Статья "СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ."
статья на тему

В статье рассматриваются особенности сотрудничества семьи и школы в условиях сельского социума. Авторы опираются на концепции социально-педагогической работы с семьей А. В. Мудрика и Л.В. Мардахаева. В статье рассматриваются особенности сельской семьи и формы сотрудничества школы с родителями учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuhlebova_statya.docx78.1 КБ

Предварительный просмотр:

Чухлебова Е.А.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МКОУ Скнаровская ООШ

Кантемировского района Воронежской области

Chukhlebova E.A.

deputy director for teaching and educational work

MKOU Sknarovskаy OOSН

Kantemirovsky region of the Voronezh region

Чухлебова Т. В.

учитель начальных классов

МКОУ Скнаровская ООШ

Кантемировского района Воронежской области

Chukhlebova T. V.

elementary school teacher

MKOU Sknarovskаy OOSН

Kantemirovsky region of the Voronezh region

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

 

COOPERATION WITH THE FAMILY AS ONE OF CONDITIONS OF EFFECTIVE SCHEDULED MAINTENANCE AT RURAL SCHOOL

Аннотация. В статье рассматриваются особенности сотрудничества семьи и школы в условиях сельского социума. Авторы опираются на концепции социально-педагогической работы с семьей А. В. Мудрика и Л.В. Мардахаева. В статье рассматриваются особенности сельской семьи и формы сотрудничества школы с родителями учащихся.

Abstract. In article features of cooperation of a family and school in the conditions of rural society are considered. The authors is guided by concepts of social and pedagogical work with family A. V. Mudrik and L.V. Mardakhayev. In article features of a rural families and form of cooperation of school with parents of pupils are considered.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, сотрудничество семьи и школы, формы сотрудничества семьи и школы.    

Keywords: family, family education, cooperation of a family and school, form of cooperation of a family and school.

В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и школой как общественной образовательной структурой. Сотрудничество и установление партнерских отношений выступает в качестве фактора развития и совершенствования отдельных субъектов и системы в целом, достижения наиболее эффективных результатов деятельности.

На первом месте для учителя сельской школы лежит сотрудничество с семьей «группы риска», а таких семей становится все больше и больше. Хотя опыт работы в сельской школе показывает, что именно с неблагополучной семьей сложно сотрудничать, она не идет на контакт с педагогами, не стремится помочь своим детям в решении проблем, не заботится об их успехах и здоровье. Однако при организации профилактической работы с детьми из подобных семей нельзя игнорировать влияние семьи, не учитывать те условия, в которых живет и развивается ребенок. В условиях, когда сельский социум осуждает подобную семью и негативно относится к ее образу жизни, можно надеяться, что работа школьных педагогов может быть эффективной и поможет ребенку состояться в жизни.

Семья в условиях села важнейший институт социализации детей, подростков и молодежи. А.В. Мудрик выделяет следующие параметры семьи, которые определяют качество персональной среды жизни и развития человека:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, уровень их общей культуры, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни[2; с.50].

Современная семья, с точки зрения А.В. Мудрика,  отличается от семьи прошлых времен коренным изменением своих эмоционально-психологических функций по следующим причинам:

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта в современных условиях часто проблематична.

Во-вторых, при сохранении в обществе традиционного деления труда на «мужской» и «женский», первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их эмоциональной привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу особенностей воспитания.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей[2; с.50-51].

Для сельского социума сегодня также характерны семьи, состоящие из двух поколений: родители и дети, хотя другие родственники и старшие члены семьи зачастую живут поблизости и активно участвуют в воспитании младших поколений. Таким образом, разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др. в условиях сельской семьи не исчезло. И хотелось бы отметить, что большое количество родственников, проживающих поблизости, в условиях «ситуации риска» может быть полезно в качестве временного приюта ребенку для выполнения домашнего задания, отдыха, отвлечения от проблем семьи, а также в случае привлечения к коллективному семейному труду.

Что касается разделения труда, то даже в условиях села женщины выполняют и типично мужскую работу, поскольку растет количество семей, где мужчины работают вахтовым методом или большую часть суток заняты в сельскохозяйственном производстве (в сезон сельхозработ).

Таким образом, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (демографическим составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, образом жизни и стилем взаимоотношений членов семьи.

Родители, выступая первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Все другие социальные институты, в том числе, школы, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей за результаты воспитания и обучения ребенка нашла свое отражение и в опыте воспитания сельской школы, где школа является не просто образовательной организацией, а центром культурной жизни на селе.

Л.В. Мардахаев также отмечает важную роль семьи в воспитании и социализации ребенка.

Важным для взаимодействия школьного педагога с семьей нам представляется знание типичных ошибок родителей в воспитании, которые ими часто не осознаются:

  • Недооценка роли личного примера родителей.
  • Стремление родителей сделать детство своего ребенка беззаботным и легким.
  • Отсутствие единства требований и принципов в семейном воспитании.
  • Неумение пользоваться разнообразными методами воспитания, особенно одобрением и осуждением.
  • Регулярное применение физических наказаний.
  • Отсутствие такта по отношению к ребенку.
  • Споры и ссоры родителей, в том числе по вопросам воспитания,  в присутствии детей.
  • Неодобряемое обществом поведение родителей в быту.
  • Идеализация своего ребенка.
  • Поддержка недовольства ребенка школой, учителями.
  • Переоценка родителями своих воспитательных возможностей [1; с.400 - 402].

На этом фоне Л.В. Мардахаев показывает направления повышения воспитательных возможностей семьи. К ним относят:

  • Подготовка молодых людей к семейной жизни - формирование педагогических знаний.
  • Овладение родителями средствами и методами воспитательной работы с ребенком на различных возрастных этапах.
  • Формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком.
  • Поддержание правильного климата в семье.
  • Взаимодействие семьи с детским садом и школой.
  • Достижение единства требований.
  • Умение родителей критически анализировать свои действия и развивать умения разрешать конфликты и искать различные способы выхода из конфликтной ситуации[1; с. 402].

С учетом всех этих особенностей  современной семьи и семейного воспитания, выделенных учеными, следует сотрудничать с семьей и вести профилактическую работу. Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Рассмотрим формы сотрудничества школы с родителями учащихся и особенности их использования в сельской школе.

Приглашение родителей в школу происходит, в первую очередь, в том случае, когда надо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Нужно стараться не приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, это вызывает у родителей негативное отношение к школе.

Индивидуальные консультации, беседы ознакомительного характера проводятся для установления более тесного контакта между родителями и учителем, выяснения необходимых для профессиональной работы сведений о ребенке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности, подчеркивать, что они делают общее дело. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, несмотря на то, что ему кажется, особенно в условиях села, что он и так знает о ситуации в семье и о ребенке достаточно много.

Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей может быть полезна для сообщения родителям о планируемых мероприятиях и значительных событиях в школе, поздравления с праздниками, советов и пожеланий в конкретной ситуации успеха или неуспеха ребенка. Особенно часто эта форма работы может использоваться в случае, если родители не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

Лекции - это форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций. По традиции, сельские жители приходят на лекции в школу или в клуб. Особенно эффективной подобная форма работы может быть при использовании примеров сельской жизни, опыта семейного воспитания в селе или соседних селах. Можно иллюстрировать теоретические положения лекции отрывками из фильмов, книг, телепередач. При отсутствии развлечений на селе, даже лекция может стать событием, долго обсуждаемым и вспоминаемым в сельском социуме.

Родительские конференции имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. В условиях сельской школы родительские конференции требуют длительной и тщательной подготовки, чаще всего проводятся как общешкольные. При их подготовке стоит опираться на родителей, имеющих образование, родителей – педагогов и т.д. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества и сельского социума, активными членами которого станут и дети, проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, и т.д. Родители готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. В конференции принимают участие педагоги школы и работники сельской администрации. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские чтения - интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по волнующим проблемам и участвовать в их обсуждении. Учитель собирает информацию по выбранной проблематике, анализирует ее. Затем подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители их читают, а затем используют полученные сведения в родительских чтениях. Такие формы работы стоит проводить в зимнее время, когда сезон сельскохозяйственных работ закончен и многие родители не работают и имеют возможность читать и посещать мероприятия в школе.

Практикумы и тренинги – активные формы выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному разрешению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Использование данной формы в условиях села осложняется отсутствием ставок и специалистов педагогов-психологов, которые могли бы проводить эту работу более квалифицированно.

Значительное место в системе работы учителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Родительские вечера – интересная форма работы, которая способствует сплочению педагогического и родительского коллективов. Они проводятся в классе или школе без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, вечер воспоминаний о детстве собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и их ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить сотрудничеству, взаимопомощи и взаимодействию.

Однако более любимыми на селе являются вечера, проводимые  совместно с учащимися, с приглашением сельских жителей. Организация совместных досуговых мероприятий способствует сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Родительские собрания - одна из самых распространенных и универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, формирующая родительское общественное мнение. На родительских собраниях обсуждаются: задачи и планирование учебно-воспитательной работы класса, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей и сельского социума в целом. Собрание может носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и форм коллективно-творческой деятельности. Родительский ринг способствует формированию коллектива родителей, сплочению членов семьи, выработке педагогически грамотных позиций в родительском коллективе, обобщению и распространению лучшего опыта воспитания. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Однако в сельской школе эта форма может и должна иметь свои особенности. Могут быть использованы задания по решению педагогических ситуаций, обмен интересными секретами семейной кухни, рассказ о традициях семьи, представление образцов семейного творчества и т.д. Большое значение в мероприятии имеют зрители, которые в полемику не вступают, а лишь поддерживают мнение семей и выступления аплодисментами.

Одной из форм сотрудничества с группой наиболее инициативных родителей является родительский комитет. Он совместно с педагогами школы и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, профилактике отклоняющегося поведения детей школы, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что эффективная профилактическая работа в условиях сельского социума возможно только при следующих условиях:

учет педагогами теоретических социально-педагогических концепций работы с семьей в современных условиях;

тесное сотрудничество школы и семьи;

вовлечение родителей учащихся в различные формы взаимодействия, разнообразие этих форм;

 внимательное профессиональное отношение к семьям «группы риска»;

формирование негативного отношения к семьям с антиобщественным поведением в сельском социуме.

                                     

                                   Список литературы

  1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. полный курс: учебник/ Л.В. Мардахаев – М.: издательство Юрайт, 2011.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения

Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....

Активизация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий эффективного обучения

Приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельно...

АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

В статье обобщен опыт учителя начальных классов, Кудряшовой С.В., по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель ...

Активизация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий эффективного обучения

Организация исследовательской деятельности ребенка на начальном этапе обучения...

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Пути повышения профессиональной компетентности педагога – одно из условий эффективности учительского роста

В презентации рассмотрены;1.. основные составляющие   профессиональной компетентности педагога;2. формы и этапы повышения профессионального мастерства педагогов...