Военно - патриотическое воспитание младших школьников
классный час (3 класс)

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы

включает в себя такие личностные характеристики:

• любовь к своему народу, краю и Родине;
• уважение и принятие ценности семьи и общества;
• любознательность, активность, заин-тересованность в познании мира и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы

включает в себя такие личностные характеристики:

  •  любовь к своему народу, краю и Родине;
  •  уважение и принятие ценности семьи и общества;
  •  любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т. д.

Освоение обучающимися основной образовательной  программы  НОО должно, в частности, иметь  и личностные  результаты, отражающие уровень  сформированности  основ российской гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за  свою Родину, российский  народ  и  историю  отечества,  осознания  своей национальной принадлежности  в  контексте   принятия  ценностей  многонационального российского  общества.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчи-вы, они легко откликаются на все инициа-тивы, искренне сочувствуют и сопережива-ют. Именно в этот период происходит фор-мирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, социальной адап-тации в обществе, начинается процесс осо-знания себя в окружающем мире, личност-ной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благо-приятным для эмоционально-психологи-ческого воздействия на ребенка, т.к. его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.

        Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

        Работая  учителем  начальных  классов более  25 лет,  я  пришла  к  выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:

           - Патриотическое воспитание в            системе уроков. Урочная         деятельность.

           - Патриотическое воспитание во         внеурочной деятельности.

           - Патриотическое воспитание в         рамках работы с родителями.

           - Участие в мероприятиях         различного уровня.

  • Формы работы самые разнообразные:  классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике, Светской этике  есть много познавательного материала, на основе которого можно воспитывать маленьких патриотов. Начиная с 1 класса, в свою работу  включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.

Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Уже с первых страниц мы знакомимся с русскими богатырями, царём Петром и городом на Неве , столицей нашей Родины - Москвой. Узнаём, почему в  нашей стране такие  государственные   символы, что они   означают.

Или возьмём учебник по                 окружающему миру А. А.                       Плешакова. Во 2 классе мы  изучаем темы «Достопримечательности  Москвы и Санкт – Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы.            Путешествуя по городам, можно приобщиться не только  к         прекрасному, но и много узнать                    об истории нашего государства.

Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём  учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихов о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах учащихся.

Больше значение в воспитании имеют экскурсии. Мы с ребятами посетили ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области Сызранский МОВО. Офицеры рассказали детям об основных функциях ведомства, показали работу группы задержания при поступлении сигнала «Тревога» с охраняемого объекта, продемонстрировали специальные средства защиты и образцы вооружения. Ребята смогли своими глазами все увидеть, примерить,  что-то потрогать руками и понять, что быть росгвардейцем – значит быть всегда готовым защищать правопорядок и граждан от любых преступных посягательств.

        Также классом посетили пожарную часть № 95. Ребятам провели экскурсию по зданию. Показали караульные помещения, дежурно - диспетчерскую службу, музей. Зрелищное действие произошло в гараже боевых машин. Пожарный показал ребятам предметы боевой одежды, пожарно-спасательное оборудование. Даже девчонкам было интересно примерить боевую одежду. Ребятам рассказали об имеющихся в распоряжении пожарной части пожарных машинах, что с ними связано, как они работают, чем оборудованы.

В рамках Дня краеведения посетили урочище «Монастырская гора». Мероприятие было организовано в виде квест- игры, задания которой включали материал о достопримечательности родного города.. Квест – игра перешла в веселые старты. Огромное количество эмоций и прекрасное настроение получили обучающие.

Побывали  в музеи техники имени Сахарова г. Тольятти, он является одной из самых главных достопримечательностей города. Здесь собраны модели всех видов транспорта, функционирующих в разные годы. Все экспонаты имеют историю и по своему интересны. Впервые предложение о создании музея последовало в1998 году. ... Здесь представлены модели военной техники еще со времен первой и второй мировой войны. Это и знаменитая «Катюша», советский и чешский танки, самоходная артиллерийская установка и многие другие. Также в музее собрано огромное количество грузовых и легковых автомобилей, привезенных из многих стран.

С обучающими мы принимали участие в различных конкурсах, выставках, акциях в таких как «Победа в наших сердцах», «Рисуем победу», «Слава России», в конкурсах чтецов , посвященных 75 летию Победы, в конкурсах смотр строя песни.

Мои ученики являются участниками рдш, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения. Военно-патриотическое направление, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности в Российском движении школьников, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории детей и молодежи

В целях увековечивания подвига народа и формирования высокого патриотического сознания в преемственности поколений, проведен был Урок Мужеств «Подвиг на века». Это мероприятие посвящено памяти о мужестве воинов, победивших и выигравших войну с фашизмом.

В этом году мы с ребятами решили присоединиться к общественной акции "Георгиевская ленточка",посвященной празднованию Дня Победы. Мы  вместе разработали дизайн ленточки. Сама ленточка по внешнему виду и сочетанию цветов соответствует ленточке, которой обтянута орденская колодка к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".  Цветок на ленточке олицетворяет символ добра и мира, символ жизни. Он выполнен в цветовой гамме флага России. Целью акции стало НЕ ДАТЬ ЗАБЫТЬ КТО И КАКОЙ ЦЕНОЙ  ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В САМОЙ СТРАШНОЙ ВОЙНЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Целую неделю ребята сами резали, шили, клеили. Раздать более 100 ленточек на Монгоре.

Каждый год мы с детьми и их родители приняли участие в on-line марше Бессмертного полка.

8 мая, в преддверии Дня Победы,  мы ссовместно с депутатом Думы г.о.Сызрань Виктором Павловичем Староверовым посетили Розу Алексеевну Казакову. Роза Алексеевна - дитя войны, она была подростком, когда фашисты напали на страну, и пережила все тяготы послевоенного лихолетья. Второклассники прочитали женщине стихи и подарили торт, который две школьницы испекли собственными руками.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...

Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...