Интеллектуальный марафон "Без муки нет науки"
методическая разработка (3, 4 класс)

Кучина Ирина Леонидовна

  Интеллектуальный марафон посвящается Дню науки - 8 февраля.  Задания  каждого этапа позволяют развивать у учащихся  логику, внимание, аккуратность, ответственность, любознательность. В начале  меропрятия включена историческая справка для расширения  кругозора обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный   марафон  «Без муки нет и науки»

Цель

  • создание условий для привлечения внимания и интереса обучающихся к изучению науки;
  • повышению качества знаний;
  • популяризация научных знаний среди учащихся;
  •  активизация научно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • содействовать повышению интереса обучающихся к науке и популяризации научных знаний;
  • развивать интерес к углубленному изучению отдельных предметов;
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности.

Ход мероприятия:

    Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя встреча посвящена Дню Науки. В календаре этот день отмечен датой 8 февраля. Ваше первое знакомство с науками происходит в  стенах школы. Я думаю, что мы смело можем считать  себя маленькими учёными, только что начавших постигать азы наук.

-Что означает слово «наука»? (ответы учащихся)

  Наука – это сила, дающая движение, развитие. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество, делая её более комфортной.  Россия – родина многих известных ученых. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки, но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями пользуются люди во всем мире.

- А знаете ли вы, что есть открытия и изобретения, авторами которых стали дети?

   Все дети от природы любопытны и любознательны, но часто случается так, что способность придумывать и экспериментировать с возрастом угасает. Может быть, взрослые считают детские идеи несерьёзными? Такие предметы, как водные лыжи, меховые наушники, плавательные ласты были изобретены детьми.

  1. Пластилин был изобретён внучкой производителя чистящего средства для обоев от угольной пыли в 19 веке. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали чистящий компонент, добавили миндальное масло и красители.
  2. Фруктовое мороженое на палочке впервые изготовил в 1905 году 11-летний Фрэнк Эпперсон. Дело в том, что он оставил стакан с содовой водой и деревянной ложкой для помешивания на улице. Мальчик обнаружил напиток на следующее утро замёрзшим и хотел растопить напиток, поставив его под струю горячей воды. Потянув за ложку, он вытащил замороженный напиток и съел. 8 лет спустя, в 1923 году Эпперсон подал заявку на патент для «замороженного льда на палочке».
  3. Меховые наушники впервые появились в Америке ещё в конце 19 века. Пятнадцатилетний Честер Гринвуд не любил носить шапки, но очень любил кататься на коньках. Он не мог много времени проводить на катке из-за того, что быстро замерзали уши. Однажды по дороге домой ему в голову пришла идея создать специальные наушники, а сделать их ему помогла бабушка.
    Из гибкой проволоки, найденной в сарае, Честер смастерил дугу с двумя кружками на концах. Далее вместе с бабушкой мальчик обшил кружки бобровым мехом и бархатом. Через 4 года, в 1877 году, усовершенствовав наушники, Честер Гринвуд получил патент на их изобретение и вскоре запустил их серийное производство.
  4. Батут тоже придумал ребёнок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.

Перчатки без пальцев, бумажные пакеты с квадратным дном, калькуляторы, водные лыжи – можно бесконечно перечислять изобретения детей, нашедшие применение в жизни.

   17 января отмечается День детских изобретений. Эта дата выбрана в честь известного изобретателя Бенджамина Франклина. Будучи 12 – летним подростком, он придумал ласты для плавания. Тогда это были просто деревянные дощечки, но ведь главная – сама идея!

- Ребята, какими качествами должны обладать учёные?  (ответы учащихся) Любознательность, внимательность, наблюдательность, ответственность, аккуратность, терпение, усердие.

Сегодня предлагаю вам пройти интеллектуальный марафон «Без муки нет и науки»

(команды учащихся сформированы заранее)

  За каждый правильный ответ в задании присуждается 1 бал. Дополнительные  2 бала присуждаются команде, которая  выполнила задание быстрее с большим количеством правильных ответов.  (Задания для  марафона  распечатываются  на индивидуальных листочках для каждой команды)

1.  "Что к чему?"

- К каждому учебному предмету нужно подобрать подходящие по смыслу слова.

ИЗО, технология, музыка, физкультура, математика, литература, география, русский язык.

Карандаши, глобус, стихотворение, свисток, задача, цифра, нота, животные, предложение, бег, суффикс, слово, скрипичный ключ, разминка, лобзик, запятая, озеро, почва, умножение, песня, сказка, кисти, бумага, океан, клей, троекратный повтор, уравнение, ритм, зачин, ткань, многоугольник, соревнования, альбом, правило, темп, автор, ножницы, ластик, лыжи.

Правильные ответы:

Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник – математика
Предложение, суффикс, слово, запятая, правило – русский язык
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп – музыка
Сказка, стихотворение, троекратный повтор, зачин, автор – литература
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток – физкультура
Озеро, глобус, почва, океан, животные – география
Карандаши, кисти, альбом, резинка – ИЗО
Лобзик, бумага, клей, ткань, ножницы – технология

2. Задания на логику «Умницы и умники»

Каждой команде раздаются карточки с вопросами.

- Сколько жирафов плавает в Чёрном море? ( жирафы не плавают)

- Пять братьев - годами равные, ростом разные. ( пальцы)

- В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (спички)

- Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

- Четыре гусеницы проползли 2 м. сколько метров проползла 1 гусеница?  (2м)

- На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты? (Ответ: 2 рубля и 1 рубль)

- Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три утки, одна за другой)

3.  «Палочки –выручалочки»

Каждой команде раздаются счётные палочки и карточка с неверным равенством. Задача команд: составить верное равенство. Можно передвинуть только одну палочку так, чтобы арифметическое равенство стало верным. Допускается менять и цифры и знаки.  

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/03/k_5c0582906afa0/img_user_file_5c0582913b2f1_8.jpghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/03/k_5c0582906afa0/img_user_file_5c0582913b2f1_7.jpg

Ответы: 4+1=5                                         11-10=1

  1. «Фразеологическая»

   Заменить фразеологический оборот.

       - Плакать в три ручья. (сильно плакать)

       - Сто слов в минуту. (быстро говорить)

       - Как две капли воды. (сильно похожи)

       - Ноль внимания. ( не реагировать)

       - Ни один волос не упадёт с головы. (исключается нанесение любого вреда)

5.  «Грамматическая»

Реши примеры и получи новые слова

КАБАН – АН + ЛУК=  (каблук)

КВА + РАК – АК + ТИРА = (квартира)

КОТ + ЁЛКА – КА =  (котёл)

ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А=  (частушка)

6.   « Таинственная»

Найдите сумму чисел спрятанных в словах

Ответ: 100+1+100+100+3+5+3+100=412https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1339/000b7160-409187ca/img18.jpg

 

7. «Сосчитай - ка»

https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/files.surfory.com/uploads/2016/9/8/57056587bd0470ad7e8b45d6/57d1a0acbd04703b3a8b45ee.jpg      C:\Users\iraku\Downloads\s1200.jpg

8.  «Строительная»

Командам раздаются детали игры Танграм, из которых учащиеся собирают  фигуры животных.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1078/0006ee47-3458982d/img48.jpg                  https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b98/00022e77-46619e6b/img14.jpg

  Наш интеллектуальный марафон завершился.  В ходе мероприятия  вы активно использовали  качества учёных - любознательность, внимательность, наблюдательность, ответственность, аккуратность, терпение, усердие.

Предлагаю подарить друг другу дружные аплодисменты.

Подведение итогов.

Участники  команды, набравшей больше балов, получают медали «Я учёный»

Приложение

"Что к чему?"

- К каждому учебному предмету нужно подобрать подходящие по смыслу слова.

ИЗО, технология, музыка, физкультура, математика, литература, география, русский язык.

Карандаши, глобус, стихотворение, свисток, задача, цифра, нота, животные, предложение, бег, суффикс, слово, скрипичный ключ, разминка, лобзик, запятая, озеро, почва, умножение, песня, сказка, кисти, бумага, океан, клей, троекратный повтор, уравнение, ритм, зачин, ткань, многоугольник, соревнования, альбом, правило, темп, автор, ножницы, ластик, лыжи.

ИЗО______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Технология__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Музыка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физкультура_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Математика________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Литература__________________________________________________________________________________________________________________________________________

География _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Русский язык_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 Задания на логику «Умницы и умники»

- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?  _____________

- Пять братьев - годами равные, ростом разные. ____________

- В маленьком амбаре лежит сто пожаров. ________________

- Кто в году четыре раза переодевается? ___________________

- Четыре гусеницы проползли 2 м. сколько метров проползла 1 гусеница?  ___________

- На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты? ________________________

- Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? __________

 «Палочки –выручалочки»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/03/k_5c0582906afa0/img_user_file_5c0582913b2f1_8.jpg https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/03/k_5c0582906afa0/img_user_file_5c0582913b2f1_8.jpg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/03/k_5c0582906afa0/img_user_file_5c0582913b2f1_7.jpg https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/03/k_5c0582906afa0/img_user_file_5c0582913b2f1_7.jpg

 «Фразеологическая»

       - Плакать в три ручья. _______________________________

       - Сто слов в минуту. ________________________________

       - Как две капли воды. ________________________________

       - Ноль внимания. ___________________________________________

       - Ни один волос не упадёт с головы. ___________________________________

«Грамматическая»

КАБАН – АН + ЛУК= ____________________

КВА + РАК – АК + ТИРА = _____________________

КОТ + ЁЛКА – КА =  ______________________

ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А=  __________________

« Таинственная»https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1339/000b7160-409187ca/img18.jpg

__________________________________________________________________________

«Сосчитай-ка»

https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/files.surfory.com/uploads/2016/9/8/57056587bd0470ad7e8b45d6/57d1a0acbd04703b3a8b45ee.jpg

C:\Users\iraku\Downloads\s1200.jpg

«Строительная»

     https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1078/0006ee47-3458982d/img48.jpg                       https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b98/00022e77-46619e6b/img14.jpg

                       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное состязание "Аз и Буки - основа науки".

Викторина, посвященная Дню славянской письменности....

Азбука дорожных наук (интеллектуально-творческая игра)

Цель:    - Обобщение знаний учащихся по ПДДЗадачи: -Углублять и систематизировать знания учащихся по ПДД              -Ф...

Интеллектуальный марафон для обучающихся с участием родителей в рамках внеурочной деятельности «Царица наук».

Данное мероприятие является частью календарно-тематического планирования по программе «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО для обучающих...

Интеллектуальная игра по правилам дорожногодвижения "Шоссе светофорных наук"

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Целью данного мероприятия является систематизация знагий младших школьников по важнейшим правилам дорожного движения для пешеходов и водителе...

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!» «Интеллектуальная игра»

Цели:Познакомить учащихся с  историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области  науки.Развивать познавательную и творчес...

Презентация к интеллектуальной игре "Такие разные науки"

Презентация к интеллектуальной игре "Такие разные науки"...