Разработка воспитательной программы "Мир Добра"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Ольга Анатольевна

эта разработка поможет вам в работе с детьми начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_dobra.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Мир Добра»

Содержание

I.Программа «Мир Добра»

1.1.Цель программы

1.2. Задачи программы

1.3.Концепция программы

1.4.Прогнозируемые результаты

II.Содержание воспитательной работы в классе и механизмы их отслеживания

2.1.Основные положения программы

2.2.Механизмы отслеживания воспитательной работы

2.3.Условия и средства воспитания

2.4.Подходы  к воспитанию

2.5.Принципы воспитания

2.6.Формы и методы воспитания

III. Этапы реализации программы

План-сетка воспитательной программы

IV.Особенности программы

4.1.Специфика программы

4.2.Самоуправление в классе

VI.Исследования эффективности воспитательной системы

VII.Литература

I.Программа «Мир Добра»

Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с собой борьба за то, что любишь. И. Бердяев

В 2022 году я стала работать в «НСШ им.М.П.Прокопьева».  Наблюдая за взаимоотношениями детей, я замечала,  что наряду с позитивными   моментами были и негативные пробелы в воспитании: по отношению друг к другу дети грубы, резки, не умеют выслушать и понять собеседника.  Были  дети очень застенчивые,  и наоборот, развязанные, самоуверенные. Порой было страшно, что это же наше будущее, что это мои будущие ученики! А я хочу видеть своих малышей добрыми, дружными, сплоченными.  И мне, как воспитателю группы продленного дня было необходимо целенаправленно организовать воспитательный процесс, создать условия для гармоничного развития  каждой личности ребенка, и тем самым сформировать единый сплоченный коллектив. Анализируя свой педагогический опыт, свое видение в данной проблеме  у меня возникла идея создания воспитательной программы по формированию гармоничного развития каждой личности ребенка, где приоритетным направлением будет формирование толерантности у детей младшего школьного возраста.  На основе этой идеи были сформированы: цели, задачи данной программы.

1.1.Цель программы:

является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

1.2. Задачи программы:

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.
  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  • Развивать эмоциональную и волевую сферы.

1.3.Концепция программы

Данная программа направлена на гармоничное развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, разработана  для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Программа составлена в соответствии со школьной программой развития МБОУ «НСШ им.М.П.Прокопьева» и адаптирована для учащихся начальных классов, где приоритетным направлением является  формирование толерантности у детей младшего школьного возраста.  

«МБОУ «НСШ им.М.П.Прокопьева»,  в селе Нырья - это муниципальное общеобразовательное учреждение основного общего и среднего (полного) общего образования, являющееся центром социально-педагогического комплекса, который системно занимается проблемами детей. В школе создана широкая сеть кружков, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. Школа обеспечивает получение общедоступного бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования, предоставляет учащимся возможности формирования общей культуры, реализации индивидуальных и образовательных запросов путем развития общедоступной системы образования. Главными направлениями в воспитательной работе школы считается: здоровьесбережение, патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и толерантное формирование личности ребенка».

Своеобразие воспитательной программы во многом обусловлено индивидуальными  особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как  воспитателю ГПД  решившему выстроить свою воспитательную программу, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и  в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную программу  со своими детьми я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с  именем ее создателя – Н.Е.Щурковой. Под образом Человека (по Щурковой) понимается личность, способная строить жизнь, достойную человека.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.  Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

 Специфика данной программы определяется тем, что учащиеся познают мир в форме художественных образов, основу которых составляют эмоционально-чувственные и понятийно-образные представления о нем. Сравнивая языки искусств,  дети начинают понимать, что между ними много общего: мелодия сродни линии,  настроение можно передать цветом,  сопереживание, сочувствие, радость, грусть, темп, зло, добро -  все это имеет место в развитии художественного образа. И поэтому в свою программу  я включила работу с художественными образами. Интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, организующая впечатления детей в систему художественных образов  способствует формированию у них целостного взгляда на мир, введет к пониманию законов мироздания.

Почему я выбрала название программы «Мир Добра»

 Мы живем в век  быстрого развития коммуникации и все большей мобильности.  В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки.  Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Возрастает количество детей, пробующих сигареты, наркотики и алкоголь.  Поэтому в школе необходимо проводить регулярную работу по нравственному воспитанию учащихся, в форме бесед, а также в игровой форме объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать игры и соревнования, направленные на повышение уровня нравственной культуры.    Как писал К.Д.Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

1.4. Прогнозируемые результаты:

  • Гармоничное развитие каждой отдельной личности;
  • формирование толерантности;
  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  • расширение кругозора;
  • участие в конкурсах, олимпиадах с показанием высоких результатов;
  • приобщение к истории своей семьи, школы, села и культуре народов;
  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы.

II.Содержание воспитательной работы в группе продленного дня

и механизмы их отслеживания

2.1. Основные положения программы

При составлении программы я  исходила из следующих положений:

- Возраст участников 7-10 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя и других.

 - Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является познавательная игра. Следовательно,  в содержании программы весомое место занимает игровая деятельность.

- Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

- Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы  привлекаются школьный психолог, социальный педагог, преподаватели области искусств и просто интересные люди.

- Иногда у детей возникают сложные взаимоотношения в семье. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.

Процесс формирования личности ребенка зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой «обитает» ученик и в которой происходит воспитание тех или иных компетенций. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде

2.2.Механизмы отслеживания воспитательной работы:

-игровая деятельность;

-создание художественных образов;

-коллективно-творческие дела;

-проектная работа;

-наблюдение;

-анкетирование;

-беседа;

-тесты;

-совместные праздники и поездки с родителями.

2.3.Условия и средства воспитания

2.4.Подходы к воспитанию.

Личностно-ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Концепцию" партнера;
  • индивидуальный подход

Деятельностный:

  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;
  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

2.5.Принципы воспитания

1.Принцип целенаправленности.

2.Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве.

3.Учет индивидуальных и половозрастных особенностей.

4.Принцип культоросообразности.

5.Связь с жизнью.

6.Уважительное отношение к личности.

7.Опора на положительное в ребенке.

8.Принцип единства знания и поведения.

9.Принцип диалогичности и сотрудничества.

10.Принцип воспитывающей рефлексии.

2.6.Формы и методы воспитания

Формы воспитания

  • Беседы
  • Дискуссии
  • Игровые тренинги
  • Коммуникативные тренинги
  • Праздники
  • Игровые и конкурсные программы
  • Викторины, познавательные игры

Методы воспитания

  • Дискуссия
  • Пример
  • Поощрение
  • Убеждение (самоубеждение)
  • Внушение (самовнушение)
  • Игровые методы
  • Требование
  • Метод воспитывающих ситуаций
  • Метод соревнования  
  • Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач
  • Создание и анализ проблемных ситуаций
  • Элементы социально-психологического тренинга
  • Беседа.

III.Этапы реализации программы

I этап-

организационный

II этап-

практический

III этап –

обобщающий

Цель

Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников воспитательного процесса.

Создание условий для раскрытия духовных качеств личности ребенка.

Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждой отдельной личности.

Задачи

-Создать толерантные условия для развития личности учащихся и их успешности в обучении;

-Создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

-Формирование здорового образа жизни.

-Организация психолого-педагогической поддержки развивающейся личности;

-Освоение ценностей культуры, воспитание чувства эстетического сопереживания;

-Формирование потребности в ЗОЖ.

-Формирование толерантной среды общения;

-Сформированность социальных норм поведения;

-Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Мероприятия

-Создание творческой группы из состава учащихся, родителей, разработка и утверждение мероприятий воспитательной работы.

-Изучение запросов учащихся и родителей.

-Распределение традиционных дел класса, школы.

-Разработка методик для удовлетворенности родителей, учащихся деятельностью школы.

-Расширение связей и отношений класса с учреждениями дополнительного образования;

-Продолжение летописи класса.

-Постоянное корректирование содержания образования и способов воспитательной деятельности.

Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Определение перспектив развития класса.

Ожидаемые

результаты

-Толерантная среда воспитания.

-Формирование класса как коллектива.

-Создание воспитательной системы класса.

-Повышение активности участия классного коллектива в жизнедеятельности школы;

-Повышение охвата учащихся дополнительным образованием.

-Повышение уровня воспитанности учащихся.

-Повышение уровня воспитанности учащихся;

-Толерантная среда общения;

-Сформированность умения соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект  может включать  следующие разделы:  

  • название (понятное   детям);
  • ценностные основания, которые воплощены в проекте;
  • основные события и  механизмы реализации проекта;
  • участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что  делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?);
  • результаты проекта, способ оценки результата;
  • способ хранения  информации о проекте,  оформление.

Тема проекта

Сроки реализации

Результат

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

сентябрь

конкурс семейных плакатов

Дружба – это…

сентябрь

фотовыставка

Спешите делать добро.

октябрь

благотворительная ярмарка

О лени и лентяях.

октябрь

общественно - полезная деятельность - операция "Чистюлька"

Зачем быть вежливым?

октябрь

конкурс стихов

Словарик речевого этикета

октябрь

Разработка и создание словарика «волшебных слов»,  их значения и истории возникновения.

Жизнь дана на добрые дела

ноябрь

трудовая акция

Мир без улыбки. Какой он?

декабрь

акция добра -

изготовление игрушек на городские ёлки

Что значит быть счастливым?

январь

конкурс рисунков

"Достопримечательности нашего города"

февраль

фотовыставка

Учимся правильно жить и дружить

март

стендовый доклад

Как мы выглядим.

апрель

конкурс сочинений

Душевность и бездушность.

апрель

изготовление поздравительной открытки

"Гармония в природе"

май

экологический плакат

Кем  и каким я хочу быть?

май

смотр достижений выпуск-ников начальной школы

 

IV.Особенности программы «Мир Добра»

4.1.Специфика программы

Специфика данной программы определяется тем, что учащиеся познают мир в форме художественных образов, основу которых составляют эмоционально-чувственные и понятийно-образные представления о нем. На основе художественных  работ учитель имеет возможность  продиагностировать психологический климат в группе, эмоциональное состояние учеников, их внутренний мир, понять проблемы класса и тем самым скоординировать воспитательную работу в коллективе.

4.2.Самоуправление в классе

Самоуправление в классе повышает  активность детей, воспитывает самостоятельность,  ответственность за порученное дело, дает первый опыт взаимодействия со сверстниками, формирует  коммуникативную компетентность. Это позволяет классному руководителю корректно и гибко управлять  воспитательным процессом.

Принципы самоуправления:

  • равноправие
  • выборность
  • откровенность и гласность
  • целесообразность
  • творчество
  • ответственность

VI.Исследования эффективности воспитательной системы

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Формирование толерантности.

1.Сформированность основных нравственных качеств.

2.Стремление к самопознанию и самореализации.

4.Коммуникативная развитость.

1.Диагностическая программа уровней воспитанности учащихся (Методика Н.П.Капустина

1-2классы)

Нравственная воспитанность

 в 3-4классах. (Методика Н.Е. Щуркова)

2.Познания себя через художественные образы.

3.Диагностика духовно-нравственных качеств личности. (Автор: Малякова Н.С.)

Анкета-тест «Эмпатия»

Здоровьесбережение

1.Состояние здоровья.

2.Участие в спортивных мероприятиях.

3.Овладение навыками культурной гигиены.

4.Развитость физических качеств.

1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

2.Учет призовых мест.

3.Анкета «Как я отношусь к своему здоровью»

4.Выполнение контрольных нормативов по физической культуре.

Интеллектуальная развитость.

1.Освоенность образовательной программы.

2.Познавательная активность детей.

3.Разнообразие интересов.

1.Анализ текущей и итоговой успеваемости.

2.Анкета «Школьная мотивация учащихся». Методика А.Капустина

3.Анкета занятости учащихся.

Направленность интересов младших школьников. Методика «Цветик-семицветик

И.М. Витковской)

Трудовое воспитание.

1.Участие  в трудовых мероприятиях.

2.Выполнение поручений.

1.Активность детей в трудовых делах. Педагогические наблюдения.

2.Добросовестное выполнение поручений. Отчет учащихся на классном собрании.

Патриотическое воспитание.

1.Развитость у детей патриотических чувств.

2.Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

1.Педагогические наблюдения. (Участие детей в патриотических мероприятиях, уважение к ветеранам…)

Эстетическая развитость

1.Развитость у детей чувства прекрасного.

2.Проявление эстетических чувств в актах творчества.

1.Педагогическое наблюдение.     (% занятость детей в дополнительных кружках)

2.Методика «Автопортрет-коллаж» (выявить представление учащихся о самом себе)

Познание эстетических чувств через художественные образы.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.

1.Комфортность и защищенность личности учащихся.

2.Сформированность школьного коллектива.

3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка.

1.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью!

2.Методика «Какой у нас коллектив» Автор Л.Н. Лутошкин

3.Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью»

VII.Литература:

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

Лопатина А.А. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах. - М.: Амрита - Русь, 2005.

Лопатина А.А., Скребцова М. Ступени мудрости.50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.

Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Добрая планета детства"

В программе содержится 8 модулей. Дети включены в разнообразную деятельность. Основная цель программы: гражданское, патриотичесое и нравственное воспитание детей....

Разработка воспитательного мероприятия "Дорогою добра"

Проведение данного мероприятия позволяет педагогу сформировать у детей лучшие нравственные качества- доброту, внимание, взимовыручку,взаимопонимание.У детей формируется толерантное отношение к окружаю...

Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Твори добро"

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей.Занятие рассчитано для детей младшего и среднего школьного во...

Воспитательная система "Добру откроются сердца"

Данная воспитательная система формировалась на базе ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП" Белгородской области. Актуальность обусловлена тем, что воспитательная система класса "Добру откроются ...

ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...