Комплексная программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» «Ларец Хозяйки медной горы, или тайны семи полян»
рабочая программа
Программа творческой смены лагеря с дневым пребыванием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Таштыпская школа-интернат №1им. Л.А.Третьяковой»
Утверждаю:
______________
Директор школы
Н.В.Карпова
Комплексная программа оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей «Дружба»
«Ларец Хозяйки медной горы, или тайны семи полян»
Авторы программы:
Шестакова А.И., педагог-организатор
Таштып, 2021 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 | Наименование субъекта Российской Федерации | Республика Хакасия |
2 | Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таштыпская средняя общеобразовательная школа – интернат №1 им.Л.А.Третьяковой» Министерство образования и науки Республики Хакасия оперативное управление |
3 | ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности | Шестакова Анна Ивановна – педагог – организатор |
4 | Полное название программы (методических материалов) | Ларец Хозяйки медной горы, или тайна семи полян |
5 | Выбранная номинация (в соответствии с положением) | Программы лагерей, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время |
6 | Целевая группа (возраст детей и специфика программы (конкурсных материалов) | Учащиеся школы, 6-12 лет. Дети в трудной жизненной ситуации Дети из многодетных семей Дети из неблагополучных семей Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети, состоящие на различных формах учета |
7 | Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный, телефон, электронный адрес участника конкурса | 655740, Республика Хакасия, Таштыпский район, с.Таштып, Шама, д.12 8-983-192-26-55; annagorning@mail.ru |
8 | Краткая аннотация содержания: 1) цель и задачи: 2) этапы реализации с кратким 3) ресурсное обеспечение: | Цель программы Воспитание и развитие творческого потенциала детей через организацию деятельности смены, создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление, профилактику правонарушений, приобщение детей к трудовой деятельности. Задачи программы Сформировать у детей ответственное отношение к отдыху как к полезному времяпровождению, учить рационально и с пользой отдыхать. Через сотрудничество, творчество; включение в интенсивную тематику, разнообразную деятельность, помочь преодолевать трудности, приобрести уверенность в себе, раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и позитивных потребностей. Способствовать вовлечению в систематические коллективные, групповые занятия всех детей, отдыхающих в пришкольном лагере в каникулярное время, объединенных различными задачами каждого дня отдыха. Обеспечить профилактику правонарушений и детского травматизма в летний период. Расширить кругозор учащихся, развить интерес к занятиям декоративно - прикладной направленности, выработать практические навыки финансовой и предпринимательской грамотности; Познакомить детей с русскими народными ремеслами, видами рукоделия и ручного производства, которые в дальнейшем могут стать профессией или способом зарабатывания средств для жизни; Выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях. Оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей. I этап. Подготовительный (февраль - май) Этот этап характеризуется тем, что до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. II этап. Организационный «В некотором царстве….» (первые 3 дня смены). III этап. Основной «Ларец Хозяйки медной горы, или тайны семи полян» (16 дней). Кадровое обеспечение: Начальник лагеря -1 Воспитатель – 10 Вожатый - 5 (старшеклассники, прошедшие обучение по программе "Школа вожатых") Старший вожатый – 1 Музыкальный работник – 1 Инструктор по физкультуре – 2 Медицинский работник – 1 Педагоги дополнительного образования – 3 Материально-техническое обеспечение: Игровые комнаты с необходимым набором оборудования. Актовый зал со сценой Костюмерная Зал с мультимедийным оборудованием Танцевальный класс Музыкальные инструменты (фортепиано, баян) Музыкальное оборудование Микрофоны Кабинет технологии со швейным оборудованием Спортивный зал Спортивный инвентарь Открытая спортивная площадка Столовая Материалы для оформления и творчества детей. Канцелярские принадлежности. Гравировально-фрезерный станок с ЧПУ. 3Dпринтер, 3D ручки. Гончарная мастерская. Методическое обеспечение Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Ларец хозяйки медной горы, или тайны семи полян» Комплексный календарно – тематический план (сетка) смены - сюжетно – ролевой игры Планы работы отрядов. Планы работы педагогов – воспитателей, организаторов – вожатых. Программы работы детских творческих объединений дополнительного образования Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены. Должностные инструкции педагогического персонала Информационное обеспечение Формирование информационно- аналитического банка по всем аспектам проведения летней кампании. Отражение хода летней работы в средствах массовой информации. Сбор информации «Из опыта организации летнего отдыха, занятости и оздоровления детей» (программы, концепция, практика). Финансовое обеспечение Региональные средства на детское оздоровление Родительская плата Спонсорские средства Ожидаемые результаты работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Организационные:
Методические:
Воспитательные:
глубокое осознание ребенком его принадлежности к своему народу, освоение базовых элементов русской культуры Новизна заключается в том, что Программа обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования. |
9 | Социально-экономическая значимость | Социальный эффект смены 1. Социальным эффектом смены является результат, при котором ребенок:
2. Возможность проведение педагогического анализа смены на разных уровнях – от «детского» - анализа смены каждым ребенком, до «взрослого» – анализа педагогическим коллективом. 3. Выявление социально активных ребят, желающих войти в состав Совета. |
10 | Достижения автора(ов) и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методические материалы) | Программа будет реализоваться впервые |
Пояснительная записка
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Это период более благоприятного вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, накопление опыта, реализация полученных умений. Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети не только хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, но и пополнили свои знания, реализовали себя в социально значимых и лично полезных делах, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.
Педагогический коллектив МБОУ «Таштыпская школа – интернат №1»» находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того, чтобы пребывание учащихся в лагере стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным, более эффективным с точки зрения укрепления знаний, а также - развития творческих способностей.
В связи с реализацией ФГОС и обеспечением функциональных грамотностей с сентября 2018 года школа активно работает по формированию финансовой, предпринимательской, цифровой, правовой грамотности у школьников на основе системной работы на всех уровнях образования - как в учебной, так и вовнеурочной деятельности.
Создание программы «Ларец Хозяйки медной горы или тайна семи полян» является одной из наиболее удачных форм реализации не только творческого, но и экономического воспитания школьников. Применение полученных знаний в игровой форме, смена учебной деятельности на альтернативные формы работы позволит учащимся уйти от стереотипов обучения, и сделает процесс применения новых знаний более увлекательным и мобильным.
В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о различных новых видах декоративно – прикладного творчества, практических умений в данных ремеслах, получение продукта собственной деятельности, его предварительная и итоговая оценка, а также, дальнейшая реализация.
Новизна заключается в том, что Программа обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования.
Кроме того, учащиеся, участники смены, выступают не «потребителями», а организаторами. Они участвуют в управлении лагерем, создают орган самоуправления, организуют и проводят культурно-массовые мероприятия.Задача воспитателей - координировать их работу.Таким образом, программа содействует развитию детского самоуправления ивоспитаниюсоциальной активности подростков через включение в социально - значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, спортивных, досуговых мероприятий.
Особая ценность состоит в том, что у участников смены, на наш взгляд, сформируется первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни в контексте финансовой и предпринимательской грамотности. Участники смены получат опыт формирования и распределения личных и общих (слободских) финансов, формирования спроса и предложения, покупательской способности и формирования цен на продукцию простым и понятным языком. Таким образом, воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности участников смены(путем взаимодействия между собой на уровне отряда, и с другими учащимися лагеря), другими словами, воспитание максимально приближено к обучению.
Цель программы
Воспитание и развитие творческого потенциала детей через организацию деятельности смены, создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление, профилактику правонарушений, приобщение детей к трудовой деятельности.
Задачи программы
Сформировать у детей ответственное отношение к отдыху как к полезному времяпровождению, учить рационально и с пользой отдыхать.Через сотрудничество, творчество; включение в интенсивную тематику, разнообразную деятельность, помочь преодолевать трудности, приобрести уверенность в себе, раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и позитивных потребностей.
Способствовать вовлечению в систематические коллективные, групповые занятия всех детей, отдыхающих в пришкольном лагере в каникулярное время, объединенных различными задачами каждого дня отдыха.
Обеспечить профилактику правонарушений и детского травматизма в летний период.
Расширить кругозор учащихся, развить интерес к занятиям декоративно - прикладной направленности, выработать практические навыки финансовой и предпринимательской грамотности;
Познакомить детей с русскими народными ремеслами, видами рукоделия и ручного производства, которые в дальнейшем могут стать профессией или способом зарабатывания средств для жизни;
Выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях.
Оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей.
По замыслу программа профильной смены «Ларец Хозяйки медной горы, или тайна семи полян» лагеря с дневным пребыванием детей является комплексной, и её мероприятия охватывают различные направления как образовательной, так и воспитательной деятельности, которые способствуют всестороннему развитию личности участников смены.
Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Школой С.А. Шмакова разработан комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.
Программа деятельности оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений.
-уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
-уважение и терпимость к мнению детей;
-самоуправление в сфере досуга;
-создание ситуаций успеха;
-приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
-защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
-создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
-формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Ларец хозяйки медной горы, или тайны семи полян» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания.
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности.
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей в пришкольноим лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач..
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю задругим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном, на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Принцип открытости.
Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогическая деятельность:
- комплектование штата лагеря кадрами;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для руководителя лагеря;
- совещание при директоре, зам. директоре по УВР по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительского собрания «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа:
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником перед началом смены;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн;
- организация пешеходных экскурсий по знаменательным местам села;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные праздники;
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;
Работа по сплочению коллектива воспитанников:
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- разговоры на «завалинке», «Расскажи мне о себе!»
- Коммуникативные игры «Город Здоровья», «Кто нас крепко очень любит», «Назовись» и др.
- Игры на выявление лидеров «Ассорти талантов» и др.
- Игры на сплочение коллектива «День бантиков», «В поисках сокровищ»,
«День смеха», «Зов джунглей» и др.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:
«Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры доврачебной помощи».
Мероприятия на развитие творческих способностей:
Оформление Слободы, стенных газет, ярмарка идей и предложений;
загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурс – игра «В некотором царстве….», конкурс-караоке, конкурс «Дело мастера боится», праздник «Ассорти талантов» конкурс юных сказочников «Жили-были…», конкурсы рисунков, поделок по ПДД, концерт и др.
Развлекательные мероприятия:«День смеха», театрализованные игры «Ералаш», «день смешных причёсок и разных ботинок» конкурсы рисунков на различную тематику, викторины, «День игры и игрушки», игра «Сокровища Медной горы» и др., смешных игр, Малые Олимпийские игры «Мы за здоровый образ жизни», день «Нептуна», игра-розыгрыш «Богатыри великих равнин», футбол наоборот, игры на свежем воздухе,итоговая Ярмаркаи др..
Работа по привитию навыков самоуправления:
- Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);
- Распределение обязанностей в Слободе;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым площадкам.
Объективные факторы работы лагеря.
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
- Здоровьесберегающие технологии – воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений., прогулки, игры на свежем воздухе.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный (февраль - май)
Этот этап характеризуется тем, что до открытиялетнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха;
- проведение общешкольного родительского собрания на тему «Летняя занятость детей»;
- проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;
- издание приказов по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для педагогических работников лагеря (разработка планов мероприятий по обозначенным направлениям);
- отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания;
- обучение вожатых;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
- проведение психодиагностической работы.
- организация творческих студий (объединения дополнительного образования);
- взаимодействие с структурами профилактики;
- организация взаимосвязей с социумом.
II этап. Организационный «В некотором царстве….» (первые 3 дня смены).
III этап. Основной «Ларец Хозяйки медной горы, или тайны семи полян» (16 дней).
Ожидаемые результаты работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Организационные:
- успешная реализация сюжетно-игровой модели программы;
- организация интересного общения ребят путем коллективно - творческих дел.
Методические:
- творческий рост коллективов-участников программы, создание необходимых условий для раскрытия и развития творческих потенциалов ребенка;
- знакомство, обмен опытом в процессе совместной деятельности;
- формирование самостоятельности, ответственности за свою деятельность и создание сплоченного детского коллектива;
- накопление информационно-методического материала из опыта работы лагеря;
- оформление народного календаря с памятными датами.
Воспитательные:
- развитие потребности к здоровому образу жизни;
- самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей;
- развитие интереса к истории, культуре, традициям родного края;
- глубокое осознание ребенком его принадлежности к своему народу, освоение базовых элементов русской культуры;
- воспитание уважительного отношения к ветеранам, к старшему поколению, к людям, посвятившим свою жизнь защите своей Родины;
- формирование экологической культуры и нравственной позиции детей в отношении природной среды;
- укрепление нравственных качеств у детей: дружбы, взаимопомощи, коллективизма;
- создание копилки игр, освоение их детьми;
Механизм реализации программы
Механизм реализации данной программы основывается на особенностях творческого развития детей. Этот механизм предусматривает:
- приоритетность творческого развития детей;
- многообразие форм, методов и средств развития гармоничной личности;
- разработку и осуществление принципиально новых подходов при реализации программы.
Цели и задачи программы реализуются через сюжетно – ролевую игру – «Ларец хозяйки медной горы, или тайны семи полян».
В реализации программы принимают участие:
Направление воспитательной деятельности | Участники реализации программы |
Реализация Программы летнего оздоровительного лагеря | Старший вожатый |
Реализация Программы, организация работы объединений дополнительного образования | педагоги дополнительного образования (вокальное мастерство «Звонкие голоса», хореографическая «Танцуем вместе», декоративно- прикладная мастерская по работе с камнем «Уральские самоцветы», мыловарение «Мыльная фантазия», мастерская работы с глиной «Волшебная глина», «3D – моделирование», работа по дереву «Деревянное кружево», народная кукла «Берегиня»). |
Участие в реализации программы и работе объединений дополнительного образования | Педагоги учреждений дополнительного образования, учреждений культуры |
реализация Программы, организация работы объединений дополнительного образования | учитель музыки, учитель танца, библиотекарь, учителя физической культуры, педагог – организатор ОБЖ |
организация психолого - педагогического сопровождения социальная поддержка | учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог |
Участниками детского оздоровительного пришкольного лагеря являются учащиеся школы. Программа охватывает 100 учащихся школы с 0 по 4 класс.
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ СМЕНЫ
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры.В качестве основы предлагается игра живого действия с инфраструктурными элементами. Дети будут погружены в единую игровую активность, при этом игровое пространство будет состоять из разноплановых игровых «зон» с отдельными игровыми механиками.
Все рассчитано на тех, кто не любит сидеть на месте, кто хочет научиться чему-то новому, проявить себя, на активных, смелых, любознательных и мечтающих совершить подвиг. Детям предстоит окунуться в волшебный и чарующий мир волшебной страны, где живут существа, сошедшие со страниц русских былин и сказок, приобщиться к некоторым видам народного творчества.
В лагере дети попадают в царство Хозяйки Медной горы. Их задача – найти Каменный цветок. Хозяйка медной горы загадывает участникам смены 7 загадок, разгадав которые, дети заполнят ларец Хозяйки драгоценностями новых знаний и умений. Для этого ребятам предстоит узнать и познакомиться с традициями, праздниками, обрядами, преуспеть в народных промыслах, которыми с ними поделятся герои былин и сказок.
Каждый день дети знакомятся с новыми игровыми заданиями и новыми вводными по правилам игры. Переходя от одного ларца к другому, участники повышают сложность игры и, приобретая новые знания, на практике применяют новые для них умения, тренируя мышление. Все задания в сказочной форме рассматривают вопросы тематики финансовой, предпринимательской грамотности.
В процессе игры каждая команда (отряд - Слобода) стремится к достижению личных финансовых целей участников команды и единой командной цели.
В первый день смены дети «расселяются» по «Слободам» - отрядам, придумывают название, атрибутику. Каждый отряд- Слобода выбирает виды народного промысла (роспись по камню, гончарное дело, игрушки из ткани и т.д.), о котором они хотят узнать подробнее в течение смены и который они будут представлять на финальной ярмарке мастеров. Лагерь оформляется в русском народном стиле.
План смены оформляется в виде 7 закрытых пока ларцов, на каждом ларце – название тайны. Ларцы будут открываться по мере разгадывания тайн. Подводя итоги работы отрядов на каждой поляне, отряды будут наполнять ларцы мнениями и впечатлениями о прошедшем дне, здесь же будут записывать имена и фамилии отличившихся ребят. Лагерь становится Городищем, отряд – Слободой, сцена – Палата, столовая – трапезная и др.
Начальник лагеря будет играть роль мудрой волшебницы Хозяйки медной горы. Воспитатели отрядов – Мудрецы, вожатые – Волхвы. Для реализации замысла смены в школе и на прилегающей территории организовывается 7 полян. Каждое дело будет начинаться и заканчиваться на этих полянах. Поляны оформляются в соответствии с тайной, которую предстоит разгадать.
Отряды выбирают себе название, девиз, символику в русском стиле, покровителя – героя русских сказок и легенд. Проверять санитарное состояние лагеря будет Домовой (хвалить и критиковать через веселые записки). В конце дня отряды для подведения итогов будут собираться на отрядные «завалинки».
Ежедневно каждый отряд совершает «Великие дела»:
- «Песенный венок»;
- Мастерские Данилы – мастера и Алены – мастерицы (обучение вокальное мастерство «Звонкие голоса», хореографическая «Танцуем вместе», декоративно - прикладная мастерская по работе с камнем «Уральские самоцветы», мыловарение «Мыльная фантазия», мастерская работы с глиной «Волшебная глина», «3D – моделирование», работа по дереву «Деревянное кружево», народная кукла «Берегиня»);
- Игрища – спортивные соревнования и конкурсы.
В конце смены организовывается Ярмарочное гулянье – смотр отчетов отрядов о собранном материале, выставка выполненных работ, смотр творческих выступлений.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде (имитирующем каменную глыбу) «менгирь-камне», расположенном у входа в помещение лагеря. Информацию о плане работы лагеря, режиме дня и т.п. можно получить из Дневок, оформленных на 1 этаже.
В лагере ребятам предлагается посетить объединения дополнительного образования по интересам, на которых они смогут познакомиться с некоторыми народными традициями и ремеслами, погрузиться в атмосферу мира народного творчества, изготовить изделия по мотивам работ народных умельцев, а в конце смены реализовать их.
Система поощрения.
За победы, участие в общих мероприятиях, деятельность в лагере, за работу в мастерских - отряды и отдельные ребята, а так же их вожатые получают награды «гроши», необходимые для деятельности их деревни.
За 1 место в конкурсах между Слободами получают 10грошей, за 2 место – 20 грошей, за 3 место – 30 грошей.
Ежедневно каждая Слобода может получить 5 грошей за соблюдение правил и традиций лагеря: поддержание порядка в отрядных комнатах – помещение Слободы, за проведение отрядного мероприятия, за «хороший аппетит». Каждый отряд получает дополнительно по 10 грошей, если по своей инициативе подготовит и проведет дополнительное мероприятие для других. Соседние Слободы могут помогать друг другу в получении грошей, производить обмен.
Кроме того, Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения детей.
Моральные формы поощрения:
- Похвала индивидуальная и публичная;
- Поздравление на «завалинке», в стенной газете, на линейке;
- благодарственные письма в адрес родителей;
- грамоты, дипломы.
Материальные формы поощрения
В конце смены всем детям будут вручаться памятные сувениры.
Ступени роста детей:
Гроши дают право подниматься по ступеням роста и получать звания:
Наблюдатель(ВСЁ ВПЕРЕДИ! – интересуется деятельностью в лагере)
Новичок(НАЧАЛО ТРУДНОГО ПУТИ! – стремится участвовать в мероприятиях, в деятельности детских объединений)
Умелец(СВОЙ СРЕДИ РАВНЫХ! – участвует во всех отрядных и общелагерных мероприятиях)
Знаток(ДОБИЛСЯ ПРИЗНАНИЯ! – принимает активное участие в жизни отряда и лагеря)
Подмастерье(ПРИ ВЛАСТИ! – является помощником воспитателя в организации деятельности отряда)
Мастер(САМЫЙ ГЛАВНЫЙ! – может вести за собой, организовать микроколлектив для конкретного дела)
Детское самоуправление
В каждой Слободе: выбираются Слободские старосты и старостат, которые решают вопросы самоуправления в детском коллективе. Старостат ежедневно собирается на совет, чтобы обсудить волнующие вопросы, предложить конкурсы и задания, выразить желание отряда провести мероприятие.
В лагере:
Хозяйка Медной горы – начальник лагеря
Менгир – камень – информационный стенд
Городище - лагерь
Слобода мастеров – отряд
Городской староста – старший вожатый
Волхвы – вожатые
Мудрецы - воспитатели
Слободский сход – высший орган самоуправления
Слободской Совет – представительный управляющий орган.
Слободская «завалинка» - общий сбор отряда для обсуждения событий дня в отряде, подведения итогов.
Слободской староста – лидер отряда
Старостат – отрядный совет представителей
Мастерская Данилы –мастера и Алены-мастерицы– объединения дополнительного образования
Ярмарочное гулянье – итог смены (концерт творческих коллективов, ярмарка продажа изделий).
Братский двор – актовый зал, место где проходят массовые мероприятия и общие сборы
Дневки – планирование дня
Грош – денежная единица Слободы. Цвет грошей зависит от мастерской, его выдавшей, таким образом определятся победители в освоении ремесел. У грошей Слободского Совета - Золотойцвет.
Мастер – звание, которое присваивается воспитаннику, заработавшему наибольшее количество грошей за смену
Летопись - рейтинг
Игрища – спортивные состязания
Песенный венок – разучивание и пение песен
Долина спорта- спортивная площадка лагеря
Трапезная - столовая
ПРИМЕЧАНИЕ: Терминология дорабатывается в лагере, вместе с детьми, во время работы смены.
Критерий результативности в лагере
Активность оценивается как работа всей Слободы в сумме грошей, так и индивидуально каждого жителя Слободы, которая отражается в «Летописи».
«+» | «-» |
За прохождение всех мастерских получает 10 грошей | Теряет очки за нарушение дисциплины:
|
За занятые места в общелагерных спортивных соревнованиях присуждаются:
| Снимаются очки со всей Слободы за несоблюдение чистоты:
|
За участие в коллективных программах получает:
| Опоздания на общие построения, мероприятия – (1 минута – 1 грош) |
В играх – за каждый правильный ответ – 1 грош | За несоблюдение правил техники безопасности – 4 гроша |
В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество заработанных «грошей», которые можно обменять на товар (сувениры и подарки) .
Оценка результативности программы
Наблюдение.
Оценка игры. Жители Слободы каждую игру оценивают по пятибалльной системе, затем вычерчивается кривая, которая покажет наиболее удачные мероприятия и менее интересные. Необходимо продумать повышение рейтинга таких мероприятий.
Диагностика настроения:
Настроение участников смены, их переживания и волнения, взаимоотношения, отношения к окружающей жизни образуют вместе психологический климат коллектива. Каждый день житель Слободы наклеивает листочки березы определенного цвета. В конце дня проводится анализ цвета листьев и выясняется общее настроение. Наша задача – выяснить и помочь тем, кому неуютно и плохо.
Анкетирование:
Проводится дважды: в начале смены с целью знакомства с участниками смены и имеющимся у них представлением о смене( что бы они хотели получить, чему научиться): и в конце смены – для изучения эффективности смены.
Социальный эффект смены
1. Социальным эффектом смены является результат, при котором ребенок:
- чувствует к себе доброе отношение окружающих;
- может проявить свои способности, умения;
- приобретает конкретные навыки, умения;
- приобретает установку на саморазвитие, т.е. на изменение отношения к своим личностным проблемам, избавляется от некоторых комплексов и установок в общении.
2. Возможность проведение педагогического анализа смены на разных уровнях – от «детского» - анализа смены каждым ребенком, до «взрослого» – анализа педагогическим коллективом.
3. Выявление социально активных ребят, желающих войти в состав Совета.
Система контроля и оценки результативности
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1 | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности лагеря | Апрель - май | Начальник лагеря |
2 | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
3 | Еженедельное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатели. |
4 | Анкетирование детей и родителей в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий. | Последний день ожиданий | Воспитатели, педагог-психолог |
5 | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха лагеря за смену. | В конце смены | Педагог-психолог |
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря. Контролируются отрядные планы, отрядные уголки, дневники деятельности отрядов. Работа педагогов дополнительного образования.
Основными показателями результативности работы коллектива детского лагеря являются:
- улучшение состояния здоровья детей, осознание ими значимости здорового образа жизни;
- развитие индивидуальных творческих способностей детей;
- увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов дополнительного образования, повышение уровня удовлетворительности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;
Критерии и способы оценки качества реализации программы
№ п/п | Критерии | Показатели | Способы отслеживания результатов |
1. | самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта; |
|
|
2. | сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, деревом, красками. |
|
|
3. | сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств; |
|
|
4. | повышение уровня творческой активности и успешности детей |
|
|
5. | успешность реализации программы |
|
|
Оценка результативности программы
Показатели | Критерии | Диагностический инструментарий |
Количественный | Востребованность программы Количество конкретных дел, акций, мероприятий, предложенных и реализованных детьми | Опрос, анкетирование. Подсчет |
Социальное развитие личности | Динамика уровня развития личности Качество продуктов социально- творческой деятельности (поделки, заметки в газету, рисунки, творческие мини – проекты участников смены, экскурсии, готовые этюды, мини сцены, итоговый спектакль) . | Тестирование на начало и конец проекта, социометрия Анализ, анкетирование подсчет |
Социальная адаптация личности | снижение риска асоциальных явлений детей и подростков в летнее время - повышение уровня социальной успешности участников - активность участников | Анализ, Наблюдение, подсчет, Общественное мнение, Популярность Программы. |
Социально-профилактический эффект | Заинтересованность соц. партнеров. Отклик в СМИ | Опрос, анкетирование. Анализ Наличие социально значимых продуктов творческой деятельности. |
Технологический. | Уровень организации в целом и отдельных мероприятий. Четкость и эффективность управления Организационная культура учеников | Опрос, наблюдение. Анкетирование, беседа. Тестирование |
Экономический | Соотношение затрат с социально- педагогическим эффектом Привлечение дополнительных материальных ресурсов | Тестирование, социологический опрос, анкетирование . Подсчет. |
Социальные партнеры
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение | Начальник лагеря -1 Воспитатель – 10 Вожатый - 5 (старшеклассники, прошедшие обучение по программе "Школа вожатых") Старший вожатый – 1 Музыкальный работник – 1 Инструктор по физкультуре – 2 Медицинский работник – 1 Педагоги дополнительного образования – 3 |
Материально-техническое обеспечение | Игровые комнаты с необходимым набором оборудования. Актовый зал со сценой Костюмерная Зал с мультимедийным оборудованием Танцевальный класс Музыкальные инструменты (фортепиано, баян) Музыкальное оборудование Микрофоны Кабинет технологии со швейным оборудованием Спортивный зал Спортивный инвентарь Открытая спортивная площадка Столовая Материалы для оформления и творчества детей. Канцелярские принадлежности. |
Методическое обеспечение | Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Ларец хозяйки медной горы, или тайны семи полян» Комплексный календарно – тематический план (сетка) смены - сюжетно – ролевой игры Планы работы отрядов. Планы работы педагогов – воспитателей, организаторов – вожатых. Программы работы детских творческих объединений дополнительного образования Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены. Должностные инструкции педагогического персонала |
Информационное обеспечение | Формирование информационно- аналитического банка по всем аспектам проведения летней кампании. Отражение хода летней работы в средствах массовой информации. Сбор информации «Из опыта организации летнего отдыха, занятости и оздоровления детей» (программы, концепция, практика) |
Финансовое обеспечение | Региональные средства на детское оздоровление Родительская плата Спонсорские средства |
Календарный план смены
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ «Здравствуй лагерь» |
|
ДЕНЬ ВТОРОЙ «День знакомства» |
|
ДЕНЬ ТРЕТИЙ «Открытие смены» |
На открытии смены отряды представляют свое название и наиболее талантливых своих жителей. Кроме того, они в творческой форме представляют свою Семью. |
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ «Вместе весело шагать» | ДЕНЬ КТД «ВДРУГ, КАК В СКАЗКЕ…..»
|
ДЕНЬ ПЯТЫЙ «День профилактики» |
4.Старостат. 5.Игровая программа «Светофор». 6. Просмотр презентации «Правила поведения на воде» |
ДЕНЬ ШЕСТОЙ «День защиты детей» |
5.День защиты детей в РДК. |
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ «День Рекордов» | ДЕНЬ МАЛЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
|
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ «День Смеха» |
5.Конкурс пародий «Один в один». |
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ «День творчества» | ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА (День художника, танцора, музыканта, поэта, артиста..)
|
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ «Пушкинский день» |
|
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ «День веселых затей» | КТД «ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО В БОЮ»
|
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ «Бумажный бум» |
|
ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ «День наоборот» | КТД «ВНИМАНИЕ, МОТОР»
|
ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ «День природы» |
|
ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ «День России» |
|
ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ «Интереснейшее путешествие »
| ДЕНЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ
|
ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ «Высший разум» |
|
ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ «День спорта» |
|
ДЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ «День вежливости» |
|
ДЕНЬ ДВАДЦАТЫЙ «Ярмарка мастерства» |
|
21 ДЕНЬ ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ | 1.Утренняя зарядка 2.Линейка 3.Старостат. 4..Акция «Нас здесь не было» |
Список литературы
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Лагерный Сбор, Олег Ласуков, методическое пособие в помощь вожатому, прим. - Для сборов, Воронеж 2004г
- Летний лагерь на базе школы Авторы-составители Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко, С.И.Лобачев, Е.И.Гончарова 2007
- Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Советы бывалого вожатого Автор: Юзефавичус Т.А, Кипарис 9, 2005
- Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.
- Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Интернет-сайты
http://festival.1september.ru/
http://ru.depositphotos.com/16787619/stock-illustration-planet-in-wreaths-of-spring.html
http://daina-vova.ru/aksessuary/igry-svyazannye-s-pojarom-dlya-detey
https://www.okrae.odbvrn.ru/chtoby-deti-znat-mogli-o-delakh-rodnoi-zemli
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
http://works.doklad.ru/view/ZVN8pWOUJeI/all.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-74697-1579088761.jpg)
Программа оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"
Данная программа будет полезна учителям начальных классов, учителям-предметникам и всем, кто участвует в организации пришкольных летних оздоровительных лагерей дневного пребывания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-254170-1418664043.jpg)
Программа оздоровительного лагеря дневного пребывания "Патриот"
Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/26/picture-1164742-1714164657.jpg)
Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»
Воспитательная программа летнего оздоровительного лагерядневного пребывания детей «Радуга» 2019 года...
Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей «Мир детства»
Программа составлена для организации детей во время летних каникул в детском оздоровительном лагере....
Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Театральная семья"
из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-722594-1449596012.jpg)
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»...