Развитие творческих способностей младшего школьника
статья

Железняк Елена Петровна

Развитие творческих способностей младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младшего школьника

Вступление.

Государственно – политические и социально – экономические преобразования последнего десятилетия XX века оказали существенное влияние на развитие всех общественных систем и институтов нашего государства.

В данный момент актуализируется проблема организации продлённого дня в современной школе. Сегодня уже некого не нужно убеждать в том, что воспитывать ребёнка следует буквально с первых дней его жизни. В зависимости от того, как это осуществлялось, дети успевают приобрести к своему поступлению в школу целый ряд различных привычек и навыков. Какие из них утвердятся, сформируются во взгляды, стойкие черты характера, - во многом зависит от влияния педагогов и воспитателей.

Продлённый день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям. Социальный заказ общества, обращённый к воспитателям ГПД, прежде всего заключается в формировании ориентированных, овладевающих современными знаниями людей, способных творчески мыслить.

                               Творчество – особый вид деятельности,

                                 оно в самом себе несёт удовлетворение.

                                                                                           С. Моэм

Обеспечению условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности способствует развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности, привития им стремления и навыков самостоятельного и непрерывного пополнения знаний как средства повышения качества обучения и воспитания.

Всё это может быть реализовано лишь при условии творческого отношения воспитателя к воспитанию обучающихся, ибо творческую личность может воспитывать только творчески работающий педагог.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся что-то новое. Вот здесь-то и требуется особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, т. е. всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети овладевают разнообразными потенциальными способностями. Задачи ГПД – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной деятельности с первого класса.

Кому нужны творческие способности? Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники, производства; от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Форма и содержание работы в процессе творческой деятельности характеризуется специальным содержанием, понятийным аппаратом, своими средствами и педагогическими приёмами.

Уточним содержание отдельных понятий:

  1. Творческая деятельность учащихся – это совокупность действий творческого характера, ведущая в открытию неизвестных форм творчества, теоретических знаний и способов деятельности.

  1. Умения творческой деятельности или творческие умения – система практических знаний, умения и навыков, необходимых для самостоятельной работы.

  1. Творческие задания – это предъявляемые задания, содержащие тему.

 

Разрабатывая систему средств формирования у детей умений творческой деятельности, педагог исходит из того, что творческая деятельность складывается из совокупности действий, обеспечивающих плодотворную работу, подкрепление интереса и стремления к познанию.

Бесспорно, что идея творческого подхода позитивна, так как помогает педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствует формированию у детей таких качеств как терпеливость, аккуратность, сообразительность, развивает творческий подход к работе.

В каком – то смысле можно утверждать, что творческий процесс является процессом перехода от незнания к знанию. При этом, естественно, творчество должно опираться на ранее накопленные знания.

При организации творческого процесса педагог так руководит учащимися, что при этом сочетаются непосредственное и опосредованное управление их творческой деятельностью. По мере приобретения учащимися умений и навыков работы, воспитатель увеличивает долю опосредованного руководства, благодаря чему растёт доля самостоятельности, инициативы обучающихся, что в конечном счёте способствует у них творческих способностей.

Результат творческой деятельности учащихся определяется развитием способностей к творческой деятельности, формированием активного отношения к образовательному процессу, воспитанием самостоятельности и социально – ценных качеств личности.

Младший школьный возраст – пора развития

творческих способностей.

Творческая способность детей является продуктивным способом освоения ими окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к миру и личного самовыражения.

В современных условиях потребность в развитии творчески активной личности возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей с самого раннего возраста.

Однако теоретическое осмысление творческих способностей в научной литературе освещено недостаточно. Творческая способность как свойство и качество личности проявляется в двуединстве противоположных сторон: генетической предрасположенности ( свойство личности ) и социального опыта (качество личности). Противоречия между природным творческим потенциалом и социальными знаниями, диктующими требования к творческой личности, становятся необходимым условием для создания педагогической модели формирования творческой способности ребенка школьного возраста.

Развитие творческих способностей ребенка школьного возраста обусловлено и зависит от его способности к самовыражению. Творческая способность как свойство личности определяется генетическим опытом и природными задатками; творческая направленность как качество личности, прежде всего обусловлена социальным опытом, приобретенным ребенком постоянно в условиях организованной и неорганизованной деятельности, повседневной жизни.

Спецификой творческих способностей является направленность личности на поиск новых путей освоения окружающей действительности, способов освоения окружающей действительности, способов освоения предметов и духовной среды, способов овладения различными видами деятельности, которые в конечном счёте направлены на создание мира и на реализацию его творческого потенциала.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отличительных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно – о таком важном компоненте как сила нервной системы ( о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему ). Детей отличает ( и чем младше ребенок, тем в большей степени ) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость ( когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию), не только недостаток, но и достоинство, так как именно она обуславливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом некоторых ценных особенностей детской психики.

Но не только свойства нервной системы – вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

Психологами раскрыт механизм возрастной чувствительности, той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз ”на свой лад” свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания.

Неодинаковость возрастной чувствительности  приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим ”направлениям” способностей.

На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступает готовность и способность запоминать, вбирать и, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти.

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование – затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых. В этом специфика детства.

Индивидуализация и дифференциация в обучении –

путь развития творчества.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными ( предметными ) знаниями, сколько его разносторонними развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей; способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностного ориентированного подхода – недостижимой задачей.

Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение творческих способностей ребенка.

Виды работы:

  • Журнал  ”Небылицы в лицах”.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Участники делятся на две команды, каждая из которых – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

« Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой о восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…»

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: « Продолжение данной сказки придумайте сами ». Дети коллективно придумывают окончание сказки, включая своё воображение и фантазию.

  • Что на что похоже.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей. Роль ведущего лучше взять на себя воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2 – 3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача отгадывать то, что было загадано с помощью вопроса «На что это похоже?» Например, если загадано слово  ”бантик”, то на вопрос : « На что это похоже? » из зала могут поступать такие ответы: « На пропеллер » и так далее. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется .

Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

Упражнения на развитие продуктивного

мышления.

  • Дорисуй как можно больше одинаковых изображений.

  • Придумай новое приключение Колобка.

  • Изобрази яблоко так, чтобы твой рисунок не был похож на рисунки других ребят.

Упражнения на развитие гибкости

мышления.

  • Преврати пятно в машину, цвет, дом.

  • Сделай из одного рисунка два.

  • Какими способами можно изобразить арбуз? Яблоко?

Упражнения на развитие оригинальности

мышления.

  • Изобрази Колобка космонавтом. Придумай о нем сказочную историю.

  • Изобрази стул, на котором можно спать, сидеть, летать.

  • Нарисуй конфету в новой оригинальной упаковке.

Большинство упражнений занимают не более 15 минут. Однако дети с большим удовольствием учатся создавать новое интересное, а следовательно овладевают способами творческого мышления.

Рисование с творческим заданием.

В этом виде занятий, пожалуй, как ни в одном другом может проявиться творческая индивидуальность ребенка, своеобразие его мышления. Чувство красоты. Учить детей здесь нужно очень осторожно, стараясь не навязывать ему готовые стереотипы, не лишать своего восприятия. Своего отношения к окружающему миру. В этом и проявятся не только его способности, но тот багаж мыслей и чувств, которые он сумел приобрести. В них. Собственно, и заключается главная ценность детского рисунка.

Занятия аппликациями пользуется неизменным успехом. Дети вносят в него много выдумки. Оно в большей степени содействует развитию у них художественного вкуса. В так называемой пейзажной аппликации детей знакомятся с перспективным воображением.  

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачивается, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

а)  Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

б)  Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

в) Самостоятельное решение ребенком задач, требующих           максимального напряжения, когда ребенка добирается до «потолка » своих возможностей.

г)  Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел. Продолжительности занятий одним делом.

д)  Умная, доброжелательная помощь.

е)  Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но  создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная форма, существующая в нашей стране система воспитания, почти не содержит мер направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они ( способности ) развиваются в основном стихийно и в результате не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующее меры, направленные на развитие творческих способностей школьников:

  1. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

  1. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

  1. Работа с родителями.

Дети неравнодушны к образованию, они стремятся к познанию. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности по развитию творческих способностей в ГПД.

КАПУСТНЫЕ  ПОСИДЕЛКИ.

Цели:  воспитывать любовь к окружающей природе; развивать творческие способности детей и их эстетический вкус; учить бережному отношению к природе.

Ход занятия.

Ученик:    Приходи, честной народ!

                  Не пыли дорожка.

                  К нам гости пришли

                  Отдохнуть немножко!

Воспитатель:  Просим! Присаживайтесь!

                         Красному гостю – красное место.

                         Где потеснее, там веселее.

                         За хлебом – солью всякая шутка хороша.

Ученики:  1. Вот и лету конец,

                      Отшумели колосья.

                      Нелегко подглядеть,

                      Как рождается осень.

                  2. Незаметной она

                      Приплывёт паутинкой.

                      Вспыхнет ярким местом

                      Под зелёной косынкой.

                  3. Дым костра принесёт,

                      Дух картошки печёной.

                      И туманом взойдёт

                      Над речушкой сонной.

                  4. Полыхать у дороги

                      Прикажет рябинкам.

                      На прощанье помашет

                      Крылом аистиным.

                  5. Лес, как жаркий костёр,

                      Меж деревьями просинь

                      С незапамятных пор

                      Я люблю тебя, осень!

Воспитатель:  В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы и был собран урожай, коротали осенние и зимние вечера вместе, устраивали посиделки.

              Вот и у нас все огородные хлопоты позади – убрали  последний овощ. Угадайте какой:

                   

                    Круглолица, белолица.

                    Любит вдоволь пить водицу.

                    У неё листочки с хрустом.

                    А зовут её?...   (капуста)

           

             Правильно. Это капуста. Её в бочки засолили, на храненье положили. Вот и решила я сегодня пригласить всех на капустные посиделки.  (открывается доска)

              Да, капуста. Правду сказать, удалась на славу. Так давайте славить этот замечательный овощ.

Исполняется хоровод « Есть у нас огород ».      

  1. Есть у нас огород

      Там своя морковь растёт!

      Вот такой ширины,

      Вот такой вышины.

      Ты немного попляши.

      А потом не зевай

      И в корзину полезай.

  2. Есть у нас огород

      Там зелёный лук растёт!

      Вот такой ширены,

      Вот такой вышины.

      Ты немного попляши.

      А потом не зевай

      И в корзину полезай.

  3. Есть у нас огород

      И капуста там растёт!

      Вот такой ширины,

      Вот такой вышины.

      Ты немного попляши.

      А потом не зевай

      И в корзину полезай!

Воспитатель:  Пожалуй, ни один овощ не приковывал к себе такого пристального внимания исследователей всех времён и народов, как капуста.

                  Согласно одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над толкованием двух противоречивых изречений, от страшного перенапряжения обливался потом. Несколько капель пота скатились со лба отца богов на землю. Вот из этих капель и выросла капуста. В переводе с греческого “ капуста”  означает “голова”.

                 Капуста очень ценный продукт питания. Сегодня насчитывается более 150 сортов капусты: белокочанная, краснокочанная, цветная, брюссельская, брокколи.

                  Капуста лекарственное растение, в ней очень много витамина С.

Игра: “Кто быстрее передаст кочан капусты”.

  (Дети делятся на две команды. Кто быстрее передаст кочан капусты вперёд и обратно).

Воспитатель:  Сяду рядышком на лавке,

                         Вместе с вами посижу.

                         Загадаю вам загадки,

                         Кто смышлёней погляжу.

Дети:   1. Круглое, румяное

                С веточки достану я.                     (Яблоко)

- 18 –

            2. Пушистый и зелёный хвост

                На грядке горделиво рос.

                Ухватился Ваня ловко:

                «Вылезай на свет,…»                        (Морковка)

            3. Меня, единственную в мире

                Не просто варят, а в мундире.

                Честь мундира берегу:

                Служу людям, как могу.                     (Картошка)

            4. Сидит дет,

                В сто шуб одет.

                Кто его раздевает,

                Тот слёзы проливает.                          ( лук )

Игра: «Что лежит в корзине».

          На грядках, засеянных густо,

          Огурбузы растут.

         Помидыни росли,

        Редисвёкла, чеслук и репуста.

        Сельдерошек поспел,

       И моркрфель дозрел,

      Стал уже осыпаться спаржовник.

      А таких баклачков

      Да мохнатых стручков

      Испугался бы каждый садовник.

Огурбузы – огурцы, арбузы.

Помидыни – помидоры, дыни.

Редисвёкла – редис, свёкла.

Чеслук – чеснок, лук.

Репуста – репа, капуста.

Сельдерошек – сельдерей, горошек.

Моркофель – морковь, картофель.

Спаржовник – спаржа, крыжовник.

Баклачки – баклажаны, кабачки.

          Игра: “ Соберем  урожай ”.

 

 (Две команды игроков. Игроки по очереди бегут к финишу сначала раскладывая овощи, а другой игрок – собирает и т.д.)

Воспитатель:   Отгадайте ещё одну загадку.

                            Сидит – зеленеет,

                            Падает – желтеет,

                            Лежит – чернеет.                        ( Лист )

              Какая же осень без листьев! И хотя мы говорим сегодня

           о капусте, об овощах, нельзя не воспользоваться случаем, не сказать о листьях. У вас на столе лежат конвертики с листочками, лист белой бумаги, клей. Вам предстоит проявить фантазию, творчество, ведь из листьев можно сделать много аппликаций.  (показ)

       Дети выполняют работу.    (Можно включить музыку).              

Выставка работ учащихся из листьев и поделок из овощей и фруктов.

Воспитатель:   Чтобы сильно не грустил,

                          Тот, кто не получил.

                          Вам друзья и их подружки

                          Пропоют сейчас частушки.

Дети:    1. Выходи скорей, подружка,

                 Мы на публике блеснём.

                 И задорные частушки

                 Про капусту пропоём.

             2. Хороша моя капуста!

                 Ну. А я-то чем плоха?

                 Вот сижу теперь на грядке,

                 Поджидаю жениха.

             3. В огород козла пустили,

                 Чтоб капусту сторожил.

                 Несознательный козёл,

                 Съел капусту и ушёл.

            4. Я соседского мальчишку

                К себе быстро присушу:

                Каждый день по кочерыжке

                На свидание ношу.

            5. Положу–ка я в кадушку

                Всю капусту поскорей.

                Буду петь я ей частушки,

                Чтоб хрустела веселей.

            6. Мы частушки вам пропели.

                Хорошо ли, плохо ли…

                А теперь мы вас попросим,

                Чтоб вы нам похлопали.

Воспитатель:  А какие блюда можно приготовить из капусты?

                         Посмотрите на нашу капусту. Давайте “оживим” её.

                         Чего не хватает для этого?        (глаза, нос, рот).

Воспитатель:   Эй, весёлый народ!

                         Не стой у ворот.

                         Выходи веселей,

                         Попляши для гостей!

       ( Дети пляшут под музыку )      

Воспитатель:   А какой же праздник без угощения!

                     ( пироги с капустой )

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников

В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....

Развитие творческих способностей младших школьников

Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В

Условия развития творческих способностей младших школьников...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....