Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания
статья

Кулаева Лилия Валерьевна

проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма через изучение истории своей семьи в годы ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulaeva_l.v.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания

Кулаева Лилия Валерьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19», г. Мичуринска Тамбовской обл., Россия

kulaevaL1974@yandex.ru 

Аннотация: проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма через изучение истории своей семьи в годы ВОВ.

Ключевые слова: проектная деятельность, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, семейные ценности, школьный музей, памятный альбом, великая победа.

У памяти малы лимиты, -

Два поколения – ей по силе,

Отцы и деды не забыты,

А прадеды – не в нашей были.

Да, есть старые альбомы,

И на крестах инициалы,

По ним мы чуточку знакомы,

А вот воочию и не видали,

И не сидели на коленях,

И не держали их за руку…

Отцы бы рассказать сумели,

Когда бы дожили до внуков.

У памяти короткие лимиты…

/Елена Анирусс/

У моей бабушке на стене висела старая пожелтевшая фотография. На ней дед перед отправкой на фронт, молодой, в военной форме, еще без костылей, в окружении своих родных и близких. Бабушка всегда говорила, что это самое ценное, что осталось из прошлой жизни. Ребёнком я никак не могла понять, как это выцветшее от времени фото, может быть самым дорогим в мире? Будто семейная реликвия.

Прошли годы, я учитель начальных классов. Урок окружающего мира «Семейная реликвия». Дети делятся своими рассказами по теме урока. И вдруг вопрос «Лилия Валерьевна, а у вас есть семейная реликвия?» Сразу в памяти возникает старая фотография деда, которая, как и прежде, дорога нашей семье. Но теперь она висит на стене в маминой комнате. Самое ценное из прошлого нашей семьи!

Но память человека, увы, коротка! Как передать следующему поколению всё то, что дорого нам? Как объяснить современному ребёнку, почему эти знания важны? В 2012г. нам с единомышленниками пришла идея создать альбом памяти, в который мы предложили собирать фотографии, документы, награды наших прадедов. Но самое ценное, что хотелось бы туда поместить -это рассказы детей о подвигах их предков.

Цель нашей работы: воспитание духовно-нравственного школьника через стимулирование его интеллектуально-творческого потенциала и совершенствование способностей и навыков исследовательского поведения.

На помощь нам пришли современные технологии, в частности проектно-исследовательская технология. Для нас уже это не секрет, что учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В начале нашей работы к нам присоединилось всего несколько классов начальной школы. Они по крупицам собирали историю своих прадедов, используя различные источники информации. В основном это, конечно, были рассказы родственников. В 2013 году в исследовательскую работу включилась вся начальная школа. Проект обрёл имя « Памятный альбом школы «Мы не имеем права забывать…» Мне бы хотелось привести некоторые строки из него. /аудиозапись/

«Прапрадедушка Саша (Александр Каширин) погиб в 1941 году, в бою под Москвой, до своей гибели он писал своей жене, прапрабабушке Кате и трём дочкам: «Девочки, горим в огне! Молитесь за нас!» (Виноградов Герман, 3-а класс, 2013 год).

«Мамин дедушка Трофим Антонович служил в пехотных войсках. В 1943 году взвод попал под страшную бомбёжку. Был тяжело ранен. Его завалило землёй. Он не думал, что сможет выбраться. Уже начал прощаться с жизнью. Вдруг услышал девичий голос: «Потерпи, солдатик, я тебя вытащу». Дедушка не верил, что маленькая, хрупкая медсестра сможет это сделать. Но она отважно тащила его по полю в санчасть. Плакала, но не сдавалась. Благодаря ей, дед вскоре вернулся домой. Инвалидом на костылях, но живой. Любимым фильмом деда был «Они сражались за Родину». Каждый раз, когда он его просматривал, говорил, что это история о нём, о его фронтовой истории». (Кулаев Валерий, 4-а класс, 2014 г.)

Так всё начиналось, с трогательных детских историй.

К 70-летию Великой Победы в проект включилась средняя и основная школа. Дети писали страницу за страницей памятного альбома, подключали не только родных и близких, но и жителей посёлка, изучали архивы, сохранившиеся документы. В ходе проекта, на основании собранного материала, был создан мини-музей с одноименным названием.

В 2014 году учитель истории нашей школы Елена Николаевна Дроздова стала инициатором создания «Бессмертного полка» школы №19. В День Победы 9 мая 2014 года в акции приняло участие всего лишь 12 человек, которые прошлись по улицам города Мичуринска с портретами своих прадедов. Каждый год к акции «Бессмертный полк» присоединялось по несколько человек. Сегодня нас уже 230 человек. Это учителя школы, учащиеся 1-11 классов, выпускники, родители. Они хотят почтить память героев, встав с ними в один строй.

Рассказывает Дроздов Андрей, ученик 9 класса, постоянный участник акции «Бессмертный полк»: «Я начал участвовать в акции с первых дней. Мне было 8 лет, когда я впервые встал в строй Бессмертного полка с портретом своего прадеда Андрея. Я горжусь, что ношу его имя и помню его подвиг».

Много лет мы работаем над проектом. Приходят новые ученики, родители и вносят свои предложения. Одно из них было – создание нового тома памятного альбома, в которой можно помещать истории родных, работавших в тылу и о детях войны. Ведь их подвиг тоже не оспорим для нас. Так спектр военных историй поднял проект на новый уровень.

«Моей прабабушке Александре Афанасьевне в годы войны было 15 лет. Она закончила ФЗУ и поступила работать проводником, сопровождала военные эшелоны. Самое страшное, что она помнит – это бомбёжки, как сердце уходило в пятки от разрывов снарядов. И хотелось убежать далеко и спрятаться, но нельзя. Война!»

И вот уже приближается знаменательная дата – 75-летие Победы. А наш проект живёт и набирает обороты. Дети хотят поделиться великой историей своей семьи. Такой же великой, как и Победа.

Мы привыкаем жить в мире непостоянных вещей. Вчерашние страны-друзья легко могут стать врагами, противники превратиться в соратников, правила стать запретами, а нормы – исключениями. Жизнь ускоряется, и события мелькают без остановки, разворачивая наш внутренний компас то к северу, то к югу. В такой круговерти очень легко потерять нормы и ориентиры. Вернуться же на точный маршрут очень просто, нужно только знать, у кого спросить. Наши бабушки и дедушки, которые хранят самое ценное. Поколение с крепкими православными корнями.

Война легко обрывала судьбы и рушила города, поэтому они научились ценить друг друга. Всегда быть рядом, помогать, не роптать и молиться, какой бы тяжелой дорогой ни шли. Хранители православных традиций и устоев, они остаются верны себе и друг другу до последнего дня. Прошли через многое, поняли главное – важно то, что внутри, какой бы хаос ни творился снаружи. Мы не ведаем имена всех, чьи молитвы были услышаны Господом в те годы. Очевидно одно – просвятил  Он в годы войны многих светом познания и привёл к покаянию. Поэтому мы должны передать нашим детям, как важен для нас этот пример. Они все еще рядом с нами, наши бабушки и дедушки, и готовы подсказать нам правильный путь.

Список литературы:

  1. Интернет-журнал «Стихи.ру» https://www.stihi.ru/2013/07/10/6657
  2. Памятный альбом МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска «Мы не имеем права забывать…»/ http://книга70.рф/ 
  3. Сайт МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска http://michschool19.68edu.ru/ 
  4. Чиркина Елена «Божья помощь на войне» // Журнал «Александр», электронная версия, 2017г. http://alexlib.ru/obshchestvo/duhovnoe-pole/bozhya-pomoshh-na-vojne/

“Project activities in the work of primary school teachers as a means of spiritual, moral and patriotic education”

Kulaeva Lilia Valerievna, Municipal Budgetary Educational Institution “Secondary School No. 19”, Michurinsk, Tambov Region, Russia

kulaevaL1974@yandex.ru 

Annotation: the work of the teacher to create a project of a spiritual and moral orientation "We have no right to forget ..." is analyzed. The main idea of the project is to bring up patriotism in children through studying the history of their family during the Second World War.

Key words: project activity, spiritual and moral education, patriotic education, family values, school museum, commemorative album, great victory.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания"

В статье говорится о значении музейной деятельности в деле воспитания воспитания младшмх школьников....

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

Проектная деятельность в работе учителя начальных классов

Хорошо, если работа над проектом превратится для детей в весёлую игру. Применение этого метода на уроках и во внеурочной деятельности позволяет развивать у обучающихся самостоятельность, умение искать...

Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания

проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма ч...

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...