Азбука зверей и птиц.
классный час (2 класс)

Программа кружка по воспитательной работе. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Азбука зверей и птиц.71.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Планируемые результаты.

Название раздела

                       Предметные результаты

 

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

   Ученик получит возможность научиться

1.Дикие животные

              35ч

2. Пернатые   жители.

  26ч

3. Я – друг природы.

           9ч

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

Овладеть основными экологическими терминами;

-Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

-Научиться делать заключение на основе наблюдений;

-Уметь работать индивидуально и  в группе;

-Быть способными отстаивать свою точку зрения;

-Выполнять правила поведения в природе;

-Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

-Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;                                      

-Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

-Уметь изготовлять экологические памятки.

Регулятивные:- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:- Умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- умение координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться  к координации  различных  позиций  в сотрудничестве;

-Формирование у детей интереса к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

-познавательный интерес к изучению жизни животных  и взаимодействию на них  человека;  

-бережное отношение к животным;

-творческую активность к познанию окружающего мира и своего места  в нём,  при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

-самоопределение  себя как личности, способной к саморегуляции;

-духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.

-освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;

                                                                                                        Содержание программы.

№п/п

Наименование раздела, темы

                                            Краткое содержание

Кол-во

часов

1.  

Дикие животные

             

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материалы из энциклопедии), чтение рассказов  В.Зотова «Заяц - беляк», «Лиса», «Волк», «Медведь». Знакомство с народными приметами и пословицами. Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Практическая работа в группах - «Раскрась». Составление портрета «Бурый медведь».

Любознательный зверёк – белка. Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка». Куница - охотник на белок. Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».

Лесной красавец – лось.

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах.

Сердитый недотрога – ёж.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Подземный житель – крот.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес». Всеядное животное — барсук.

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Бобр-строитель. Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тигр - самая большая кошка на Земле. Знакомство с самой большой кошкой - тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. Игра: «Мордочка, хвост и четыре ноги». 

Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан».

Мышка-норушка.

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», сценка «Теремок».

Рысь - родственник кошки.Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

35

2.

Пернатые   жители.

                 

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Ворона - «интеллектуальная» птица.

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Ворон - красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В.Зотова «Ворон» Сорока - белобока - «лесная сплетница».

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

 «Лесной доктор» - дятел. Беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Соловей - «великий маэстро». Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Галка - городская птица. Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».

Загадочная птица - кукушка. Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

 «Пернатая кошка» - сова.

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Любимая птица – снегирь. Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России.

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

26

3.

Я – друг природы.

           

Возвращение перелётных птиц в родные края. Коллективная работа по составлению списка перелётных птиц области и сроков их прилёта. Модель скворечника. Расширить представление детей об экологических связях неживой и живой природы. Создание самой длинной цепи питания. Культура поведения в природе по отношению к растениям. Игровая ситуация «Как вести себя в природе». Выполнение творческих работ. Рисование экологических знаков.

9

Итого:70ч

                                                                       

                                                                                        Календарно-тематическое  планирование.

№ п/п

     

Название разделов

Тема занятий

К-во ч.

Основные формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

Раздел 1. Дикие животные.  35ч

 Амурский  тигр -  самая большая кошка на Земле.

1

Составление портрета. Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Знакомство с самой большой кошкой - тигром. Придумывание загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр».

05.09

2,3

Анаконда – самая большая змея. Лепка из пластилина.

2

Поделки из пластилина.

Человек – единственный враг анаконды. Загадки на тему: «Звери».

09.09

12.09

4

Любознательный зверёк - белка.

1

 Беседа. Рисование.

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка».

16.09

5,6

Бобр-строитель. Запасливый бурундук.

2

Игра: «Собери мозаику». Презентация. Беседа.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Земляные холмики»

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», «Бурундук».  Знакомство с бурундуком, рассказ учителя о бурундуке.

19.09

23.09

7

Самый большой лежебока – барсук.

1

Сочинение сказки про барсука.

Повадки и особенности барсука. Работа с текстом. Просмотр видеоматериалов.

26.09

8

Серый хищник - волк.

1

Беседа об экологической проблеме.

Чтение рассказа В. Зотова  «Волк»,  работа по содержанию рассказа.  Разгадывание ребусов, загадок. Почему волка называют санитаром леса.

30.09

9

Гепард

1

Творческое задание.Гепард-кошка или собака?

Что означает слово в переводе «гепард». Разгадывание загадок на тему: «Кошки».

03.10

10

Дикобраз.

1

Викторина.

Разгадывание вопросов викторины. Дикобраз-где живёт, питается. Просмотр картинок, журналов. Пусть будут твои ум и глаз острыми как мои иглы! Викторина.

07.10

11,12

Сердитый недотрога - ёж.

Творческая работа.

«Вылепи дикобраза и ёжика».

2

Беседа. Творческая работа. Поделки.

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Рассказ В.Зотова «Ёж».

Лепка из пластилина, глины.

10.10

14.10

13,14

Самый высокий зверь. Жираф.

2

Беседа. Коллективное панно.

Как жираф приспособился жить в самых засушливых районах. Как спит жираф?

17.1021.10

15

Заяц - «Длинное ухо»

1

Презентация.

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц - беляк».

Чтение материалов энциклопедии о лошади и зебре, особенностях  их жизни.

24.10

16

Зебра и лошадь. Чем отличаются и чем похожи?.

1

Беседа. Картинки раскраски..

28.10

17

Индийский слон. Всемирный день защиты слонов.

1

 Презентация

Практическое занятие. Фотографии животного. Чтение рассказов о слонах.

07.11

18

Куница – охотник на белок.

1

Презентация.

Рассказ В.Бианки «Куница за белкой».

11.11

19,20

Подземный житель – крот.

Аппликация из ткани: « Крот – землекоп».

2

Видеоурок. Беседа.

Чтение рассказа В.Зотова «Земляные домики.».

Аппликация из ткани: « Крот – землекоп».

14.1118.11

21

Кит – рыба или животное?

1

Презентация.

Виды китов. Сообщения о китах. Б.Заходер « Кит и кот».

21.11

22,23

Лев – ласковая кошка или царь зверей? Лесной красавец – лось.

Аппликация из сухих листьев и веточек.

2

Урок-диспут.

Почему льва назвали царём зверей?

Аппликация: «Мой Лёва». Игра по краеведению. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось»

25.11

28.11

24

Как лягушки квакают?

1

Просмотр мультфильма. Рисование.

Виды лягушек. «Лягушка – путешественница» .Просмотр мультфильма.

02.12

25,26

Кабан – дикий родственник домашней свиньи.

Поделки из шишек с желудями.

2

Презентация, видеоролик. Поделки

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Кабан» Рассказ детей о кабане, его повадках,образе жизни, внешнем виде.

Поделки из природного материала.

05.1209.12

27

Самый лучший прыгун. Кенгуру.

1

 Рисование.Беседа.

Своеобразное животное семейства сумчатых. История названия этого животного. Как кенгуру борется с собаками.

12.12

28

Загадочные панды.

1

Рисование «Бамбуковый медведь»

Бамбуковый медведь. Особенности питания панды. Международная Красная книга. Можно ли содержать панду в зоопарке?.

16.12

29,30

Мышка-норушка. Летучие мыши.

2

Рисунок, фотографии.

Знакомство с мышью, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение рассказа В. Зотова  «Мышь» или «Полёвка».

19.1223.12

31,32

Медведь. Мохнатые тяжеловесы.

Поделки из чая.

2

Словесное сочинение. Поделки

Белый медведь.Красная книга.Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Медведь». Народные приметы.

Поделка из чая. «Бурый мишка»

26.12

09.01

33

Соболь – «дорогой» зверёк. Жемчужина сибирской тайги.

1

Презентация.

Знакомство с соболем. Чтение рассказа В. Зотова    «Соболь»

Охрана животного.

Игра по краеведению. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Тигр»

Знакомство с дикой кошкой – рысью. Работа с картой. Где живут рыси?

Причины сокращения численности альбатросов.Просмотр видеоматериалов.

Чтение рассказа В. Зотова «Воробей», беседа по прочитанному. Чтение стихотворения В. Рубцовой «Воробей». Загадки, пословицы, народные приметы. Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Картинки с изображением ворона. Чтение и анализ рассказов В. Зотова «Ворон», «Галка».

13.01

34

Тигр – самая большая кошка на Земле.

1

Презентация. Слушание произведений

16.01

35

Рысь – родственник кошки.

1

Работа с картой России.

20.01

36

2. Пернатые   жители.  26ч

 

Альбатрос - странствующая птица.

1

Видеоурок.

23.01

37

Воробей – самая распространённая птица на Земле.

1

Презентация. Беседа.

Дидактические игры«Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».   

27.01

38

Ворона – «интеллектуальная птица». Ворон- красивая умная птица. Галка - городская птица.

1

30.01

39,40

 

«Лесной доктор» - дятел.

Соловей - «великий маэстро»

2

Чтение рассказа В. Зотова «Соловей», беседа по прочитанному. Работа над народными приметами.

Чтение и анализ рассказов В. Зотова «Дятел», разучивание скороговорки. Викторина «Птичьи разговоры»

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».

03.02

06.02

41,42

«Пернатая кошка» - сова. Любимая птица – снегирь.

Аппликация из бумажных салфеток.

2

Беседа. Презентация. Практическое задание.

10.02

13.02

43

«Сестрицы- синицы» - самые полезные птички России.

1

Беседа. Рисование ярких птиц.

12 ноября – синичкин день. Знакомство с  зимующими птицами, с разными видами синиц.

В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. 

17.02

44

Практикум «Хлебные крошки».

1

Составление инструктивной карточки по кормлению птиц.

Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена.

20.02

45

Сорока-белобока-«лесная сплетница».

1

Беседа, словесное сочинение.

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Стихотворение «Сорока – Трещётка»

24.02

46

Загадочная птица- кукушка

1

Беседа: «Гнёзда и птенцы»

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Разгадывание загадок. В.Бианки «Кукушонок». Народные приметы.

27.02

47

 

Король орлов.

1

Знакомство с видами хищных птиц. Интересные факты из жизни орлов. Орлиная охота.Зрение.Гнездо.

03.03

48

Клёст, или северный попугайчик.

1

Сочинение загадок.

Клёст – еловик.Почему его так называют?Условия гнездования и вскармливание птенцов.

06.03

49

Бакланы. Морская прожорливая птица.

1

Презентация

Среда обитания. Особенности рыбного промысла в Японии и Китае. Работа с текстом. Оригами.

10.03

50

Пеликаны.

1

Игра «Перенеси лягушек в клюве».

Виды пеликанов. Игра «Перенеси лягушек в клюве». Птица семейства пеликановых. Гнездящаяся перелётная птица. Народное название - баба, баба-птица.

13.03

51

Глухарь.

1

Видеоматериалы.

Благородная птица семейства тетеревиных. Пение и танцы глухарей. Просмотр видеоматериалов.

17.03

52

Ласточки.

1

Презентация.

Весёлые быстрокрылые птицы семейства воробьиных. Где ласточки пьют воду? Как в народе называют ласточек?. Народные приметы.

20.03

53,54

Павлин. Аппликация из лоскутков  «Жар птица».

2

Беседа. Панно.

Павлин – курица или нет? Индийский национальный герб. Изготовление панно.

24.0303.04

55

Скворцы. Экологическая сказка.

1

Рисование скворечника.

Пользу или вред приносят скворцы природе?. Экологическая сказка: « Как скворец себе дом выбирал».

07.04

56

Птица, которая  не боится мороза. Пингвин.

1

Просмотр мультфильма.

Почему эта птица не боится мороза? Ясли для пингвинов. Рассказ Г.Снегирёва «Пингвиний пляж». Игра с мячом.

10.04

57

Розовая птица. Фламинго.

1

Презентация. Рисование.

Просмотр видеофильма. «Раскрась фламинго в розовый цвет». Раскраска.

14.04

58

Викторина «Наши зимующие птицы»

1

Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц

Орнитологическая  викторина: «Наши зимующие птицы»

17.04

59

Изготовление шапочек-масок «Птичка невеличка»

1

Творческое задание.

Изготовление шапочек-масок «Птичка невеличка». Составление  текста-описания про птичку

21.04

60

 Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,«Покормите птиц» А.Яшин.

1

Словесное рисование.

Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

24.04

61

Аппликация «Птичий двор».

1

Беседа. Поделки

Аппликация «Птичий двор». Прослушивание аудиозаписи  «Голоса птиц».

28.04

62,63

Я – друг природы.

        9ч

Этика поведения в природе. «Человек в лесу»

2

Мастер- класс. Экологические знаки.

Изучить правила поведения на природе. Рисование  экологических знаков. Составить инструкцию   памятку. «Правила поведения человека в природе».

05.0508.05

64

Заповедники Татарстана.

1

Видеоурок.

Заповедники и заказники, рассказ о некоторых видах животных и растений, занесённых в Красную книгу Республики Татарстан.

12.05

65

Конкурс листовок и плакатов ко дню Земли.

1

Беседа. Слайды.

Изготовление листовок и плакатов.

15.05

66

Домашние животные. Мир домашних животных «Гав» и «Мяу».

1

Урок путешествие.

Загадки о животных. Правила безопасного обращения с животными. Узнай животного по описанию. Игра.

19.05

67

Мир удивительных животных. Интеллектуальный конкурс.

1

 Конкурс.  Интеллектуальная игра 

Презентация, содержащая вопросы по экологии. Слайды с изображениями животных

22.05

68,69

Моя Красная книга.

2

Творческий проект.

Коллективное творческое дело.

Рассказать по плану о своей работе:

 -Представить «жителей» моей Красной книги.

-Рассказать о том, какую пользу они приносят.

-Предложить способы их защиты.

26.05

29.05

70

Весенние проделки природы. Экскурсия на пришкольный участок.

1

Экологическая игра

Экологическая игра о птицах, лекарственных растениях.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по теме: "Рассказы-загадки про зверей и птиц".

Для того, чтобы повысить интерес к чтению и книге, разнообразить формы работы на уроках внеклассного чткения, мы решили попробовать подготовить творческие отчёты учащихся по прочитанным произведениям....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА « ЛЮДИ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ УЖИТЬСЯ! »

.   Сегодня мы проведем  познавательную игру « ЛЮДИ, ЗВЕРИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ УЖИТЬСЯ! », где мы поиграем в зоологическое лото, игру «Умники и Умницы» ,устроим конкурс к...

Презентация к уроку на тему ЗВЕРИ И ПТИЦЫ И ИХ ДЕТКИ

Используется как дополнительный материал...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"

Использовалась в рамках проведения предметной недели...

Экологический КВН в 1 классе "Лес - дом зверей и птиц"

Целью занятия является воспитание бережного отношения к природе, формирование представлений о том, как нужно вести себя в лесу....

Тест по окружающему миру. Тема: "Звери и птицы"

Тест по окружающему миру. Тема: "Звери и птицы". 1 класс....

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...