Программа воспитательной работы Планета Добра
методическая разработка (1 класс) по теме

Письменская Ольга Михайловна

Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа.  В программе отражены принципы реализации программы, методы, формы работы. Отражено взаимодействие классного руководителя с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_planeta_dobra.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы

«Планета добра»  

учителя МБОУ СОШ № 14

г. Каменска-Шахтинского

Письменской Ольги Михайловны

2011-2012г.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Пояснительная записка.

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цели и задачи программы «Планета Добра»


Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

  1. Формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  2. Знакомство  с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.
  3. Формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.
  4. Развитие  позитивного отношения личности к собственному интеллектуальному развитию;
  5. Вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
  6. Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
  7. Создание системы мониторинга развития воспитательной системы.

Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.

Воспитательная работа в рамках программы включает:

  1. проектную и исследовательскую деятельность;
  2. организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
  3. походы;
  4. праздники, викторины, конкурсы;
  5. кружки и секции.

Программа реализуется в четыре этапа:

  1. 1-й этап – "Познай себя – это интересно!";
  2. 2-й этап – "Сотвори себя – это необходимо!";
  3. 3-й этап – "Утверди себя – это возможно!";
  4. 4-й этап – "Прояви себя – это реально!".

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.

Этап "Познай себя – это интересно!"

Цели этапа "Познай себя – это интересно!":

  1. создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
  2. определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; 
  3. сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Задачи этапа:

  1. удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
    – о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
    – требованиях и педагогической позиции учителя;
  2. изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.

Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":

  1. имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
  2. созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
  3. дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
  4. в классе сложились традиции;
  5. выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

Этап "Сотвори себя – это необходимо!"

Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

  1. сплочение детского коллектива;
  2. организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
  3. вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;

организация работы актива класса.

 Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!":

  1. созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
  2. учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
  3. функционирует актив класса;
  4. созданы сменные творческие микрогруппы.

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

Этап "Утверди себя – это возможно!"

Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа:

  1. изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  2. обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
  3. обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":

  1. обучающиеся в микрогруппах могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
  2. полноценно функционирует актив класса;
  3. дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Этап "Прояви себя – это реально!"

Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:

  1. обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  2. создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  3. поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.

Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":

  1. обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  2. повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Принципы реализации Программы «Планета Добра»

Педагогическую целесообразность Программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности:

  1. принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  2. личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  3. принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
  4. деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
  5. принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  6. принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Методы и формы

  1. беседы и наблюдения
  2. классные часы
  3. занятия- практикумы
  4. экскурсии, экологические и фольклорные экспедиции
  5. тематические праздники и вечера
  6. устные журналы
  7. дискуссии
  8. конкурсы
  9. игры, соревнования
  10. родительские собрания в различных формах

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля

участие в работе общественного совета содействия семье и школе

Тематика родительских собраний

I четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

II четверть

Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.

учитель,

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей

учитель

IV четверть

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

врач, учитель

Результативность реализации Программы «Планета Добра»

При реализации программы  «Планета Добра» мы получаем следующие результаты: к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; стремление к ведению здорового образа жизни; бережливое отношение к природе; знание русской национальной культуры и культуры родного края.

Модель выпускника начальной школы

 1.   Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, мотивирован на продолжение образования, человека во всем их многообразии.

2.  Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности. Уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.

3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми.

4.  Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.

5.  Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

6.  Человек с  высоким уровнем нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности (высокая культура общения, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, патриотизм, любовь к Родине, доброта, отзывчивость, скромность; 

Приложение .

1. Обязанности командира класса.

- командир класса является помощником учителя в организации праздников, общих дел, походов и других мероприятий в классе.

- командир класса организует дежурство в классе, следит за очередностью и правильностью выполнений поручений.

- командир класса посещает совет школьного актива и рассказывает одноклассникам о тех мероприятиях, которые будут проходить в школе.

- в случае конфликтных ситуаций учитель обращается к командиру с просьбой помочь разобраться в ситуации

- командир класса дает оценку работы командирам групп.

- по окончании срока полномочий, командир класса должен отчитаться о проделанной работе и выслушать мнение ребят своего класса о том, как он справился с ней.

2. Обязанности командиров групп.

- командир группы организует всех детей своей группы для выполнения общего поручения.

- командир группы распределяет обязанности между членами группы, проверяет ход работы и ее результат

- командир группы должен активно участвовать при выполнении общего поручения, быть примером для всех ребят.

- по окончании срока полномочий, командир должен отчитаться о своей работе и выслушать мнение ребят о том, как он справился с ней.

3. Обязанности учителя.

- учитель должен создать в классе атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопомощи среди ребят

- учитель может высказать свое мнение в виде пожелания, не навязывая его, но в случае конфликтных ситуаций учитель старается разъяснить, помочь детям разобраться в сложившейся ситуации.

- учитель должен проявить максимум терпения и такта, позволив детям самостоятельно принимать решения.

Памятка для выполнения поручения.

Если ты дежурный, то

- проверь, не оставил ли кто-то свои вещи в классе

- организуй ребят, чтобы они проверили, в каком состоянии оставляют свои рабочие места после рисования и трудов

- сотри с доски, помоги учителю убрать наглядные пособия на место.

- если есть мусор на полу, то подмети его

Если ты ухаживаешь за цветами, то

- следи за тем, чтобы земля в цветах не пересохла, но и не была залита водой.

- убирай засохшие листья, рыхли землю, протирай крупные листья от пыли.

- следи за тем, чтобы поддоны у цветов были чистыми.

Если ты раздаешь тетради, то

- делай это внимательно, чтобы тетради попали к своему хозяину.

- следи за тем, чтобы тетради не мялись, лежали аккуратно.

- лишние тетради отдавай учителю, следи, чтобы ни одна тетрадь не потерялась

- помоги учителю пересчитать, переложить или собрать тетради по его просьбе

Если ты следишь за учебниками, то

- каждый день проверяй у своих товарищей, в каком состоянии у них учебники, нет ли в них пометок

- проверяй, пользуются ли ребята закладками

- добивайся того, чтобы все ребята бережно относились к своим учебникам

- помогай учителю собирать и сдавать учебники в библиотеку

Если ты следишь за дисциплиной, то

- организуй игры на перемене

- следи за дисциплиной, если учителя нет в классе

- помогай учителю следить за дисциплиной в столовой, в раздевалке, на экскурсиях

- будь для других ребят примером в поведении

Если ты отвечаешь за связь с библиотекой, то

- проверяй, нет ли среди ребят задолжников, своевременно напоминай им сдавать книги в библиотеку

- интересуйся у библиотекаря, регулярно ли дети посещают библиотеку

- организуй работу, если надо подклеить книги

- следи за тем, чтобы книги в классной библиотеке всегда были в порядке, стояли на своих местах

- рекомендуй ребятам прочитать интересные книги

- помогай учителю работать с читательскими дневниками ребят

Тест

Назначение теста:  Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

Инструкция к тесту: в  каждом из вопросов выбери один ответ.

Шкалы: школьная мотивация

1. Тебе нравится в школе или не очень? 

    1. не очень

    2. нравится

    3. не нравится

 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    1. чаще хочется остаться дома

    2. бывает по-разному

    3. иду с радостью

 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

    1. не знаю

    2. остался бы дома

    3. пошел бы в школу

 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    1. не нравится

    2. бывает по-разному

    3. нравится

 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    1. хотел бы

    2. не хотел бы

    3. не знаю

 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    1. не знаю

    2. не хотел бы

    3. хотел бы

 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    1. часто

    2. редко

    3. не рассказываю

 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    1. точно не знаю

    2. хотел бы

    3. не хотел бы

 9. У тебя в классе много друзей?

    1. мало

    2. много

    3. нет друзей

 10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    1. нравятся

    2. не очень

    3. не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Уровни мотивации     № вопросов

                                1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

 Высокий                b    c    c    a    b    b    a    b    b    a

 Средний                 a    b    a    b    c    a    b    a    a    b

 Низкий                   c    a    b    c    a    c    c    c    c    c

Обработка и интерпретация результатов теста

 Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

 •    «высокий уровень», оценивается в 2 балла;

 •    «средний уровень» – в 1 балл;

 •    «низкий уровень» – 0 баллов.

 Затем подсчитывается общая сумма баллов.

 Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:

 •    14- 20 баллов – высокий уровень;

 •    7-13 баллов – средний уровень;

 •    1-6 – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель  данной программы:Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества....

Программный материал воспитательной работы "Планета добра"

В методическом  материале подробно расписана работа с родителями и детьми по предупреждению негативных проявлений, воспитание основ поведенческих навыков . Работа  с детьми и родителями опис...

Программа воспитательной работы "Планета добра"

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 4 года....

Программа по воспитательной работе "Планета добра"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Разработанная программа "Планета добра" направлена на всестороннее развитие ребенка.Она служит основой построения воспитательной ра...

Авторская программа воспитательной работы "Дорогою добра"

Программа прошла конкурсный отбор на городском конкурсе "Программ по воспитательной работе- 2006". Вошла в десятку лучших и получила грант на её реализацию в размере 50 тыс рублей...

Программа воспитательной работы "Планета добра" 1-4 класс

Программа воспитательной работы "Планета добра " 1-4 класс...


 

Комментарии

Ольга Михайловна! Огромное спасибо за вашу программу. На ее основе построила свою программу воспитательной работы в классе, создав клуб. Очень понравились этапы реализации программы, содержательно и ново! Какие вы мероприятия проводили в рамках реализации данной программы? Хотелось бы узнать. Если возможно,заходите на мой мини-сайт.