Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Романова Ирина Николаевна

    Рабочая программа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_dobryy_mir.docx54.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры»,для общеобразовательных школ, начальная школа. Автор А.В. Бородина. Издательство «Экзамен»,Москва,2010г.

    Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

    К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

    Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

    С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

    Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

    Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

    И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

    Цель  программы:  духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.

    Задачи программы:

    __        изучение православной религиозной традиции;

    —        изучение истории христианства;

    —        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

    —        изучение православной этики;

    —        ознакомление с православным календарём

    —        ознакомление с особенностями церковного искусства;

    —        изучение устроения православного храма;

    —        ознакомление с особенностями православного богослужения

    —        формирование целостного восприятия мира;

    —        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

    —        формирование культуры общения;

    —        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

    —        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

    —        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

    —        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

    —        воспитание патриотизма;

    —        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

    —        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

    —        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

    —        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

    —        оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

    —        возрождение православных основ семьи;

    —        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

    —        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

    —        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества

     При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

    •приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

    •единства образовательного и воспитательного процессов;

    •рефлексивного обучения;

    •принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

    Методы обучения:

    1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем

    2) комментированное чтение;

    3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

    4) сократический урок;

     5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением  и творческим заданием;

    6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

    7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.

    2.Место курса в учебном плане

    Полный курс рассчитан на 3года обучения по 1 часу в неделю. Однако в виду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов.

    Согласно плану школы  всего на изучение  курса «Основы православной культуры России» в начальной школе выделяется 101 час, из них в 1-м классе-33часа (1час в неделю, 33 уч. недели)  по 34 часа во 2-х, 3-х классах (1час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.

    Таблица распределения   часов по годам обучения.

    № п\п

    Разделы,темы

    Примерная программа

    Рабочая программа

    1 кл.

    2 кл.

    3 кл.

    1 кл.

    2 кл.

    3 кл.

    Мы и наша культура

    1

    Красота в нашем мире

    3

    3

    2

    Хранилища культуры

    5

    5

    3

    Всегда живое

    6

    8

    4

    Наша Родина

    10

    10

    5

    Спаситель

    3

    3

    6

    Семья

    3

    3

    7.

    Заключительный урок

    1

    Мир вокруг и внутри нас.

    1

    Вводный урок

    1

    1

    2

    Духовное в реальном мире

    3

    4

    3

    Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

    28

    28

    4

    Заключительный урок

    1

    1

    О чем рассказывает Библия.

    1

    Что мы знаем о Евангелии

    2

    2

    2

    Образ Вселенной в православной культуре

    7

    7

    3

    По праздничным иконам вспоминаем Евангелие.

    6

    7

    4

    Библия рассказывает о событиях до спасителя

    18

    18

    Итого

    30

    33

    33

    33

    34

    34

    Формы организации внеурочной деятельности.

    Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

          Аудиторные  занятия.

    • Беседа
    • Сообщения
    • Встречи со священнослужителями
    • Просмотр и обсуждение видеоматериалов

    Внеаудиторные  занятия

    -Посещение храма

    • -Выставки декоративно-прикладного искусства
    • Праздники
    • Викторины
    • Интеллектуально-познавательные игры
    • Трудовые дела
    • Тренинги
    • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
    • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
    • Акции благотворительности, милосердия
    • Творческие проекты, презентации

     Учебно-тематический план

    Наименование разделов,

     блоков, тем

    Всего, час

    Количество часов

    Характеристика деятельности обучающихся

    Аудитор

    ные

    Внеауди

    торные

    I  год обучения. Мы и наша культура.

    Красота в нашем мире

    3

    3

    Работать в парах  обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

    2

    Хранилища культуры

    5

    3

    2

    Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры ,задавать вопросы, формулировать выводы.

    3

    Всегда живое

    8

    3

    5

    Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

    4

    Наша Родина

    10

    3

    7

    Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

    5

    Спаситель

    3

    1

    2

    Изучать историю христианства правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма

    6

    Семья

    3

    1

    2

    проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

    7

    Заключительный урок

    1

    1

    ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

    Итого:

    33

    11

    21

    3. Содержание программы.

    Часть I (начальная школа)

    «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

    1 класс

    РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа

    Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» -Зч.

    Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

    Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

    Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в музей, конкурсы поделок из природного материала

    Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.

    Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

    Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

    Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

    Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

    Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

    Представление о единстве культуры России.

    Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия  в  Оружейную палату, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, просмотр и обсуждение видеоматериала,экскурсия в Армавирский краеведческий музей, библиотеку, встреча со священнослужителем, посещение храма.

    Тема 3- «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -8 ч.

    Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

    Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

    Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

    Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

    Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

    Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

    Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видео материалов, конкурс рисунков «Нестор –летописец-отец истории русской», фотовыставка, акция «Библиотеке наша помощь», изготовление пальмовой ветви.

    Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.

    Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

    Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

    Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский

    Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

    Поэты и художники России — о Москве.

    Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос-сии, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

    Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

    Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

    Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

    Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

    Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

    Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля».

    Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

    Формы внеурочной деятельности: экскурсии в  библиотеку, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами,художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), конкурс рисунков, посещение храма, беседа со священнослужителем.

    Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» — Зч.

    Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

    Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

    Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

    Формы внеурочной деятельности: посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков.

    Тема 6. «СЕМЬЯ » — 3 ч.

    Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

    Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

    Заключительный урок —1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

     Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

    Формы внеурочной деятельности: фотовыставка, посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков,интеллектуально-познавательные игры

    4.Предполагаемые результаты реализации программы.

    Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

    Первый уровень результатов -приобретение школьниками знанийо  истории Ветхого и Нового Завета, о  главных мировых религиях  христианских церквей , истории  Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ

    Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному  искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам,  развитие  ценностных отношений школьника к другому человеку.

    Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

    Личностные результаты

    _Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,

    -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    -Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

    -Формирование уважительного отношения к культуре других народов;

    -Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    -Развитие  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

    -Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    -Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты.

    -Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

    -Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих  задач.

    -Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

    -Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

    -Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

    -Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

    -Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

    -Овладение навыками  смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения  речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

    5.Формы  и виды контроля.

          1.Выставки работ.

    2.Конкурсы.

    6.Методические рекомендации

    Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

    —        учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

    —        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

    —        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

    —        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

    —        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

    —        учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

    —        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

    —        основное усвоение  материала достигается на занятиях  под контролем учителя;

    —        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

    При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

    •приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

    •единства образовательного и воспитательного процессов;

    •рефлексивного обучения;

    •принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

    Основная  сумма знаний полностью соответствует уровню знаний начальной общеобразовательной школы для младших школьников по государственным стандартам. Требования по усвоению знаний не превышают нормативы  возрастной психологии и санитарно-эпидемиологических норм.

     Проведение занятий предполагает не столько кратковременность  времени, сколько интересную последовательность знаний, двигательную потребность юных слушателей, потребность в общении. Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда. Обязательно проводится учет индивидуальных особенностей развития личности ребенка – восприятие, память, концентрация внимания,  и проводится соответствующая коррекционная работа с детьми. В работе используются различные методы и приемы для стимула к познавательной деятельности, к проявлению таких качеств как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему, трудолюбие.

    Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

    И конечно же нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

    Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

    Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории  христианства.  Рекомендует привлекать  священников,  православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства,  проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи;  посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия);   а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

    7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    № п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1.

    2.

    Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010.

    Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008

    Д

    Д

    2. Печатные пособия

    3

    4

    5.

    6.

    Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа  М., Экзамен, 2010 г..

    Книги о художниках и художественных музеях.

    Словарь искусствоведческих терминов.

    Портреты русских и зарубежных художников.

    Д

    Д

    Д

    Д

    3Технические средства обучения

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    Музыкальный центр.

    CD\DVDпроигрыватель.

    Телевизор.

    Мультимедийный компьютер

    Мультимедиа-проектор.

    Аудиторная доска с магнитной поверхностью и  набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

    Экран (на штативе или навесной).

    Фотоаппарат.

    1шт.

    1шт.

    1шт.

    1шт.

    1 шт.

    1шт.

    1шт.

    1 шт.

    4. Экранно-звуковые пособия .

    15

    16

    17

    18

    19

    Мультимедийные обучающие  программы.

    Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.

    DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи;

    DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы;

    DVD-фильмы-творчество  художников

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

     __________/_____________________/

    «______» ______________ 20____ г.

    СОГЛАСОВАНО

     на заседании ШМО (РМО)

    протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

    Руководитель ШМО (РМО)

    _____________ /__________________/

    подпись             расшифровка подписи

    Учебно-тематический  план по внеурочной деятельности

    «Основы православной культуры». Духовно-нравственное направление, 1 класс,

    2014-2015 уч.год.

    № п\п

    Тема занятия

    Плановые сроки изучения  учебного материала

    Скорректированные сроки изучения учебного материала

    Основные виды

    деятельности

    обучающихся

    Красота в нашем мире-3ч.

    1.

    Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

    Экскурсия.

    01.09-05.09

    Работать в парах , обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

    2.

    Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры.

    Экскурсия в музей.

    08.09-12.09

    Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

    3

    Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

    Посещение храма.

    15.09-19.09

    уметь: рассказать о Сергии Радонежском

    Хранилища культуры-5ч.

    4

    Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

    Экскурсия в музей

    22.09-26.09

    Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

    5.

    Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

    29.09-03.10

    С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

    6.

    Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

    06.10-10.10

    С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

    7

    Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России

    Экскурсия в библиотеку.

    13.10-17.10

    Работать с терминологоическим словариком,

    совершить экскурсию в библиотеку,

    8

    Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

    Представление о единстве культуры России.

    20.10-24.10

    формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа

    Всегда живое-8ч.

    9

    Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

    27.10-31.10

    Знать:  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

    10

    Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни.

    10.11-14.11

     отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

    11

    Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

    Посещение храма.

    10.11-14.11

    уметь: рассказать о семье Богородицы понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

    12

    Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

    людей. Посещение храма

    10.11-14.11

    понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, смысл православных праздников;

    13

    Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

    01.12-05.12

    :правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма,

    14

    Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма

    08.12-12.12

    узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

    15

    Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

    .Посещение храма

    15.12-19.12

    правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма

    16

    Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.Посещение храма

    22.12-26.12

     правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

    Наша Родина-10ч.

    17

    Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

    Экскурсия.

    12.01-16.01

    Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

    18

    Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

       

    12.01-16.01

    Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

    19

    Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский

    Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

    12.01-16.01

    Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

    20

    Поэты и художники России — о Москве

    02.02-06.02

    Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

    21

    Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

    Экскурсия в музей.

    16.02-20.02

    Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

    22

    Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

    Экскурсия в библиотеку.

    23.02-27.02

    Оценивать богатство внутреннего мира человека ,формулировать выводы из изученного материала.

    23

    Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

    Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

    Посещение храма

    02.03-06.03

    Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

    24

    Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

    Экскурсия в музей воинской части.

    09.03-13.03

    Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

    25

    Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

    Экскурсия в библиотеку

    16.03-20.03

    Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

    26

    Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

    Посещение храма

    16.03-20.03

    Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

    Спаситель-3ч.

    27

    Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

    06.04-10.04

    Изучать историю христианства

    28

    Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

    Посещение храма

    13.04-17.04

    Изучать историю христианства

    29

    Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

    Посещение храма

    20.04-24.04

    Изучать историю христианства

    Семья-3ч.

    30

    Представление о семейных православных традициях в русской культуре

    27.04-30.04

    происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие»

    31

    Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

    Посещение храма

    04.05-08.05

    проявлять уважительное отношение:  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

    32

    Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

    Посещение храма

    04.05-08.05

    отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий

    33

    Заключительный урок

    Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

    18.05-25.05

    ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

    Итого по программе

    33ч

    Выполнено

    СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

     __________/_____________________/

    «______» ______________ 20____ г.

    СОГЛАСОВАНО

     на заседании ШМО (РМО)

    протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

    Руководитель ШМО (РМО)

    _____________ /__________________/

    подпись             расшифровка подписи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

    Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

    Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

    Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

    РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

    Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

    рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

    календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

    Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

    Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...