, о богатом Лазаре, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Успение Пресвятой Богородицы. Святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Святые Православной Церкви. Святитель Николай Угодник, Георгий Победоносец. Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елизавета Романова, Серафим Вырицкий. Гонения на Православную Церковь после 1917 года. Ее признание в конце 80-х годов.

3.  «Художественная культура православия». Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь. Певчие. Духовная литература. Устное народное творчество. Духовные стихи и песни. Книжная литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы. Изобразительная культура.

4.  «Нравственная культура православия». Отношение человека и Бога. Нравственное поведение ребенка. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Наибольшая заповедь, в которой весь Закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в них. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. Семья как малая Церковь. Отношение ребенка к своим родителям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Общие качества Матери Божией и матерей всех детей. Качества Пресвятой Богородицы, отраженные, по мнению ребенка, в его маме. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Отношение ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Когда, кого и за что можно простить. Новый Завет о прощении. Жизнь апостолов и их служение людям – великий пример жертвенности и любви. Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Милосердие, терпение, любовь к людям. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Забота о живом. Бережное отношение ко всему.

5. «Главные православные праздники». Происхождение церковных праздников и их обряды. Наиболее известные церковные праздники и их празднование. Местные традиции проведения праздников. Произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества. Духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников.

6.  «Региональный компонент». Храмы нерехтской земли- Благовещенский, Никольский, Преображения Господня, Владимирский, Крестовоздвиженский, Казанский, Троице - Сыпанов монастырь

Святой  нерехтской земли - Прп. Пахомий Нерехтский, житие и чудотворные дела.

Роль русских царей в основании храмов Нерехты.

7. «Православный образ жизни».  Устройство церкви. Священнослужители: священник, диакон. Жизнь верующего человека. Мое поведение. Мое отношение к ближним. Мое служение ближним. 


                      Учебно-методическое обеспечение курса

I. Учебная литература для учащихся

1.. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. – М.: Сретенский монастырь, 1997.

2. Бахметьева А.Н. Рассказы из истории Христианской Церкви. От I до половины XI в. –  М.: Донской монастырь, 1993.

3. Шевченко Л. Л.  Православная культура: экспериментальное учебное пособие в 6 частях для учащихся 1-4 классов. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.

4. Евангелие для детей. – Киев: Почаевская Лавра, 1995.

5. Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей.  Составлено по С. Куломзиной. – М.: Паломник, 2002.

6. Зинченко З. Детям о православной вере: Книга для школы и семьи: В 2 кн. – М.: Троицкое слово; Паломник, 2001.

7. Кулемин А.С. Избранные жития святых в изложении для детей. – М.: ТРИМ, 1994.

8. Куломзина С.С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 2003.

9. Русская икона: Детская энциклопедия. – М.: Белый город, 2002.

10. Священное Писание для детей в рассказах. – Калининград, 1996.

II. Учебно-методическая литература для учителя.

1.Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26. 09. 1997

2. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография.  Составлена: Д.Е. Самогаев. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: Покров, 2003.

3. Шевченко Л.Л., Шестун Е., прот. Православная культура: Метод. комплекты: (Метод. пособие, иллюстрированный альбом, аудиокассета) для учителя: 1-й и 2-й годы обучения. – М., 2003.

4. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»:  Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 - 52 - 876 ИН/16. – М., 2002

5. Метлик И.В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации. Религия и школа в современной России: док., матер., выступления.  Сост. и ред. М.Н. Белогубовой, И.В. Метлика, А.В. Ситникова. – М.: Планета-2000, 2003.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учебно-методическое пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Православная педагогика, 2004.

7. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.

8. Воробьев Владимир. В помощь учителю: Рекомендованный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд. совет РПЦ, 2003.

9. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001.

10. Максим Козлов, прот. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. – М., 2001.

11. Сергий Коротких, свящ. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материал для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). – Калининград, 2001.

12.  Праздник праздников, торжество торжеств: Пасхальный сб. – Кострома, 1998.

13.   Праздник Рождества Христова. – М., 2000.

14.   Протоиерей Г.С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, богослужениях, обрядах и требах. – М.: Отчий Дом, 1994.

15.   Сценарии православных праздников. Кн. 1–2. / Сост. А.В. Соколов –  М: Школьная пресса, 2003, 2004.

16. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Разные издания.

17. Шамаева С.Е. Библия как Книга книг: Методическое пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.

18. Лопухин А.П. Толковая Библия: В 3 т. – М., 1988.

                      III. Дополнительная литература для учителя и учащихся    

1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.

2. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. – М., 1891.

3. Бутромеев В. Иллюстрированная русская история для всех. – М.: Деконт, 1996.

4  Закон Божий. Сост. Серафим Слободской. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993

5. Зиновьев Василий, свящ. История церковного пения. – Ярославль, 2001.

6. Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 2000.

7.   Моя Церковь: Краткий справочник для детей и взрослых. Сост. свящ. Ярослав Шипов. – М., 1998.

8. Полный православный богословский энциклопедический словарь. – М., 1992.

9. Потаповская О.М. Самые главные праздники. – М.: Планета-2000, 2004.

10.Православие для всех.  Составитель Иеромонах Харитон (Просторов). – Кострома,

                                                                                                                                           2000.

11. Русская икона: Детская энциклопедия. – М.: Белый город, 2002.

12. Святые земли Русской.  Сост. С.С. Бычков. – М.: Белый берег, 2002.

13.Скурат К.Е. Православные основы в памятниках литературы Древней Руси. – М.: Покров, 2003.

14. Тимофей, свящ., Берсенева Т.А. Жизнь по совести. Ответы на вопросы современных школьников. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Паломник, 2001.

15. Флоренский П.А. О цели и смысле прогресса.  Соч.: В 4 т. Т.1. – М., 1994.

16. Христианство: Энциклопедический словарь. – М.: Большая энциклопедия, 1993.

17. Четверяков Сергей, прот. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей. – М.: Сретенский монастырь, 1999.

18. Шамаева С.Е. Библейские сказания в школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.

19. Шамаева С.Е. Библия как Книга книг: Методическое пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.

20.Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 2. – М.: Аванта +, 1999.

21.Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. – СПб.: САТИС, 2002.

22.Свящ. А. Лоргус, свящ. М. Дудко, Книга о церкви.- М., Паломник, 1997.

23. Игумен Иосиф (Шапошников), Я. А. Шипов. Московский Патерик.- М.: Столица, 1991.  

24. Бородина А.В. Основы православной культуры. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2006.

25. Бородина А.В. История религиозной культуры. Программа учебного курса. - М.: Православная педагогика, 2004.

 
                                   Факультативный курс

«Дорога к храму»

(Основы православной культуры)

Примерное  поурочное тематическое планирование в 1-4 классах

                                                           1 класс

1. Мир Божий вокруг нас. Введение

2. Красота Божьего мира

3. Красота вокруг нас. Экскурсия в природу

4. Красота рукотворная и нерукотворная. Картины нерехтского художника В. Осипенко  

5. Красота рукотворная и нерукотворная. Интегрированный урок. Лепка животных   (пластилин, соленое тесто)  

6. Бог - творец красивого мира

7. Сотворение человека

8. Правила жизни, данные людям Богом

9.  Добрые и злые люди. Изображение доброго и красивого человека

10. Как люди покинули Рай. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира

11. Как Бог простил людей. Образ пресвятой Девы Марии. В ожидании праздника

12. Экскурсия в Никольский храм - музей. Правила поведения в храме

13. Праздники - радости. Чему мы радуемся зимой?

14- 15. Праздник Рождества Христова

16-18. Зимние радости. Святки. Народные русские обычаи. Святочные рассказы. Праздник Крещения Господня

19.  Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения

20. Праздник Дня защитника Отечества

21. Образы народных героев. Экскурсия в школьный музей

22-24. Радости Масленицы. Прощеное воскресенье. Культура православных праздников

25. Как люди предали Христа. Воскресение Христа

26. Весенние радости. В ожидании Светлого Христова Воскресения

27. Какого цвета праздник Пасхи? Интегрированный урок: рисование пасхальных открыток

28. Изготовление Пасхальных подарков (бумага, соленое тесто, гуашь)

29. Пасхальные обычаи

30. Экскурсия в храм Преображения Господня

31. Праздник Дня Победы. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Встреча с ветеранами или детьми ветеранов ВОв

32. Моя семья. Мои обязанности в семье

33-34 Родословная моей семьи. Составление древа семьи

35. Урок - отчет. Что мы знаем об окружающем нас Божьем  мире?                                                                                        

                                                                 

                                                        2 класс   

1. Красота и радость в жизни людей. Произведения русских поэтов К.Д. Бальмонта,

Р. Матюшина

2-3. История русской азбуки. Святые Кирилл и Мефодий. Славянская буквица Церковнославянская азбука. Произведения русской литературы. (В. А. Сухомлинский. «Нахальная буква»)

4. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Понятие Образа подобия Божьего (Косяков И. И. «Все Она»)

5. Православный храм - дом Божий. Правильное поведение в храме. (Бехтеев С.С. «Детям»)

6. Посещение храма Варвары Великомученицы. История возведения храма

7. На ступеньках храма. Исторические фрески и лепнина в храмах. (Н.М. Рубцов «Ферапонтово»)

8. О чем рассказывают иконы? Как появилась первая икона. (К. Д. Бальмонт. «Икона»)

9. Беседа с церковнослужителями о значении икон

10-11. Радостный мир православной иконы. Истории об исцелении страждущих. (Шмелев И. С. «Лето Господне»)

12. Икона дома. Значения икон

13-14. Икона «Святые равноапостольные Константин и Елена». Скорби и торжество в православной иконе. Духовная красота в человеке  

15. Икона «Воздвижение Креста Господня». (Бехтеев С. С. «Кресты», сказка «Крест - порука»)

16.Творец как радость и смысл жизни христианина. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. (С. Ю. Высоцкая «Покров Богородицы», И. С.Шмелев «Лето Господне»)

17. Добродетели Божьи в человеке. Иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», «Богоматерь всех скорбящих радость». (Н. Гурьянов. «О, Всепетая!»)

18. Радостные гимны Романа Сладкопевца. Значение музыки в христианском храме

19. Какими законами Бог сохранял красоту мира. История построения Вавилонской башни. ( И. А. Бунин. «И шли века, и стены Рая пали…»)

20-21.Дарование людям Закона Божиего (из священной истории). Иконы «Пророк Моисей и пророк Давид», фрески «Моисей», «Неопалимая купина»

22.История царя Давида. Псалтирь. Икона «Пророк Давид». (И. Шаховской. «Давид»)

23-24. Праздник «Введения в храм Пресвятой Девы Марии». (Репродукция картины Н. Чернецова «Вид Иерусалима с Елеонской горы»)

25. Знакомство с Евангелием. Страницы из Святого писания  

26-27. Первый храм. Что видела в храме Пресвятая Дева Мария. Первые шаги в храме.

 Что мы видим в храме. Убранство храма. (Шамонин. В. «Храм», Ф. Достоевский «Божий дар»)

28.Посещение храма Преображения Господня  

29. Праздник Светлого Христова Воскресения

30-31. Что такое Библия. Старинные церковные книги. Летописи

32. Христианские Заповеди. Добродетели человека

33. Интегрированный урок. Церковная музыка, песнопения, их значение

34.Святые нерехтской земли. Преподобный Пахомий Нерехтский  

35. Посещение Троице-Сыпанова монастыря. Житие  Преподобного Пахомия

Нерехтского

                                                   

                                                        3 класс

1.Введение. Отечество. Человек преображенный

2.Отечесто небесное. Бог просвещающий. О вере, знании и культуре в жизни человека

3.Кого называют просвещенным человеком? А. В. Кольцов «Человеческая мудрость»

4. Иконы «Спас на престоле с избранными святыми», «Вседержитель»

5. Как учили грамоте на Руси? Церковнославянская азбука. «Урок» П. Беранже

6.Что говорит о Боге православная культура? Бог Троица. «Бог». Г. Державин

7.Сказ об иконописце Андрее Рублеве. Икона «Преподобный Андрей Рублев»

8. Посещение Троице–Сыпанова монастыря. Пахомий Нерехтский

9.Свет на горе Фавор. Праздник Преображения Господня. В. Головин «Преображение Господне», Е. Санин «Смысл жизни»

10.Иконы «Преображение», «Святитель Григорий Палама»

11. Бог спасающий. «Имейте веру Божию…»

12. Как людям войти в царствие небесное? Иконы «Крещение Господне»,  «Спас Милостивый», картины «Христос и Никодим», «Вид Иорданской долины»

13. Что говорит о человеке православная культура? Притча о талантах. В Шамонин «Человек», К. Ушинский «Чудный домик». Икона «Сотворение мира»

14-17. Подготовка и проведение для 1чащихся 1-4 классов праздника Рождества Христова

18.Грехопадение. Иконы «Сотворение Адама и Евы», «Грехопадение», Л. Серафимова «Сказка о голом короле», Б Ганаго «Чемпион»

19.Христиане в православном храме. Мозаичные иконы 12в, Г. Лебедев «Таинство причащения»

20.Значение храма в жизни христиан. Иконы «Спаситель», «Символ веры», «Чудо Михаила Архангела о Флоре и Лавре», В. Крупин «Святые зодчие», В Остапенко «Правила благочестивого поведения в храме», А. К Толстой «Благовест». Музыка в храме

21. Золотое правило жизни. Стихотворения А. Толстого, Л. Мея о православии. Икона «Спас на престоле»

22.Добродетели в жизни христианина. Иконы «Архангел Михаил» 15в и 16в, «Праотцы Исаак и Иаков», «Изгнание из Рая», Л. Серафимова «Какой я?», В. Смирнов «Ангел Света – небожитель…»

23-24. История создания Нерехтских храмов. С. Воротилов. Роль русских царей в создании храмов. Посещение краеведческого музея: экскурсия «Купола семи церквей»

25.Как Бог строил дом спасения человека. Иконы  «Таинственный сон Иакова», «Аз есмь Лоза истинная», «Рождество Богородицы», «Гора Нерукосечная»

26. Воеводы сил любви. Добродетели. Икона «Лествица» 12в. Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», А. Плещеев «Старик»

27. Непобедимое оружие христиан. Е. Санин «Урок», картины «Вид Генисаетского озера», «Христос у Марфы и Марии», миниатюры из Евангелия «Хлеб Небесный», «Христос учит апостолов»

28-29. Защита святынь. Сила тьмы. Картины «Храм Гроба Господня», «Храм Воскресения Господня», «Камень миропомазания», «Бой Архангела Михаила». Икона Божией Матери «Троеручница». Фреска 18 в. «Преподобный Иоанн Дамаскин»

30. Небесные помощники.  Иконы «Архангел Михаил – Небесный Воевода», «Архангелы Михаил и Гавриил», «Чудо Михаила Архангела в Хонех». Фреска в Афоне «Собор Архангелов»

31. Посещение Никольского храма-музея г. Нерехты. Мироточащая икона Божией Матери

32. Увенчанные венцами. Христианская семья. История семьи Николая Второго. Икона «Царственные страстотерпцы», С. Бехтеев «Молитва»  

33.Посещение Костромского Ипатьевского монастыря. Колыбель семьи Романовых

34-35. Добрый свет. Икона «Страшный Суд». Фрески «Христос с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем». Миниатюра 17в. «Рассказ о Страшном Суде».

К. Феофанов «Живите, люди добрые»              

                                                    4 класс

1.Восхождение  в Отечество небесное. Как преображается человек?

2. По ступенькам восхождения. Ступенька «Богомыслие»

3. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

4. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

5. Святые земли Русской. Иоанн Богослов. Андрей Первозванный. Святые нерехтской и костромской земли

6. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

7. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

8. Житие святого князя русского Александра Невского

9. Посещение храма-музея. Никольская церковь. История православия на нерехтской земле

10. Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец

11. Житие преподобного Сергия Радонежского

12.Ступенька «Веселье о Боге». Христианское прощение

13. Житие преподобного Серафима Саровского

14.Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

15. Житие святого Николая Чудотворца

16. Путешествие по святым местам Руси. Николо-Угрешский монастырь

17. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Крест и Воскресение

18. Матерь Божия у Креста. Страстная неделя

19. Лестница Божественной любви. Колокольный звон

20. Принявший венец победы. Кто такие герои?

21. Добрый воин Георгий Победоносец

22. Доброе имя во славе моего Отечества. Наука побеждать. Полководец А. Суворов

23. Святой воин Артемий

24. Россия помнит родные Святыни. Смоленская  икона Божией Матери

25. Спасо-Бородинский монастырь

26. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа

27. Святой Патриарх Тихон

28. Священный долг. Всенародный подвиг

29. Чудотворная икона Божией Матери «Казанская»

30. Священная война 1941-1945 гг.

31. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

32. Икона Божией Матери Владимирская

33. Благословение. Подвиг Евгения Родионова

34. Благомудрые учители веры и благочестия. Оптинские святые

35. Урок Веры. Подведение итогов обучения православной культуре в начальной школе

                                                           

                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ      

1. Современное общество и воспитание

Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой – буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия, а важнейшее достижение последних веков – техносфера – в технобесие, ибо ее совершенствование, превращение в самоцель, требуя неимоверных усилий от человечества, не дает тех результатов, на которые люди рассчитывают, а техногенные катастрофы становятся все более опасными. И самое страшное в происходящем сегодня не гонка вооружений, сделавшая реальностью самоуничтожение человечества, не надвигающаяся экологическая катастрофа

( экологические бедствия были причиной исчезновения многих племен, социальных групп людей,  целых цивилизаций), но разложение и извращение самого человека: его воли, мышления, веры, совести... Это особенно заметно в сегодняшней России, переживающей самый страшный духовный кризис в своей истории.

В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его

сознания и отношения к миру нельзя решить ни одной глобальной проблемы. А это требует принципиально новых подходов к организации образования, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования, а в развитых странах за последние 20-25 лет оно стало приоритетным направлением государственной политики! Важно указать и на то, что образование за последние годы стало предметом широкого философского анализа, что является свидетельством  глубокого кризиса существовавшего образования и поиска путей его преодоления.                                                                           

2.Сущность и формы православной культуры (кратко).

История православия, а, следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Все семь вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке, латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось.

Православный Восток сформировал высочайшую в истории человечества духовную культуру, явленную сотнями святых Православной Церкви. Важнейший вклад в развитие этой культуры внесло русское православие. Русские святые, многие из которых почитаются всеми церквями: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, – стали подлинными образцами духовной жизни.

Православие сформировало христианскую систему нравственных ценностей, основанных на подлинной любви, в отличие от юридических основ нравственности западно-европейского христианства.

Именно православные богословы обеспечили синтез античной философии и библейского откровения. Практически все Отцы Церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включала в качестве составляющей и античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

В свое время о. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» – с еще большим основанием это словосочетание характеризует православную культуру в целом. В отличие от протестантов, православные производят свою веру не только «от слышания», истины христианства они воспринимают буквально всеми органами чувств, вплоть до обоняния, а это в свою очередь предполагает вовлечение в культурную деятельность и всех видов искусств – от монументального до прикладного.

За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов; это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство – богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром православия и со значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры. Этот курс вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. При этом крайне важно сохранить органичное единство знаний о православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени останется сам смысл и содержание этих художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли».

3. Место православной культуры в школьном образовании.

Образовательный и воспитательный успех изучения православной культуры будет во многом зависеть от того, какое место она займет в общем пространстве школьного воспитания и образования. А для этого принципиально важно, чтобы православная культура не ограничилась только изучением самого курса, но органично вошла во всю школьную жизнь и во все школьные предметы.

Православие лежит в основе российской гуманитарной и филологической культуры, поэтому важно, чтобы изучение родного языка и особенно литературы базировалось на духовных ценностях православия. История нашей страны, многие ее события, действия народа и отдельных людей становятся понятными только тогда, когда мы знаем православие. Включение православия в курсы гуманитарных предметов позволяет сделать их важным средством нравственного воспитания.

Невозможно представить полноценное изучение художественной культуры без православия. Художественная и музыкальная культура русского народа понятны только тогда, когда понятны их православные основы, поэтому в изучение данных предметов необходимо включить эстетические понятия православия.

Идеи религиозного понимания происхождения мира, жизни, человека с позиций строгой науки являются не менее достоверными, чем эволюционное учение, и потому должны органично войти в естественнонаучное образование.

Христианские ценности должны стать основой в системе и физического, и трудового воспитания. Заметим, что именно христианство внесло главный вклад в утверждение понимания труда как важнейшей обязанности человека. Благодаря этому пониманию стало возможным включить труд в содержание школьного образования в наше время.

И наиболее важное место православие должно занять в воспитательной, внеклассной и внешкольной работе, вводя ребенка в духовную, социальную и культурную жизнь своего народа.

Возникает опасение – может ли наша система образования, наши учителя, наши родители принять эту истину в качестве цели воспитания и образования? Ответ может быть только один: да. Но для того чтобы принять эту истину в качестве цели воспитания, мы должны понять, что наше атеистическое, прагматическое сознание на самом деле утратило понимание самых простых вещей. И для сегодняшнего сознания само упоминание о спасении связано с монашеской жизнью, причем в ее самых высших проявлениях. А между тем достаточно открыть «Домострой», чтобы увидеть, что к спасению был предназначен буквально каждый человек. И если перевести это понятие на современный язык, то это означает, что каждый должен следовать добру и уклоняться от зла, быть сопричастным своей культуре, нести в себе высшие духовные и нравственные ценности и передавать их людям. Заботиться о других. Словом, понятие о спасении можно выразить прекрасными словами К.П. Победоносцева: «Понятие народное о школе есть истинное понятие, но, к несчастью, его перемудрили повсюду в устройстве новой школы. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но, в нераздельной связи с этим, учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли».

Важно в процессе обучения выдвинуть на первое место не столько методическое мастерство, но и  личность преподавателя. Роль личности педагога здесь многократно важнее, чем при преподавании любого другого предмета.

В связи с тем, что программа носит экспериментальный характер, учитель должен в своей работе искать возможности ее совершенствования. Опираясь на эту программу, учителя православной культуры должны составить свои программы для классов и групп, в которых они будут вести этот предмет. Предполагается, что в своей работе учителя православной культуры будут постоянно обращаться за консультациями и помощью в соответствующие методические службы, а также к священнослужителям. Такое обращение призвано, с одной стороны, помочь каждому конкретному педагогу, а с другой – выработать  оптимальное содержание, формы и методы преподавания курса в целом.  

Особое место занимает православие в региональном компоненте образования в Костромской  области, так как Костромской край традиционно является православным краем.

4. Региональный компонент курса «Основы православной культуры»  

                                 «Православная культура земли Нерехтской»

                                               (разработан Ширяевой Е. В.)

Содержание курса: Православие – традиционная религия земли Нерехтской. Роль знаний об истории региональной культуры в познании истории Отечества.

Православная культура и история Нерехтского края. Народные традиции. История формирования и становления православной культуры на Нерехтской земле. Вклад священнослужителей Нерехтского края в историю и культуру России.  Житие Преподобного Пахомия Нерехтского. Троице – Сыпанов монастырь – основание и история. М. Я. Диев  – летописец земли Нерехтской.  Церковное зодчество 17-19 вв. Роль русских царей в становлении церковного ансамбля нерехтской земли. «Колыбель семи церквей». XX век – время трагедии русского православия. Костромская  епархия в годы революции 1917 г. и гражданской войны. Утрата художественного достояния православной культуры в Нерехтском крае в XX веке. Расправы над священнослужителями и верующими, изъятие церковных ценностей в 30-е годы XX века. Восстановление церквей и православия в Нерехте. Церковь и государство в современном обществе (на примере Костромской области). Празднование 1000-летия Крещения Руси и 2000-летия Рождества Христова; церковное и гражданское празднование Рождества Христова, дней славянской письменности и культуры, Дня Победы на Костромской земле. Посещение Нерехтской земли Патриархом Всея Руси Алексием Вторым. Православие как часть духовной и культурной жизни в Костромской области на рубеже XX–XXI вв. Современное состояние региона и сохранение культурно-исторического наследия Костромского края. Православная музыкальная культура края.  Интерес исследователей к проблеме возрождения православной культуры в регионе. Источники и литература о развитии православия в Костромском крае. Роль курса «Основы православной культуры»  в сохранении и пропаганде культурно-исторического наследия в районе. Появление  на костромском телевидении и радио православных передач. Возрождение духовного образования в Костромской области в конце XX – начале XXI в. Появление воскресных школ,  частных гимназий во имя преподобных православных святых русской земли.  Духовная семинария: история и современность. Проблема сохранения памятников православной культуры на Нерехтской земле в настоящее время: монастыри, приходские и соборные храмы; религиозные реликвии и святыни. Вклад православной культуры  края в духовную историю Отечества.

Список рекомендуемой литературы
по региональному компоненту «Православная культура земли Нерехтской»

1.С. В. Демидов, Е. В. Кудряшов. Нерехта.-  Москва, издательство «Отчий дом», 1996.

2.Е. Дьяконова. Дневник русской женщины.- Москва,2006.

3.Архивные летописи Нерехтской земли (исторические материалы краеведческого музея)

4.М. Я. Диев. История города Нерехты.- Кострома, Губернская типография, 1907.

5. М. Я. Диев. Город Нерехта в 18 и первой четверти 19 века. – Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 8, Кострома, 1919.

6. Т. Н. Полетаев. Протоирей М. Я. Диев и его историко-археологтческие и этнографические труды. Кострома, 1891.

7. Материалы Государственного архива костромской области, ф. 558, оп. 2, ед. хр. 158.

8. Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 31, СПб, 1909.

9. Г. Холмогоров. Материалы для истории Костромской епархии. Вып 4, Кострома, 1908.

10. Центральный государственный архив литературы и искусства. Биография С. А. Воротилова.

11. И. Беляев. Статистические описания соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863.

12. В. Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. М., 1982.

13. И. Большаков, Е. Михеев, В. Бадин  Нерехта.- Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 1989.

14.Т. К. Павлова, А. А. Голубев. Костромской край.- Москва, Планета,1988.

15.Свящ. Николай Новосельский. Преподобный Пахомий Нерехтский, чудотворец (жизнь его и чудеса). Кострома.- Губернская типография, 1900.

16. Репродукции картин нерехтского художника В. Осипенко

17. Стихи Нерехтских поэтов о родном крае         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности факультативного курса «Книгочей»

Факультатив «Книгочей» входит в программу  внеурочной  деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа адаптирована к ФГОС НОО и предназначена для обучающихся ...

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности “ Весёлый английский” ДЛЯ 5 КЛАССА.

Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся III классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа в год. Целью данного курса явля...

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры»  для учащихся начальной школы....

Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1-4 классов

Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...