РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Ольхова Алла Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ  В  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Всё начинается с детства, именно в детстве появляются задатки особенностей характера. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от  друга. Каждый ребёнок – это особый мир, у каждого ребёнка есть свой стиль познания мира и подход к окружающему миру.

Известно, что все психические процессы интенсивно развиваются в младшем школьном возрасте. Психологи считают воображение центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста. Малое количество специальной работы в начальной школе, направленной на формирование воображения, проявляется бедностью воображения, трудностью преодоления ребёнком привычных представлений о мире, поэтому необходимо обратить особое внимание на формирование воображения.

Мир природы и мир человека  тесно переплетены в народном искусстве. Как невозможна жизнь человека без природы, так невозможна здоровая художественная культура без народного искусства.

Развитие творческого воображения формируется под воздействием народного искусства и природы как двух мощных источников творчества, характеризующих русскую культуру в целом.

Несмотря на то, что проблема ознакомления младших школьников с городецкой росписью занимает в исследованиях педагогов и искусствоведов важное место, оно обычно рассматривается как элемент обучения школьников традиционной художественной культуре.

Основная часть моей деятельности заключается в разработке педагогических условий изучения городецкой росписи и взаимовлияния на развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.

В процессе работы выделила для себя следующие задачи:

  • Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме.
  • Выявление уровня сформированности художественно-творческих умений учащихся в результате развития творческого воображения ребёнка на основе специально организованной работы (беседы, наблюдение и анализ детских работ, создание особой программы по обучению детей городецкой росписи).
  • Разработка педагогических условий обучения воспитанников народной росписи (на примере городецкой росписи) в условиях работы детского объединения.
  • Экспериментальная апробация содержания и эффективности форм и методов обучения городецкой росписи в условиях работы детского объединения.

Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определённых связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народным искусством воспитанники должны сознательно овладевать приёмами художественной деятельности на основе коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных творческих принципов: повтора, вариации, импровизации. Овладение необходимыми навыками и изучение произведений народных мастеров городецкой росписи должно привести к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выразить своё собственное отношение к искусству и действительности.

В работе с воспитанниками развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определённой школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.

Вариации. Задача усложнённого типа направлена на повтор главных элементов определённой школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.

Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдалённой ассоциации, выходя за пределы традиций.

Развитие особых качеств творческого воображения связано с вариативностью и импровизацией как способами существования народного искусства.

Проведено экспериментальное исследование, которое основывается на воздействии декоративно-прикладного искусства, в частности, городецкой росписи, на развитие творческого воображения.

Опытно-экспериментальная работа по обучению детей городецкой росписи осуществлялась на базе Центра детского творчества Северного района города Орла. В эксперименте участвовало две группы учащихся 3-4 классов.

Результаты экспериментального исследования по развитию творческого воображения младших школьников в процессе специально организованного обучения на материале городецкой росписи свидетельствуют об эффективности разработанной методики и подтверждают, что специально организованное обучение декоративному творчеству способствует развитию творческого воображения.

Мир, в котором сегодня живёт человек и в котором всё прибывает в движении, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится народное искусство.

Народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в развитии школьников, в их эстетическом, нравственном и трудовом воспитании. Знакомство с общими чертами народного искусства, включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, которые основанные на материале народного творчества, способствуют гармоническому развитию учащихся, воспитанию у них художественных способностей, трудолюбия, высоких нравственных качеств, развитию мышления, творческого воображения. Эти занятия отвечают духовным интересам и запросам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Взяв в руки кисть, нарисовав первые узоры, учащийся испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Воспитанник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей.

Специфику народного искусства как особого типа художественного творчества (традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества) можно рассмотреть в трудах искусствоведов-исследователей народного творчества: Бакушинского А.В., Богуславской И.Я., Вагнера Г.К.,       Василенко В.М., Некрасовой М.А..

Психологические особенности освоения народного искусства были рассмотрены в трудах отечественных учёных: Выготского Л.С., Игнатьева Е.И., Леонтьева А.Н., Теплова Б.М., Эльконина Д.Б..

Научное обоснование исследуемой проблемы сформировали ведущие учёные-педагоги в области теории и методики обучения изобразительному искусству и народному искусству: Комарова Т.С., Кузин В.С., Флерина Е.А., Хворостов А.С., Шпикалова Т.Я..

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Библиография:

  1. Алексеенко Е.В. Региональный вариант учебно-тематического планирования к программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 классы)
  2. Вагнер Г.К. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...