ОРКСЭ, технология
план-конспект урока (4 класс)

Сапогова Ольга Викторовна

Конспект интегрированного урока ОРКСЭ, технология, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstvo_rodiny.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сапогова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 20»

Конспект интегрированного урока по ОРКСЭ и технологии в 4 классе по теме «Чувство Родины»

(УМК «Школа России»)

Цель: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна».

Личностные:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Метапредметные: 

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

•определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: ОРКСЭ, технология.

Оборудование: учебник  Шемшуриной А.И. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (4 класс), мультимедийная  презентация, аудиозапись, карточки со словами, буквами, цветные картинки с символами России, шаблоны цветов,  образцы работ.

Инструменты: ватман формата А-1, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте в начале урока прослушаем песню и посмотрим видеозапись. (Учащиеся слушают текст песни Марка Бернеса «С чего начинается Родина» и просматривают видеоклип).

- Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (ответы детей: о Родине)

 -  Страна, где мы живем все вместе,

    Самая цветущая, красивая,

    Самая прекрасная на свете,

    Это наша Родина - Россия.

- Какую тему урока мы можем с вами сформулировать? (формулируют учащиеся)

  • На доске появляется тема урока «Чувство Родины»

- Какие задачи поставите перед собой на  уроке? Чем будем сегодня заниматься? (ответы детей)

- На уроке  мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.

III. Изучение нового материала.

- Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (ответы детей)

- Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки,

место, по которому он тоскует и которое готов защищать.

- Как вы думаете,  что общего в словах «родное» и «Родина»? (ответы детей: корень «род»).

- Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

- Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

- Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
-
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
-
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

 - А что значит для вас «Малая Родина»? (ответы детей)

- Да, Малая Родина – это место где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой родины. Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

  1. Работа по обогащению словарного запаса.

1) - Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (ответы детей):

Р –  родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.

2) - А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (ответы детей: Родной край, Отечество, Отчизна).

- Россия богата своей историей, в которой отдельное место занимают различные традиции, суеверия, приметы и символы. Символизм присущ многим странам, благодаря которым, они становятся узнаваемыми. Часто символами являются животные, предметы обихода, известные люди и различные растения. У каждой страны есть свои традиции, обычаи, символы.

- Каждый символ нашей страны мы будем приклеивать на плакат «Наша страна – Россия».

- Какие символы вам знакомы? (ответы детей)

1. Главная достопримечательность нашей страны – Красная площадь, это визитная карточка. Находится в столице нашей родины – Москве. На Красной  площади расположены Лобное местопамятник  Минину и ПожарскомуМавзолей Владимира Ленина. В  северной части площади  находятся Исторический музей и Казанский собор, в южной - Покровский  соборАрхитектурный  ансамбль  находится  под охраной  ЮНЕСКО, как  памятник Всемирного наследия.

Площадь издревле служила местом торга, где много веков подряд возводились временные и постоянные торговые ряды. Сейчас проходят военные парады (на плакат приклеивается иллюстрация Красной площади).

2. Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой  (на плакат приклеивается иллюстрация матрёшки).

3. Самовар – металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. В  России родиной самоваров считают Тулу. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит (на плакат приклеивается иллюстрация самовара).

4. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Сарафан, рубаха, передник, пояс, понёва – мешковатая юбка, головной убор. Красный  цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси (на плакат приклеивается иллюстрация русского народного костюма).

5. Каравай.  С давних времён традиционный обычай встречать дорогих гостей с караваем и солью, демонстрирует благополучие хозяйского дома и проявленное гостеприимство. Отведать кусочек с солью означало вступить с хозяевами в дружеские связи, разделить поровну все тяготы и заботы (на плакат приклеивается иллюстрация каравая).

6. Березка. С веками образ березы настолько укоренился в сознании местных жителей, что трудно вообразить русский пейзаж без этого дерева.

Даже, находясь далеко от родины, русский человек, вспоминая свой дом, обязательно представит берёзу. В древнее времена повсеместно использовали берёзу. Дровами топили избы, изготавливали посуду и различные украшения, ветвями кормили скот и любили пить берёзовый сок. Создавали игрушки для детей, шкатулки и обереги. Что уж говорить о берёзовом венике, с которым ходили в баню! Этот отдельный атрибут являлся символом чистоты и здоровья (на плакат приклеивается  иллюстрация березы).

7. Балалайка. Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России (на плакат приклеивается  иллюстрация балалайки).

V. Работа с учебником.

 - Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей  Родине. Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

- Откройте учебник на стр. 57, «Мудрое слово» (дети открывают учебник).

- Давайте попробуем собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха (ответы детей).

2. Человек без родины, что соловей без песни (ответы детей).

3. Родная земля и в горсти мила (ответы детей).

VI. Физкультминутка: «Наша Родина – Россия»
- В нашей стране горы - высокие (тянутся на носочках вверх),
  Реки глубокие, (присаживаются на корточки)
  Степи широкие  (раскидывают  руки),
  Леса большие  (руки вверх),
  А мы - ребята вот такие! (показывают большой палец).

VII. Технология. Практическая часть работы.

- Ребята, давайте посмотрим на наш плакат и подумаем, чего на нем не хватает? (ответы детей)

- Конечно, не хватает флага нашей страны. Скажите, как выглядит наш флаг,  из каких цветов он состоит? (ответы детей)

 - Кто может сказать, что означают цвета, изображенные на флаге? (Белый – мир, чистота; синий – цвет неба, верности; красный – отвага, мужество, героизм).

- Ребята, а сейчас вспомните и назовите, какие цветы растут в нашей стране? Подумайте, при помощи каких цветов мы могли бы изобразить наш флаг?

(из ромашек, васильков и маков).

- Ромашка – цветок, который считается символом русской природы. Славяне ценили целебные свойства растения и ласково называли его невесточкой, солнечником, белюшкой и девичником. Наши предки верили, что ромашковое поле появляется после ошеломительного звездопада на землю (на доске фото ромашки).

- Васильки.  Наиболее распространены в России василёк луговой и василёк синий. Русское название цветка произошло от имени удалого парня Василя. Согласно легенде единственный сын бедной женщины был околдован русалкой: увлечённый ею в поле,

он превратился в синий, напоминающий студёный омут цветок.

Цветки могут быть использованы для получения красок - голубой и синей (для шерстяных тканей) (на доске фото василька).

- Маки. Мак выращивают для того, чтобы украсить приусадебный участок или сад, а также для приготовления лекарств. Выращивается мак при помощи семян, высеваемых на полях как декоративное растение, он может расти и размножаться сам (на доске фото мака).

- А сейчас давайте попробуем сделать цветочный флаг нашей страны.  Для вас  подготовлены шаблоны каждого цветка,  бумага трех цветов.  

- Наша задача - вырезать красивые цветы и создать при их помощи флаг, которого не хватает на нашем плакате. Для работы вам также понадобятся ножницы и клей.

- Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности при работе  с ножницами:

  1. Перед работой проверь исправность инструментов.
  2. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  3. Следи за движением лезвий во время работы.
  4. Ножницы клади кольцами к себе.
  5. Подавай ножницы кольцами вперед.
  6. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  7. Используй ножницы по назначению.

- Приступим к работе. Вам необходимо каждому вырезать по 3 цветка: ромашка, василёк и мак, пользуясь шаблонами. Вам выданы серединки для каждого цветка, их необходимо приклеить.

- По окончании работы выходим к доске и приклеиваем цветы в соответствующие места, указанные на флаге.

 Практическая работа учащихся  (Звучит аудиозапись «То березка, то рябина» (слова: А. Пришелец, музыка: Д. Кабалевский)).

- Вот такой замечательный флаг у нас получился! (демонстрация) 

VIII. Рефлексия. 

- Какое впечатление оставил урок? (ответы детей)

- Ребята, что вы узнали нового? (ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке (оценивание).

- Какие цели и задачи мы ставили на уроке? (ответы детей)

- Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» (Родина)

- Мне хочется закончить урок стихотворением  З. Александровой «Родина»:

  Если скажут слово Родина,                                 В лужах первые кораблики,

  Сразу в памяти встает                                          Над скакалкой топот ног

  Старый дом, в саду смородина,                          И большой соседней фабрики

  Толстый тополь у ворот.                                      Громкий радостный гудок.

                                                                         

  У реки березка – скромница                               Или степь, от маков красная,

  И ромашковый бугор…                                      Золотая целина…

  А другим, наверно, вспомнится                         Родина бывает разная,

  Свой родной московский двор.                          Но у всех она одна.

                                                                               

                                                                                                                                                               

                                                                                 

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"

Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....

Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)

Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)...

Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.

Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур"....

Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок орксэ/технологии «Патриотизм – это любовь к своей культуре»

Целью данного урока является обобщение знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России....