Использование различных видов игр в ГПД
учебно-методический материал (4 класс)

Саушкина Яна Андреевна

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии.

Важно правильно организовывать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течении 1,5-2 мин. Объяснение сюжета подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это может быть эпизоды из жизни людей, явлений природы. Подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизация мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, грациозности движений, фантазии и воображения у ребенка.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих, игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, игра проходит весело и увлекательно.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. В ходе игры он обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_razlichnyh_vidov_igr_v_gpd.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Вид игры

Нозологическая группа

Задачи и содержание работы

Условия, методы обучения игре.

Подвижные

игры

ЗПР

  1. Освоение разных способов ходьбы и бега;
  2. Закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной или двух ногах);
  3. Использование подводящих упражнений для успешного овладениями сложными движениями, включенными в занятие;
  4. Развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
  5. Развитие динамической ориентировки в пространстве;
  6. Вовлечение различных органов и систем постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;

В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:

  1. Педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;
  2. Содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
  3. Применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии.

Важно правильно организовывать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течении 1,5-2 мин. Объяснение сюжета подвижной игры дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это может быть эпизоды из жизни людей, явлений природы. Подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизация мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, грациозности движений, фантазии и воображения у ребенка.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих, игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, игра проходит весело и увлекательно.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. В ходе игры он обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.  

Строительно- конструктивные

игры

ЗПР

  • обогащение сенсорного опыта и отражение его в слове,
  • формирование способов восприятия – воспроизведение пространственных свойств объектов (формы, величины, расположения)
  • развитие наглядно – действенного мышления,

выполнение более сложных задании, требующих опоры на перечисленные свойства.

В начале обучения конструктивные игры проводятся с небольшими группами (2-3 человека). По мере овладения детьми конструктивными умениями и взаимодействием со взрослым и сверстниками численность групп может увеличиваться до 5 человек.

Для проведения конструктивных игр необходимо специально оборудованное место, в котором находятся столы для конструирования, а на полу лежит ковровое покрытие, на котором дети могут играть.

В ходе занятий у детей формируют интерес к конструированию, создания у них на глазах несложные конструкции (мебель для куклы, мишки; гараж и ворота для машины; загородки для животных, домики для кукол) с целью незамедлительного их игрового использования педагогом и детьми; учат создавать простейшие постройки по подражанию и элементарному образцу, пользоваться указательным и соотносящим жестами. Особое внимание уделяется обучению детей обыграть конструкции, используя приемы «дополнения» (например, вокруг построенного «дома» располагают деревья, песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины), а также учат использовать различные конструктивные материалы для создания одного объекта. У детей воспитывают умение адекватно реагировать на разрушение конструкций, стремление восстанавливать их для продолжения игры.

Важной программой задачей является обучение детей действиям с элементами строительных наборов как с заместителями.

Для решения конструктивных задач проводятся игры: «Построим башню»: кубик на кубик», «Забор из кирпичиков кубиков», «Скамеечка для зайчика», «Игры с кубиками», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Коричневая лестница» (материал Монтессори); «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и разного цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т.п.); «Собери колечки (на подставке)», «Домик – вкладыш», «Слоник – вкладыш», «Бабочки – вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм», «Матрешки»  и др.

Сюжетно-

ролевые игры

ЗПР

  1. Развивать коммуникативные качества, способствовать сплочению детского коллектива (положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми).
  2. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды и соблюдении правил игры.
  3. Развивать умение распределять роли между сверстниками самостоятельно.
  4. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя различные атрибуты, конструкторы, строительный материал.
  5. Способствовать развитию речевой активности во время совместной игры.

Обучение сюжетно-ролевой игре, хотя и занимает важное место в коррекционно-воспитательной работе, однако не является ее самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным, если ребенок не научится самостоятельно играть, и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным является то, что наши дети выходят из своего замкнутого мира. У них появляется интерес к окружающему миру и деятельности, возникает положительное эмоциональное отношение и желание налаживать контакты со взрослыми и сверстниками. Посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию. Оказывает на них стимулирующее воздействие.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети с проблемами в развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности. Таким образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе, а в целом проходит их первичная социализация.

Игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

Дидактические игры

ЗПР

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры. С помощью правил  формируется  у детей способность ориентироваться в измененных.

В результате этого развивается способность управлять своими действиями. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.

Примеры ирг.

Подвижная игра
«Мышеловка»

Цель: учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Игроки делятся на две неравные группы, меньшая образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети изображающие мышеловку, берутся за руки идут по кругу и говорят:

«Ах, как мыши надоели,

развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех зараз!»

По окончании слов, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «хлоп!» дети стоявшие в кругу опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг.

Строительно-конструктивной игра


«Собери и построй»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход:

Вариант 1.

Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

Вариант 2.

Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

 Сюжетно-ролевая игра

«Моряки»

Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки;

Отображать в игре знания детей об окружающей жизни;

Расширение представлений о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец;

Формировать навыки позитивного общения детей;

Воспитывать доброжелательные отношения в группе.

Постройка корабля, распределение ролей: капитан, моряки, кок. Подготовка к плаванию, выбор маршрута, подъем флага на корабле, возращение в порт.

Строительный материал: Матросские воротники, штурвал, спасательный круг, флаг макет корабля

Дидактические игры

1. Найди предметы такого же цвета.

Цель: соотнесение изображений по цвету.

Оборудование: картинки с изображением предметов разных цветов.

Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (красного).

2. Матрешки.

Цель: синхронное составление двух, трех сериационных рядов.

Оборудование: три матрешки – вкладыша, состоящие из пяти штук.

Содержание: ребенку предлагается собрать разобранные матрешки, затем расставить их по высоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Методика использования различных видов комментария в начальных классах.

Литературно - творческий проект "Сказка за сказкой"...

Конспект урока "Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.", 3 кл, УМК "Школа России"

1.                 Тема урока : Художественное конструирование с использованием различных видов соединений.2....