Главные вкладки

    Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
    календарно-тематическое планирование на тему

    Тугаринова Елена Семеновна

    Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Оерская средняя общеобразовательная школа»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    _________/Бадмаев Ю.Р./

    «__»_____________2018 г.

    СОГЛАСОВАНО:

    Зам.директора по ВР

    ________/Бадмаева Д.В/

    «___»____________2018 г.

    РАССМОТРЕНО

    На заседании МС

    ________/________________/

    «__»______________2018 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по____  внеурочной деятельности «Театральная мастерская» 1-4 классы______________

    (предмет, класс)

    34 ч. в  год, 1 ч. в неделю

    (количество часов в год, в неделю)

    ТУГАРИНОВА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА

    (ФИО учителя)

    __________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

    (должность)

    2018/2019 учебный год


    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеклассной деятельности  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

    • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
    • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Оерская СОШ»
    • Учебного плана МБОУ «Оерская СОШ» на 2018-2019 учебный год
    • Положения о рабочей программе

    Специфическая цель курса «Театральная мастерская» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

    Задачи:

    Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:

    о рождении театра

    что такое театр и его разновидности

    связь театра с жизнью

    кто работает в театре

    отличие театра от других видов искусств

    Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.

    Через упражнения из области актёрского мастерства научить:

    концентрировать внимание

    управлять фантазией

    обладать образным видением

    научить анализировать и владеть психофизическим состоянием

    В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:

    о технике сцены

    об оформлении сцены

    о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

    об этюде и его разновидностях

    о структуре этюда

    о сценарии и форме его написания

    о выразительных средствах и их разновидностях

    что такое событие и событийный ряд

    что такое второй план и внутренний монолог

    что такое сюжет и его структура

    что такое фрагмент

    Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:

    логическое мышление

    способность выстраивания событийного ряда

    способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения

    способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану

    способность выражения мысли через сопутствующее событие

    способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства

    образное видение

    Через постановочную работу развить:

    чувство ответственности

    чувство коллективизма

    коммуникабельность

    адекватность мышления

    дисциплинированность

    организаторские способности

    умение преподнести и обосновать свою мысль

    художественный вкус

    трудолюбие

    активность

                         Место учебного предмета  в учебном плане

    В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на внеурочную деятельность  «Театральная мастерская » отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

                 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
    Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
              умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; 

               умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; 

               умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. 

         Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

    • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; 
    • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 
    • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; 
    • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. 

    Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театральная мастерская».

          Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

    • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; 
    • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; 
    • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; 
    • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; 
    • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; 
    • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека; 
    • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

                                    СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕДМЕТА

    1. Основы театральной культуры, культуры общения (5ч.)

    Тема. Ознакомление с профессиями: осветитель, звукорежиссёр. Повседневный этикет.

    Изучение особенностей профессий осветителя и звукорежиссёра. Все начинается именно со света. Создается паспорт спектакля, куда записывается вся световая партитура, постановка света, направка аппаратуры. Во время спектакля световой феерией руководит начальник осветительной службы, которому подчиняются операторы по свету. Профессия звукорежиссера - очень оригинальна. Эта профессия, как и любое другое искусство не имеет готовых рецептов. Кроме того, творческий процесс звукозаписи очень индивидуален.

    Знакомясь с повседневным этикетом, ребята узнают, что повседневный этикет включает в себя то, как Вы себя ведете на протяжении дня. Любое общественное место требует индивидуального подхода. Поэтому не теряйтесь и будьте вежливыми.

            Тема. Различные виды театрального искусства

    Ознакомление с различными видами театрального искусства: водевилем, драмой, комедией, мелодрамой.

    На практике дети ставят, хорошо знакомую сказку, используя различные виды театрального искусства.

    1. Сценическая речь (6ч..)

    Тема. Логическое ударение. Ключевые слова.

    Говоря о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля обращаю внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях.

    Тема. Сюжетные рассказы.

    Обучение составлению предложений и небольших сюжетных рассказов.

    На первых этапах обучения детей сюжетному рассказу, определяю последовательность сюжетной линии. Но постепенно  отступаю от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

    1. Работа над кукольным спектаклем (23ч.)

    Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие – промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят.

     

                                      Календарно - тематический план

    п/п

                Название темы.

     Количество часов

       Дата

    Основы театральной культуры, культура общения.

    5

    1

    Рождение спектакля. Ознакомление с профессией осветителя.

    1

    2

    Ознакомление с профессией звукорежиссёра.

    1

    3

    Повседневный этикет.

    1

    4

    Различные виды театрального искусства.

    1

    5

    Драма, комедия.

    1

    Сценическая речь.

    6

    6

    Сюжетные рассказы.

    1

    7

    Составление сюжетных рассказов.

    1

    8

    Инсценировка сюжетных рассказов.

    1

    9

    Составление и инсценировка сюжетных рассказов

    1

    10

    Логическое ударение. Ключевые слова.

    1

    11

    Логическая пауза, ритм

    1

    Работа над спектаклем.

    23

       

    12

    Распределение ролей постановки «Пропавший торт».

    1

    13-14

    Изготовление декораций.

    2

    15

    Работа с актёрами: Иван, колобок, кот, Леший.

    1

    16

    Работа с актёрами: Змей Горыныч, медведь, Кикимора.

    1

    17

    Репетиция сказки «Пропавший торт»

    1

    18

    Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры.

    1

    19

    Распределение ролей сказки «Мороз Иванович».

    1

    20-21

    Изготовление декораций, костюмов

    2

    22

    Работа с актёрами: Рукодельница, нянюшка, Ленивица, Мороз Иванович.

    1

    23

    Репетиция сказки «Мороз Иванович».

    1

    24

    Выступление перед ребятами. Анализ игры

    1

    25

    Распределение ролей постановки «Светофорик».

    1

    26

    Изготовление декораций.

    1

    27

    Работа с актёрами: Светофорик, медведь, волк, заяц.

    1

    28

    Репетиция сказки «Светофорик»

    1

    29

    Выступление перед ребятами. Анализ игры.

    1

    30

    Распределение ролей сказки «Лисичка сестричка и волк».

    1

    31

    Изготовление декораций.

    1

    32

    Работа с актёрами: дед, баба,

     волк, лиса.

    1

    33

    Репетиция сказки «Лисичка сестричка и волк»

    1

    34

    Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры

    1



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Оерская средняя общеобразовательная школа»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    _________/Бадмаев Ю.Р./

    «__»_____________2018 г.

    СОГЛАСОВАНО:

    Зам.директора по УВР

    ________/Аманжулова В.Н./

    «___»____________2018 г.

    РАССМОТРЕНО

    На заседании МС

    ________/________________/

    «__»______________2018 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по____  внеурочной деятельности «Театральная мастерская» 5-8 классы______________

    (предмет, класс)

    34 ч. в  год, 1 ч. в неделю

    (количество часов в год, в неделю)

    ТУГАРИНОВА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА

    (ФИО учителя)

    __________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

    (должность)

    2018/2019 учебный год


                                              Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеклассной деятельности  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

    • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Оерская СОШ»
    • Учебного плана МБОУ «Оерская СОШ» на 2018-2019 учебный год
    • Положения о рабочей программе

    ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

    Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;

    Развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

    ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ:

    В воспитании:

    Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;

    Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;

    Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;

    Воспитать художественный вкус;

    В развитии:

    Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;

    Развивать пластические и речевые данные воспитанников;

    Развивать воображение, фантазию и память.

    В обучении:

    Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

    Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

    Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Личностные:

    — формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе знакомства и использования  произведений отечественных композиторов, писателей, драматургов, различных направлений современного театрального искусства России;

    – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

    – формирование умений наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства,  ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в культурной и творческой жизни класса, школы, города и др.;

    – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

    Метапредметные:

    – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах;

    – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки творческих произведений;

    – формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, позитивной самооценки своих творческих возможностей;

    – овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с целями и задачами деятельности;

    Предметные:

    – формирование представления о роли театра в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

    формирование знаний об основах театральной культуры и основных закономерностях театрального искусства;

    – формирование умений воплощать музыкальные и литературные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальных произведений, в импровизациях.

    В результате освоения курса учащиеся получат возможность:

    - расширить представления о театральном искусстве, основах актерского мастерства, культуре зрителя;

    - научиться ориентироваться в театральных терминах, активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом – постановкой спектакля, оформлением декораций, созданием костюмов, музыкальным оформлением спектакля;

    - научиться ориентироваться в пространстве, запоминать ролевые слова, находить нужные позы и действия, читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения, строить диалог с партнѐром, отрабатывать дикцию.

    - развивать творческий потенциал и эмоциональную сферу личности, умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и веру в свои силы, воспитывать нравственно-эстетические качества, умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат собственной деятельности;

    - развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству, исполнительские способности, навыки правильного произношения и культуры речи, игрового поведения, эстетического чувства, реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

    - развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, создавать образы героев с помощью выразительных пластических движений;

    - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

              Раздел 1. Основы театрального мастерства (4 ч)

            Как создаѐтся спектакль.  Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Техника безопасности на занятиях.

            Театральное мастерство. Театральный этюд. Актѐр – единство материала и инструмента. Средства образной выразительности. Диалог, монолог, или театр одного актѐра. Искусство декламации. Развитие интонационной выразительности.

            Декорации для спектакля. Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Для чего нужна бутафория и из чего еѐ изготовляют.

            Костюм – важное средство характеристики персонажа.

            Музыкальное сопровождение. Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка».

            Афиша и программка. Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки.

            Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре.

            Раздел 2. Мастерская театрального творчества (26 ч)

            "Не забывай о матери своей". Литературно - музыкальная композиция ко Дню матери. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

            "Зажглась на небе Вифлеемская звезда". Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Рождеству Христову. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

            "Война, как ком, катилась по дорогам".  Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

                 Раздел 3. Мастерство актёра (5 ч)

            Подвижные игры, игры на внимание, память, логику.

            Этюдная работа. Упражнения на включение воображения.

            Слуховое внимание. Знакомство с актёрским тренингом. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

            Знакомство с понятиями «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов .

            Игры на активизацию внимания и памяти. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа.

            

                                                   

                                                 

                                                       Тематическое планирование

    Тема занятий

    Кол-во часов

    Дата

    Факт дата

    коррекция

    Раздел 1. Основы театрального мастерства (4 ч)

    1

    Как создается спектакль. Путь от литературного текста до спектакля на сцене. Роль драматурга. Техника безопасности  на уроках.

    1

    6.09

    2

    Театральное мастерство. Театральный этюд.актёр- единство материала и инструмента. Средства образной выразительности. Диалог монолог. Искусство декламации

    1

    13.09

    3

    Декорации для спектакля. Роль музыки в спектакле. Афиша и программка.

    1

    20.09

    4

    Зритель – обязательная составная часть спектакля. Этика поведения в театре.

    1

    27.09

     Раздел 2. Мастерская театрального творчества (26 ч)

    5-10

    Не забывай о матери своей". Литературно - музыкальная композиция ко Дню матери. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

    6

    4,11,18,25,

    октября

    1,15 ноября

    11-18

    "Зажглась на небе Вифлеемская звезда". Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Рождеству Христову. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

    Работа над спектаклем «Научи меня любить»

    8

    22,29 ноябр

    6, 13, 19,27, дек

    3,10,янв

    19-31

    Война, как ком, катилась по дорогам".  Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

    Работа над спектаклем «А зори здесь тихие»

    12

    24,31янв

    7, 14, 21,28, февр

    7, 17,21,28,

    Март

    4, 11 апрель

    Раздел 3. Мастерство актёра (5 ч)

    32

    Подвижные игры, игры на внимание, память, логику.

    18.04

    33

    Этюдная работа. Упражнения на включение воображения.

    25.04

    34

    Слуховое внимание. Знакомство с актёрским тренингом. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

    3.05

    35

    Знакомство с понятиями «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов.

    8.05

    36

    Игры на активизацию внимания и памяти. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа.

    16.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

    Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

    Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

    рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

    рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

    Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

    Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...

    Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

    В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Азбука волейбола» для обучающихся 3 класса

    Программа «Азбука волейболал» для 3-4 классов общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 кла...