Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»
рабочая программа на тему

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.

Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx176.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

воспитательной работы

«Добру откроется мир»

Категория: учащиеся 1-4 класса.

Срок реализации программы: 4 года.

Челябинск

 2014

Пояснительная записка.

         Актуальность программы. Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.

        Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.

                Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

                Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми,  не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.  

         Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

                Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования. 

Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

                Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного дошкольного, общего, дополнительного, среднего специального, высшего, профессионального, а также многообразным социокультурным влиянием среды.

Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Программа «Добру откроется мир» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-11 лет.

                Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

                Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • Формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.

         Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся:

  • беседа;
  • чтение сказок и рассказов;
  • спортивное соревнование;
  • конференция пап и мам;
  • выставка творческих работ;
  • практическое занятие.
  • игра. 

Основные направления, ценностные основы и задачи воспитания и социализации учащихся

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;  свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе родного города, района;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, г. Челябинска, района;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;
  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Праздник «Первый раз – в первый класс»
  2. Заочное путешествие   «С днем рождения, любимый  город!»
  3. Игра - путешествие «Мы школьниками стали»
  4.  Практикум «Наш класс – моя семья»
  5. Беседа «Всемирный день прав ребёнка»
  6. Конкурсная программа «День защитника Отечества»
  7. Выставка – беседа

 «О тех, кто мир нам подарил»

  1. День Знаний
  2. Экскурсия «С днем рождения, любимый  город!»
  3. Классный час «Я человек и гражданин»

4. Классный час «История Российского флага»

5. Экскурсия в Музей Боевой Славы

6. Час поэзии «Мне посчастливилось родиться на Руси»

7. Конкурс-викторина

«О солдатах и генералах»

  1. День Знаний
  2. Викторина «С днем рождения, любимый  город!»
  3. Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»
  4. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
  5. Встреча с интересным человеком: «О чем рассказал орден?»
  6. Час разговора «Я чувствую себя счастливым, когда…»
  7. Конкурс «Рыцарский турнир»
  8. Беседа «Мудрые заповеди предков»  
  1. День Знаний
  2. Творческий проект          «С днем рождения, любимый  город!»
  3. Классный час

«Я люблю тебя, Россия!»

  1.  «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
  2. Классный час  

«Кто я? Какие мы?»

  1. Классный час

 «Что такое мир»

  1. Классный час

«Россия – Родина моя»

  1. Классный час «След войны в моей семье»

  1. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.

Задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
  • почтительное отношение к родителям;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

2.Классный час «Правила поведения в общественных местах»

3.Праздник вежливых наук

4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

5. «Мои родные» выставка рисунков

6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

7.Викторина

«О наших бабушках, мамах, сестрах»

8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

8.Классный час

«Спешите делать добро»

  1. Час общения

 «Тепло семейного очага»

  1. Час разговора «Доброе слово – что ясный день»
  2. Классный час «Профессии наших родителей»

4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

5. Круглый стол

«Что такое правила хорошего тона»

6.Семейный праздник «Род, родные, Родина»

7. День матери

8. Час общения

«Порадовать близких – как это просто»

  1. «День рождения моей семьи»
  2. Беседа  «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
  3. Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»
  4. Классный час  «Благодарность это…»
  5. Час рассуждений

«Без друга в жизни туго»

6. Классный час «Путешествие в страну добра  и справедливости»

7. Ролевая игра «Учимся дружить»

  1. Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?»

1. Исследовательская работа «Родословная моей семьи»

2. Классный час

«Школа вежливости»

3.  Праздник «Восьмой день весны»

4. Беседа – диспут

 «За что уважают в семье и обществе»

6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи»

8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»

9.Доверительная беседа

«Отворите волшебные двери добра и доверия»

10. Тематическое занятие

«Давайте учиться жить»

  1. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание;  бережливость.

Задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Беседа-представление «Я и мои таланты»
  2. Классный час «Мы славим труд»
  3. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
  4. Викторина – игра «Мои любимые уроки»
  5. Конкурс

«У кого в порядке книжки и тетрадки»

  1. Классный час «Трудно ли учиться в школе»
  2. Ролевая игра

 «Говорящий портфель»

  1. Экскурсия в библиотеку «Люби книгу»
  1. Классный час «Путь нашей тетрадки»
  2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
  3. Мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу»
  4. Диспут  «Школа – мой  

   второй дом»

  1. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
  2. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»
  3. Игровой час «Учимся быть организованными»
  4. Беседа - викторина

«Мы –  юные читатели»

1. Мир моих увлечений»

2. Игра «Умники и умницы»

3. КВН по русскому языку

  1. Классный час  «Хвала рукам, что пахнут хлебом»
  2. Классный час

«Люби книгу!»

  1. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
  2. Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»
  3. Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру «Почему их так называют?»
  4. Внеклассное занятие по математике «Считай, смекай, отгадывай»
  1. Информационный час «Это интересно»
  2. Классный час  «Мой труд каждый день дома»
  3. Конкурсная программа «Минута славы»
  4. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»
  5. Классный час «Жизнь дана на добрые дела»
  6. Конкурс знатоков

«Турнир Шерлока Холмса»

  1. Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»
  2. Час-игра «Путешествие по Королевству любимых предметов»
  3. Классный час

«Знание - сила»

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.ПДД по плану

2. Час общения «Режим – это скучно или необходимо»

3. Классный час «Береги здоровье смолоду»

4. Беседа «Почему сон – это      

    важно»

5. Беседа «О вкусной и здоровой пище»

6. Классный час «Личная безопасность»

7. Спортивный час «Если хочешь быть здоровым»

8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе

9. Тренировочная эвакуация

  1. ПДД по плану
  2. Классный час «Мы за здоровый образ жизни»
  3. Операция «Скорая помощь»
  4. Классный час «О личной гигиене»
  5. Беседа «Опасные предметы»
  6. Мероприятие

  «Путешествие в страну  

    Здоровья»

7. Весёлые старты

«Быстрее, выше, сильнее»

8. Игра «Как стать нехворайкой»

9. Тренировочная эвакуация

1. ПДД по плану

2. Творческий проект «Режим дня – основа жизни человека»

3. Ролевая игра «В гостях у доктора Айболита»

4. Классный час «В здоровом теле – здоровый дух»

5. «Светофор здоровья»

6. Беседа «Овощи – кладовая витаминов»

7. Практикум «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

8. «Мама, папа, я – спортивная семья»

 9. Тренировочная эвакуация

1. ПДД по плану

  1. КВН «Наше здоровье»
  2. «Веселые старты»
  3. Викторина «Загадки с грядки»
  4. Устный журнал ЗОЖ «Мойдодыр»
  5. Классный час «Школа – территория здоровья»

7. Беседа «Чистота – залог здоровья»

8. Беседа «Мое здоровье – мое богатство»

9. Устный журнал «Секретные советы мальчикам и девочкам»

10. Тренировочная эвакуация

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • бережное отношение к растениям и животным.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Экскурсия «Вот и осень пришла»
  2. Классный час  «В природе должно быть чисто и красиво»
  3. Конкурс рисунков и поделок «Пусть будет чистым родной край»

  1. Классный час «Природа и человек»
  2. Классный час «Наши друзья –  животные»
  3. День защиты Земли
  4. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
  1. Экскурсия «Люби и охраняй природу»
  2. Викторина «Путешествие в мир животных»
  3. Экологическое заочное путешествие
  4. Игра «Экологические тропинки  мы усвоим без запинки»
  5. Беседа «Птицы наши друзья» (изготовление кормушек для пернатых)
  6. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
  7. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
  8. Викторина «Животные и растения  Южного Урала»
  9. Путешествие по станциям «Зелёный патруль»
  1. Экскурсия  «Природные сообщества и их взаимодействие»
  2. Конкурс знатоков природы Южного Урала.
  3. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде.  Что это?»
  4. Заочное путешествие  «Чем богат наш край?»
  5. Игра – викторина «В гости к зеленой аптеке»
  6. Игровой час «Лесная карусель»
  7. Беседа «Гринпис»
  8. Брейн-ринг

«Природа нашей Родины»

  1. Викторина «Путешествие с верблюжонком»
  1. Викторина «Растительный мир земного шара»
  2. Беседа «Растения – синоптики»
  3. Викторина «Животный мир земного шара»
  4. Экскурсия «Весна! Весна!  И все ей радо!»
  5. Обсуждение ситуации

«Планета Земля в опасности»

  1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
  2. Экологический плакат «Гармония в природе»
  3. Мини-конференция

«Маленькие тайны большой природы»

9. Путешествие по родному краю

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи:

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Конкурс рисунков

«Счастливое детство»

2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

  1. Беседа

«Удивительное рядом»

  1. Мастерская «Творческие родники»
  2. Праздник «Новогодняя карусель»
  3. Доверительная беседа «Мир моих увлечений»
  4. Чтение сказок народов мира

«Сказка-ложь, да в ней намёк»

  1. «В мире гармонии» (посещение театров, концертов и т.д.)

  1. Конкурс поделок

   «Короб чудес»

  1. Праздник красок и карандашей
  2. Викторина  «Что за прелесть эти  сказки»
  3. Праздник масленицы
  4. Музыкальный праздник «Колокольчики добра»
  5. Инсценированный классный час «Чудеса народного искусства»
  6. Чудо своими руками

«У фантазии нет границ»

  1. Классный час

«В солнечном царстве, эстетическом государстве»

9. Выставка «Музей весёлых затей»

  1.  Конкурс рисунков

 «Мир глазами детей»

  1. Выставка «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир»

  1. Творческий проект «Зажги звезду любви и добра»
  2. Игровой час

 «Тропою сказок»

6.Этика общения

 «Кто опрятен, тот приятен»

7. Весёлая игротека

   «Счастливый случай»

8. Классный час

«Цени прекрасные мгновенья»

9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку

  1. КВН по сказкам «Там, на неведомых дорожках»
  2. Творческое дело

«Вместе весело шагать»

  1. Праздник

 «Мартовская капель»

  1. Русские традиции в песнях, играх и обрядах
  2. Устный журнал «Путешествие в мир мудрых мыслей»
  3. Классный час

«Настроение не пустяк»

  1. Час общения

«Что для тебя красота?»

  1. Инсценированный классный час

«В гостях у царевны Эстетики»

Тематический план по ПДД

месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Дорога в школу и домой.

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Введение.

Наш путь в школу и новые маршруты.

Октябрь

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт?

История появления автомобиля и Правил дорожного движения.

Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.

Движение учащихся группами и в колонне.

Ноябрь

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

Сигналы для регулирования дорожного движения.

Проверка знаний по правилам дорожного движения.

Декабрь

Светофор.

Новое в светофоре.

Дорожные знаки и их группы.

Труд водителя.

Январь

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

Правила перехода улиц и дорог.

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Февраль

Что такое проезжая часть дороги.

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

Тормозной путь транспортных средств.

Предупредительные сигналы водителей.

Март

Пешеходный переход.

Правила перехода перекрестка.

Виды транспортных средств.

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

апрель

Что означают дорожные знаки?

Мы – пассажиры.

Настольные игры по правилам дорожного движения.

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

Май

Экскурсия: «Я - пешеход».

Экскурсия: «Я – пешеход и пассажир».

Игры и соревнования правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Экскурсия по городу.

Май

Итоговое занятие.

Итоговое занятие.

Тематика родительских собраний

месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

  1. Организация учебного процесса на учебный год
  2. Трудности адаптации первоклассников к школе

3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам первоклассников.          

1. Организация учебного процесса на учебный год

2.Физическое  развитие  младшего школьника в школе и дома

3.Основные требования к ЗУНам  второклассников          

  1. Организация учебного процесса на  учебный год
  2. Основные требования к ЗУНам третьеклассников.          
  3. Речь младших школьников и пути её развития.

1. Задачи на новый учебный год.                                                          2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

   четвероклассников.          

                                                               

Ноябрь

  1. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в её развитии.
  2. Методы и приёмы развития познавательной активности  детей.
  1. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
  2. Родительская власть, её виды и пути влияния на ребёнка

  1. Если ваш ребёнок не хочет учиться (родительский комитет, учитель, психолог)
  2. Воспитание сознательной дисциплины

  1. 1. Эмоциональное благополучие детей в семье.
  2.  2. Роль семейных традиций в воспитании эмоциональности ребёнка
  3.  Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися).

Февраль

  1. Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития
  2. Сопереживание и пути его формирования у учащихся
  1. Наказание и поощрение в семье
  2. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании

  1. О  роли семьи в воспита-нии младших школьников
  2. Дети и телевидение (мастерская общения)
  3. Эмоциональное благо-получие детей в семье
  1. 1. Итоги первого полугодия.                                                                  
  2. 2.Проблемы преемствен-ности обучения в начальной и средней  школе: пути и способы решения 

Май

  1. Устный журнал «Перелистывая страницы учебного года».
  2. Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств
  1. Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка
  2. Общение и его роль в жизни человека
  1. Итоги второго года обучения

  1. Итоги третьего года обучения
  2. Роль воображения в развитии эстетической культуры ребёнка

   Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник   совместно с детьми)


Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся  

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих  воспитательных  результатов по каждому из направлений воспитания:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  •    ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  •     первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  •     начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

  1. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  •    нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

  1. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  •   первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Список литературы, рекомендуемой при реализации программы

  1. Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  2. Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
  3. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл.: Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
  5. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
  6. Буданова Г.П. Справочик классного руководителя: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Внеклассные мероприятия: 2 класс/Авт.-сост. Л.Н.Яровая и др. – М.: ВАКО, 2007.
  8. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2007.
  9. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 
  10. Дереклеева Н.И.Организация родительских собраний в 1 – 11 классах. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2000.
  11. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  12. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  13. Дробинина Н.Н.Классные часы: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  14. Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  15. Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1994.
  16. Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
  17. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
  18. Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1-4 классов. – М.: ВАКО, 2006.
  19. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.
  20. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  21. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
  22. Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
  23. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  24. Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1 – 4 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
  25. Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
  26. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н.Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  27. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
  28. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
  29. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.

Список литературы, используемой при написании программы

  1. Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  2. Аплетаев  М.Н.  Система  воспитания  личности   в   процессе   обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  3. Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
  4. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
  5. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
  6. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
  7. Валеев И.И.Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.
  8.  Воспитание  личности  школьника  в  нравственной  деятельности:  Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
  10. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
  11. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  12. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  13. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
  14. Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ,  «Русь», 1998.
  15. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
  16. Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Худож. лит., 1983.
  17. Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
  18. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
  19. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX – XX века. – Уфа: Китап, 2006.
  20. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
  21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 
  22. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. –  Т.5.  – М.: Просвещение, 1976.
  23. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
  25. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2001.  
  26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
  27. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
  28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1973.
  29. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11 
  30. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
  31. Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., Просвещение. 1968.
  32. Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С.  К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. 2002, № 6
  33. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
  34. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.
  35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

Список книг, рекомендуемых для детского чтения

  • А.  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
  • Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
  • Артюхова Н. «Трусиха»
  • Атнабаев А. «Край мой»
  • Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
  • Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
  • Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка – добрая душа»
  • Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
  • Биишева З.А. «Колесница-летунья»
  • Богданов Н.А «След человека»
  • Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
  • Бунин И.А. Матери
  • Винокуров Е.М. «Мальчики»
  • Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
  • Гарипов Р. «Жаворонок»
  • Даян К. «Батыр полей», «Шаймуратов генерал»
  • Дик И. «Красные яблоки»
  • Добронравов Н. «Если отец герой!»
  • Драгунский В.Ю. «Друг детства»,  «Тайное становится явным»
  • Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
  • Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
  • Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
  • Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
  • Игебаев А. «Вы не верьте»
  • Карим М. «О березовом листе»
  • Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  • Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
  • Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
  • Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
  • Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
  • Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
  • Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
  • Носов Н.Н. Рассказы
  • Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
  • Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
  • Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
  • Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
  • Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
  • Пляцковский М. «Мама»
  • Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
  • Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
  • Пушкин А.С. Сказки
  • Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
  • Симонов К.М. «Родина»
  • Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
  • Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»
  • Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
  • Халим Айдар «Удивительный мальчиш Биктырыш»
  • Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
  • Юлтый Д. «Хлеб»
  • Яковлев Ю. «Мама»

СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Верность  - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.

Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.

Герой  – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.

Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

Корысть – выгода, материальная польза.

Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.

Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)

Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.

Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.

Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.

Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.

Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.

Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.

Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.

Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.

Режим – распорядок дел, действий.

Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.

Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.

Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.

Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.

Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.

Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.

Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.

В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.

Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.

Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.        

         

Законы дружбы

  • Не обзывай и не унижай своего друга.
  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
  • Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
  • Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
  • Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
  • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
  • Не предавай друга.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,

отражающие нравственные ценности

  • Герой – за Родину горой.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
  • Где родился, там и сгодился.
  • Всякому мила своя сторона.
  • За край свой насмерть стой.
  • Где смелость – там победа.
  • Русский боец – всем молодец.
  • Смелого враг не берет.
  • Чем крепче дружба, тем легче служба.
  • Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
  • Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
  • Друг денег дороже.
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
  • Друг познается в беде.
  • Всякая дорога вдвоем веселей.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  • Тайное всегда становится явным
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Кто правдой живет, добро наживет.
  • Правда светлее солнца, дороже золота.
  • Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
  • Маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Скромность каждому к лицу.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Совесть без зубов, а гложет.
  • Не дал слово – крепись, а давши – держись.
  • Нет большего позора, как не выполнить уговора.
  • «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
  • Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
  • Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
  • Кто ленив, тот и сонлив.
  • Лень до добра не доводит.
  • Ленивому всегда праздник.
  • Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
  • Кто любит труд того люди чтут.
  • Без дела жить – только небо коптить.
  • Всякий человек у дела познается.
  • Делано наспех – сделано насмех.
  • Играть играй, да дело знай.
  • У ленивого что на дворе, то и на столе.
  • Делать добро спеши.
  • Свет не без добрых людей.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Зла за зло не воздавай.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • За добро плати добром.
  • Доброму слову и добрая слава.
  • Доброму слову – добрый ответ.
  • Великое слово – «Спасибо!».
  • От вежливых слов язык не отсохнет.
  • Других не суди – на себя погляди.
  • На что клад, когда в семье лад.
  • Почитай старых, сам будешь стар.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Мир да лад – большой клад.
  • На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
  • При солнце тепло, а при матери – добро.
  • Своя семья – самые верные друзья.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  • Здоровье дороже золота.

G:\Городской семинар\эмблема.jpg

План реализации программы

«Добру откроется мир»

2(5).jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы Планета Добра

Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа.  В програ...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель  данной программы:Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества....

Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра"

Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра" ГБОУСШ № 251  Кировского района...

Программа воспитательной работы "Планета добра"

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...

Программа воспитательной работы "В мире добра"

Данная программа разработана для обучающихся 1, 4 класса-комплекта, работающего по адаптированной образовательной программе....

Программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 4 года....

Программа воспитательной работы "Научи своё сердце добру"

Программа «Научи своё сердце добру» ставит своей целью формирование в каждом ребёнке начал духовно-нравственной личности: воспитание доброго отзывчивого человека, любящего свою Родину, бережно относящ...