Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.
статья (1 класс)

Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, пропуская грязь и невежество. Воспитание духовности невозможно без изучения истории нашей страны, основ христианской культуры. Рассматривая основы православной культуры, учитель сможет создать условия для обогащения духовного мира ребёнка через познание культуры народа в дохристианский период и после него. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitanie_duhovnosti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.

       Россия, Родина, родной край.  До боли знакомы каждому человеку слова. Они на устах у нас с раннего детства. Но почему эти дорогие и необходимые слова уходят на второй план? В наше время засилья иностранных слов, песен, кинофильмов совсем не так много русского, национального. Мы стали забывать наши традиции, пустились в погоню за всем новым. Находясь в таком движении, хочется крикнуть: «А не пора ли остановить этот бег, и вернуться к своим корням?».  А ведь это те самые корни, что питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви русского народа.

     Знаменитый физик Макс Берн, говоря о пропасти, в которую катится цивилизация, подчёркивал: «В настоящее время только один страх вынуждает людей сохранять мир. Однако  такое положение должно быть заменено чем-то лучшим». Что кроется за этими словами? Каждый человек вправе выбирать сам ответ на этот вопрос. Я нашла его, когда всерьез задумалась над раскрытием смысла понятия «духовность».

      Русская духовность – понятие широкое и многогранное: это и история, и культура, и традиции, и русская душа. Как много может она дать для воспитания граждан России завтрашнего дня! Духовно-нравственное развитие является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. (Из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

     Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

     Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

      Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.  Посмотрите на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, голубое небо, густая зеленая трава, яркие бабочки. Удивительное восприятие мира у наших детей! Не так-то просто найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

      Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, пропуская грязь и невежество. Воспитание духовности невозможно без изучения истории нашей страны, основ христианской культуры. Рассматривая основы православной культуры, учитель сможет создать условия для обогащения духовного мира ребёнка через познание культуры народа в дохристианский период и после него.

      История духовного развития русского народа, становление его нравственности всегда были связаны с христианской верой. Русь Святая – об этом напоминает каждому из нас звон колоколов в храмах. На мой взгляд, невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв изначально основ православия. Во всяком случае, тот, кто считает себя  человеком русской культуры и гражданином своей страны, должен знать основы православия, уметь вести себя в храме, понимать суть традиций и праздников, сердцем воспринимать русскую православную культуру. Конечно, атрибуты веры не есть сама вера, и знание их не всегда делает человека верующим.     Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится мною в следующем: в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа) и возвышении нравственных норм до "обожения" человека; в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа, благочестия, мирности, совестливости, милосердия; в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения; в истолковании на доступном для младших школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения.

     Возникающие на этом пути методические вопросы касаются того, как повести младших школьников от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Преподаватель светской школы не имеет права проповедовать, но может знакомить с библейским стихом, с памятниками христианской культуры, с жизнью святых, с праздниками и обрядами. Поэтому такие уроки можно назвать беседой  на христианские темы.

     В самом начале обучения учащиеся должны погрузиться в стихию родного языка, впитать в себя сам дух и музыку русской речи. Для дополнительного чтения я отобрала художественные произведения, которые объединены ключевыми идеями: Слово, Гармония, Храм, Вера, Терпимость, Любовь. Это стихотворения А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Гребнева, А.Пушкина, рассказы К.Паустовского, Л.Толстого, В.Сухомлинского, библейские притчи, христианские легенды. Они помогут раскрыть духовный мир ребенка, приобщить его к миру литературы.

    Стараюсь создавать условия для развития личности ребенка на уроке, использую много нестандартных заданий и проблемных вопросов. Вот некоторые из них.

Прочитайте  слова: благодать, благодарю,  благослови, блаженный. Найдите в них общую часть. Объясни  их смысл. Найди отличия.

Как ты понимаешь слово святой? Знаешь ли ты что-нибудь  о святом, имя которого носишь?

Нарисуй храм Слова. Как ты его представляешь?

Что означают слова «грех» и «беззаконие»? Легко ли не грешить? (Вот некоторые ответы учащихся. «Грех- это наказание или дьявольская уловка». «Для того, чтобы не грешить, нужно быть очень добрым и милосердным». «Чтобы не грешить, надо быть сильным духом»)

Прочитай стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Расскажи, как ты относишься к этим людям.

Подпиши своему другу рождественскую открытку.

Прочитай стихотворение А.Ахматовой «Молюсь оконному лучу…». Определи, где тон меняется  с грустного  на более веселый. Какие слова диктуют нам выбор того или иного слова?

Дурные поступки совершаются безумно, легко и быстро, а вот исправить это  можно  только большим трудом. Попробуй придумать конец сказки: что бы ты сделал на месте Фильки, чтобы исправить последствия его  злого дела, снять вину с души? (После чтения рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»).                              

      На уроке по теме: «Всемирный потоп» я задала детям вопрос: «Почему Бог спас только Ноя?». Ребята с удовольствием включились в обсуждение, доказывали, аргументировали.  Один мальчик сказал: «Чтобы человек оставался человеком, надо всего лишь научиться  вести себя по-человечески».

      Большое место в своей работе я отвожу познанию истории своего рода, семейных  традиций. Это такие уроки, как «Самое дорогое в моём доме», «Как наша семья  отмечает Рождество», «Традиции моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем».  Проведение таких уроков в традиционной форме не принесет должного результата. А вот уроки-поиски, уроки-путешествия, беседы, экскурсии и народные праздники помогут детям разобраться в этом непростом материале. Так урок, посвященный жизни Сергия Радонежского, содержит и биографические сведения, и инсценировки, и декламацию стихотворений. Учащиеся смогли узнать не только о  святости Сергия, но и о его великодушии и человечности. А это очень важно.  

      Чтобы помочь ребенку почувствовать роль личности в семье, я изучаю особенности характера ребенка, его интересы, отношения в семье. В контакте с родителями веду целенаправленную деятельность по воспитанию чувства самоуважения через его добрые дела и поступки. Родителям же, в свою очередь, полезно обращать внимание ребенка на то, что он играет значимую роль в семье, им важно знать его мнение, дорога его помощь.

     Мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам, психологическому здоровью, толерантности. Задача учителя- воспитателя – помочь ему в этом.

     Ребенку интересно знать, кто он, почему его так назвали, что означает его фамилия. Детей интересуют: какими были родители в детстве? Кем они работают? Какую пользу приносит их работа обществу? Кто мои бабушка и дедушка? Какие важные события в их жизни происходили? Какие предметы в доме могут рассказать о  семье? Почему надо уважать старших? Кто такие друзья? Правда, что друзья познаются в беде? Ты - хороший друг? Что надо в себе изменить, чтобы друзья были рядом? Может ли одноклассник быть другом?

     Говоря о приобщении к культуре, невозможно не отметить роли устного   народного творчества. Русский фольклор выражает не только вкусы и интересы народа, но и  показывает нравственный облик наших предков. На материале сказок учитель может рассматривать такие понятия, как ложь и правда, добро и зло, героизм и предательство, дружба и вражда. Ученики  в начальной школе должны понимать, чувствовать, осознавать, что сказка – это лекарство от многих-многих недугов, физических и духовных. У В.Сухомлинского есть прекрасные слова: «Какая  осторожность и нежность нужна для того, чтобы, пройдя по утреннему лесу, не стряхнуть капельки росы с веточек и листочков, не спугнуть щебечущих маленьких пташек». Вот такая же осторожность нужна при встрече со сказкой,  Ведь через нее ученики приходят к творчеству, а учитель приближается к сердцу ребенка. Еще думается, что сказка  поможет ребенку легче пройти извилистый путь самопознания, проникновения в общечеловеческие отношения, осмысление таких понятий, как истина, доброта и красота.            

     Нравственная чистота и притягательность народных  идеалов,  воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная  мудрость  пословиц  и  поговорок, увлекательность  загадок,  веселый  юмор  большинстве  произведений  устного творчества русского  народа  -  всё  это  открывает  путь  к  сердцу  и  уму маленького читателя. «Собирайте наш фольклор, учитесь на  нём,  обрабатывайте  его,  -  говорил А.М.Горький.- Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и  радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».

     Так же на уроках литературного чтения учащиеся  могут познакомиться с легендами нашего края, узнать обычаи и традиции туляков.        

    Соприкоснувшись с культурой своей страны, дети не смогут остаться равнодушными. Эти занятия вызывают живой интерес, разнообразные переживания; учат воспринимать произведения искусства; воспитают уважение к традициям русского народа, его культурным ценностям; приобщают детей к литературе.

     Воспитание духовности неразрывно связано с воспитанием патриотизма. Именно в начальной школе закладывается положительное, позитивное начало личности, гражданина нашей родины – России. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.

     Воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину и свой  народ, уважения к его великим свершением и достойным страницам прошлого,  подготовка к выполнению гражданских обязанностей, знание основных законов государства – ключевые моменты моей программы по воспитательной работе  «Семь важнейших «Я».

     Понятия « патриотизм» и « гражданин» не должны быть усвоены в скучных назидательных беседах. Для учащихся начальных классов более эффективными являются занятия, проведенные в нетрадиционной форме: викторины, игротеки, инсценировки, интерактивные занятия, праздники.

     Принципы патриотической работы нужно раскрывать при помощи произведений разных видов искусств. Мероприятия, рассказывающие о русской природе и традициях, о героях России,  помогают детям овладеть первичными знаниями законов государства, его символов и своих прав. Это и беседы: «Ты – туляк!», «Малая и большая родина», «Мы живем в России. Наша столица», «Что ты знаешь о войне?», « Великая Отечественная война в названиях улиц нашего города». Интерактивные занятия: «Русские народные игры», «Богатырская наша сила», «Русские фольклорные праздники», «Тульские умельцы». Акция:              «Цветы победителям!». Проекты: «Традиции моей семьи», «Чистый город», «Я и моя история».

     Для начальной школы более эффективными в последнее  время стали интерактивные занятия в культурно- просветительских учреждениях. Большую помощь в краеведческой работе мне оказала программа Пристягиной Е. В.

« Мой город».

    Автор учебника «Живое слово» З.И.Романовская, анализируя сочинения моих учеников, отметила, что во всех работах на тему «Какой бы я хотел видеть свою Родину – Россию»  прослеживается проявление заботы о своей стране, уважение к прошлому и пожелание процветания. Вот сочинение Анастасии: « Россия – это моя Родина. Россия – это страна, в которой я живу. Я люблю свою Родину и хотела бы видеть её красивой. Хочу, чтобы россияне чтили свои традиции и помнили прошлое. Какое удивительное чувство переполняет тебя, когда утром слышишь торжественный перезвон колоколов и видишь в небе золотые купола храма. Было бы здорово, если бы все относились друг к другу по-доброму, с уважением. Хочу, чтобы все в моей стране были счастливы!»

      Школа – слово латинского, а точнее, санскритского корня. Это “scale”, лестница, которая имеет свои ступени. Определяли даже 30 ступеней scale. А

     30-я ступень – это высшая ступень, поднимаясь на которую человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Эта лестница не строится, она создана для восхождения души человека. Школа находится в самом человеке. Как говорил Христос: “Храм есть в себе. Там и молитесь”. Учитель помогает ученикам подняться на одну ступеньку выше.

    За порогом школы детей окружают бесконечные  проблемы. На них сплошь и рядом обрушиваются лавины негатива. Им необходим островок, где их будут любить, понимать, слушать и. конечно, принимать такими, как есть. Пусть таким островком Добра и Радости  станет школа! А нам, учителям, необходимо продолжать работу по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.

Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, пропуская гряз...

«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»

В  докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это  первая школа ...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...

Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста

Исследованиt эмоционального компонента нравственного развитияМетодика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»          ...

«Воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством русских народных сказок»

задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших школьников-  создать необходимые услови...