Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
рабочая программа по теме

Новолодская Виктория Анатольевна

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).

Цель  данной программы:

Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 воспитательной работы

«Дорогою добра»

Воспитателей НОУ Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»,

г. Улан-Удэ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.

Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью,  уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условие гармоничных отношений в обществе.

        Формирование и развитие толерантного сознания – сложный и длительный процесс. Поэтому важное место в воспитании толерантности принадлежит начальной школе. Именно начальная школа является важной ступенью познания ребенком окружающего мира. Ребенка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик В.)

        Важнейшей задачей школы должно являться формирование у  подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей , их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Из стен школы должны выйти воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, владеющие информационными, проектировочными и коммуникативными умениями, позитивно, толерантно и конструктивно мыслящие во благо Родины.

Проблема толерантности очень остро стоит в третьем  классе. С этим классом мы проработали один год. Класс сложный, за три года в нем поменялось пять воспитателей (смена происходила каждый год в силу розных причин), не было единой системы требований, отсюда неорганизованность,  недисциплинированность, кроме того мы столкнулись с проблемой низкого уровня развития у детей навыков взаимодействия: не умение ребят слушать и слышать друг  друга, нет взаимопомощи, радости за другого, чувства товарищества, сплоченности, очень развито «яканье», дети совершенно не умеют работать в группах, им важно только их мнение, а что думают другие – не важно, отсюда выкрики, недавание высказаться, часто возникают конфликтные ситуации. Поэтому возникла необходимость создания воспитательной системы класса, которая поможет развить у учащихся навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре нашего внимания стоит воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

        Программа «Дорогою добра» рассчитана на два года (4 и 5 класс) и ориентирована на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка,  на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития, на успешную адаптацию детей в школе. В основу программы положен проблемно-тематический принцип:  от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.

        Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии. Проектную и исследовательскую деятельность и др. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная система опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.

        Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, общительность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, сплочение коллектива.

Цель  данной программы:

Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества.

Задачи:  

1.Формировать в классе духовную, нравственную и эмоционально- благоприятную среду, которая способствует развитию и самореализации  каждого ученика;

2. Воспитывать ребёнка как члена общества, умение жить в коллективе,                                                     считаться с мнением коллектива;

 3. Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;

4. Вовлечь родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств необходимых для самореализации;

5. Создать систему мониторинга развития толерантности в классном коллективе.

Особенностью программы  является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей  в образовательном учреждении интернатного типа, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребёнка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности  родителей, обучающихся и педагогов.

Принципы реализации программы

  1. Воспитание – это жизнь рядом и вместе;
  2. Человеку нужно быть нужным;
  3. Умей выслушать и услышать каждого;
  4. В воспитании мелочей не бывает;
  5. Творящие дети дурного «не вытворят»;
  6. Сначала  «включай» сердце ребёнка, потом голову, потом руки;
  7. Умей всё видеть, но кое-что не замечать;
  8. Всё слушать, но кое-что не слышать;
  9. Уважай незнание ребёнка.

Организация ученического самоуправления в классе

Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп. В актив входят министры города Солнца и президент города Солнца.

В классе организована работа малых инициативных групп под руководством министров:

  1. Министра образования

Цель: помощь отстающим;

           выпуск познавательных газет;

           подведение итогов успеваемости.

  1. Министра здоровья и спорта  

Цель: Выпуск информационной газеты «В здоровом теле – здоровый дух»,   подготовка устных журналов и газет;

              сбор и отправка писем ребятам,  находящимся на больничном.

  1. Министра культуры

Цель: организация перемен;

            помощь в проведении и подготовки классных вечеров, праздников,  конкурсов,

           выпуск поздравительных и развлекательных газет;

  1. Министра труда

Цель: организация дежурств  в  классе,  столовой, комнатах,  школе;

           помощь в организации генеральных уборок, субботников;

           контроль выполнения обязанностей дежурными;

           выпуск листовок по оценке качества выполнения работы дежурными.

Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников. 

Программа реализуется по следующим направлениям:

  1. Познавательное развитие
  2. Гражданско-патриотическое
  3. Спортивно-оздоровительное
  4. Духовно-нравственное
  5.  Творчество и  досуг
  6. Работа с родителями

Механизм реализации программы:

             Девиз

               Задачи

    Формы реализации

Познавательное развитие – «Знание – сила»

«Ученье свет, а неученье – тьма»

Определить круг возможностей каждого ученика; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность; развивать способность мыслить рационально, эффективно и проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в жизни

Тематические недели, викторины, экскурсии, выпуски газет, познавательные игры, участие в школьной НПК.

Гражданско-патриотическое воспитание – «Я и мое Отечество»

Воспитать чувство ответственности, гордости за свою страну, ответственности за сохранение памятников истории и культуры; расширение знаний об истории своей семьи, города, республики, страны.

Вахта памяти, часы общения «Мой дом -Россия» , «История моей семьи», «Геральдические символы страны, республики», встречи с ветеранами, организация поздравлений учителей, находящихся на пенсии с Днем учителя, участие в акциях ко дню пожилого человека, экскурсии, знакомство с памятниками культуры, истории.

Духовно-нравственное воспитание

Один за всех и все за одного

Развивать умения и навыки в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие ученического самоуправления.

Тренинги общения, ролевые игры, экскурсии, тематические классные часы «Вместе весело шагать», «День именинника», «Мостик дружбы», «Что делать, если тебя не понимают», праздничные конкурсы с 23 февраля и 8 марта, собрания актива класса

Спортивно-оздоровительное направление

«В здоровом теле - здоровый дух»

Сохранять и укреплять здоровье, формировать потребность в ЗОЖ

Углубленный медосмотр в начале года, учет врачебных рекомендаций,  посещение спортивных секций, прогулки, физминутки, зарядка, классные часы по теме ЗОЖ, спортивные игры: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья»,

Работа с родителями.

«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей»

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ.

Индивидуальные консультации, беседы, тематические родительские собрания, анкетирования, методика незаконченных предложений, тестирования, проведение совместных мероприятий, творческий отчет.

Творчество и досуг

«Дело мастера боится!»

Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся; развитие интереса к внеклассной деятельности.

Конкурсы, классные часы, праздники, театральные постановки, экскурсии, выставки работ, творческие мастерские (Мастерская Деда Мороза, конкурс «Чудо Ёлочка», «Подарки своими руками») , проектная деятельность.

Критерии эффективности развития у школьников стереотипов толерантности:

- сплочённость классного коллектива

- развитость способностей учащихся;

- сформированность культуры в целом;

- проявление индивидуальных особенностей ученика;

- совершенствование собственного здоровья;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- социализация человека в обществе;

- повышение уровня воспитанности.

Результат реализации программы:

  1. Модель толерантного ученика:
  1. Ребёнок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;
  2. Ребёнок, хорошо понимающий других, обладающий определённым уровнем  нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
  3. Ребёнок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;
  4. Ребёнок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  5. Ребёнок,  противостоящий нетолерантным отношениям;
  1. Модель толерантного класса:
  1. Коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
  2. Коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:

учащиеся  друг с другом,

учащиеся и учителя,

дети и их родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа воспитательной деятельности обучающихся в первых классах группы продленного дня.

      Программа создана для работы с первыми классами в группе продленного дня. Может использоваться на протяжении нескольких лет....

Программа воспитательной работы в 1- Г классе «Пчелки»

Программа «Пчелки» направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей ...

Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...