«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»
статья (2 класс) на тему

В  докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это  первая школа воспитания растущего человека, здесь ребёнок учится  любить, радоваться, сочувствовать, трудиться, формируются нормы нравственного поведения, определяется уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Герасимова Ирина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Белоярская СШ»        

«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Таким образом, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».  

Мы часто слышим слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек.  Что же понимают под нравственностью?

 В  толковом словаре под редакцией  С.И. Ожегова сказано: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определённые этими качествами». Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным, честность  и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства.

Актуальность темы нравственности на сегодняшний день в нашем обществе стоит очень остро. Растущее поколение растеряло ценности нравственного воспитания, с трудом  понимая и разбирая жизненные ситуации.

         Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок и ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Младший школьник уже может  руководствоваться моральными нормами в своих действиях и отношениях. Хотя непосредственная эмоциональная реакция на ту или иную ситуацию ещё нередко руководит его поступками.

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». [8]    

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

- семья - 50%

- СМИ, телевидение  - 30%

- школа - 10%

- улица -10%.

Поэтому  так важна   роль родителей в нравственном воспитании детей.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье», - эти слова знакомы каждому. Но, несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может  создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было, талантливыми воспитателями,  не может, изолированно от семьи, дать качественное развитие личности. Не зря наши предки называли семью «малой церковью». Здесь зарождается зерно духовности, нравственности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь ребёнок учится  любить, радоваться, сочувствовать, трудиться. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, формируется характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого – педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Взаимодействие педагогов школы с родителями,  не только предполагает  обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а  также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических. Решение семейных проблем требует от родителей зрелости и компетентности, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере жизни) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.Роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Это все невозможно без систематического просвещения родителей. Деятельность учителя в школе не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.  

Я, как классный руководитель, ежегодно планирую работу с родителями и детьми под девизом: «Мы вместе и душа на месте!» Главная задача данной работы – направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей, воспитание нравственности, гармонию взаимоотношений семья - школа. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому, в моей работе значительное место отводится психолого - педагогическому просвещению родителей. Одной из главных ступенек в сотрудничестве с родителями является классное родительское собрание, одно из них в течение года всегда посвящаю нравственному воспитанию детей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры - тренинги. Приглашаю на уроки, провожу анкетирование и опросы родителей. Постоянная связь осуществляется через электронный журнал. Просвещение родителей идет через «круглые столы»,  индивидуальное и групповое  консультирование, лекции, деловые игры, проведение совместных с детьми воспитательных мероприятий, праздники, поездки в театр. Используемые  формы и методы взаимодействия с семьей уже принесли положительные результаты. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в школе, чем занимаются. Повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, учителем и детьми, происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий с детьми, улучшение их посещаемости. Например, родители самостоятельно организовали праздник для девочек на 8 Марта, поездку в зоопарк.

         В своей работе использую следующую тематику родительских собраний по нравственному воспитанию:                                                                                                                                      1 класс:

«Трудности адаптации первоклассника к школе».

«Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка».

«Пусть будет добрым ум у Вас и сердце умным будет».

«Причины и последствия детской агрессии»

2 класс:

«Воспитание культуры поведения у младших школьников»

« Как вырастить ребенка нравственным? »

«О детской дружбе. Ваш ребенок и его друзья».

«Воспитание милосердия».

3 класс:

« Почему дети лгут? Проблемы нравственности».

«Как научить своего ребенка жить в мире людей? Уроки этики поведения для детей и родителей».

«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».

4 класс:

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня».

«Что делать если… Ситуации для обсуждения с родителями».

«О родных и близких людях с любовью».

От родителей зависит, каким вырастет ребенок. Воспитать нравственного человека помогут некоторые законы семейной жизни, с которыми знакомлю родителей:      

1.Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.                                                                2. Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3. Ребёнок нуждается в ласке, похвале, общении.

4. Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

5. В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и  

     моральных средств для детей.

6. Поведение родителей – пример подражания для детей.

Основной принцип соблюдения справедливого отношения к детям – не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой. Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.  

 Таким образом, семья и школа должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой».  [7]    

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология /Г.С. Абрамова. - Москва, 2004.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд./ Ш.А.  Амонашвили . - Москва, 1988.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика /Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.

4. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками /О.С. Богданова. – Москва, 2007.

5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания / Н.И. Дереклеева.- Москва, 2005.

6. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания  /И. А. Каиров. – Москва, 2006.

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Пед. сочинения. – в 8-ми т. – Т.5. – М.: Педагогика, 1999.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика /Избр. пед. соч.: В 3 т. Москва, 1981.

9. Яценко И.Ф. Сборники:  Родительские собрания: 1, 3, 4 класс /Авт.-сост. И.Ф. Яценко. – Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.

Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, пропуская гряз...

Воспитание духовности, или становление нравственности у детей младшего школьного возраста.

Возраст младшего школьника – возраст становления личности, нравственных основ и этических норм. Дети в начальных классах открыты для познания добра, они, словно губка, впитывают лучшее, про...