Экологическая тропа «Удивительное рядом»
план-конспект занятия (1 класс)

Лариса Ивановна Кобзева

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическая тропа27.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА с. Большая Поляна

Экологическая тропа

«Удивительное рядом»

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

Д.В. Веневитинов, 1827 г.

       

      Подготовила:

                                                                                      Кобзева Лариса Ивановна,

учитель начальных классов

2019 г.

Экологическая тропа

Цель: Создание благоприятных условий на территории школы по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления  об объектах    живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
  • Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
  • Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
  • Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.  

Участники тропы: педагоги, родители, учащиеся.

  1. «ЛЕСНАЯ» СТОЯНКА

Начало -  березовая рощица.

Цель: узнать о значении леса в жизни человека, о влияние человека на природу, о необходимости зеленых насаждений в городах и населенных пунктах, о том, что могут сделать школьники по озеленению города.

           Каждое дерево в лесу чем – нибудь полезно, каждое по – своему красиво: одно – цветами, другое – листвой, третье – статью и ростом, четвертое – цветом ствола.
Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:
Первое дело- мир освещать
Второе дело- скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что за дерево? Объясните, о чем говорится в песне. (Береза. Люди освещали дома березовыми лучиками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отар почек; полы мыли да парились березовыми вениками)
В березовом лесу всегда как –то просторно и далеко видно. Там всегда светлее. Чем в каком – либо другом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.

  1. «КОСМЕТИЧЕСКАЯ» СТОЯНКА

«БАБУШКИНЫ РЕЦЕПТЫ» ИЛИ КРАСОТА ИЗ ГРЯДКИ.

 

ВИКТОРИНА:

  1. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают её упругой (земляника лесная)
  2. Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин? (кора дуба).
  3. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок (чистотел)
  4. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывание- кожа становится нежной бархатистой. (ромашка).
  5. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтоб волосы лучше росли (репейное масло).
  6. Отвар этого растения выводит веснушки. (петрушка)

Беседа «свет мой, зеркальце, скажи…»

  1. СТОЯНКА «ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ»

Цветы раскрываются:
В 3.00 утра – козлобородник
В 4.00 утра – шиповник
В 5.00 утра- мак
В 6.00 утра – одуванчик
В 7.00 утра- картофель, кувшинка
В 8.00 утра- ястребинка.
В 9.00 утра- ноготки ( календула)
В 10.00 утра – норичник

Цветы закрываются:
В 10.00 часов- цикорий
В 11.00 часов- осот
В 13.00 часов – полевая гвоздика
В 14.00 часов- мак
В 15.0 часов- ноготки
В 16.00 часов – лен
В 17.00 часов- ястребинка
В 18.00 часов- кислица
В 19.00 часов- шиповник

«Живые барометры»

  1. Как ласточки предсказывают погоду?
  2. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (закрывает  цветки перед дождем и вечером)
  3. Сорняк – «барометр», если до девяти утра не раскрыл цветки, то жди дождя.

 ( мокрица)

  1. Какая птица день начинает и о холоде возвещает?
  2. Можно ли определить температуру воздуха по стрекоту сверчка? ( Да. Число звуков за четырнадцать секунд плюс сорок равняется температуре воздуха по Фаренгейту)

4. «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ» СТОЯНКА

 

  1. Комплекс упражнений для глаз:

Закройте глаза и слегка помассируйте глазные яблоки пальцами.
«Постреляйте» глазами: прямо перед собой, потом влево-вправо, вверх-вниз.
Почаще моргайте.

  1. Показать комплекс упражнений для шеи и плечевого пояса.
  2. Рефлексотерапия: потяните себя за уши вниз, вверх и в стороны. Держа двумя руками ушные раковины, делайте круговые движения вперед и назад.

Обхватите  ушные раковины снизу указательными и средними пальцами и скользящими движениями энергично разотрите вверх – вниз.
Энергично разотрите уши, начиная с верхней части раковины и заканчивая мочкой.

  1. Дендротерапия.

Прислонитесь дереву, закройте глаза и попробуйте поговорить с ним.

5.СТОЯНКА «ЛИННЕЯ»

Карл Линней является основоположником систематики, именно поэтому данная стоянка названа в его честь. Здесь вы познакомитесь с представителями основных семейств отдела покрытосеменных.


злаковые

Овёс

Пшеница яровая

ячмень

пасленовые

Картофель

Томат

Петуния

зонтичные

Петрушка кудрявая

Кретоцветные

Капуста белокочанная

Розоцветные

Земляника лесная

настурцевые

Настурция

Бобовые

Горох посевной

Фасоль

Люцерна желтая

Донник

Сложноцветные

Бархатцы

Смесь сухоцветов

Астра однолетняя

Календула лекарственная


6. «АПТЕЧНАЯ» СТОЯНКА

        На участке представлены виды лекарственных растений: календула, подорожник, эхинацея пурпурная, шиповник. Проводится викторина «здоровье в саду и на грядке»

Если кто – то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.

Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начинавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, а еще питание, потому что мы – это то, что мы едим.

 

Овощ этот очень крут!                                              Листья будто кружева
Убивает  всех вокруг.                                               Украшенье для стола
Помогут фитонциды                                                 Повышают аппетит
От оспы и чумы.                                                         Придают здоровый вид
И вылечим простуду.                                                Круглый год лечение,
Снова будешь жизни рад.(Лук)                              И все от воспаления (Укроп)

Вопросы:

  • Почему с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять чернику, морковь?
  • Чем полезна облепиха?
  • Каким лекарственным  действием обладают плоды грецкого ореха?
  • От каких болезней вы лечитесь соком лука?
  • Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали связки из лука и чеснока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город. Удивительное рядом.

Презентация проекта "Город. Удивительное рядом".  В ходе проекта дети посещали городской и школьный краеведческий музеи, участвовали в экскурсии по городу на автобусе, собирали и с помощью родите...

Экологическая программа "Удивительное рядом""

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...

Проект " Этно-экологическая тропинка " Удивительное рядом"

Выступление на семинаре: "Создание этно-экологической тропы" Удивительное рядом", которая является подпроектом Международного проекта" Туристическая тропа " Селенга-Байкал&quo...

Внеклассное мероприятие: Заочное путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом»

Направление внеурочной работы:Тема: Путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом» 3 классОбразовательная цель: формирование представлений   об экологии;  а...

Инновационный проект " Этноэкологическая тропинка.Удивительное рядом"

В нашей  школе в начальных классах ведется работа над инновационным проектом «Международный туристический маршрут «Селенга-Байкал»Главная  цель этого проекта:Моделирование...

Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом".

Инновационный проект Международного туристического маршрута "Селенга-Байкал". Цель проекта:Моделирование международного маршрута по реке Селенга из Монголиии до озера Байкал, в котором реали...

Проект этно-экологической тропинки "Удивительное рядом"

В нашей школе ведется работа над инновационным проектом "Международный туристический маршрут "Селенга-Байкал"...