Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
статья на тему

    Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС. К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

 •         Познавательная

•          Досуговое общение

•          Социальная

•          Игровая

•          Производственная

•          Техническое творчество

•          Спортивная

•          Краеведческая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vneuroch_deyat.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету Семёновой А.Б.

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности.

Планирование внеурочной деятельности

    Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС. К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

 •        Познавательная

•        Досуговое общение

•        Социальная

•        Игровая

•        Производственная

•        Техническое творчество

•        Спортивная

•        Краеведческая

Направления ВД в начальной школе:

1.        Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.

2.        Духовно – нравственное  и культурное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.

3.        Обще интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».

4.        В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.

   План внеурочной деятельности в основной школе представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:

- план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.;

- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);

- план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.);

- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

- план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

- план воспитательных мероприятий.

    Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность на периоды каникул, (но не более 1/2 количества часов). Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

     В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:

- модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся,

- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся,

- модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия

обучающихся в пространстве общеобразовательной школы,

- модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий,

- модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

            План  внеурочной деятельности для  5,6  классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева  Тульской области  составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного  общего образования, Примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. от 8 апреля 2015 г. №1/15), письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования,  с учетом особенностей  и специфики   образовательной программы основного  общего образования школы.

  Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

 Содержание занятий  внеурочной деятельности формируется  с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществлятся посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

     В плане МБОУ «СОШ №3» г.Белёва Тульской области на внеурочную деятельность для 5 и 6  классов отводится 5 часов в неделю.

      Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, но учитываются при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

      План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя:

1)         Организацию деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.

    Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций как:

-компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;

- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участие в общественно значимой совместной деятельности.

 Организация жизни ученических сообществ может происходить:

- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса,  города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

  Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках работы курса внеурочной деятельности «Календарь образовательных мероприятий», который  предусматривает годовой цикл коллективной деятельности (комплексных форм, включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации совместной деятельности обучающихся) и других курсов внеурочной деятельности. Формы организации совместной деятельности могут предполагать соревновательность (когда итоги подводятся периодически, и в конце учебного года, определяются персональные победители и победители - коллективы).

2) Организацию внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы). Внеурочная деятельность может осуществляться по всем предметам, входящим в учебный план, как правило, организуется в рамках предметных кружков, факультативов, научных обществ обучающихся и т.д.

  Курсы внеурочной деятельности «Юный эколог», «Школьные проекты с применением ИКТ», «Школа безопасности», «Капельки солнца» предусматривают более глубокое изучение отдельных тем («За страницами учебника») таких предметов школьной программы, как биология и география, информатика, ОБЖ, технология.

2)        Организационное обеспечение учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.).

   Организационное обеспечение учебной деятельности обучающихся - совокупность мер, направленных на оптимальное использование трудовых, информационных, социально-психологических, коммуникативных и других ресурсов для достижения обучающимися максимально возможных результатов в учебно-познавательной деятельности.

   Организационное обеспечение учебной деятельности обучающихся включает:

- проведение учебных собраний - собраний по организации учебного процесса (периодических, стартовых и итоговых),

- оформление учебной документации (в том числе электронные дневники обучающихся),

- организацию взаимодействия с учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования,

- содействие дифференциации обучения по предметам школьной программы(организация учебной деятельности одаренных школьников, учащихся, имеющих трудности в обучении).

 Организационное обеспечение учебной деятельности пятиклассников в течение учебного года ведёт, в первую очередь, классный руководитель по плану работы.

3)        Организацию работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов).

  Педагогическая поддержка обучающихся направлена на создание условий для саморазвития школьника(самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования, развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации). Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

  Педагогическая поддержка социализации обучающихся предполагает психолого-педагогическое консультирование – идентификация проблемной ситуации школьника, определение доступных ресурсов и способов их использования обучающимся для самостоятельного преодоления имеющихся трудностей; целью консультирования является создание у школьника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации. В процессе консультирования могут решаться три группы задач:

- эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности школьника в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);

- информационной поддержки обучающегося (обеспечение школьника сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации);

- интеллектуальной поддержки социализации (содействие в осознании школьником собственной проблемной ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).

  При осуществлении педагогической поддержки социализации обучающихся могут использоваться:

- метод организации развивающих ситуаций (педагог осуществляет поддержку в решении ребенком значимой для него проблемной ситуации, может управлять как отдельными элементами существующих ситуаций, так и организовывать их специально);

- ситуационно-ролевые игры (позволяют совершенствовать способы межличностного взаимодействия; аутотренинги, способствующие развитию навыков саморегуляции, приемы творческого мышления как средство развития способов мысленного решения ребенком задач своей жизнедеятельности).

  Педагогическую поддержку пятиклассников организует классный руководитель совместно с социальным педагогом, медицинским работником школы, учителями-предметниками.

5) Работу по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве  общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).

  Обеспечение благополучия обучающихся в жизни школы предполагает совокупность мер по рационализациии оптимизации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды: режима занятий (уроков и внеурочных занятий), обеспечение оптимального использования каналов восприятия, учет зон наибольшей работоспособности обучающихся, распределение интенсивности умственной деятельности, использование здоровьесберегающих практик осуществления образования.

Обеспечение благополучия обучающихся в жизни школы включает профилактическую работу - определение «зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасности для обучающихся – групп и лиц, объектов и т. д.), разработку и реализацию комплекса адресных мер, с использованием возможностей профильных организаций (медицинских, правоохранительных, социальных и т. д.).

   Обеспечение благополучия обучающихся в жизни школы направлено также на профилактику разного рода зависимостей, развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных нега-

тивных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером.

  Эту работу также организует классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, медицинский работник школы, а также она может осуществляться в рамках курса внеурочной деятельности «Школа безопасности». Внеурочная деятельность курса ориентирована на:  формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний.

6) Воспитательные мероприятия.

 Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося.

     План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности, источником этого раздела плана внеурочной деятельности становятся нормативные и распорядительные документы органов управления образованием (федеральных, региональных и муниципальных). При подготовке и проведении воспитательных мероприятий  предусматривается вовлечение в

активной роли максимально большего числа обучающихся.

      Образовательные программы внеурочной деятельности  разработаны по всем курсам внеурочной деятельности учителями школы на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий, адаптированы к условиям школы, приняты на педагогическом совете  и утверждены директором школы.

По решению педагогического коллектива школы, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся пятого класса и их родителей (законных представителей) в школе планируется реализация модели  плана внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий.

   Особенностью данного плана является преобладание в нем воспитательных мероприятий, что позволяет объединить в один документ программу воспитательной работы класса и программы пяти направлений внеурочной деятельности. Интеграция программ осуществляется на основе базовых национальных ценностей, которые выступают в качестве основного содержания внеурочных воспитательных мероприятий.

   Процесс реализации ФГОС второго поколения призван направить усилия педагогического коллектива школы на создание новой модели открытой воспитательной

среды, опирающейся на такие ценности, как патриотические чувства гражданина Рос-

сии, гражданская идентификация, общечеловеческие ценности, поликультурный мир,

личное нравственное самосовершенствование.

  Данный план обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности..

  Реализация плана предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.

        Особенностью плана внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий является интеграция направлений программы воспитания и социализации основной образовательной программы школы и направлений внеурочной деятельности. В результате такого построения внеурочной работы классный руководитель выступает в роли организатора и координатора внеурочной деятельности обучающихся класса, согласуя ее расписание и содержание с другими учителями, специалистами учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и другими включенными в работу по реализации программы специалистами.

      В ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:

1. Духовно-нравственное направление заключается в обеспечении духовно -нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социума.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности должно обеспечить:

 осознание подростком себя гражданином России на основе принятия общих

национальных ценностей;

 развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

 понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,

взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность

за другого человека.

В основу работы по данному направлению может быть положена программа «Календарь образовательных событий», которую ведет классный руководитель с привлечением учителей истории и литературы, библиотекаря, специалистов учреждений дополнительного образования и культуры.

   В течение учебного года запланированы воспитательные мероприятия по духовно-нравственному направлению, такие как тематические классные часы, этические беседы, фольклорные праздники, проведение конкурсов детского рисунка, посещение объектов культуры.

  По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела,

конкурсы, создаются проекты.

2. Социальное направление заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме и дальнейшем профессиональном самоопределении.

  Социальное направление  реализуется через курс внеурочной деятельности «Юный эколог», основная цель которого – экологическое воспитание обучающихся, через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями, а  также посредством социальной и проектной деятельности, проведение коллективных творческих дел, мероприятий в течение учебного года.

  Классный руководитель реализует это направление через следующие воспитательные мероприятия: дежурство по классу, школе, выполнение поручений ученического самоуправления, социальные пробы на предприятиях, социальные акции по уборке территории, общественно полезный труд (сбор макулатуры, металлолома),трудовые десанты, дежурство по классу и столовой, уход за комнатными цветами и растениями на пришкольном участке, цветнике, участие в социальных акциях.

3. Спортивно-оздоровительное направление заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

   Данное направление, например, может реализовываться посредством программы кружка «Школа безопасности», который ведет учитель физической культуры и ОБЖ, в целях знакомства с основами  обеспечения личной безопасности, поведения человека в чрезвычайных ситуациях, безопасности дорожного движения, оказания первой медицинской помощи. Курс направлен на воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

    В течение учебного года классным руководителем запланированы также беседы по охране здоровья, валеологические уроки,  викторины.

  По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, спортивные праздники,  дни здоровья.

4. Общеинтеллектуальное направление – обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлено на формирование навыков научно-интеллектуального труда,

развитие культуры логического и алгоритмического мышления, формирование опыта практической преобразовательной деятельности, развитие универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

      Данное направление может реализовываться программой внеурочной деятельности «Школьные проекты с применением ИКТ», которую ведет учитель информатики. Курс направлен на  обеспечение всеобщей компьютерной грамотности обучающихся, создание сайта пятого класса. Также он способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитанию ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

    В течение учебного года классным руководителем совместно с учителями-предметниками запланированы предметные олимпиады, конкурсы, викторины, проектная и исследовательская деятельность.

 По итогам работы в данном направлении проводятся конференции, конкурсы, выставки, защиты проектов, также продуктом программы должен стать сайт класса.

5. Общекультурное направление заключается в воспитании способности к духовному развитию, в эстетическом отношении к красоте окружающего мира, стремлении к творческой самореализации средствами художественной деятельности, в нравственном самосовершенствовании, развитии общей культуры через знакомство с общечеловеческими ценностями мировой и отечественной культуры.

  Данное направление реализуется программой школьной мастерской «Капельки солнца», занятия которой ведёт специалист дополнительного образования. Основной целью программы является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, воспитание трудолюбия.

   Общекультурное направление реализуется  также в таких формах, как классные часы, беседы, праздничные театрализованные представления на уровне класса и школы, праздничные концерты, посещение музея, библиотеки, участие учащихся в конкурсах детского эстрадного творчества, выставках детских художественных работ.

          Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время.  Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 40 минут. Продолжительность занятий – 40 минут.  При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).

      Для проведения занятий внеурочной деятельности в школе имеются кадровое, информационно-методическое (литература, интернет-источники), материально-техническое (оборудование, место проведения занятий), диагностическое (инструментарий оценки результативности программы) обеспечение.

 Таким образом, данный план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности подростка и позволяет оптимизировать труд классного руководителя как организатора внеурочной воспитательной деятельности обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Проектирование моделей внеурочной деятельности (доклад).

В статье рассматриваются такие вопросы как:1. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.3. Типы организацион...

Модель внеурочной деятельности

Из опыта работы по внедрению ФГОС НОО...

презентация "Модель внеурочной деятельности".

Организация внеурочной деятельности в сельской малокомплектной школе....

Модель внеурочной деятельности первоклассников

В презентации отражена система работы после уроков по 5 направлениям внеурочной деятельности. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования....

Разработка модели внеурочной деятельности во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС НОО (оптимизационная)

Существует несколько моделей внеурочной деятельности, а в данной проектной работе разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Обозначена цель, ожидаемые ре...