Классный час на тему "Я - гражданин России" (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)

Морозова Анастасия Александровна

Классный час

Класс: 4.

Тема: Я – гражданин России.

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с основными символами современной России, основным законом страны, правами и обязанностями гражданина, и формирования умений осознавать свою личную принадлежность конкретному государству, чувствовать себя гражданами России.
Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными символами современной России, основным законом страны, правами и обязанностями гражданина; формировать умение осознавать свою личную принадлежность конкретному государству, чувствовать себя гражданами России.

2. Развивать кругозор, коммуникативные навыки, умение работать в группах.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине.

Формы работы: фронтальная, групповая, коллективная, парная.

Методы работы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация наглядного материала, показ презентации), практические, игровые.

Оборудование: Компьютер, презентация, колонки, проектор, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Анастасия Александровна

Классный час

Класс: 4.

Тема: Я – гражданин России.

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с основными символами современной России, основным законом страны, правами и обязанностями гражданина, и формирования умений осознавать свою личную принадлежность конкретному государству, чувствовать себя гражданами России.
Задачи: 

1. Познакомить учащихся с основными символами современной России, основным законом страны, правами и обязанностями гражданина; формировать умение осознавать свою личную принадлежность конкретному государству, чувствовать себя гражданами России.

2. Развивать кругозор, коммуникативные навыки, умение работать в группах.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине.

Формы работы: фронтальная, групповая, коллективная, парная.

Методы работы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация наглядного материала, показ презентации), практические, игровые.

Оборудование: Компьютер, презентация, колонки, проектор, раздаточный материал.

Ход классного часа

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовительный этап.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у Вас классный час.

- Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.

- Кто пришел на занятие с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Молодцы, ребята!

- Поднимите руку те, кому нравиться общаться с одноклассниками.

- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

- Молодцы, ребята! Думаю, теперь можно начать работу.

- Сегодня мы с Вами поговорим на тему, очень важную для каждого из нас.

- Мне хочется начать наше занятие со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход».

Р. Сеф «Необычный пешеход»

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

- Скажите, ребята, а ком это стихотворение? (О человеке, гражданине своей страны)

- Верно! Какие ключевые слова можно выделить в этом стихотворении? (Гражданин своей страны!)

- Правильно! Как Вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (О том, что мы граждане своей страны)

- Сформулируйте тему занятия, расставив слова в правильном порядке: России гражданин я. (Я – гражданин России)

- Верно! Тема сегодняшнего занятия: «Я – гражданин России».

- Какую цель мы можем поставить на занятие? (Узнать, что значит, быть гражданином; познакомиться с основным законом нашей страны)  

- Верно! Сегодня мы выясним, что значит быть гражданином; познакомимся с основным законом, по которому живёт наше государство.

- А теперь давайте спланируем нашу деятельность на занятии.

- Посмотрите на доску. Кто-то перепутал пункты нашего плана. Давайте расставим их в правильном порядке.

План:

1. Что такое «основной закон страны»?

2. Что значит, быть гражданином?

3. Какими символами обладает наша страна?

- Кто может расставить пункты на интерактивной доске?  

- Прочитайте. Какой получился план?

План:

1. Что значит, быть гражданином?

2. Что такое «основной закон страны»?

3. Какими символами обладает наша страна?

- Молодцы, ребята!

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Беседуют с учителем.

Формулируют тему занятия.

Ставят цель занятия.

Планируют свою деятельность совместно с учителем.

Расставляют пункты плана.

Читают план.

2. Основной этап.

1. Первый пункт плана.

- Поработаем с Вами по первому пункту плана. Как он звучит? (Что значит, быть гражданином?)

- Именно это мы сейчас и узнаем.

Рассказ учителя (сопровождается показом презентации):

- Ребенок родился… И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении».

- Посмотрите на слайд. Так выглядит свидетельство о рождении, которое есть у каждого из вас.

- Что написано в этом документе? (ФИО ребенка, дата его рождения, ФИО родителей, их гражданство, дата и место выдачи свидетельства о рождении)

(Учитель показывает и комментирует содержание свидетельства о рождении)

- Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.

- Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

- Посмотрите на слайд, так выглядит паспорт.

- На обложке паспорта изображен герб России, а на второй странице написано «Паспорт гражданина Российской Федерации».

- Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:

- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом "гражданин"? (Гражданином можно назвать человека, который живет в какой-либо стране и соблюдает её законы)

- Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? (Гражданином может себя называть не всякий человек. Человек, который не соблюдает законы государства, в котором он живет, не может называться гражданином)

- Какими качествами должен обладать истинный гражданин? (Патриотизм, верность своей стране, законопослушность и т.п.)

- Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином… (Варианты ответов учащихся)  

2. Второй пункт плана.

- Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? (Мы являемся гражданами Российской Федерации (России)

- Верно! Скажите, а знаете ли Вы, что такое «основной закон страны» и что в нём содержится? (Возникает затруднение)

- У многих из Вас возникает затруднение, которое мы с Вами сейчас и решим.

- Основным законом нашей страны является Конституция России.

- Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт наше государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.

- А как вы понимаете слова "права", "обязанности"? (Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет)

- Верно! Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России.

- Кто прочитает права, которые Вы видите на слайде?

1. Право на жизнь.

2. Право на свободу.

3. Право на личную неприкосновенность.

4. Право на труд.

5. Право на отдых.

6. Право на свободу слова.

7. Право на свободу совести.

8. Право на образование.

9. Право на медицинское обслуживание.

- Это права, которые имеет каждый гражданин нашей страны, то есть, каждый из Вас.

- Кроме прав, в Конституции прописаны и обязанности граждан нашей страны.

- Кто прочитает основные обязанности гражданина Российской Федерации?

1. Соблюдать Конституцию и законы России

2. Уважать права и свободы других людей

3. Защищать Отечество

4. Платить налоги

5. Охранять природу и окружающую среду

6. Заботиться о детях, их воспитании

7. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

- Это обязанности, которые должны соблюдать все граждане нашей страны, и Вы в том числе.

- Гражданин России - это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

- Чтобы более подробно познакомиться с понятием «закон страны», «гражданин», я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик.

(Просмотр видеоролика «Кто такой гражданин? Какие законы он должен соблюдать?»)

- Что нового Вы узнали из видеоролика? (Ответы учащихся)

Игра «Конституция в сказках»

- Для того, чтобы закрепить знания, которые Вы получили из моего рассказ и видеоролика, давайте сыграем в игру.

- Она называется «Конституция в сказках».

- На слайде Вы видите иллюстрации героев разных сказок.

- Я буду задавать вопросы, а Вы должны подумать, какой сказочный герой воспользовался своими конституционными правами?

1. Кто в сказке «Золушка» нарушил право главной героини на отдых и развлечения? (Права Золушки нарушила её мачеха и сводные сёстры)

2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение на необычном двигательном аппарате? (В сказке «Лягушка путешественница» главная героиня путешествовала на прутике, вместе с птицами)  

3. Право на свободу какого героя сказки про Алладина, было нарушено? (В сказке про Алладина было нарушено право на свободу Джина)

4. В сказке «Заюшкина избушка» лиса нарушина права зайца. Какое право она нарушила? (Лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища)  

5. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение? (Буратино)

- Молодцы, ребята! Я вижу, что Вы неплохо разбираетесь в правах граждан России.

- Скажите, а каждый ли гражданин имеет права и обязанности, прописанные в Конституции или нет? (Каждый)

- Правильно! Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые!

Работа в группах

- А теперь я предлагаю Вам поработать в группах. Вам нужно будет вспомнить известные сказки и определить, какие права нарушали герои, имена которых написаны на карточках, которые я Вам раздала.

1 группа: Карабас Барабас.

(Ответ: Карабас Барабас нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве)

2 группа: Снежная Королева.

(Ответ: Снежная Королева нарушила право на свободу детей, держала их в неволе)

3 группа: Кощей Бессмертный

(Ответ: нарушил права на свободу, личную неприкосновенность героев) 

4 группа: Баба Яга.

(Ответ: покушение на жизнь человека и причинение вреда ему)

- Кто закончил, поднимите руки.

- Давайте послушаем, что у Вас получилось.

(Слушание результатов работы групп)

- Молодцы, ребята!  

Физминутка

- Давайте немного отдохнём и проведем физминутку.

- Смотрите на экран и повторяйте за детьми.  

(Видеофизминутка «Я, ты,он,она – вместе целая страна»)

3. Третий пункт плана.

- А теперь перейдём к третьему пункту плана. Кто помнит, как он звучит? (Какими символами обладает наша страна?)

- Верно! Кто уже знаком с символами нашей страны? Какие символы Вы знаете? (Слушание ответов детей)

- Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю, а олицетворяют родную землю её символы.

- Бескрайние просторы полей и степей, белоствольные берёзки, хвойные и лиственные леса, озёра с причудливыми берегами – всё это символы России.

- Московский Кремль, Красная площадь – это тоже символы России.

- Но есть и главные, государственные символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией РФ.

- Посмотрите на слайд. Что Вы видите? (Герб)

- Верно! Мы видим, что у орла две головы, что говорит о единстве страны. Он смотрит на Запад и Восток. Крылья у орла подняты. Это значит, что орёл показывает свою силу, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.  Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация.

- А что Вы видите на этом слайде? (Флаг России)

- Какие цвета имеет флаг? (Белый, синий, красный)

- Как Вы думаете, что означают эти цвета? (Варианты ответов детей)

- Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм. Белый – мир, чистоту, совершенство. Синий – верность.

- Эти три цвета издавна использовались в народных костюмах, для украшения домов.

- Флаг поднимают во время торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов во время спортивных соревнований.

(Включается аудиозапись гимна России)

- Ребята, скажите, что Вы слышите? (Гимн России)

- Верно! Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

- Каждое государство имеет свой гимн. Слова для гимна России написал поэт С.В. Михалков, а музыку написал композитор А. В. Александров.  

- Мы с Вами познакомились с основными государственными символами нашей страны. Кто может их перечислить?

- Молодцы, ребята!

- Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности.

Игра «Восстанови пословицу»

- А теперь я предлагаю Вам сыграть в ещё одну игру. Она называется «Восстанови пословицу»

- Отношение человека к Родине выражено в пословицах. На доске вы видите обрывки пословиц. Наша с вами задача восстановить пословицы, найти продолжение к каждой из них.  

1. Человек без Родины … (что соловей без песни)

2. Для Родины своей… (жизни не жалей)

3. Жить -… (Родине служить)

4. Кто за Родину горой … (тот истинный герой)

5. Если дружба велика … (будет Родина крепка)

6. Если народ един … (он непобедим).

- Молодцы, ребята!

Кроссворд (работа в парах)

- А теперь давайте проверим, как хорошо Вы усвоили материал занятия.

- Поработайте в парах, разгадайте кроссворд, который лежит на ваших партах.

Кроссворд

1.Государственный символ в виде двуглавого орла.

2. Основной закон нашей страны.

3. Всенародно избранный глава государства.

4. Государство, в котором мы живём.

5.Государственный символ, сопровождаемый музыкой.

6 Российский триколор.

Г

е

р

б

К

о

н

с

т

и

т

у

ц

и

я

П

р

е

з

и

д

е

н

т

Р

о

с

с

и

я

Г

и

м

н

Ф

л

а

г

- Кто закончил, покажите правильной посадкой.

- Давайте проверим ваши кроссворды.

- Если вы правильно разгадали кроссворд, по вертикали должно получиться слово «родина».

- Поднимите руки те, у кого всё правильно. А теперь те, у кого есть ошибки.

- Молодцы, ребята!

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации на слайдах.

Беседуют с учителем.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Читают права.

Читают обязанности.

Смотрят видеоролик.

Делятся впечатлениями.

Играют в игру.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Представляют результаты своей работы.

Слушают одноклассников.

Смотрят видео. Выполняют физические упражнения.

 

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации на слайде.

Слушают гимн.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Играют в игру.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Разгадывают кроссворд.

Проверяют свои кроссворды.

Оценивают свою деятельность.

3. Заключительный этап.

- Наше занятие подходит к концу.

- Скажите, ребята, что нового Вы узнали на сегодняшнем занятии (Мы узнали, кто такой «гражданин», какие права и обязанности имеет гражданин, что такое основной закон страны, какие символы имеет наше государство)

- В какой книге законов записаны все права и обязанности граждан? (В конституции РФ)

- Верно! А какие права и обязанности запомнились Вам больше всего?

- Молодцы, ребята!  

- Скажите, а какова сейчас ваша главная обязанность как учеников? (Хорошо учиться)

- А право? (Бесплатно учиться)

- Правильно! Молодцы!

- Закончить наш сегодняшний классный час мне хотелось бы стихотворением А. Прокофьева.

- Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно 6ирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду всё в её раздольях – наше,

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

- Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны!

- Спасибо за занятие!

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями.

Слушают стихотворение.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Классный час по теме: "Символика России"

разработка мероприятия проведения классного часа по ознакомлению с символикой России...

Презентация для классного часа по теме "Герои России"

Данная презентация подготовлена мною для классного часа, посвящённого Дню памяти героев России 9 декабря...

Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.

Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012                    ...