РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театральный кружок «Единство
рабочая программа (1 класс)

Лариса Ивановна Кобзева

Программа театрального кружка «Единство» для учащихся 1-4 классов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС НОО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе. Модифицированная программа кружка «Единство» базируется на основных положениях программы «Арт- фантазия», создателем которой является Э. Г. Чурилова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА с. Большая Поляна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Театральный кружок «Единство

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Кобзева Лариса Ивановна

учитель начальных классов, высшая категория

                                                                                                        

                                                  

2018-2022 г

Пояснительная записка

         Программа театрального кружка «Единство» для учащихся 1-4 классов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС НОО 2011г.) и соответствует возрастным особенностям обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе. Модифицированная программа кружка «Единство» базируется на основных положениях программы «Арт- фантазия», создателем которой является Э. Г. Чурилова.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта(недостатка) не предопределяет неправильного, сточки зрения общества, развития. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ограниченным возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей, очень актуальна и важна. Одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность. Детям с ОВЗ театральная деятельность помогает раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, воображение, восприятие и т. д. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Игра в дошкольном возрасте - это деятельность эмоционально насыщенная. В игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а также формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Игра является главной деятельностью ребенка дошкольника и поэтому в игре дети оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы.

Необходимость не просто играть, а быть в заданных ролью "рамках" оказывает воспитательное и дисциплинирующее воздействие на детей. Определенное значение имеет и эмоциональная реакция не занятых в игре сверстников. В итоге дети, выбирающие агрессивные роли, вынуждены лучше осознавать нежелательные стороны своего поведения. Увидев свои недостатки в призме реакции зрителей, они становятся более внимательными к эмоциональным сторонам взаимоотношений в группе.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена рядом обстоятельств, которые связаны с особенностями этих детей, а именно:

- они недостаточно умеют планировать свои действия и их контролировать;

- не умеют руководствоваться в своей деятельности конечной целью, часто "перескакивают" с одного задания на другое, с одной игры на другую, не завершив начатое;

- у них снижена познавательная активность;

-психические функции отличаются от нормы и по качественным характеристикам и по уровню их развития.

Наряду с проблемами умственного развития особенно ярко выступают особенности их эмоционально-волевой сферы:

- эмоции детей маловыразительны, слабо дифференцированы, импульсивны;

- эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира;

- снижен диапазон понимания и переживание эмоций;

- снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения, "вокальной мимики" и особенно в речевом плане;

- снижены проявления эмоций в коммуникативной деятельности;

- снижена самооценка и волевые усилия;

- отмечаются различные отклонения в поведении, граничащие с патологией (неврозы, страхи, агрессивность, негативизм и т. д.).

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Цель:

Социальная интеграция, коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Помочь развивать эмоциональную сферу детей.

2. Помочь в овладении коммуникативными навыками.

3. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями.

4. Помочь овладением средствами образной выразительности.

1. Познавательный аспект.

  • знакомство учащихся с основами театрализации, актерского мастерства и научить держаться на сцене;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  • формирование позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;
  • развитие эмоциональной сферы, артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
  • реализация творческого потенциала личности обучающегося;
  • обогащение эмоционально-образной сферы ;
  • развитие коммуникативной культуры;
  • развитие техники речи, артикуляции, интонации;
  • развитие двигательных способностей через драматизацию.
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитание личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • обеспечение связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.

2. Развивающий аспект.

3. Воспитательный аспект.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

  • личностный подход;
  • переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
  • технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
  • устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
  • насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.

Формой подведения итогов организации театрализованных представлений является выступление обучающихся перед зрителями в школе. Результативность работы помогут оценить отзывы самих участников театрализованного представления, их родителей, а также зрителей.

Особенности реализации программы

Рабочая программа театрального кружка «Единство» предназначена для учащихся 1-4 классов и учащихся с ОВЗ и реализуется за 4 года. Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, способствует развитию творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

В процессе организации театрализованного представления обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа. Прежде чем «оживлять» героя знакомится с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.

Театрализованное представление оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театрализованного представления учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в проекте репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар включены:

-инсценировки литературных произведений;

- адаптированные готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

В программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Обязательный элемент каждого занятия - это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над сценическим образом, детям предлагается просмотреть художественные фильмы с героем, чей образ инсценирует обучающийся.

Работа над сценическим образом включает в себя:

  • разучивание реплик;
  • работа над выражением эмоций;
  • работа по развитию сценической речи (дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика);
  • работа над выразительностью жестов;
  • отработка поз и движений актера.

Музыка – неотъемлемая часть театрализованного представления, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Репетиции проводятся в актовом зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театрального представления необходимо следующее оснащение:

- костюмы;

- мультимедиа;

- декорации и бутафории к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимые костюмы актёров. Посильную помощь в изготовлении костюмов, декораций и ширм могут оказать родители школьников. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Режим проведения занятий, количество часов:

Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

1-й год обучения 2 раз в неделю по 1 часу (всего 68 часа).

2-й год обучения 2 раз в неделю по 1 часу (всего 68 часа).

3-й год обучения 2 раз в неделю по 1 часу (всего 68 часа).

4-й год обучения 2 раз в неделю по 1 часу (всего 68 часа).

Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеучебную деятельность (социальное направление). Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность кружка «Единство» основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы следующих видов внеурочной деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения, досугово-развлекательной, художественного творчества, спортивно-оздоровительной.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)

Занятия проводятся как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Планируется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • выполнениеупражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся;
  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями

Формы учета знаний, умений

для оценки планируемых результатов освоения программы

Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдение

  • интереса учащихся к театрализованным представлениям;
  • индивидуальных достижений учащихся;

Форма подведения итогов

После каждого года обучения проводятся показательные мини-спектакли, где дети проявляют свое творчество и фантазию. Итоговой работой по завершению каждой темы являются:

  • театрализованные представления, сценические постановки, концерты.

Материально – техническое обеспечение

  • Музыкальный зал
  • Звуковая аппаратура, микрофоны
  • Музыкальный центр
  • А/записи
  • Декорации
  • Театральные костюмы
  • Маски
  • Мягкие игрушки
  • Книги со сказками
  • Ширма
  • Фотографии, картинки, иллюстрации.

Разделы программы

1 год обучения.

Содержание

I

Вводный раздел(8 часов)

1

Знакомство с театром

2

Ритмопластика

3

Культура и техника речи

4

Основы театральной культуры

II

Береги елочку (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля «Береги елочку».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

III

Снежный городок (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля «Снежный городок».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

IV

Творческая работа (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

2 год обучения.

Содержание

I

Вводный раздел(8 часов)

1

Знакомство с театром

2

Ритмопластика

3

Культура и техника речи

4

Основы театральной культуры

II

Теремок (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля «Теремок».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

III

Первоцветы на нашей планете (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля «Первоцветы на нашей планете».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

IV

Творческая работа (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

3 год обучения

Содержание

I

Вводный раздел (8 часов)

1

Знакомство с театром

2

Ритмопластика

3

Культура и техника речи

4

Основы театральной культуры

II

Осенняя история (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля. «Осенняя история».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

III

Три Деде Мороза(20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля «Три Деда Мороза».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

IV

Творческая работа (20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля.

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

4 год обучения

Содержание

I

Вводный раздел(8 часов).

1

Знакомство с театром

2

Ритмопластика

3

Культура и техника речи

4

Основы театральной культуры

II

Зимняя сказка(20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля «Зимняя сказка».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

III

Творческая работа(20 часов)

1

Знакомство с содержанием спектакля (название творческой работы).

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

IV

Выпускной бал(20 часов)

1

Знакомство с содержанием сценария «Выпускного бала».

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

Изготовление декораций, костюмов.

4

Театрализованное представление.

1 год обучения

Знакомство с театром. Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа над образом героя (проигрывание роли, работа над интонацией, мимикой и жестами, позами, продумывание костюма, подготовка музыкальных номеров). Изготовление простых декораций.

2 год обучения

Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа над образом героя. Подборка музыкального сопровождения. Изготовление костюмов. Создание декораций к спектаклям.

3 год обучения

Усложнение репертуара. Работа над сценариями спектаклей: дополнение и сочинение фрагментов. Изготовление костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

4 год обучения

Усложнение репертуара. Работа над сценариями спектаклей: разработка и постановка пьес детьми под руководством учителя. Изготовление костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральный сундучок"

Программа содержит материалы для работы с детьми в театральном кружке....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"

Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» для начального общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...