Военно - патриотическое воспитание младших школьников
классный час (3 класс)

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы

включает в себя такие личностные характеристики:

• любовь к своему народу, краю и Родине;
• уважение и принятие ценности семьи и общества;
• любознательность, активность, заин-тересованность в познании мира и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы

включает в себя такие личностные характеристики:

  •  любовь к своему народу, краю и Родине;
  •  уважение и принятие ценности семьи и общества;
  •  любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т. д.

Освоение обучающимися основной образовательной  программы  НОО должно, в частности, иметь  и личностные  результаты, отражающие уровень  сформированности  основ российской гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за  свою Родину, российский  народ  и  историю  отечества,  осознания  своей национальной принадлежности  в  контексте   принятия  ценностей  многонационального российского  общества.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчи-вы, они легко откликаются на все инициа-тивы, искренне сочувствуют и сопережива-ют. Именно в этот период происходит фор-мирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, социальной адап-тации в обществе, начинается процесс осо-знания себя в окружающем мире, личност-ной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благо-приятным для эмоционально-психологи-ческого воздействия на ребенка, т.к. его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.

        Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

        Работая  учителем  начальных  классов более  25 лет,  я  пришла  к  выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:

           - Патриотическое воспитание в            системе уроков. Урочная         деятельность.

           - Патриотическое воспитание во         внеурочной деятельности.

           - Патриотическое воспитание в         рамках работы с родителями.

           - Участие в мероприятиях         различного уровня.

  • Формы работы самые разнообразные:  классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике, Светской этике  есть много познавательного материала, на основе которого можно воспитывать маленьких патриотов. Начиная с 1 класса, в свою работу  включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.

Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Уже с первых страниц мы знакомимся с русскими богатырями, царём Петром и городом на Неве , столицей нашей Родины - Москвой. Узнаём, почему в  нашей стране такие  государственные   символы, что они   означают.

Или возьмём учебник по                 окружающему миру А. А.                       Плешакова. Во 2 классе мы  изучаем темы «Достопримечательности  Москвы и Санкт – Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы.            Путешествуя по городам, можно приобщиться не только  к         прекрасному, но и много узнать                    об истории нашего государства.

Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём  учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихов о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах учащихся.

Больше значение в воспитании имеют экскурсии. Мы с ребятами посетили ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области Сызранский МОВО. Офицеры рассказали детям об основных функциях ведомства, показали работу группы задержания при поступлении сигнала «Тревога» с охраняемого объекта, продемонстрировали специальные средства защиты и образцы вооружения. Ребята смогли своими глазами все увидеть, примерить,  что-то потрогать руками и понять, что быть росгвардейцем – значит быть всегда готовым защищать правопорядок и граждан от любых преступных посягательств.

        Также классом посетили пожарную часть № 95. Ребятам провели экскурсию по зданию. Показали караульные помещения, дежурно - диспетчерскую службу, музей. Зрелищное действие произошло в гараже боевых машин. Пожарный показал ребятам предметы боевой одежды, пожарно-спасательное оборудование. Даже девчонкам было интересно примерить боевую одежду. Ребятам рассказали об имеющихся в распоряжении пожарной части пожарных машинах, что с ними связано, как они работают, чем оборудованы.

В рамках Дня краеведения посетили урочище «Монастырская гора». Мероприятие было организовано в виде квест- игры, задания которой включали материал о достопримечательности родного города.. Квест – игра перешла в веселые старты. Огромное количество эмоций и прекрасное настроение получили обучающие.

Побывали  в музеи техники имени Сахарова г. Тольятти, он является одной из самых главных достопримечательностей города. Здесь собраны модели всех видов транспорта, функционирующих в разные годы. Все экспонаты имеют историю и по своему интересны. Впервые предложение о создании музея последовало в1998 году. ... Здесь представлены модели военной техники еще со времен первой и второй мировой войны. Это и знаменитая «Катюша», советский и чешский танки, самоходная артиллерийская установка и многие другие. Также в музее собрано огромное количество грузовых и легковых автомобилей, привезенных из многих стран.

С обучающими мы принимали участие в различных конкурсах, выставках, акциях в таких как «Победа в наших сердцах», «Рисуем победу», «Слава России», в конкурсах чтецов , посвященных 75 летию Победы, в конкурсах смотр строя песни.

Мои ученики являются участниками рдш, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения. Военно-патриотическое направление, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности в Российском движении школьников, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории детей и молодежи

В целях увековечивания подвига народа и формирования высокого патриотического сознания в преемственности поколений, проведен был Урок Мужеств «Подвиг на века». Это мероприятие посвящено памяти о мужестве воинов, победивших и выигравших войну с фашизмом.

В этом году мы с ребятами решили присоединиться к общественной акции "Георгиевская ленточка",посвященной празднованию Дня Победы. Мы  вместе разработали дизайн ленточки. Сама ленточка по внешнему виду и сочетанию цветов соответствует ленточке, которой обтянута орденская колодка к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".  Цветок на ленточке олицетворяет символ добра и мира, символ жизни. Он выполнен в цветовой гамме флага России. Целью акции стало НЕ ДАТЬ ЗАБЫТЬ КТО И КАКОЙ ЦЕНОЙ  ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В САМОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Целую неделю ребята сами резали, шили, клеили. Раздать более 100 ленточек на Монгоре.

Каждый год мы с детьми и их родители приняли участие в on-line марше Бессмертного полка.

8 мая, в преддверии Дня Победы,  мы ссовместно с депутатом Думы г.о.Сызрань Виктором Павловичем Староверовым посетили Розу Алексеевну Казакову. Роза Алексеевна - дитя войны, она была подростком, когда фашисты напали на страну, и пережила все тяготы послевоенного лихолетья. Второклассники прочитали женщине стихи и подарили торт, который две школьницы испекли собственными руками.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...

Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...

Военно – патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

В данной статье раскрываются наиболее эффективные формы военно – патриотического воспитания младших школьников   через внеурочную деятельность....