Рабочая программа внеурочной деятельности "Үүнүү"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_uunuu.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО ____________________________ (подпись) Руководитель МО «_____» ______________20___ г. | Утверждено на заседании НМС _______________________________ (подпись) Зам.директора НМР «_____» ______________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КРУЖОК «ҮҮНҮҮ»
4 КЛАСС
Составитель: Николаева Г.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности обучающихся составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа», Основной образовательной программы начального общего образования школы, опыта реализации системы воспитательной работы школы.
Предлогаемая программа кружка «Үүнүү» рассчитана на учащихся 4 класса, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся.
Актуальность кружка: В нашей республике и городе существует многообразие этнокультурных сообществ. Поэтому основными проблемами учебно-воспитательного процесса являются формирование знаний прошлого о народе, понимания родных корней, уважения к традициям и обычаям других народов, национального достоинства и терпимости к другим народам. Осознание своей этнической и национальной принадлежности развивает творческое начало, создает опору для поддержки содружества, для гармонизации межнациональных отношений.
Цель кружка: Формирование нравственной, духовной, творческой личности, знающей историю, традиции, культуру своего народа, уважающей культуры других народов, способной реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал во блага своей малой и большой родины.
Задачи:
- освоение национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
- формирование знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
- умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
- воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
Общая характеристика программы
Без памяти - нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа.
Г.Н. Волков
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у учащихся гражданского мировоззрения.
Основное содержание программы – формирование этнокультурной идентичности, гражданского самосознания учащихся, воспитание патриотизма, приобщение их к национальным культурным традициям. Освоение содержания кружка осуществляется с опорой на межпредметные связи: родной язык, национальная культура, история, география, литература, музыка, изобразительное искусство и.т.д. Обучающиеся получат возможность научиться играть на настольных играх, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, познакомятся с народнопоэтическим творчеством, разыгрывать театральные представления и празднества.
Результативность работы системы внеурочной деятельности будет определяться через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценку, наблюдение.
Срок реализации программы 1 год.
Особенность кружка: индивидуальный образовательный маршрут учащегося:
- Представление о культурных народных традициях, основных понятиях, умениях и навыках.
- Моя родня (родословное, семейные традиции, гордость семьи);
- Фольклор (жанры фольклора, народный календарь, настольные игры и др.)
- Дополнительное образование по желанию учащегося.
- Родное слово (выразительная речь, красноречие, разучивание произведений);
- Песенные традиции народа (игра на музыкальном инструменте, исполнение песен и др.).
Универсальные учебные действия
Личностными результатами являются следующие умения:
- воспитание этнокультурной и гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее родного края;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего народа, родного края;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям народов России и Республики Саха (Якутия);
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитее эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- учение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющиеся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнений учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерия классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).
Коммуникативные:
- смысловое чтение;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно речевые средства в соответствии со задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Содержание программы
№ | Раздел | Количество часов |
1 |
| 2 |
2 |
| 2 |
3 |
| 2 |
4 |
| 2 |
5 |
| 5 |
6 |
| 2 |
7 |
| 3 |
8 |
| 3 |
9 |
| 6 |
10 |
| 6 |
11 | Ысыах | 1 |
12 | Итого: | 34 часов |
Информационно-коммуникативные средства: Республиканские газеты «Кэскил», «Юность севера», «Бэлэм буол +», «Хатан», мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, видеофильмы, компьютерные образовательные программы, обучающие программы.
Ожидаемые результаты
Для учащихся:
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
признание ценностей:
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества.
Для учителя:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к родному краю, гордости за свой народ.
- Личностный и профессиональный рост.
Календарно-тематическое планирование кружка «Үүнүү»
№ п/п | Раздел | Тема | К/ч | Сроки планируемые | Дата с учётом корректировки |
1 | Мой родной край | Саха Республикатын нэһилиэнньэтэ | 1 | ||
2 | Дыгын. Эллэй. Туймаада хочото. | 1 | |||
3 | Моё родословное | Төрүт удьуордарым. | 1 | ||
4 | Биһиги удьуорбут аата-суола. | 1 | |||
5 | Семейные традиции | Муударай үгэс. | 1 | ||
6 | Дьиэ кэргэн үтүө үгэстэрэ. | 1 | |||
7 | Гордость семьи | Биһиги аймах удьуора. | 1 | ||
8 | Дьиэ кэргэн киэҥ туттар ытык киһитэ | 1 | |||
9 | Фольклор | Олоҥхо | 1 | ||
10 | Оһуохай | 1 | |||
11 | Чабырҕах | 1 | |||
12 | Таабырыннар уонна өс хоһоонноро | 1 | |||
13 | Остуоруйалар | 1 | |||
14 | Народный календарь | Саха халандаара | 1 | ||
15 | Саха халандаара | 1 | |||
16 | Настольные игры | Хаамыска, хабылык | 1 | ||
17 | Тыксаан | 1 | |||
18 | Тырыынка, күөрчэх | 1 | |||
19 | Музыкальные инструменты | Хомус | 1 | ||
20 | Кырыымпа | 1 | |||
21 | Дьаҕа | 1 | |||
22 | Родное слово | Родное слово | 1 | ||
23 | Красноречие | 1 | |||
24 | Выразительная речь | 1 | |||
25 | Разучивание произведений | 1 | |||
26 | Разучивание произведений | 1 | |||
27 | Биһиги ырыаларбыт | 1 | |||
28 |
| Норуотум биллиилээх ырыаһыттара. | 1 | ||
29 | Норуотум биллиилээх ырыаһыттара. | 1 | |||
30 | Оҕо ырыата | 1 | |||
31 | Оҕо ырыата | 1 | |||
32 | Хомуска оонньуоҕун | 1 | |||
33 | Хомуска оонньуоҕун | 1 | |||
34 | Ысыах | Ыһыах | 1 |
Методическая литература для учителя:
- Головинова Г.Н., Карелина С.В. "Настольная книга педагога дополнительного образования". М., 2012.
- История Якутии в лицах. Пестеров В.И. Якутск: Бичик, 2001.
- ФГОС в якутской школе. С.С.Семенова, Н.В.Ситникова, Н.Н.Васильева. Якутск, 2011.
- Кондратьев П.П. Үөрэхтээһиндидактиката. Дьокуускай, 2012.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. -Москва: Просвещение, 2011.
- Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя. – Москва: УЦ “Перспектива”, 2011.
- Лазарева. Л.А. Новым стандартам - нестандартный подход. М., 2012.
- Научные труды. Кулаковский А.Е. - Якутск: Кн.изд-во, 1979.
- Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/Н.П.Наволокова, В.Н.Андреева. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- 101 педагогическая идея. Как создать урок/В.И.Садкина. –Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. А.Я.Данилюк, А.А.Логинова.-Москва: Просвещение, 2012.
- СерошевскийВ.Л.Якуты. опыт этнографического исследования. Москва, 1993.
- Уткин К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект - Якутск: Бичик, 1998.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – Москва: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др.-Москва: Просвещение, 2011.
- Формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности в условиях внедрения ФГОС общего образования в Республике Саха (Якутия). /С.С.Семенова. Якутск: Офсет, 2011.
- ФещенкоТ.С. Новые стандарты - новое качество работы учителя. М., 2013.
- Энциклопедя культуры и искусства Якутии /Составитель В.А.Босиков и др. Якутск: Бичик, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...