Доклад "Дидактические игры для развития памяти и воображения детей"
учебно-методический материал (2 класс)

Дидактические игры актуальны по сей день так как  вних заложена секрет развития памяти и воображения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития памяти и воображения детей.

Игровые технологии в воспитании и обучении, это самые древние и остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н. Кругликов, 1988).

      В отечественной педагогике и психологии серьёзно разрабатывали теорию игры, Л.С. Выгодский, Н..К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.

Игра вообще - особый вид деятельности. Во-первых, потому что играть приятно, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. Особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребёнка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть, поэтому через желание ребенка решается поставленная задача.

Дидактическая игра, одна из уникальных форм, которая делает процесс работы и интересной, и увлекательной в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.

Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Термин “дидактические игры”, под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фебель и М. Монтессори".

        Дидактические игры развивают память (зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память, ассоциативную память, произвольную память), внимание, воображение, усвояемость того или иного материала. Память бывает: Развивая память, мы одновременно развиваем и воображение, так как ребенок во время процесса представляет картину в уме: как это сделать так, чтобы получилось, как быстро сделать, каким образом это сделать и т.д.

Развивают мыслительные процессы, например, такие игры:

  1. Перед ребёнком положить 3 или 4 предмета. Он внимательно смотрит и изучает, затем организатор игры убирает один предмет. И, ребёнок должен угадать чего не хватает. Второй вариант, поменять предметы местами. Далее можно усложнить задачу добавив ещё несколько предмета.
  2. Найти в картинках недостающий рисунок.

         Есть дидактические игры для развития памяти и воображения. Чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти (зрительная, слуховая, тактильная, двигательная). Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно.

Например:

  1. Зрительную память можно развивать в таких дидактических играх как «Запоминай картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку», «Фотограф» и т.д.
  2. Слуховая память хорошо развивается и тренируется в запоминаниях новых слов, стихов, песенок, считалок, таких заданиях «Слушай и запоминай», «Ошибка в тексте», «Связанные слова», «Игра скороговорки» и т.д.
  3. Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы через прикосновения. Она помогает лучше вникнуть ребенку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Здесь малышу закрываются глазки и предлагается угадать тот предмет, которое ему дали, через ощупь. Можно усложнить игру, положив по очереди на руку несколько предметов, и предложить назвать и отдавать в той же последовательности, в которой он их получал. Также, игра «Узор из спичек», «Рисунок», «Идём в магазин», «Переодевание» и т.д.
  4. Двигательная память развивается и хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Особенно танцы, где нужно запоминать количество движений и последовательность их.

А театральный кружок вбирает в себя несколько творческих действий и которое, таким образом, помогает в ребенке развить сразу несколько качеств: воображение, память (все памяти), творческих способностей, а также, раскрывает ребенка как личность, веру в себя и в свои способности, что он может это сделать, что он наравне с другими …, не зажимается, не комплексуется, чувствует себя свободно  и т.д. и т.п.

Дети быстро приспосабливаются, и, понимая суть игры могут придумать свои игры, такой подход является одной из творческих подходов на воображение, раскрепощает ум давая просторы на создания что-то нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию памяти

Приёмы и игры способствующие запоминанию, развитию памяти. Использование возможно на уроках и во внеурочной деятельности....

Игры для развития памяти детей 6 лет.

Для развития детской  памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник.  Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. ...

Игры на развитие памяти

Развивающие игры, направленные на активизацию мыслительных процессов, на раскрытие  возможностей памяти у детей....

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...

Развитие памяти, внимания, воображения, учащихся через использование дидактических игр на самоподготовке в группе продленного дня

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.Успешност...