Сборник творческих работ учащихся
проект (4 класс)

Очирова Долгор Кимовна

В сборник вошли статьи, исследовательские работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_ekologii_dlya_uchiteley.odt97.86 КБ

Предварительный просмотр:

                        По экологической тропе  Еравны (публикация в газете «Ярууна» от

                                                Я люблю свою малую родину-

                                                 В каждой капле кристальной росы

                                                  И в зелёных листочках смородины-

                                                 Не узнать её всей красоты.

   Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов.

   Начальная школа-важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.  Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа.

  Учителями нашей школы разработана и апробирована программа - образовательный межпредметный модуль «Еравна и я». Содержание модуля отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Педагоги в программе внеурочной деятельности   активно используют проектную деятельность. Это: «Природная аптека», «Береги первоцветы», «Любимые животные», «Помоги птицам», «Зеленый уголок», «По страницам Красной книги», «Кладовая лесов Еравны», «Правила экологической безопасности», «Охрана здоровья-дело каждого».

  Системой работы с детьми в нашей школе стали традиционные праздники «Золотая осень», «Проводы зимы», «Масленица», экскурсии, презентации «Витамины-наши друзья», тематические недели по окружающему миру, неделя экологии «Береги планету», конкурсы рисунков и стенгазет, «Поделки из ПЭТ-бутылок», детско-взрослый проект «Кормушка», участие в районных акциях «Синичкин день», «Помоги зимующим птицам», фотоконкурсах. Дети любят готовить различные конкурсы, соревнования. С большим интересом ребята подбирают пословицы о временах года, загадки, описание погоды, народные приметы. После каждого мероприятия обязательно задаем вопросы:

    -Что дало вам общение с природой?

   -Стал ли ты добрее, богаче душой?

   -Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

 Эти праздники мы проводим в школе ежегодно. Но по мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения. Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы, новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно, ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не сможет. Поэтому, постоянно рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы. На протяжении нескольких лет нашей школе проводится научно-практическая конференция «Экология родного края» среди учащихся1-4 классов начальной школы. Исследовательские работы учащихся оценивают учителя биологии, химии и географии. Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в районной научно-практической конференции, где не раз занимали призовые места. Тематика исследовательских работ очень разнообразна: растения, животные, экология жилья, мусор, бережное отношение к воде, озерам. В ходе исследовательской деятельности под руководством учителя дети получают важные для себя эколого-значимые знания, которые будут способствовать эколого-оправданной деятельности. Для полноценного экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего «я». Понимание окружающей природы, мироощущение не может быть оторванным от самопознания ребёнка, которое является неотъемлемой частью сознания человека.

                                                                        Ведь в мире во всём нет земли красивее

                                                                               И роднее Бурятии нашей!

Я детям своим завещаю беречь

Чтоб стала она ещё краше!

Исследовательская работа «Выращивание узамбарской фиалки». Выполнила ученица 3а класса Утюжникова Катя.

  1. Введение.
  2. Сведения из истории.
  3. Исследовательские опыты по размножению фиалок.
  4. Виды фиалок.
  5. Вывод.

Цель исследования:

1.Самостоятельно вырастить цветок узамбарской фиалки листовым черенком;

Гипотеза: для ускоренного прорастания листа лучше создавать парниковые условия Новизна работы в том, что я впервые узнала о размножении растений листом и задумалась, как сделать его более эффективным.

Объект исследования: узамбарская фиалка

Предмет исследования: проращивание листа фиалки

 Метод исследования: опыт, описание опыта

Задачи исследования:

  • Изучить историю происхождения узамбарской фиалки, разнообразие форм цветков и листьев.
  • Познакомиться с различными видами фиалок
  • Определить оптимальный способ для выращивания фиалок из листа.

Наш класс работает над проектом «Комнатные растения» третий год. Мы выращиваем комнатные растения и учимся ухаживать за ними. Во втором классе мы представили проекты «Комнатные цветы в школе», «Комнатные цветы дома». В третьем классе учились выращивать цветы тремя способами: делением куста, листовым черенком и семенами. У нас много «зеленых квартирантов», за которыми мы бережно ухаживаем.

Комнатные растения радуют наш глаз, напоминают о весне, впечатляют своими живыми и сочными красками. Они обладают различными замечательными свойствами. Растения увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей. А еще они положительно влияют на наше эмоциональное состояние. Пестрота различных красок поднимает настроение. Утром хочется улыбнуться каждому цветочку и сказать «Доброе утро».

Фиалка в красивом горшочке это и хороший подарок, выращенный своими руками. Многие учителя нашей школы любят комнатные цветы и мы отдали наших друзей на каникулы домой.

Сведения из истории

Узамбарская фиалка (сенполия) – «примадонна» комнатного цветоводства Ее родина Узамбарские горы Африки. Природные узамбарские фиалки отличаются разнообразием окраски и формами цветков и листьев.

Исследовательские опыты по размножению фиалок.

Разводить фиалки можно несколькими способами, которые мы проделали сами 27 февраля 2013 года. Но я хочу остановиться на одном способе выращивания фиалки.

Первый способ. Очень простой. Мы срезали листочек у фиалки, поставили его в воду, но корней ждать пришлось долго. Оказалось, что это был  устаревший лист, который может долго не давать корней. Этот листочек начал гнить в воде. Нам пришлось выбросить его.

Второй способ. Мы срезали несколько листьев из второго и  третьего ряда ,надрезали острым ножом под углом45 градусов, посадили в почву под углом 90 градусов. В качестве емкости использовали пластиковый стаканчик. Стаканчик укрыли крышечкой, тем самым сделали тепличку. Поставили стаканчики в тёплое место, поливали и проветривали.

Через 8 недель из грунта стали появляться зеленые листочки. Это были «детки» фиалки.

Третий способ: Мы взяли листочек фиалки и посадили в кашпо, где рос другой цветок. Листочек не укрывали. Детки появились только к осени, и то не из земли. Они выросли прямо на стебле.

Вывод

Над своим экспериментом мы работали 8 месяцев. Опираясь на свой опыт, после проведения исследования мы сделали следующие выводы:

  • фиалки можно размножать листом несколькими способами.
  • более быстрый и менее трудоемкий  способ выращивания фиалок это первый. Мы можем зрительно видеть появление корней либо загнивание их, своевременно принять правильные меры.
  • фиалки не любят сильного солнца, их нельзя опрыскивать, а поливать надо так, чтобы вода не попадала на листья
  • их нельзя выращивать вместе с другим цветком.
  • тепло и влага, которые удерживал другой стаканчик, помогли листочку прорасти на 4 месяца быстрее.

Работая над этим проектом, я много узнала интересного о фиалках. Фиалки согревают нашу душу. Их полезно иметь дома людям, кто чувствует себя обделенным вниманием окружающих, кому не хватает любви.

  • Белые фиалки очищают нашу душу от скверных чувств эмоций. Красные и розовые внушают чувство удовлетворения.
  • Голубые фиалки оказывают тонкое воздействие на творческие процессы в жизни человека.
  • Фиолетовые возвышают наши мысли и чувства.

А еще фиалки благоприятно влияют на здоровье человека. Одним присутствием рядом с человеком фиалка противостоит заболеванию горла.

Выращивать фиалки и наблюдать за их ростом это одно удовольствие

    Исследовательская работа «Озеленение школьного кабинета». Выполнила ученица 4а класса Утюжникова Катя.

Введение.

Для большинства людей очень важно является общение с природой, поэтому многие стараются максимально приблизить своё жильё к природе, выращивая комнатные растения.

     В настоящее время нет такого жилья, где не было бы комнатных растений. Растения, окружающие человека на протяжении большей части суток, обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и благоприятно воздействовать на нервную систему, улучшать настроение и укреплять здоровье. Растения повышают влажность воздуха в помещениях, что особенно важно зимой, когда работает центральное отопление: они защищают от пыли и микроскопических вредных частиц, ионизируют воздух и обогащают его кислородом. Таким образом, правильно выбранное и ухоженное растение станет прекрасным дополнением к любому интерьеру и позволит не только разнообразить внешний вид помещения, но и станет источником здоровья для его обитателей.

                                                           

      Мой зелёненький цветочек вырос на окошке,

      Тянет каждый свой листочек к солнцу, как ладошки.

      Вырос он и удивился, что в нашем доме появился.

      Хоть цветочек маленький, но зато удаленький.

      Я зелёненького друга «подкормила», полила,

      На окно поставила, свет ему добавила.

Моя работа посвящена экологии школьного кабинета. В воздухе школьных помещений по разным причинам накапливаются вредные вещества: их выделяют отделочные материалы, из которых сделана школьная мебель и окна из ПВХ, моющие средства, водопроводная вода, воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным, электромагнитное излучение от компьютеров, бактерии и высушенный воздух.                                                                                                                                                       Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Самая чистая и хорошо оборудованная классная комната покажется малопривлекательной, если в ней не будет живых цветов. Они украшают помещение и создают уют. Растения улучшают воздушную среду обитания. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов. Самый близкий «зелёный друг» для учащихся- горшочек с комнатным растением.

В нашем классе эта работа началась во 2 классе. Я участвовала в школьной конференции по экологии на тему «Комнатные цветы дома», Баир Атутов выступал с проектом «Комнатные цветы в школе». Нами была проведена огромная исследовательская работа. В этом году я решила продолжить исследование. С начала учебного года наш класс решил озеленить кабинет. Для этого мы принесли из дома цветы в горшочках, в школьных кабинетах набрали отростки и поставили их в воду. Через 2 недели наши растения дали корни. Каждый из нас выбрал себе понравившийся отросток и посадил в почву. Но перед этим на уроке технологии мы украсили горшочки, приклеили экологический паспорт, указали возраст растения и владельца. На горшочки наклеили забавные просьбы цветов, например «Полей меня», «Я не люблю жару» и т.д. Сейчас в нашем кабинете много цветов. Цветы на стенах, шкафу, подоконниках. Наши цветы радуют нас.

   В школе обилие хлорофитума, ведь недаром его называют «зелёным пылесосом». Это растение известно всем: длинные зелёные листья, иногда с полосками, иногда без; цветёт мелкими белыми цветами; размножается очень легко, и неприхотливо в уходе – достаточно отделить «деток» от длинного стебля, который выгоняет каждый взрослый цветок, и буквально воткнуть в сырую землю. Растение тут же примется и начнёт пускать корни.

Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, а также попадающие в квартиру снаружи, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.

Частого полива растение не требует, однако полив должен быть обильным, особенно летом. Добавив в горшок с хлорофитумом несколько таблеток активированного угля, можно значительно усилить его очищающие свойства.

   У каждого из нас в классе свой цветок. Сарюна Эрдынеева выращивает «каланхоэ». Он скоро зацветёт. В энциклопедии «Комнатные цветы» мы нашли информацию о каждом растении. Каланхоэ - симпатичное растение, облегчает душевное состояние школьника. Обладает способностью помогать в его творчестве, рукоделии. Развивает чувство вкуса. Каланхоэ выводит из организма шлаки и токсины, избавляет от хронических заболеваний, связанных с горлом и дыхательными путями. Каланхоэ - скорая помощь, которая всегда под рукой. Этот "домашний доктор" замечательно заживляет раны, служит хорошим противовоспалительным и антисептическим средством.

   Эржена Байдаева принесла из дома кактус. Видов кактусов очень много, но особенно полезны кактусы с длинными иглами. Как и другие полезные комнатные растения, они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность.

Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран. Снижать влияние электромагнитного излучения способно ещё одно распространённое растение – традесканция.

    Мэргэн Лодоев выбрал традесканцию. Родина традесканций - тропическая и Северная Америка. Очень известное и неприхотливое растение. Растет и в теплых и в прохладных помещениях; в хорошо освещенных и в затененных местах, но при плохом освещении листья теряют яркость окраски. Очень легко размножается черенками весной, осенью или летом.

   Я выбрала колеус. Колеус можно назвать идеальным растением. Эти цветы сочетают в себе блистательную красоту, выносливость и неприхотливость, а так же возможность выращивания как в помещениях, так и на открытом воздухе. Главным условием является солнечный свет. Это основной параметр, очень сильно влияющий как на окраску колеусов, так и на их рост. Стоит всегда помнить о том, что в случае этих растений, очень важно подобрать хорошо освещаемое место.

    Алина Галактионова принесла от тёти растение «Золотой ус».  Золотой ус обладает высокими лечебными свойствами при многих заболеваниях: хронический панкреатит, бронхиальная астма, сахарный диабет, язва желудка, послеоперационные спайки, фибромы, миомы, киста яичников, камни в почках, болезни печени, желчного пузыря и др.     В приложении имеются фотографии, на которых учащиеся нашего класса со своими цветами.

  На этом наше исследование не заканчивается. В планах – посадка комнатных растений не отростками, а листовыми черенками. Мы хотим вырастить сенполию узамбарскую в подарок нашим мамам на 8 марта.

В нашем классе на окне, 
Во зеленой во стране, 
В расписных горшочках 
Подросли цветочки. 
Вот розан, герань, толстянка, 
Колких кактусов семья. 
Их польем мы спозаранку. 
Я и все мои друзья!

                                                         

        

ПРОЕКТ «ПОМОГИ  ЗИМУЮЩИМ  ПТИЦАМ»

Автор: Очирова Долгор Кимовна, учитель начальных классов МБОУ «СОСОШ№1»

Дидактические цели проекта:

1.  Привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме зимующих птиц.

2.  Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

3. Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, защищать от хищников и хулиганов.

4. Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков.

5.  Учить работать в сотрудничестве с взрослыми.

Методические задачи:

1. Расширить представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и жизни человека.

2.  Научить учащихся правильно изготавливать кормушки.

3.  Вовлечь учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек.

4.  Развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

5. Вести пропаганду среди учащихся и родителей о пользе птиц.

6. Побуждать учащихся к использованию различных источником информации для решения поставленной проблемы.

Предмет (предметы): окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология

Сроки: 5месяцев

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

Этап

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

 наблюдение

непосредственное наблюдение за птицами

организация наблюдения

работа с энциклопедической литературой

поиск необходимой информации

оказание помощи в подборе необходимой информации

доклады, сочинения, презентации

игровой час

НПК по экологии

Экспертиза кормушек

подготовка, написание, оформление

участие

участие

участие, оформление экспертных листов

оказание помощи 

организация и проведение мероприятия

организация и проведение мероприятия

оказание помощи в подборе необходимой информации

Сбор данных

  • Подсчет кормушек.
  • Наблюдение за птицами местности.
  • Проведение опроса среди учащихся школы: "Каких перелетных птиц нашей местности вы знаете? Какую пользу приносят птицы? Сколько кормушек в этом году вы сделали?"

Обработка и анализ данных.

  • Подведение итогов социологического опроса.
  • Подведение итогов опроса учащихся.
  • Обработка данных наблюдения.

Представление проекта Проведение практического занятия по изготовлению кормушек (вместе с учителем технологии, родителями).

  • Создание презентации (учитель, ученики, родители).
  • Классный час «Зимующие птицы. Как им помочь?»
  • Создание буклета.
  • Заполнение карточки участника проекта.
  • Создание книжки-малышки «Зимующие птицы»
  • Создание экспертизы кормушек и заполнение экспертных листов

Классный час в 1а классе, выполнила Очирова Д.К)

Тема: "Моя малая Родина"

Цели:

Образовательные:

-Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;

-Продолжать знакомить с историей родного края;

Развивающие:

 -Развивать навыки речевого общения, диалогическую речь, память, мышление;

-Обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы;

      - Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении    стихов.

Воспитательные:

     -Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к малой родине, бережное отношение к ней;

        


Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём…
(В. Степанов)

-Представьте себе, что над вами голубое  небо,  а под  ногами  земля,  на  которой  родились  ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, ваши мамы и папы. Это наша Родина. Подумайте, с чего же начинается наша Родина?
Сообщение темы- При ее произношении у нас возникают разные чувства. Родина…  Как много значит для нас это слово! Родина-это место, в котором ты родился и живешь, это наш общий дом. Родина-это не только горы и леса, реки и озера, животный и растительный мир, но и люди, которые знают и любят свою родную землю. Наша Родина - необъятная, могучая Россия. У каждого человека, живущего в России, есть своя малая родина. Именно о ней мы будем сегодня говорить.

Беседа по теме классного часа

-Как называется страна,в которой мы живем?

-Назовите столицу нашей Родины.

-Как называется республика, в которой мы живем?

-Назовите главный город Бурятии.

-Как называется район в Бурятии, в котором мы живем?

-Как называется районный центр Еравнинского района?

Беседа о ЕРАВНЕ. Весенняя степь напоминает яркий красочный ковер. Но эти цветы не только для красоты, среди растений Еравны встречаются различные лекарственные растения. Мы их порой не замечаем, и напрасно: их нужно знать и уметь ими пользоваться.

- Какое растение поможет, если кто- то натер ногу или при болезни желудка?

                             (Подорожник).

Подорожник также помогает при ожогах и укусах насекомых, царапинах.

-   Листья каких растений действует как ранозаживляющее?

                   (Пастушья сумка, тысячелистник)

-  Какое растение и ягода помогает от простуды и кашля?

                  (Чабрец, брусника)

      -Бурятское название травы «чабрец» ая-ганга.

  -Какие виды флоры Еравны записаны в Красную книгу Бурятии?

                    (Лилия пенсильванская, лилия карликовая)

  - Перечислите названия лекарственных растений, которые встречаются у нас в районе?

         (Багульник, полынь, одуванчик ,крапива, шиповник, черемуха, смородина)

-А теперь поговорим о лесах. Вся территория Еравнинского района находится в зоне тайги.

  - Какое дерево, названный «сибирским дубом» растет у нас?

                           (Лиственница)

-  Перечислите название деревьев , которые растут у нас?

                            ( Лиственница, сосна, береза, осина, ольха)

-  А вы можете определить чистый ли лес, здоровый ли он? Какие критерии существуют для этого?

                             (Муравейники)

- Этот зверь был завезен в 1932 году в Бурятию. Она хорошо акклиматизировалась и широко распространилась по территории Еравны. Отгадайте кто это?

                              (Ондатра)

Тайга богата ягодами голубики, брусники, кислицы, шиповника, кедровники - орехи. Итак, животный мир Еравнинского района богат и разнообразен и представляет большую ценность. Из лесных птиц широко распространены рябчик, глухарь, тетерев, дятел, сова. В урожайные годы сосновых шишек появляются клесты. Наиболее многочисленны - коршун и кукушка.

-  Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?

                              (Кукушка)

-  У какой птицы, населяющих наш район длинный язык?

                           (У дятла - до 15 см)

Редкие и ценные виды фауны Еравны занесены в Красную книгу Бурятии.

-   Какие хищные птицы Еравны занесены в Красную книгу России и Бурятии?

           (Птицы - могильник, орлан - белохвост, черный гриф, сова)

- А сейчас я расскажу вам легенду. Легенда о Сосновом озере. Легенда о наших озерах существует с древних пор. Легенда такова - упал на нашу землю камень, и пока он падал раскололся на три крупных камня, тридцать три камня поменьше и множество мелких. А когда камни упали, начался проливной дождь. В воронку на горячие камни потекла вода. Земля, камень и вода - все вскипело. Кругом начали таять снега и лед на горах Турхула и на других горах и так образовались озера: Большая Еравна, Малая Еравна, Сосновое озеро и другие озера. Может тысячи лет прошло, как в эти места перекочевали тунгусы. Жили они тут сотни лет, занимаясь охотой и ловлей рыб. Тунгусы долго спорили, какое же название дать нашему озеру. И увидели тунгусы, что на берегу озера растут три сосны в несколько обхватов и от них пошло название « Сосновое озеро».

Озера Еравнинской системы богаты рыбой.

-Какие рыбы водятся в наших озерах?

                              ( Чебак, окунь, щука, карась)

АО «Нептун» ведет большие работы по воспроизводству рыбных запасов района. С 1969 г. начался завоз личинок ценных рыб.

- В наших водоемах прижились ценные породы рыб, и они являются прибыльными для рыбозавода. О каких рыбах идет речь?

                               (пелядъ, сазан, лещ)

 -Щуку называют морским волком и санитаром, почему?

                               ( они поедают больных и слабых рыб)

                               (пелядъ, сазан, лещ)

На этом наше путешествие по Еравне заканчивается. Не обязательно ехать куда - то далеко на отдых, можно и отдохнуть,и попутешествовать по родному краю. Красоту и богатство нашего края, и доброту людей воспели многие писатели и поэты, побывавшие или жившие в Еравне. Любят свой край еравницы и берегут его.

Мы живем в краю чудесном,

Дышим воздухом с озер,

Любим труд и любим песни,

И веселый разговор.

Любим реки, любим степи,

У Озеров - берега,

Где бы ни был я на свете,

Мне Еравна дорога.

Не расстанусь я с Еравной,

С небывалой красотой,

Ты, таежный и озерный,

Край наш, вечно молодой.

                                                           В. Байбородин. Мы живем в краю чудесном.

Пройдет не так уж много лет, и вы вырастете. Но пусть в будущем так же, как сейчас будут шуметь леса, и весною в них будут петь птицы, а осенью трубить олени. Останутся в лесах белки и бурундуки, медведи и зайцы, работяги - муравьи. Так же, как сейчас в краю голубом, в озерах наших будут неторопливо плавать рыбы, и высоко в небе - кружить орлы.

Сохраните свой родной край Еравну!

Исследовательская работа по экологии растений" Сосна-  жемчужина леса"(Pinus sylvestris L.)подготовил Агафонов Денис, ученик 2а класса, 2015 г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Оглавление

  1. Введение.
  2. Глава 1.Описание проделанной работы.
  3. Глава 2. Описание сосны обыкновенной, полезные свойства сосны.
  4. Заключение.
  5. Литература.
  6. Приложение.                

 Задачи:

  • узнать из дополнительных источников о происхождении названия озера и села ;  об особенностях сосны обыкновенной;
  • выяснить, какие полезные вещества входят в состав сосны;
  • ознакомиться с ассортиментом лекарственных препаратов на основе сосны в аптеках;
  • составить презентацию.

Гипотеза: сосна богата полезными веществами и это дерево заслуживает называться «деревом – лекарем». Сосна занимает особое место в искусстве.                                                                                           

Объект исследования: сосна обыкновенная.

Методы исследования:

  • работа с информацией,
  • фотографирование,
  • эксперимент,
  • наблюдение.

                                                                               

                                                                                    Шумят сосновые леса

                                                                                И сосны стройные литые

                                                                                Как будто стрелы золотые

                                                                                Уходят смело в небеса.

Из года в год рядом с нами горят сосновые леса. Пожары наносят непоправимый ущерб природе. Люди уничтожают не только красоту, но и то, что может сохранить их здоровье. Наши еравнинские леса богаты сосной.

    Меня заинтересовало, почему в названиях нашего села и озера повторяется слово сосна. Я в интернете нашел этому объяснение. Само озеро было названо Нарhата нуур (Сосновка). Легенда о Сосновом озере гласит: на берегу росли три сосны в несколько обхватов и от них пошло название "Сосновое" озеро. Последняя сосна была вырублена в начале 20-х годов ΧΧ века.  

   Какую пользу приносит сосна и почему её нужно беречь?

Сосна — удивительное дерево. Это дерево широко распространено по всей территории России. Сосна - одна из самых ценных хвойных деревьев. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.

Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Кого кормит сосна? Сосна кормит многих зверей и птиц. Семена сосны едят белки, клесты, дятлы, бурундуки. Хвоей и почками питаются лоси, белки и глухари. Корой - жуки короеды.
В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. В народе говорят, много шишек на соснах и елях- к доброму году.  Этим летом я с родными ездил на Байкал, по дороге я заметил, что сосны в Прибайкальском и Баргузинском районах, по сравнению с нашими, выше и стройнее. Почему? Оказывается, что рост и развитие дерева зависит от многих факторов. В Еравне сосна хорошо растет от обилия солнечного света, а в горной местности сосна растет в тени от горных склонов, короткого светового дня. Ещё рост дерева зависит от температуры воздуха и количества осадков.

 Сосну обыкновенную называют жемчужиной леса. В Бурятии она занимает 2 место по площади, на долю которой приходится 16% всей покрытой лесом площади. Основная часть, более 60% всех сосняков сосредоточена в бассейнах рек Уды, Курбы. Хилка, Темника и Баргузина. В хороших условиях произрастания сосна достигает 30-35 м и даже 40 м в высоту и 80-100 см в диаметре. Продолжительность жизни сосны – 500-600 лет. Сосна – дерево вечнозеленое. Цветение сосны в средних широтах знаменует начало лета. В это время в сосновом бору все заполнено золотистой пыльцой. Сосна – властелин песчаных почв, где с ней не может соперничать ни одна древесная порода. Сосновый лес как гигантский фильтр очищает атмосферу земли от пыли и различных аэрозолей. Из 5,5 млн. м3 ежегодно заготавливаемой в Бурятии древесины 65-67% приходится на долю сосны.

  Каждый год в лесных пожарах погибают сосновые леса. В этом году много леса горело в Бурятии.  Каждый год в лесных пожарах погибают сосновые леса. На месте сгоревших деревьев быстро вырастают сосенки. Почему? Во время пожаров  клейкая смолистая шишка высыхает. Чешуйки раскрываются и высыпаются семена. А в дождливое и сырое лето семена сосны не созревают.

Как узнать возраст сосны? Возраст хвойников можно узнать, считая мутовки на стволе. Мутовкой называется веерообразно расхождение веток на стволе дерева.

Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. Из бревен строят дома, изготавливают шпалы, телеграфные столбы. Кору сосновых деревьев прессуют в брикеты, которые можно использовать в качестве топлива. Из вековых сосен образуют леса, получившие название корабельных от того, что когда-то в давние времена шли стволы могучих сосен на мачты и другие части деревянных кораблей. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду.

   Еще люди использовали смолу сосны, как клей и как смазку.

   Древесина сосны очень широко применяется в музыкальном производстве. Она легко строгается и пилится. В России (в ее южных областях) произрастают два вида сосны - сильно засмоленная смолка и сухощепка. Сухощепку еще называют дутицей ввиду низкого содержания смолы. Древесина сухощепки легкая, а смолки тяжелая. В производстве лучше всего применять сухощепку, так как смолка засаливает обрабатывающие инструменты, прилипает к ним, затрудняя процесс строгания и пиления. Если изделие из смолки покрытое лаком, подвергнется случайному нагреву, то лаковое покрытие вздуется.   Из сосны изготавливают такие музыкальные инструменты как: гармонь, гитара, лира, гусли, уд, барбет, моринхур, кумыз, думбыра и многие другие.

   Все сосны исключительно красивые создания, и не зря М. М. Пришвин сказал, что сосна «самое прекрасное и свободное дерево России». Именно сосны из всех хвойных пород японцы чаще всего превращали в бонсаи. Бонсай это миниатюрное дерево в цветочном горшке.

   Русский художник-пейзажист живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств Иван Иванович Шишкин написал знаменитую работу «На севере диком». Она была создана в 1890 году и является художественным воплощением мотива одиночества, воспетого Лермонтовым в поэтическом произведении «Сосна». Картины Шишкина- «Утро в сосновом бору», «Рожь», «На опушке соснового леса» и другие.

   В странах Востока считают, что сосны отводят беду и приносят счастье, а в каждом доме есть веточка сосны как талисман. В Америке нашли дерево (американская сосна), которому 4900 лет, то есть она старше египетской пирамиды.

   На берегу Балтийского моря можно найти кусочки янтаря. Янтарь- это сосновая смола, только миллионы лет пролежавшая в земле. В некоторых кусочках янтаря встречаются насекомые, сделавшие когда-то опрометчивый шаг, присев на вытекающую из сосны живицу. И теперь учёные имеют возможность изучать насекомых, живших на земле миллионы лет назад. Янтарь бывает от золотисто-жёлтого и красного до сине-зелёного и почти чёрного. Из этого минерала делают различные украшения и произведения искусства, например, мозаичное панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря является знаменитая янтарная комната в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

  Ещё сосну можно назвать новогодним деревом. Сосну часто наряжают к празднику Нового года.

Почему сосну называют лекарем? На этот вопрос я нашел ответ у работника аптеки. Сосна является одним из древнейших лекарственных растений. Её пыльца способна излечить даже самую тяжелую форму туберкулеза, а смола издавна используется для укрепления зубов, дёсен и против воспалений полости рта. Сосновый мёд является полезным для взрослых и детей.  Время сбора шишек сосновых порой проходится как на апрель-май, так и июнь. Кроме того, при сборе плодов нужно также обращать внимание и на само дерево. Если оно поражено насекомыми, например, стоит поискать другое растение. 

Сосна- это аптека, из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь, древесный уголь. Из сосны производят много продуктов, которые используют в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампунь , мыло.)

   Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Выводы:

1. Гипотеза подтвердилась. Сосна является не только лекарем от многих болезней, используется в строительстве, как материал для музыкальных инструментов. О сосне создано много пословиц, стихотворений, картин.

Список литературы:

1. Атлас - определитель "От земли до неба" А.А. Плешаков.

2. Материал сети Интернет.

                                         

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник творческих работ учащихся «Люблю тебя, мой край родной!»

Данный проект был приурочен к 75-летию образования Краснодарского края и реализован в январе – сентябре 2012 года. Итогом работы стало издание сборника творческих работ учащихся, выпущенного к 1...

Сборник литературных работ учащихся

Сборник литературных работ учащихся...

Анимационное искусство (создание мультипликационного фильма учащимися) в рамках реализации проекта "Пластилиновая страна" творческая работа учащихся

Мультфильм «Семейка Тыквс»            Внедрение мультипликации в образовательный процесс – является относительно новым, вто же время, достаточно универс...

Сборник творческих работ учащихся "Мы помним, мы гордимся!"

Выпуск сборника стихов собственного сочинения  «Мы помним, мы гордимся!» осуществлен в рамках проекта по патриотическому воспитанию "Звезда". Ребята сами сочиняли стихотворе...

"Моя первая сказка" сборник творческих работ ребят

В данном сборнике собраны первые сказки, составленные воспитанниками творчесткого объединения "Арлекин"...