Рабочая программа "Я исследователь"
рабочая программа

Рабочая программа "Я исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ap_kruzhok_ya-issledovatel.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

с.Вольного муниципального образования Успенский район

Авторская программа кружка

«Я – исследователь»

Автор: учитель начальных классов

Стеблева Галина Николаевна

с.Вольное, 2012 год

1. Пояснительная записка

Авторская программа кружка «Я – исследователь» составлена согласно закону РФ «Об образовании», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.97 N 212) и Письму Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы.

Программа «Я – исследователь» предназначена для реализации в 1-4 классах.

Срок реализации – 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Цель программы: освоения учащимися основ проектной и исследовательской работы.

Задачи программы:

        формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

         обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

        формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

        развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Занятия организуются таким образом, чтобы не осуществлялось передачи «готовых знаний» (как на стандартных общеобразовательных занятиях). Каждое из них имеет деятельностно-практический характер.

«Я – исследователь» – программа кружка естественно-научной направленности. На занятиях по данной программе учащиеся овладевают особенностями проектно-исследовательской деятельности; учатся самостоятельно находить, структурировать и анализировать необходимую информацию, выдвигать общественно значимые гипотезы и подтверждать их посредством практической деятельности.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

2. Тематический план программы

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

  1. Что такое исследование – 2 часа

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

1

0

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

2

Пр. занятие «Сформулируй тему»

1

1

0

  1. Как задавать вопросы? – 4 часа

3-4

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

2

0

- умение задавать вопросы, грамотно формулировать и выстраивать смысловые цепочки

5-6

Пр.занятие «Задай вопрос. Составление «Банка идей»»

2

2

0

  1. Тема исследования, методологические характеристики – 15 часов

7

Тема, предмет, объект исследования.

1

1

0

- уметь формулировать методологические характеристики;

- грамотно выражать свои мысли;

- ставить перед собой реальные цели и формулировать для них адекватные и достижимые задачи

8-10

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования.

3

1

2

11-13

Какими могут быть исследования?

3

1

2

14

Как выбрать тему и предмет исследования?

1

1

0

15-16

Предмет исследования, как проблема в самой теме.

2

1

1

17

Актуальность выбора темы.

1

1

0

18-19

Цели и задачи исследования.

2

2

0

20

Соответствие цели и задач теме исследования.

1

1

0

21

Сущность изучаемого процесса, его главные свойства.

1

1

0

  1. Этапы исследования – 3 часа

22-24

Основные стадии, этапы исследования.

3

2

1

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

  1. Гипотеза в исследовательской работе – 10 часов

25-26

Учимся выделять гипотезы.

2

2

0

- уметь формулировать гипотезу, моделировать возможный результат и предполагать варианты развития событий при определенных условиях;

- уметь отличать гипотезу от провокации и от проблемного вопроса

27-28

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

2

1

1

29-30

Учимся отличать гипотезу от провокационной идеи.

2

2

0

31-33

Игра «Три самых главных желания».

3

1

2

34

Экскурсия «Проекты и исследования вокруг нас»

1

0

1

Всего в 1 классе

34

24

10

2 класс

  1. Методы исследования – 14 часов

1-2

Методы исследования.

2

2

0

- знать особенности основных методов исследования и применять их в соответствии с особенностями работы

3-5

Знакомство с основными методами исследования.

3

0

3

6-7

Использование методов исследования при решении задач исследования.

2

2

0

8-11

Тренировка в использовании методов исследования.

4

2

2

12-14

Пр.занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Вода»

3

1

2

  1. Источники знаний – 5 часов

15-16

Пр.занятие «Учимся задавать вопросы».

2

2

0

- корректно формулировать вопросы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме

17-19

Учимся находить информацию.

3

1

2

  1. План исследования – 2 часа

20-21

Составление плана работы.

2

2

0

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

  1. Наблюдение – метод исследования – 13 часов

22-23

Наблюдение и наблюдательность.

2

1

1

- овладеть основными навыками наблюдения;

- развитие способности к сравнению, выявлению несоответствий;

- формирование навыка работы с увеличительными приборами

24-25

Пр.занятие «Назови все особенности предмета»

2

0

2

26-27

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

0

2

28

Пр.занятие «Парные картинки, содержащие различия»

1

1

0

29

Наблюдение как метод исследования.

1

0

1

30

Пр.занятие «Нарисуй в точности предмет. Найди ошибки».

1

1

0

31

Сфера наблюдений в научных исследованиях.

1

1

0

32

Знакомство с приборами для наблюдений (лупа, микроскоп)

1

1

0

33-34

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

2

0

2

Итого во 2 классе

34

17

17

3 класс

  1. Планирование выполнения практического задания – 6 часов

1-3

Пр.занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Свет»

3

1

2

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

4-6

Пр.занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Комнатные растения»

3

1

2

  1. Я – коллекционер – 17 часов

7

Что такое коллекционирование?

1

1

0

- овладение навыком поисковой деятельности;

- развитие коммуникативных навыков

8-10

Что можно коллекционировать?

3

1

2

11-12

Кто такой коллекционер?

2

2

0

13

Как быстро собрать коллекцию?

1

1

0

14-15

Исследовательская работа реферативного типа «Какие коллекции собирают люди»

2

2

0

16-19

Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди».

4

0

4

20-21

Представление результатов поисковой деятельности

2

2

0

22-23

Оформление выставки «Я – коллекционер»

2

2

0

  1. Эксперимент – метод исследования – 11 часов

24

Что такое эксперимент.

1

1

0

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию

25

Что такое экспериментирование

1

1

0

26-27

Планирование и проведение эксперимента.

2

1

1

28-29

Учимся находить новое с помощью эксперимента.

2

0

2

30

Мысленные эксперименты.

1

1

0

31

Эксперимент «Вообразилия».

1

1

0

32

Моделирование как вид эксперимента.

1

1

0

33-34

Пр.занятие «Проведение эксперимента на моделях»

2

2

0

Всего в 3 классе

34

21

13

4 класс

  1. Сбор и фиксация материала – 10 часов

1

Сбор материала для исследования.

1

1

0

- производить сбор необходимого материала;

- фиксировать полученные в ходе исследования данные в различных знаковых формах;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- устанавливать аналогии

2

Правила и способы сбора материала.

1

1

0

3

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск.

1

1

0

4

Способы фиксации полученных сведений.

1

1

0

5

Что такое обобщение. Приемы обобщения

1

1

0

6

Выбор главного. Последовательность изложения

1

1

0

7-8

Анализ, главное, второстепенное.

2

2

0

9-10

Пр.занятие «Учимся анализировать, выделять главное, располагать материал в определенной последовательности.

2

2

0

  1. Подготовка к защите проекта – 7 часов

11

Как подготовиться к защите проекта?

1

1

0

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию

12

Составление плана подготовки к защите проекта.

1

1

0

13

Сообщение. Доклад.

1

1

0

14

Учимся выделять главное и второстепенное

1

1

0

15

Что такое защита? Подготовка к защите.

1

1

0

16-17

Коллективное обсуждение проблем: «Как правильно делать доклад?» «Как отвечать на вопросы?»

2

2

0

  1. Индивидуальные консультации для учащихся – 11 часов

18-28

Индивидуальные и групповые консультации для учащихся

11

11

0

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку;

- различать способ и результат действия

  1. Защита проекта и подведение итогов – 6 часов

29-31

Публичная защита детских проектов

3

3

0

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии

32-33

Анализ своей проектной деятельности

2

2

0

34

Подведение итогов исследовательской деятельности

1

1

0

Всего в 4 классе

34

34

0

Итого:

136

96

40

3. Содержание программы

1 класс

  1. Что такое исследование – 2 часа

Что можно исследовать? Формулирование темы. Практическое занятие «Сформулируй тему».

  1. Как задавать вопросы? – 4 часа

Как задавать вопросы? Банк идей.         Практическое занятие «Задай вопрос. Составление «Банка идей»».

  1. Тема исследования, методологические характеристики – 15 часов

Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Какими могут быть исследования? Как выбрать тему и предмет исследования?        Предмет исследования, как проблема в самой теме.         Актуальность выбора темы.         Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства.        

  1. Этапы исследования – 3 часа

Основные стадии, этапы исследования.        

  1. Гипотеза в исследовательской работе – 10 часов

Учимся выделять гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея. Учимся отличать гипотезу от провокационной идеи.         Игра «Три самых главных желания». Экскурсия «Проекты и исследования вокруг нас»        .        

2 класс

  1. Методы исследования – 14 часов

Методы исследования. Знакомство с основными методами исследования. Использование методов исследования при решении задач исследования. Тренировка в использовании методов исследования.         Практическое занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Вода».

  1. Источники знаний – 5 часов

Практическое занятие «Учимся задавать вопросы».         Учимся находить информацию.

  1. План исследования – 2 часа

Составление плана работы.

  1. Наблюдение – метод исследования – 13 часов

Наблюдение и наблюдательность.        Практическое занятие «Назови все особенности предмета».         Наблюдение как способ выявления проблем. Практическое занятие «Парные картинки, содержащие различия». Наблюдение как метод исследования. Практическое занятие «Нарисуй в точности предмет. Найди ошибки». Сфера наблюдений в научных исследованиях. Знакомство с приборами для наблюдений (лупа, микроскоп)        . Экскурсия «Сезонные изменения в природе».

3 класс

  1. Планирование выполнения практического задания – 6 часов

Практическое занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Свет»        . Практическое занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Комнатные растения».

  1. Я – коллекционер – 17 часов

Что такое коллекционирование? Что можно коллекционировать? Кто такой коллекционер? Как быстро собрать коллекцию? Исследовательская работа реферативного типа «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди». Представление результатов поисковой деятельности. Оформление выставки «Я – коллекционер».

  1. Эксперимент – метод исследования – 11 часов

Что такое эксперимент.         Что такое экспериментирование. Планирование и проведение эксперимента. Учимся находить новое с помощью эксперимента. Мысленные эксперименты. Эксперимент «Вообразилия».         Моделирование как вид эксперимента. Практическое занятие «Проведение эксперимента на моделях».

4 класс

  1. Сбор и фиксация материала – 10 часов

Сбор материала для исследования.         Правила и способы сбора материала. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск. Способы фиксации полученных сведений. Что такое обобщение. Приемы обобщения        . Выбор главного. Последовательность изложения. Анализ, главное, второстепенное. Практическое занятие «Учимся анализировать, выделять главное, располагать материал в определенной последовательности».

  1. Подготовка к защите проекта – 7 часов

Как подготовиться к защите проекта? Составление плана подготовки к защите проекта. Сообщение. Доклад. Учимся выделять главное и второстепенное. Что такое защита? Подготовка к защите.         Коллективное обсуждение проблем: «Как правильно делать доклад?» «Как отвечать на вопросы?»

  1. Индивидуальные консультации для учащихся – 11 часов

Индивидуальные и групповые консультации для учащихся        .

  1. Защита проекта и подведение итогов – 6 часов

Публичная защита детских проектов. Анализ своей проектной деятельности        . Подведение итогов исследовательской деятельности        .

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

• обозначится граница исследования;

• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

• поведется последовательно исследование;

• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

• проанализируются и обобщатся полученные материалы;

• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

• продемонстрируются результаты на мини-конференциях, семинарах не менее 50%;

• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

5. Формы контроля

Контроль и оценку качества полученных результатов планируется получить через различные виды деятельности. К ним можно отнести:

- Опорные вопросы и индивидуальные задания.

- Защита проектов на разных уровнях (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).

- Участие в научных конференциях и конкурсах проектно-исследовательской деятельности учащихся (Научная конференция малой сельскохозяйственной академии, Шаг в будущее, Эврика и др.).

- Проведение акций, выставок, спектаклей, конференций, портфолио и др.

6. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

4

5

6

7

Для учителя

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2012.

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2012

М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2012

Для обучающихся:

Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2012

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет - ресурсы

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,20012

2. Технические средства обучения

8

9

10

Компьютер

Принтер

Мультмедиапроектор

1

1

1

3. Оборудование для практических и лабораторных работ

11

12

13

14

15

Микроскоп цифровой Digital Blue

Лабораторный диск ГЛОБАЛ Мобильная версия естественно-научная лаборатория для начальной школы

Набор ресурсный для WeDo. Природное сообщество луга.

Набор ресурсный для WeDo. Природное сообщество леса.

Датчик движения к WeDo.

6

1

1

1

1

4. Демонстрационные пособия и муляжи

16

17

18

19

Гербарий

Муляжи

Семена

Коллекции для начальной школы

6

14

3

7

  1. Игры и игрушки

20

Конструктор по началам робототехники Lego

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...