Рабочая программа внеурочной деятельности "Үүнүү"
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_uunuu.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Рассмотрено на заседании  МО

____________________________

(подпись)

Руководитель  МО

«_____»  ______________20___ г.  

Утверждено на   заседании  НМС

_______________________________

(подпись)

Зам.директора НМР

«_____»  ______________20___ г.  

        

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

КРУЖОК «ҮҮНҮҮ»

4 КЛАСС

Составитель: Николаева Г.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности обучающихся составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», Основной образовательной программы начального общего образования школы, опыта реализации системы воспитательной работы школы.  

Предлогаемая программа кружка «Үүнүү» рассчитана на учащихся 4 класса, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся.

Актуальность кружка: В нашей республике и городе существует многообразие   этнокультурных сообществ. Поэтому основными проблемами учебно-воспитательного процесса являются формирование знаний прошлого о народе, понимания родных корней, уважения к традициям и обычаям других народов, национального достоинства и терпимости к другим народам. Осознание   своей этнической и национальной принадлежности    развивает творческое начало, создает опору для поддержки содружества, для гармонизации межнациональных отношений.        

Цель кружка: Формирование нравственной, духовной, творческой личности, знающей историю, традиции, культуру своего народа, уважающей культуры других народов, способной реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал во блага своей малой и большой родины.

Задачи:

  • освоение национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
  • формирование знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
  • умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
  • воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования. 

Общая характеристика программы

Без памяти - нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа.

                                                                        Г.Н. Волков        

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у учащихся гражданского мировоззрения.

Основное содержание программы – формирование этнокультурной идентичности, гражданского самосознания учащихся, воспитание патриотизма, приобщение их к национальным культурным традициям. Освоение содержания кружка осуществляется с опорой на межпредметные связи: родной язык, национальная культура, история, география, литература, музыка, изобразительное искусство и.т.д. Обучающиеся получат возможность научиться играть на настольных играх, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, познакомятся с народнопоэтическим творчеством, разыгрывать театральные представления и празднества.

Результативность работы системы внеурочной деятельности будет определяться через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценку, наблюдение.

Срок реализации программы 1 год.

Особенность кружка: индивидуальный образовательный маршрут учащегося:

  1. Представление о культурных народных традициях, основных понятиях, умениях и навыках.
  • Моя родня (родословное, семейные традиции, гордость семьи);
  • Фольклор (жанры фольклора, народный календарь, настольные игры и др.)
  1. Дополнительное образование по желанию учащегося.
  • Родное слово (выразительная речь, красноречие, разучивание произведений);
  • Песенные традиции народа (игра на музыкальном инструменте, исполнение песен и др.).

Универсальные учебные действия

Личностными результатами являются следующие умения:

- воспитание этнокультурной и гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее родного края;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего народа, родного края;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям народов России и Республики Саха (Якутия);

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- развитее эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

- учение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющиеся ситуации;

- умение оценивать правильность выполнений учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерия классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

- умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).

Коммуникативные:

- смысловое чтение;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно речевые средства в соответствии со задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Содержание программы

Раздел

Количество часов

1

  1. Мой родной край.

2

2

  1. Моё родословное

2

3

  • Семейные традиции

2

4

  • Гордость семьи

2

5

  • Фольклор

5

6

  • Народный календарь

2

7

  • Настольные игры

3

8

  • Музыкальные инструменты

3

9

  • Родное слово (выразительная речь, красноречие, разучивание произведений)

6

10

  • Песенные традиции народа (игра на музыкальном инструменте, исполнение песен и др.).

6

11

Ысыах

1

12

Итого:

34 часов

Информационно-коммуникативные средства: Республиканские газеты «Кэскил», «Юность севера», «Бэлэм буол +», «Хатан», мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, видеофильмы, компьютерные образовательные программы, обучающие программы.

Ожидаемые результаты

Для учащихся:

развитие умений:

  • соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
  • самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
  • описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
  • уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

признание ценностей:

  • уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур;
  • поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества.

Для учителя:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к родному краю, гордости за свой народ.
  • Личностный и профессиональный рост.

Календарно-тематическое планирование кружка «Үүнүү»

п/п

Раздел

Тема

К/ч

Сроки планируемые

Дата с учётом корректировки

1

Мой родной край

Саха Республикатын нэһилиэнньэтэ

1

2

Дыгын. Эллэй. Туймаада хочото.

1

3

Моё родословное

Төрүт удьуордарым.

1

4

Биһиги удьуорбут аата-суола.

1

5

Семейные традиции

Муударай үгэс.

1

6

Дьиэ кэргэн үтүө үгэстэрэ.

1

7

Гордость семьи

Биһиги аймах удьуора.

1

8

Дьиэ кэргэн киэҥ туттар ытык киһитэ

1

9

Фольклор

Олоҥхо

1

10

Оһуохай

1

11

Чабырҕах

1

12

Таабырыннар уонна өс хоһоонноро

1

13

Остуоруйалар

1

14

Народный календарь

Саха халандаара

1

15

Саха халандаара

1

16

Настольные игры

Хаамыска, хабылык

1

17

Тыксаан

1

18

Тырыынка, күөрчэх

1

19

Музыкальные инструменты

Хомус

1

20

Кырыымпа

1

21

Дьаҕа

1

22

Родное слово

Родное слово

1

23

Красноречие

1

24

Выразительная речь

1

25

Разучивание произведений

1

26

Разучивание произведений

1

27

Биһиги ырыаларбыт

1

28

  • Песенные традиции народа

Норуотум биллиилээх ырыаһыттара.

1

29

Норуотум биллиилээх ырыаһыттара.

1

30

Оҕо ырыата

1

31

Оҕо ырыата

1

32

Хомуска оонньуоҕун

1

33

Хомуска оонньуоҕун

1

34

Ысыах

Ыһыах

1

Методическая литература для учителя:

  1. Головинова Г.Н., Карелина С.В. "Настольная книга педагога дополнительного образования". М., 2012.
  2. История Якутии в лицах. Пестеров В.И. Якутск: Бичик, 2001.
  3. ФГОС в якутской школе. С.С.Семенова, Н.В.Ситникова, Н.Н.Васильева. Якутск, 2011.
  4. Кондратьев П.П. Үөрэхтээһиндидактиката. Дьокуускай, 2012.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. -Москва: Просвещение, 2011.
  6. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя. – Москва: УЦ “Перспектива”, 2011.
  7. Лазарева. Л.А. Новым стандартам - нестандартный подход. М., 2012.
  8. Научные труды. Кулаковский А.Е.  - Якутск: Кн.изд-во, 1979.
  9. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/Н.П.Наволокова, В.Н.Андреева. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  10. 101 педагогическая идея. Как создать урок/В.И.Садкина. –Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  11. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. А.Я.Данилюк, А.А.Логинова.-Москва: Просвещение, 2012.
  12. СерошевскийВ.Л.Якуты. опыт этнографического исследования. Москва, 1993.
  13. Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект - Якутск: Бичик,          1998.
  14. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др.-Москва: Просвещение, 2011.
  16. Формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности в условиях внедрения ФГОС общего образования в Республике Саха (Якутия). /С.С.Семенова. Якутск: Офсет, 2011.
  17. ФещенкоТ.С. Новые стандарты - новое качество работы учителя. М., 2013.
  18. Энциклопедя культуры и искусства Якутии /Составитель В.А.Босиков и др. Якутск: Бичик, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...