Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе
статья

Кошлань Виктория Валентиновна
Именно на начальном этапе обучения
родители должны максимально опекать свое дитя.
Их задача – научить ребенка правильно учиться.
 И тогда дальше он сможет учиться сам
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе.

«Именно на начальном этапе обучения

родители должны максимально опекать свое дитя.

Их задача – научить ребенка правильно учиться.

 И тогда дальше он сможет учиться сам»

К.Д.Ушинский

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности - учебе.

Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Учение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако параллельно расширяет кругозор ребенка, формирует его мировоззрение, способствует нравственному становлению.

Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется ответственное отношение к учению. Зависит это от многих факторов. Основные три – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того кого обучают. Из этих трех – последний, наиболее важный фактор включает в себя психологическую готовность ребенка к школе: сформированность «внутренней позиции школьника», сформированность его мотивации к учению, его склонности и интересы, индивидуальные характеристики психического развития.

Внутренняя позиция школьника – когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу эта позиция еще не сформирована.
От того, насколько плавно и мягко пройдет адаптация ребенка к школе в первые дни учебы, зависит все его дальнейшее обучение. Естественно, велика в этом процессе роль родителей.

Возможные причины школьной неуспеваемости:

- у ребенка не сформирована мотивация к учению; 

- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;

- не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;

- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе. 
Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости. 
Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Во-вторых, родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые. 
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения.

Необходимо: 
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;

- задачи ставить ясно и четко;

- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов. 

Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка:

- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни; 
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;

- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей; 
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы; 
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Влияние родителей на мотивацию учения. 

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность, слушать  и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие - материал при этом лучше усваивается при чтении. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителей, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Как помочь ребенку в учебе?"

Эта статья для родителей первоклассников....

Как помочь ребенку в учебе?

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника....

Родительское собрание "Как помочь ребенку в учебе"

Проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся...

Как помочь ребенку в учебе

Материалы к родительскому собранию...

Как помочь ребенку в учебе?

Аудиал, визуал или кинестетик: как достичь успеха в учебе? Самая распространенная и популярная система определения типов учеников – VARK. Ее придумал учитель из Новой Зеландии Нейл Флеминг ...

Рекомендации родителям «Как помочь ребенку в учебе»

Рекомендации родителям «Как помочь ребенку в учебе».  Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости»...