Памятка 4. Предметно-развивающая среда кабинета
методическая разработка

Салихянова Маргарита Валеевна

памятка 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_4_predmetno_razvivayushchaya_sreda.docx681.58 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях

созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Учебный кабинет представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовать цели, ценности и принципы личностно- ориентированного и системно- деятельностного подхода.

Цель : разработать проект по осуществлению предметно развивающей среде для кабинета начальных классов

Задачи:

1. Создание обстановки кабинета с учётом требований с учетом требований ФГОС.

2. Оборудовать современными техническими средствами.

3. Обеспечить эстетичное, комфортное и безопасное помещение.

Современная школа работающая по новым стандартам требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям предъявляемым к организации учебной деятельности.

          Предметная область: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: (9-10 лет) начальная школа

Проект по количеству учащихся: групповой

Проект по продолжительности проекта: среднесрочный (от недели до месяца)

Техническое оснащение кабинета: - стенд « Азбука цвета»; стенд «Гимнастика для глаз»; сменный стенд « Словарь»; выставка работ выполненных обучающимися школы; компьютер; мультимедийный проектор.

1.1        Понятие предметно-развивающая среда, ее структура

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных  объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая его духовного развития.

Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности школьника и становится основой для его самостоятельной активности.

Развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создаёт возможности для обучения учащихся на основе их личной активности

              В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.

          Данный проект разработан по нормам нового СанПиНа. Ведь соблюдение данных норм позволят сохранить здоровье ребенка во время обучения в школе. К тому же не стоит забывать, что правильно сидеть, есть и гулять ребенок должен не только в будни, но и в выходные. А все правила жизнеустройства школьников как раз даны в новом СанПиНе.

       Перечень требований, предъявляемых к организации образовательной деятельности в кабинете начальных классов:

санитарно-гигиенические требования; требования к воздушно-тепловому режиму; требования к естественному и искусственному освещению; требования к оформлению кабинета; требования к мебели и ее расстановки в кабинете.

       

Необходимые зоны в кабинете начальных классов:

 учебная зона; информационная зона; зеленый уголок; игровая зона; бытовая зона.

           В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видео-магнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии

               В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета

Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

           Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах(название, семейство и т.д.)

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей

Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям. В кабинете должно быть хорошее освещение и положительное состояние мебели. Размеры проходов, расстояние между предметами, между рядами двухместных столов не менее 60 см, от столов до стены от 50 см до 70 см, от первой парты до доски не менее 2/4 -2/7 м, наибольшая удаленность ученика от доски 860 см, высота доски от пола 80-90 см.

1.2        Педагогические и гигиенические требования к созданию предметно развивающей среды в кабинете начальных классов

      При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны следующие Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов:

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

-  между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,

- не менее 100; а при наличии оборотных классов -120;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Требования к воздушно-тепловому режиму

 Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°С.

. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

-   в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°С при их обычном остеклении и 19 - 21 °С - при ленточном остеклении;

         Требования к естественному и искусственному освещению

      Естественное освещение.

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Шторы   из   поливинилхлоридной   пленки   не   используются.   В   нерабочем   состоянии   шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

- для дверей, оконных рам - белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 -70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Требования к размещению и хранению учебного оборудования

 Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.

 Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкафВ верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд, альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал, дидактические игры, игрушки. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты дляуроков трудового обучения и изобразительного искусства в нижней части  лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: карандаши, альбомы для рисования,наборы счетных палочек.

 Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в специальных ящиках у стены.

Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств обучения и по классам, темам.

1.3        ИДЕИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА ИЗО

Уголок Изостудия

Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного опыта ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.

Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей.

Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Художественные материалы:

- кисти беличьи и щетинные, большие и маленькие (№3 – 20);

- гуашь, акварель, темпера; масляные, анилиновые краски;

- гелевые ручки;

- маркеры;

- фломастеры;

- акварельные и пастельные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина;

- картон; белая, цветная, тонированная бумага разных фактур и размеров;

- комплекты для рисования «юный художник»;

- глина керамическая, пластилин детский и пластикаты4

- дополнительные материалы для коллажа – кусочки ткани, меха, кожи, пуговицы, палочки, крепки, природный материал и т.д..

Оборудование:

- палитры;

- ванночки для красок;

- подставки для кистей, карандашей, ножниц;

- разный клей;

- ножницы;

- вращающиеся подставки для лепки;

- палочки-стеки;

- ведерки детские пластиковые для мытья кистей и слива воды;

- губки, тряпочки, салфетки;

- детская спецодежда для декоративных работ (фартуки, нарукавники);

          - детские мольберты, планшеты, подрамники;

- веревки, крючки для развешивания работ;

- багетные рамы со стеклами и без них.

Также в студии используется стол ленточный для оформительских работ, доска настенная для рисования, столик – «пятилистник» и др.

Наряду с отечественными рекомендуется приобретать и комплекты импортного оборудования и материалов для изобразительной деятельности и оформления ассортиментного «уголка искусства». Ко всему должен быть свободный доступ.

C:\Users\Lenovo\Desktop\рефират по р.я\detsad-40045-1449248063.jpg

Уголок изо-деятельности

Уголок изо- деятельности обязательно содержит игры по цветоведению. Казалось бы, эти игры содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности по разным направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности школьника начальных классов. Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности учащихся. Или, например, репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи. Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.

Техническое оснащение

Материалы и оборудование уголка должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду. Следует  систематически проводить анализ состояния предметно –развивающей группы с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

  Цель технического оснащения уголка: создать в классе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей школьного возраста 3 класса.

Для того, чтобы уголок изо- деятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства ;использование детского дизайна в оформлении; наличие игрового персонажа; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;

- оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного),

- лепки, аппликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места;

- работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

- работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы);

-развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей; образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла  возможны мини-музеи);

-уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);

- наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики

Наглядно-иллюстративный материал.  Плакаты: 1). Набор «Декоративно-прикладное искусство» ; 2) Лаковая миниатюра; 3)  Жостовские подносы;  4) Народное ткачество; 5) Вышивка; 6)  Ажурные конструкции из металла; 7) Декоры народов мира; 8) Русская народная игрушка; 9) Современные народные художественные промыслы; 10) Таблицы по изобразительному искусству для I –IV классов; 11) Таблицы по изобразительному искусству для V-VII классов; 12) Набор таблиц по изобразительному искусству для I -VII классов;  13) Репродукции картин русских художников; 14)Знакомство с портретной живописью;  15) Несброшюрованный альбом «Любимые сказки»;  16)  Путешествие по пустыне России;  17) Условные цвета физической карты;  18)  Разметка деталей из бумаги и картона;  19) Виды;  20)  Многоугольники; 21) Линии.

Наглядно-дидактические пособия: 1.Набор «Мир в картинках»: 2- Хохлома (изделия народных мастеров).3 Городецкая (роспись по дереву). 4) Дымковская (игрушка). 5) Филимоновская (народная игрушка). 6) Русская матрёшка. 7) Азбука резьбы. 8) Узоры и орнаменты. 9) Основы художественного ремесла. 10) История развития костюма. Казачий костюм. 11) История развития костюма. Русский народный костюм. 12) Народные промыслы России. 13) Художественная роспись ткани. 14) Основы дизайна в одежде. 15) Рисуем жидким цветным тестом.  16)Раздаточный материал по черчению (карточки).

Наглядные пособия:

1. Набор гипсовых геометрических тел для рисования. 2. Набор геометрических тел демонстрационный для черчения. 3. Набор лекал чертежных. 4. Набор муляжей для рисования 5. Фрукты. 6. Овощи. 7. Грибы. 8.  Ветки муляжей: абрикосы, апельсины, баклажаны, лимоны, яблоки, мандарины, огурцы, персики, помидоры. 9.Набор керамики для рисования (кувшины, кружки, тарелки). 10. Набор драпировок для рисования. 11. Набор постановочных предметов для натюрморта

C:\Users\Lenovo\Desktop\рефират по р.я\img1.jpg

Заключение

Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других.  Правильное оформление уголка изо- деятельности позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Уголок демонстрирует уважение к своему творчеству и творчеству других. Уголок изо- деятельности, позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного. Дальнейшее развитие проекта заключается в  создание в классе  обстановки для творческой активности детей, способствующей возникновения и развития самостоятельной художественной деятельности у детей школьного возраста 3 класса.

                                                             Литература
1. Майоров А. Н. «Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников»: лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.
2. Медкова Е.С. Как разбудить в ребёнке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства): лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.
3. Сокольникова Н.М. Краткий словарь. – М: Титул, 1996.
4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – М: Титул, 1996.
5. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – М: Титул, 1996.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М: Титул, 1996.

Источники: http://gigabaza.ru/doc/90418-p2.html http://lytgimnazian7.edumsko.ru СанПин

https://multiurok.ru/files/priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kabinieta-nachal-nykh-klassov.html

https://infourok.ru/proekt-predmetno-razvivayuschaya-sreda-v-kabinete-nachalnogo-obucheniya-1020716.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

Дидактический материал предметно-развивающей среды в кабинете

Данный дидактический материал представляет собой сборник универсальных текстов для учащихся 1 класса. Данные тексты можно использовать при следующих заданий: списывание, письмо под диктовку, отработка...

Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете

Цель: Создание рациональных условий для коррекционного обучения детей с недостатками в развитии устной и письменной речи ...

ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов....

ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Работу по оформлению и  оборудованию закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет – это пространство для  творчества!...

ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создать в кабинете предметно - развивающюю среду...