Статья на тему: "Познавательная деятельность младших школьников"
статья

Галина Ивановна Тимофеева

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая приверженность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что предлагает преподаватель начальной школы, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Общее развитие личности ребёнка невозможно без развития его познавательной деятельности, повышения при этом его познавательной активности. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания мира, познавательной деятельности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждение разных мнений, учебный диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_timofeevoy_g.i.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность младших школьников

Тимофеева Галина Ивановна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №27 г. Якутска

В образовательном процессе познавательная деятельность младших школьников играет одну из ведущих ролей, так как в результате этой деятельности осуществляется усвоение содержания обучения. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов современное общество нуждается в творческих личностях, которые могут самостоятельно добывать новые знания, находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, применять полученные знания на практике, находить необходимую информацию и оперативно перерабатывать ее, делать выводы, принимать нестандартные решения.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение.

Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника наряду с другими видами универсальных учебных действий являются центральными понятиями ФГОС НОО. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.

На своей педагогической практике использую нетрадиционные формы организации урока. Например:

урок-сказка,

урок-путешествие,

урок-игра,

урок-экскурсия,

урок типа «круглый стол»,

урок «Что? Где? Когда?»,

урок типа КВН.

Такие уроки дают возможность развивать у учащихся стремление к знаниям, воспитывают чувство коллективизма, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами. Такая работа приводит к развитию и саморазвитию ребёнка.

Другим немаловажным фактором в развитии ребёнка является использование занимательного материала на уроках. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. При составлении конспектов уроков обязательно готовлю яркий презентационный материал, используя современные технические средства, возможности Интернета, информационно-коммуникационные технологии. Использование ярких демонстрационных материалов позволяет младшим школьникам активизировать познавательный интерес, помогает им легко усвоить предлагаемый обучающий материал.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Еще Константин Дмитриевич Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх у детей формируется активность и нравственные качества личности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Главное направление новых стандартов – усиление развивающей стороны обучения, формирование у школьников умения учиться. Решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности. Реализовать данный принцип невозможно без использования технологии проблемного обучения. Создание проблемной ситуации на уроке является средством активизации познавательной деятельности.

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предмету.

Одним из способов эффективного развития познавательной активности является проектно-исследовательская деятельность. Она способствует развитию умения самовыражения, развитию речи, творческих способностей, развитию самостоятельности и ответственности. Учитель занимает позицию консультанта, развивает самостоятельность мышления в ученике. Может предложить различные, интересные темы проектов. Дети могут подготовить индивидуальную проектную работу или принять участие в групповом проекте. Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, приобретают навык работы с книгой и другими источниками информации, работать с ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Дети проявляют инициативу, начинают творчески мыслить, находить нестандартные решения. Таким образом повышается мотивация, познавательная активность учащихся.

С проектно-исследовательскими работами дети сначала выступают перед своими одноклассниками, учатся выступать перед публикой, отвечать на вопросы. Наиболее интересные проекты могут представить в школьной конференции. Есть позитивные результаты за последние три года на школьном этапе НПК «Ступеньки к творчеству»: 2018-2019 уч. год - Елисеева Полина заняла 3 место; 2019-2020 уч. год – Еникеева Надира – 1 место, Мещеряков Саша – 3 место; 2020-2021 уч. год - Трепалов Марк – 1 место, Тупикина София – 2 место. 2021-2022 уч. год – Трепалов Марк – 2 место, Группа детей (Еникеева Надира, Герасимова Кира, Тупикина София) – 2 место. Кроме того, Белоусова Лена приняла участие в городской НПК по художественно-эстетическому направлению.

Также в школе проводится «Общественный смотр творческих работ» среди обучающихся 3-х классов. Целью Общественного смотра является демонстрация владения языком обучения как средством общения, познания окружающего мира, а также саморазвития обучающегося. Дети должны уметь четко определить цель, описать шаги к ее достижению, уметь выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать, выполнять анализ результатов собственной деятельности, формировать развитие навыков публичного выступления. Были представлены индивидуальные учебные проекты и выполненные группой обучающихся. Участие обязательно для каждого обучающегося класса. При выполнении групповой работы каждый участник при защите проекта представлял свою часть работы индивидуально.

Были отобраны лучшие индивидуальные проектно-исследовательские работы детей. Эти работы приняли участие в заочном Всероссийском конкурсе проектных работ для детей «Триумф детства»: Лыткина Зарина – Диплом 1 степени, Тупикина София - Диплом 1 степени.

Таким образом, применение различных форм и методов обучения позволяет уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

В младшем школьном возрасте появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель и находить способ ее выполнить. Ребенок сам контролирует процесс «производства опыта» и самостоятельно оценивает результат.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая приверженность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что предлагает преподаватель начальной школы, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Общее развитие личности ребёнка невозможно без развития его познавательной деятельности, повышения при этом его познавательной активности. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания мира, познавательной деятельности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждение разных мнений, учебный диалог.

Литература:

Активизация познавательной деятельности младших школьников / под ред. Осиповой М. П.

Баранова С.П., Л. Р. Болотиной, Т.В. Воликовой «Педагогика»

Бессчетнова, Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / Л. А. Бессчетнова // Поволжский Педагогический Поиск (Научный журнал).

Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова под ред. И.В. Дубровиной. – М.

Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О. В. Петунин //

Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н. Ф. Талызина. – М.

Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....

Статья "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Этапы организации проектной деятельности младших школьников....

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников на уроках в УМК «Планета знаний»

Данная статья поможет в работе учителю работающему по УМК "Планета знаний"...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...