Главные вкладки

    Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
    статья по теме

    Миронова Анжелика Викторовна

    Выступление из опыта работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon konsultacionnaya_i_diagnosticheskaya_deyatelnost.zip1.68 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта для фиксирования учебного исследования.

    Ф.И._____________________________________________________

    Проблема: ________________________________________________

    Основные группы навыков и умений

    Формулировки

    баллы

    I

    Любопытство по отношению к проблеме

    1. Выбери ответ:

    а) мне это неинтересно

    б) мне все равно

    в) интересно

    г) очень интересно

    д) давно хотел узнать

    0

    1

    2

    3

    4

    II

    Навыки работы с проблемой

    2. Выбери ответ:

    а) это не нужно

    б) это ничего не меняет

    в) хочу знать

    г) нужно знать

    д) важно знать

    0

    1

    2

    3

    4

    III

    Умение ставить цель исследования

    3. Продолжи фразу:

    Хочу узнать…

    а) нет продолжения

    б) пишет проблему кратко, одним словом

    в) переписывает формулировку проблем

    г) своя формулировка проблемы

    д) расширяет проблему

    0

    1

    2

    3

    4

    IV

    Постановка гипотезы

    4. Продолжи фразу:

    Это происходит потому, что…

    а) нет продолжения

    б) пишет чужую формулировку

    в) пишет свое мнение, необязательно правильное

    г) правильно устанавливает причинно-следственные связи

    д) видит несколько вариантов решения

    0

    1

    2

    3

    4

    V

    Выбор метода исследования

    5. Продолжи фразу:

    Я это узнаю…

    а) нет продолжения

    б) посмотрю, как делают другие

    в) спрошу у взрослых

    г) прочитаю в книге

    д) проведу опыт

    0

    1

    2

    3

    4

    VI

    Алгоритм ведения эксперимента

    6. Продолжи фразу:

    Если проведу опыт, то так…

    а) нет продолжения

    б) сделаю так, как…(имя ученика)

    в) делает рисунок

    г) дает описание

    д) указывает несколько условий, необходимых для опыта

    0

    1

    2

    3

    4

    VII

    Оценка и практическое применение созданного

    7. Продолжи фразу:

    Это можно использовать…

    а) нет продолжения

    б) перечисляет отдельные свойства

    в) свое предположение одним словом

    г) правильное развернутое предположение

    д) видит перспективу применения

    0

    1

    2

    3

    4

    VIII

    Уровень навыков рефлексии

    8. Продолжи фразу:

    Еще хочу узнать …

    а) нет продолжения

    б) пишет туже проблему

    в) не видит перспективы изучения

    г) новое целеполагание связано с темой

    д) ставит новое целеполагание не связанное с темой

    0

    1

    2

    3

    4

    Лист оценок уровня навыков исследовательской работы учащихся.
    Класс:        Дата:                  Ф.И.О. учителя:

    Фамилия имя ученика

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    2

    3

    4

    5

    Каждый из восьми навыков оценивается учителем у ребенка по шкале:

    4 балла - оцениваемый навык проявляется хорошо, четко выражен, проявляется часто в различных самостоятельных исследовательских проектах и учебной деятельности в целом.

    3 балла - навык заметно выражен в самостоятельной исследователь ской роботе, но проявляется он непостоянно.

    2 балла - ребенок знает и понимает значение донного навыка, но

    проявляет его на полуактивком уровне (с помощью учителя).

    1 балл - ребенок смутно (путано) сообщает знание о данном навыке. Исследовательская работа организуется учителем - ребенок выполняет действие в качестве ведомого.

    0 баллов - сведений по наличию знания, умения или навыка у ребен ка не имеется, либо он негативно к нему относится 

    Приложение 1

    Диагностика сформированности уровня исследовательских умений и навыков младших школьников

    Таблица 1

    Уровень сформированности интереса по отношению к проблеме, объекту и предмету исследования

    Баллы

    Название уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Отсутствие интереса

    Интерес к проблеме практически не обнаруживается. Безразличное или отрицательное отношение к решению любых творческих задач

    1.

    Реакция на новизну

    Положительная реакция возникает только на новое, касающееся конкретных фактов. Задает некоторые вопросы по ним, но длительного устойчивого интереса не наблюдается.

    2.

    Любопытство

    Положительные реакции возникают на новый теоретический материал. Оживляется и достаточно часто задает вопросы. Включается в исследовательскую работы, но интерес быстро пропадает.

    3.

    Ситуативный интерес

    Интерес возникает к способам исследовательской работы. Включается в процесс исследовательской работы. Пытается сам найти способы создания нового, но интерес может пропадать, либо исчерпываться после получения результата.

    4.

    Устойчивый познавательный интерес

    Интерес возникает независимо oт внешних требований. Это постоянная характеристика ученика, его увлекает все новое. Имеется мотивированная избирательность интересов. Интерес сохраняется в процессе всей исследовательской работы.

    Таблица 2

     Уровень сформированности работы с проблемой

    Баллы

    Название уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Отсутствие признака

    Признак не проявлен. Нет чувствительности к проблемам, либо негативное отношение к ним: уход или категорическое не желание их видеть

    1.

    Пассивный

    Ученик откликается на сформулированную кем-то проблему. С интересом наблюдает за сбором картотеки, но в работе не участвует.

    2.

    Полуактивный

    Включается в кем-то поставленную проблему. Помогает собирать информацию, но самостоятельно исследовать проблему отказывается.

    3.

    Активный

    Чувствительность к проблеме ярко выражена С небольшой помощью учителя идет сбор и обработка дополнительной информации Создается картотека признаков объекта исследования. С помощью учителя формулируется противоречие.

    4.

    Самостоятельный

    Самостоятельно устанавливает несоответствие между желаемым и действительным. Видит необычное в обычном. Добывает дополнительную информацию по проблеме. Сам собирает картотеку и формулирует противоречие.

    Таблица 3

     Уровень умений ставить цепь исследования

    Баллы

    Название уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Отсутствие цели

    Данный признак не проявляется, либо выполняется чье-то прямое указание.

    1

    Принятие практической задачи

    Принимает и выполняет только практические задачи. Осознает, что надо делать и сделал в процессе фактической работы.

    2.

    Переопределение познавательной задачи в практическую

    Принимает познавательную задачу Осознает ее требования, но в процессе решения подмен нет познавательную задачу на практическую. Познавательная цель не достигается.

    3.

    Принятие познавательной цели

    Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении исследовательской работы. Четко выполняются требования, и может дать отчет о своих действиях после решения проблемы

    4.

    Самостоятельная постановка целей исследовательской работы

    Самостоятельно формулирует познавательные цели и их удерживает. Исследовательская деятельность носит активный самостоятельный характер

    Таблица 4

    Уровень навыков выбора метода исследовательской работы.

    Баллы

    Название

    уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Признак не проявляется

    Ученик не видит причинно - следственных связей, отказывается делать предположение Не проявляет интереса к гипотезам других

    1.

    Пассивный уровень

    С интересов слушает гипотезы, высказанные кем-то, но в формулировках не участвует

    2.

    Полуактивный уровень

    Ученик включается в обсуждаемую гипотезу Пытается помочь кому-то помочь ее сформулировать Делает критические замечания

    3.

    Активный уровень

    С небольшой помощью учителя формулирует гипотезу и активно обсуждает механизм получения результата. В процессе эксперимента так же с помощью учителя может переформулировать первоначальную гипотезу.

    4.

    Самостоятельность

    Самостоятельно делает предположение для объяснения какого-то явления или процесса. Формулируется механизм, за счет которого ожидается получить результат. В результате эксперимента ученик может переформулировать первоначальную гипотезу

    Таблица 5

     Уровень навыков выбора метода исследовательской работы.

    Баллы

    Название

    уровня

    Характеристика диагностического признака

    0

    Признак не проявлен

    Ребенок не знает и не хочет знать методы, позволяющие что-либо исследовать.

    1

    Пассивный уровень

    С интересом слушает и наблюдает как и каким образом проходить какое - либо исследование. Участие не принимает

    2

    Полуактивный

    уровень

    Ученик включается в исследование и пользуется методом, ранее демонстрированным. Фиксируется желание узнавать способы ведения исследования.

    3.

    Активный уровень

    Проявляется устойчивое желание узнавать способы ведения исследовательской работы. С небольшой помощью учителя выбирает наиболее эффективные методы: ведения исследования

    4.

    Самостоятель-

    ность

    Ученик осознано может выбрать методы исследовательской работы и им воспользоваться для ее выполнения. Самостоятельно познает способы ведения исследований.

    Таблица 6

     Уровень навыков ведения эксперимента

    Баллы

    Название уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Отсутствие признака

    Признак не выявлен. Не знает и не принимает алгоритма ведения эксперимента.

    1.

    Выполнение эксперимента под контролем.

    Содержание действий и их операционный состав принимаются и осознаются, но довести до конца их не может. Работает под контролем учителя. Самостоятельность отсутствует.

    2.

    Выполнение эксперимента в сотрудничестве

    Знает последовательность проведения эксперимента и может повторить аналогичный, но не способен производить изменения в новых конкретных условиях. Требуется консультативная помощь учителя.

    3.

    Адекватный перенос способов действий

    Умеет обнаружить несоответствие усвоенных способов ведения эксперимента и новых условий. Пытается перестроить деятельность. Осознает причины затруднений, но нуждается в помощи учителя.

    4.

    Самостоятель- ное ведение эксперимента

    Приступая к эксперименту, может самостоятельно его спланировать, оценить свои возможности и провести. Выявить результативность и построить прогноз.

    Таблица 7

     Уровень оценки и практического применения созданного

    Баллы

    Название уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Отсутствие признака

    Не умеет и не испытывает потребности в оценке исследовательского продукта Равнодушен к применению результата исследования.

    1

    Пассивная оценка результата

    Ученик не пытается оценить продукт исследовательской деятельности, но испытываем потребность в получении внешней оценки и применении его кем-то.

    2.

    Неадекватная прогностическая оценка

    Аргументировано оценивает результаты других учеников. Робко пытается оценить свой продукт исследовательской деятельности Пути практического применении сам либо не видит, либо повторяет ранее высказанные идеи. Самостоятельно не использует полученный продукт.

    3.

    Потенциальная прогностическая оценка и его использование

    С небольшой помощью учителя может оценить практическую значимость результата исследования и найти некоторые пути его применения. Использование продукта исследования.

    4.

    Актуальная прогностическая оценка результата и его использование

    Самостоятельно обосновывает еще до окончания исследования практическую значимость создаваемого. Видит перспективы применений, строит прогноз по дальнейшему улучшению получаемого творческою продукта. Самостоятельное внедрение результата.

    Таблица 8

     Уровень навыков рефлексии.

    Баллы

    Название

    уровня

    Характеристика диагностического признака

    0.

    Признак

    отсутствует

    Действия не осознаются, не контролируются  и не исправляются даже после многократных повторов учителя.

    1.

    Рефлексия на уровне непроизвольного внимания

    В соотношении повторяющихся действий может фиксировать факт расхождения. Заметив ошибку, не может обосновать причину. Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление. Сделанные ошибки исправляет неуверенно.

    2.

    Рефлексии  на уровне произвольного внимания.

    При выполнении исследовательской работы действия осознаются, ошибки чаще всего исправляются и объясняются, но с помощью учителя.

    3.

    Потенциальная рефлексия

    С небольшой помощью учителя может оценить проведенное исследование, выявить способ ведения эксперимента и осознать полученное знание.

    4.

    Актуальная

    рефлексия

    Самостоятельно обнаруживает ошибки в проведенном исследовании. Осознает   что, как и зачем делал. Понимает, чему научился и куда можно применись полученное знание.

    Таблица 1 Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

    Критерий

    _____

    Уровень

    Практическая готовность в реализации учебного исследования

    Мотивированность исследовательской деятельности

    Проявление креативности в исследовательской деятельности

    Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы

    Исходный уровень

    Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности

    Низкая мотивация

    Действия по аналогии

    Только под руководством учителя

    Начальный

    уровень

    Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования

    Преобладают внешние мотивы

    Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске

    Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе

    Продуктивный

    уровень

    Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования.

    Внешние и внутренние мотивы к исследованию

    Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы

    Некоторые

    этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

    На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

    Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

    На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

    Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

    На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.  Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

    Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

    В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....

    Организация учебно - исследовательской деятельности с учащимися начальной школы.

    Данная презентация поможет учителю выбрать направление и тему учебно-исследовательской работы ученика начальной школы....