Программа по внеурочной деятельности 3 класса А «Занимательная математика» на 2021-2022 учебный год
элективный курс (2 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 2 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь элективный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

       Актуальность рабочей программы определена тем, что она  предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

           Содержание элективного курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Цели, задачи и принципы программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи: 

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
  • повышение уровня математического развития;
  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • пробуждение потребности у  школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  •  повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.

Основополагающие принципы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий элективного курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по элективному курсу «Занимательная математика» во 2 классе.

Пути, средства, методы достижения целей

Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.  «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации элективного курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Сроки реализации программы

        Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 часа  проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.

        Содержание элективного курса «Занимательная математика»  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных математических знаний.

       Программа элективного курса «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса  составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Рабочая программа  содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

       Тематика задач и заданий элективного курса отражает реальные познавательные интересы детей, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. 

Возрастная характеристика учащихся

Программа разработана для обучающихся 8-11 лет.

Адресат: рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  2А класс  ОКОУ «Курская школа».

Формы организации детского коллектива

  • игровая
  • познавательная
  • просмотр мультфильмов
  • праздники
  • конкурсы
  • викторины

Календарно-тематическое планирование

Содержание материала

Дата

1 четверть

 Геометрическая мозаика

«Удивительная снежинка»

03.09

Игра «Крестики-нолики»

10.09

Арифметические действия. Величины.

17.09

Прятки с фигурами.

24.09

Мир занимательных задач.

01.10

Геометрическая мозаика. Спичечный конструктор.

08.10

Геометрический калейдоскоп.

15.10

Числовые головоломки.

22.10

2 четверть

1

Путешествие точки.

12.11

2

Тайны круга.

19.11

3

Математическое путешествие.

26.11

4

Новогодний серпантин.

03.12

5

Математические игры.

10.12

6

Часы будят нас по утрам.

17.12

7

Геометрический калейдоскоп.

24.12

3 четверть

Головоломки. Расшифровка закодированных слов.

14.01

Секреты задач.

21.01

Интеллектуальная разминка.

28.01

Математическое путешествие.

04.02

Таблица сложения однозначных, двузначных  чисел в пределах 20.

11.02

Увеличение (уменьшение)  чисел в пределах 20.

18.02

Игры с кубиками на сложение (вычитание).

25.02

В царстве смекалки.

04.03

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат.

11.03

Мир занимательных задач.

18.03

4 четверть

1

Задачи, имеющие несколько решений.

08.04

2

Математические фокусы.

15.04

3

Математическая эстафета.

22.04

4

Веселый счет.

29.04

5

Математическое домино.

06.05

6

Математические пирамиды.

13.05

7

Какой ряд дружнее?

20.05

88

Математика и конструирование.

27.05

Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.

 Обучающиеся, воспитанники должны научиться:

- видеть сходство и различия;

- замечать изменения;

-  выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.

Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы  элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.

Материально-техническое обеспечение

Тематические папки:

1. Индивидуальные карточки.

2. Счетный материал.

3. Геометрический материал.

4. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

5. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (20);

Таблицы:

1.Математика 2 класс.

2. Таблицы для начальной школы «Арифметические действия»

3. Набор карточек «Сравнения»

4. Набор карточек «Цвета»

Инструменты и модели:

1. Счеты напольные.

2.Набор  «Геометрические тела».

3.«Математический веер» с цифрами и знаками.

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в клубе «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников «Занимательная математика»

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соо...

Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"

Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"...