Программа воспитательной работы "Дорогою добра"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа воспитания
и социализации
учащихся начальной школы
«Дорогою добра»
на 2014-2018 гг.
Автор: Чечеткина Е.П., учитель начальных классов
Москва 2014
Оглавление:
- Пояснительная записка………………………………….3
- Задачи воспитания…............................................................4
- Содержание программы…………………………………5
- Направления работы……………………………………..7
- Цель работы,………………………………………………8
- Этапы реализации программы…………………………..9
- Ресурсное обеспечение воспитательной системы……10
- 1 класс……………………………………………………...11
- 2 класс……………………………………………………..12
- 3 класс……………………………………………………..13
- 4 класс…………………………………………………….14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Я составила программу воспитательной работы «Дорогою добра» в начальной школе, которая поможет мне организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.
Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие»
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений, оказать помощь в непосредственной организации воспитательного процесса. Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, у меня будет немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Задачи воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
- Сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
- Приобщить воспитанников к национальной и мировой культуре.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы.
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник, ведущая деятельность - учёба происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе главное не ты мне, а я тебе, результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « Вместе мы сила»- на завершающем этапе от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 6 основных направлений.
Направления воспитательной работы
1. Я - личность: развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек.
2. В гармонии с природой: воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам
3. В коллективе: формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия
4. Я и моя семья: формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей
5. Наши традиции: формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину
6. В культурной среде: воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии, формирование навыков культуры поведения
Структурная модель программы «Дорогою добра» позволяет формировать нравственные качества личности, культуру достоинства и навыки достойного поведения через основные направления или блоки воспитания:
Я
Цель работы:
Воспитание ученика с развитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, позитивным творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, способного к преобразовательной продуктивной деятельности.
При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:
1. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию
2. Творчески осваивающий и преобразующий мир
3. Имеющий особенную нравственную позицию
4. Обладающий высоким уровнем мышления
5. Имеющий потребность в здоровом образе жизни
6. Готовый к сотрудничеству
7. Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры, здорового образа жизни
Сроки и этапы реализации программы
Настоящая программа рассчитана на 4 года с первого по четвертый класс.
Этапы реализации программы:
I этап – этап проектирования (1 класс) – 2014- – 2015 уч. год
- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей
- изучение запросов родителей
- формирование единого воспитательного пространства
- определение перспектив жизнедеятельности класса
- закладывание основ проектной деятельности
II этап – этап становления системы (2 класс) – 2015 – 2016уч. год
- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества
- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики
- укрепление межличностных отношений
- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы
III этап – этап стабильного функционирования (3 – 4 класс) – 2016 – 2018 уч. годы
- развитие самоуправления в классе
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью
- возрастает роль самоуправления и саморегуляции
IV этап – этап завершения функционирования системы (конец 4 класса) – переход в среднее звено, смена классного руководителя
- опыт всего лучшего в жизнедеятельности класса становится достоянием школы, нового классного руководителя
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы предполагается
1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.
2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
4. Развитие:
- ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в быстроменяющемся мире;
-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
- раскрытие потенциалов воспитанников:
• Нравственный потенциал:
- Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.
- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Активность в общешкольных и классных делах.
• Образовательный потенциал:
- Желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность
• Коммуникативный потенциал:
- Владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.
• Культурный потенциал:
- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
• Физический потенциал:
-Стремление к физическому совершенствованию; соблюдение режима
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Ресурсное обеспечение воспитательной системы.
• Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;
• Наличие материально- технической базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;
• Поддержка родителей и общественности;
• Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
• Сотрудничество с хором «Соловушки»
• Сотрудничество с ИЗО - студией «Семицветик»
• Разработка интегрированных воспитательно–образовательных проект
1 класс
Традиции |
|
В гармонии с природой |
|
В коллективе |
|
Я и моя семья |
|
Я - личность |
|
В культурной среде |
|
2 класс
Проекты
В гармонии с традициями |
|
В гармонии с природой |
|
В гармонии с коллективом |
|
В гармонии с семьей |
|
В гармонии с собой |
|
В гармонии с культурной средой |
|
3 класс
В гармонии с традициями |
|
В гармонии с природой |
|
В гармонии с собой |
|
В гармонии с коллективом |
|
В гармонии с семьей |
|
В гармонии с культурной средой |
|
4 класс
В гармонии с традициями |
|
В гармонии с природой |
|
В гармонии с собой |
|
В гармонии с коллективом |
|
В гармонии с семьей |
|
В гармонии с культурной средой |
|
План реализации программы
1 класс «Познай самого себя» | 2 класс «Учусь дружить» | 3 класс «Азбука коллективной жизни» | 4 класс «Вмести мы сила» | |
1 четверть | Кл. час «Давайте знакомиться» Кл. час «Моя Россия. Символы государства» Кл. час «Кто я? Какой я?» Беседа «Как мы выглядим» Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов» Кл. час «Этикет для школьников» Экскурсия в природу Создание классного уголка. |
|
| |
2четверть | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Кл. час «Распределение поручений» Проект «Режим дня». Конкурс экологических плакатов «Сохраним ёлочку» Творческая мастерская Деда Мороза Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов» Новогодний праздник с приглашением родителей Посещение театра |
|
|
|
3 четверть | Праздник Прощания с Букварем Подарки к Рождеству Народные игры на Масленицу Кл. час «Дружить надо уметь» Кл. час «Ежели Вы вежливы» Акция «Помоги птицам зимой» Концертная программа для мам |
|
|
|
4 четверть | Экскурсия в зоопарк o Проектная работа «Моя красная книга». Кл. час «Овощи и фрукты – здоровые продукты» Проект – акция «Береги чистоту». Прощание с 1 классом Подарки к Пасхе o Проектная работа «Моя семья» |
|
|
Моя семья | Классный час «Моя семья- моя крепость. Кодекс чести семьи.»
|
|
|
|
Направления | 1 класс «Познай самого себя» | 2 класс «Учусь дружить» | 3 класс «Азбука коллективной жизни» | 4 класс «Вмести мы сила» |
Я -личность | ЧКлассный час «Знакомство»
|
|
|
|
Я и наука |
Участие в предметных циклах |
Участие в предметных циклах |
Участие в предметных циклах |
|
Природа и мы. |
|
|
|
|
Я и Отчество |
|
|
|
|
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, выездные и открытые мероприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "В мире добра"
Воспитательная программа "В мире добра" предоставляет возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56289.jpg)
Программа воспитательной работы Планета Добра
Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа. В програ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-89418-1510163657.jpg)
Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель данной программы:Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-116865-1349377449.jpg)
Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра"
Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра" ГБОУСШ № 251 Кировского района...
Программа воспитательной работы "Планета добра"
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-162492-1421596016.jpg)
Программа воспитательной работы "В мире добра"
Данная программа разработана для обучающихся 1, 4 класса-комплекта, работающего по адаптированной образовательной программе....
Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...