План сотрудничества с семьями учащихся.
рабочая программа
Перспективный план работы с семьями обучающихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план работы с семьями учащихся. | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
цель:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
задачи:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка – инвалида.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
В 4 классе.
Собрание 1.
Тема: «Трудности адаптации пятиклассников к школе».
Вопросы для обсуждения:
- Знакомство с учителем и школьной администрацией.
- Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- Психологические трудности пятиклассника к школе.
- Значение отношения родителей к ребёнку в период преодоления трудностей обучения.
- Обсуждение с родителями законов жизни класса.
- Анкетирование родителей.
Законы воспитания ребёнка в семье (торжественно вручаются каждой семье).
- Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
- Закон значимости похвалы для ребёнка.
- Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
- Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между детьми и взрослыми.
Анкета для родителей.
- Какие ласковые слова вы используете общаясь с ребёнком?
- Какие меры воздействия на ребёнка используют в семье?
- Любимые игрушки для него?
- Что они означают для него?
- Знаете ли вы мотивацию прихода ребёнка в школу?
- Как поощряется ребёнок в семье, за что?
- Чем увлекается ребёнок, как вы относитесь к его увлечениям?
- Какие положительные качества характера вы видите в своем ребёнке?
- Какие отрицательные качества характера нужно попытаться исправить?
- Каким вы хотите видеть своего ребёнка в школе?
Собрание 2.
Тема: «Особенности мыслительной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Значение семьи в помощи своему ребенку».
Форма работы круглый стол.
Вопросы для обсуждения.
- Методы и приёмы развития познавательной активности детей.
- Речевые умения учащихся и их значение в учёбе.
- Наблюдательность и пути её формирования у учащихся.
- В чём проявляется познавательная активность вашего ребёнка? Как вы её стимулируете?
- Как вы развиваете речевые умения своего ребёнка?
- Наблюдателен ли ваш ребёнок и как это проявляется?
Собрание 3.
Тема: «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».
Вопросы для обсуждения:
- Роль эмоций и чувств в жизни человека.
- Сопереживание и пути его формирования у учащихся.
- Роль семейных традиций в воспитании эмоциональности ребёнка.
Анкета для родителей.
- Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребёнка? Как это делаете?
- Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
- Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры.
Собрание 4.
Форма работы: устный журнал.
Тема: «Перелистывая страницы учебного года».
На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится вместе с учащимся.
Страница 1. «Наша жизнь на уроках»
Страница 2. «Наши переменки»
Страница 3. «Наша жизнь после уроков» (яркие мероприятия)
Страница 4. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, стихов, песен, кружковая работа)
Страница 5. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе) медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница 6. «Наши планы на лето».
Тематика родительских собраний в 5 классе.
Собрание 1.
Тема: «Физическое развитие школьника в школе и дома».
Вопросы для обсуждения:
- Значение физической культуры для полноценного развития личности.
- Урок физкультуры и его требования к ученику.
Анкета для родителей.
- Любит ли ваш ребёнок уроки физкультуры?
- Расспрашиваете ли вы своего ребёнка о занятиях физической культурой на уроке?
- Каким вы видите урок физкультуры? К собранию готовятся рисунки детей «Я на уроке физкультуры».
Собрание 2.
Тема: «Агрессивные дети».
Вопросы для обсуждения:
- Причины детской агрессии.
- Родительская власть, её виды и пути влияния на ребёнка.
- Пути преодоления детской агрессии.
Анкета для родителей.
- Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
- В каких ситуациях он проявляет агрессию?
- Против кого он проявляет агрессию?
- Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Собрание 3.
Тема: « Наказание и поощрение в семейном воспитании».
Вопросы для обсуждения:
- Виды наказания и поощрения в семейном воспитании.
- Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций).
Анкета для родителей.
- Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
- За что вы наказываете ребёнка и поощряете?
- Как реагирует ребёнок на поощрение и наказание.
Собрание 4.
Итоговое за год.
Тематика родительских собраний в 6- 7 классе.
Собрание 1.
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».
Вопросы для обсуждения:
- Общение и его роль в жизни человека.
- Общение ребёнка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
Анкета для родителей.
- Сколько времени в день вы отводите на общение с ребёнком.
- Знаете ли вы с его слов об учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?
- Знаете ли вы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?
Можно параллельно провести анкетирование детей.
Собрание 2.
Тема: «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
Вопросы для обсуждения:
- Труд и его значение в жизни ребёнка.
- Интеллектуальный труд и работоспособность.
- Роль семьи в развитии работоспособности ребёнка.
Анкета для родителей.
- Любит ли ваш ребёнок трудиться?
- Что он любит делать?
- Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребёнок?
- Работа выполняется увлеченно или неохотно?
Собрание 3.
Тема: «Воображение и его роль в жизни ребёнка».
Вопросы для обсуждения:
- Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?
- Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?
- Стимулируется ли в семье желание ребёнка проявить фантазию, выдумку (сочинять стихи, поздравлять с праздниками, ведение дневника, украшение дома и т.д.)
Собрание 4.
Итоговое за год.
Тематика родительских собраний в 8 классе.
Собрание 1.
Тема: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование социальных и личностных качеств ребёнка».
Вопросы для обсуждения:
- Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребёнка.
- Выступления врача по теме собрания.
Анкета для родителей.
- Что изменилось в вашем ребёнке за последнее время?
- Как он стал вести себя дома?
- Проявляет ли он свою самостоятельность (как и в чём)?
- Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребёнком по вопросам взросления?
Собрание 2.
Тема: «Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности».
Форма работы: познавательные «олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, в счёте, пении, декламации, чтении и т.д.). Главная задача игр – дать возможность каждому обучающемуся проявлять свои способности, свою уникальность и неповторимость.
На этом собрании родители награждают «олимпийцев».
Собрание 3.
Тема: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников».
Вопросы для обсуждения:
- Анализ учителем речевых умений учащихся .
- Анализ результатов психолого-педагогического консилиума за 4 года обучения и рекомендации родителям. Рекомендации по развитию речевых умений и навыков детей в семье.
Собрание 4.
Итоговое за 4 года. До собрания проводится анкетирование детей и родителей.
Анкета для учащихся.
- Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?
- Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?
- Хочется ли тебе учиться дальше?
- Какие отметки ты хочешь получать в 9 классе?
- Какими ты представляешь учителей в 9 классе?
- С кем из них ты хотел бы подружиться?
- Каким ты хочешь стать, учась дальше?
- Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?
Памятка
«Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Помогите своему ребенку учиться
(памятка для родителей)
Ваш ребенок лишен возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития, их состояние может быть улучшено. Нервная система детей пластична, податлива к обучению. Какие бы ни были проблемы со здоровьем Вашего ребенка, он все равно развивается, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Чем раньше начинается эта работа, тем больших успехов следует ожидать, и важную роль здесь призваны сыграть Вы, родители.
Старайтесь вносить и в свою жизнь, и в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, стремитесь, чтобы занятия приносили Вашему ребенку радость, чувство успеха. Для этого лучше всего подходит игра, которая неразрывно связана с детством. Именно игра, выступает в качестве продуктивной формы обучения и коррекции, поскольку создает необходимую мотивацию усвоения различных знаний и умений. Внутри игры развивается эмоционально-волевая сфера ребенка, произвольность, интеллект, кроме того, она способствует установлению эмоциональной близости между детьми и родителями.
Я хочу предложить Вам несколько развивающих игр, которые Вы можете использовать для занятий с Вашими детьми.
- Какого предмета не хватает.
Перед ребенком на столе выставляется несколько предметов (для начала 3 - 4). В течение 1 минуты он рассматривает предметы. Затем закрывает глаза. Вы убираете один предмет. Задача ребенка обнаружить, какого предмета не хватает. Постепенно количество предметов увеличивается.
Игра способствует увеличению объема зрительной памяти, развивает произвольную память.
- Непоседливые карандаши.
На столе раскладываются несколько карандашей разного цвета. Ребенка просят запомнить порядок цветов карандашей. Затем он закрывает глаза, а Вы меняете карандаши местами. Задача - разложить карандаши в первоначальной последовательности. Количество карандашей постепенно увеличивается от 4 до 10.
Игра развивает зрительную память, корригирует цветоразличение, способствует увеличению объема памяти.
- Цвета.
Вы предлагаете ребенку по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т.д.). Тот из участников, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Игра тренирует процесс воспроизведения, расширяет кругозор и обогащает словарный запас.
- Форма предметов.
Вы предлагаете всем участникам по очереди назвать пять предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.)
Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Игра улучшает процесс припоминания, развивает мыслительные процессы, речь.
- Запоминаем, рисуя.
Вы заранее готовите набор слов. Ребенок готовит листок бумаги и ручку.
Вы называете последовательно сначала 5 слов. Ребенок зарисовывает эти слова. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы он сам мог потом по порядку назвать слова. Постепенно количество слов увеличивается до 10
Игра развивает образную память, мелкую моторику руки, внимание и воображение.
- Кто больше запомнит?
Участники игры сидят в кругу. Первый игрок называет любое слово, например, карандаш, Следующий должен повторить это слово и назвать еще одно, например, лес. Третий участник повторяет два предыдущих слова: карандаш, лес и называет свое и т.д. Кто не может назвать слово или путает последовательность – выбывает из игры.
Игра развивает память и внимание.
- Волшебный мешок
Играть могут все члены семьи. Вы выбираете тему, на которую игрокам придется подбирать слова. Причем первый называет слово, второй игрок повторяет его и добавляет свое и т.д., например, тема: фрукты. Первый участник начинает: «В моем мешке яблоко». Другой: «В моем мешке яблоко и груша», следующий игрок: «В моем мешке яблоко, груша и банан» и т.д.
Тот игрок, кто забудет названные до него слова или не назовет свое, выбывает из игры.
Игра развивает память, внимание, расширяет словарный запас.
- Добрые слова.
Участники игры сидят в кругу. Каждый должен по очереди назвать доброе и ласковое слово. На обдумывание дается 5 секунд. Повторяться нельзя. Тот, кто не может придумать доброе слово, выбывает из игры.
Игра развивает память и коммуникативные навыки, расширяет словарный запас.
9. Золушка
Цель: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Ход игры: ребенок получает коробку с сухим горохом (бусинки, бисер или т.п.) и стеклянную банку. Задача: по одной горошине переложить из коробки в банку. Сначала задание выполняется ведущей рукой, второй рукой держат банку, затем горох высыпают обратно в коробку и повторяют упражнение, поменяв руки. Выигрывает тот, кто быстрее справится с обоими заданиями.
10. Собери спички
Цель: развивать координацию движений, двигательную активность, закреплять умение хватать щепотью мелкие предметы.
Ход игра: семья делится на две команды, которые выстраиваются на одном конце комнаты. На другом конце стоят два стула, на которых рассыпано по коробку спичек (равное количество). Участники игры по одному подбегают к стулу и приносят по одной спичке. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все спички.
11. Построй башню
Цель: та же.
Ход игры: две команды. В центре комнаты рассыпаны кубики. Игрок каждой команды должен взять один кубик и поставить его на башню на противоположной стороне комнаты, затем вернуться к своей команде. Побеждает команда, у которой более высокая башня.
12. Собери пирамидку
Цель: развивать хватательные движения и соотносящие действия; формировать целенаправленность действий и координацию движений.
Ход игры: семья делится на две команды. На противоположном конце комнаты стоят два стула с пирамидками. Первый игрок каждой команды должен, добежав до стула, разобрать пирамидку, второй – собрать, и т.д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.
Желаю Вам терпения, настойчивости и оптимизма!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сотрудничества с семьей
Программа работы с семьей...
Система сотрудничества с семьями обучающихся
Доклад в рамках работы методического объединения. Теоретические вопросы по данной проблеме, подкрепленные практикой...
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Материал выступления на августовской конференции, секции начальных классов....
Методическая разработка "Проектные работы в сотрудничестве с семьей" АНО Прогимназия "Гармония" учитель начальных классов Чальцева Марина Анатольевна 2014-2015 учебный год
Данная методическая разработка предоставляет опыт по организации проектной деятельности учащихся и их родителей, т.е.опыт учителя Чальцевой М.А. по организации семейной проектной деятельно...
Статья "СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ."
В статье рассматриваются особенности сотрудничества семьи и школы в условиях сельского социума. Авторы опираются на концепции социально-педагогической работы с семьей А. В. Мудрика и Л.В. Мардахаева. ...
Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...