Модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении при реализации ФГОС второго поколения
статья (1 класс) на тему

Реализация программ по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель внеурочной деятельности

в образовательном учреждении при реализации ФГОС второго поколения

      Школа находится в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» (Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 с. 5).

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) для обеспечения такого единения  в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

       С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее воспитание зачастую сводится  к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

       В рамках образовательной системы «Школа 2100»  под воспитанием понимается «управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».

      При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

       Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.  Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: 

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  3. улучшить условия для развития ребенка;
  4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    Заинтересованность школы в введении внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

        Как же организовать внеурочную деятельность в конкретном образовательном учреждении? Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают перед образовательным учреждением возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все образовательные учреждения имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений  дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Но в условиях сельской местности не всегда есть и учреждения социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности.

      Мы разработали модель организации внеурочной деятельности в 1-ом классе для нашей школы.

      Для начала проанализировали наши возможности, кадровый потенциал учителей школы, учли выбор родителей. В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.  Приоритеты со стороны родителей отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Мы использовали только четыре часа.

        Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия 1-ого класса проводятся в первую смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом (недостаточное количество спортивного инвентаря), библиотекой, стадионом.

    Кабинет начальных классов оснащен компьютером, магнитофоном. Нет у нас пока  проектора, интерактивной доски, видеоаппаратуры. Идёт работа по созданию видеотеки. Хотелось бы иметь наборы дисков по различным областям знаний (например, электронную детскую энциклопедию «Кирилл и Мефодий).

      В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в

 1-ом классе нашей школы организована по следующим направлениям:

  1. спортивно-оздоровительное - предназначено для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту;
  2. научно-познавательное - для раскрытия и реализации познавательных способностей обучающихся;
  3. художественно-эстетическое - даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (ИЗО, музыка, хореография, театр и др.)  
  4. проектная деятельность.

     Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания.

  Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью была разработана программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    Мы придерживались следующих принципов организации внеурочной деятельности:

  1. соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  2. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
  3. опора на ценности воспитательной системы школы;
  4. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

     Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. В нашей школе мы используем экскурсии, кружки, соревнования. Внеурочная деятельность организована и через группу продлённого дня.

      В тоже время для полноценной организации внеурочной учебной деятельности  в  нашей школе сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, финансовые, материально-технические, количественный состав учащихся первого класса (их всего трое). На оплату всех десяти часов в 1-ом классе просто нет денег.

     Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой мы выбрали следующую организационную модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через

  1. дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  2. реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения. Могут быть использованы разные формы: экскурсии, викторины, поездки, игры;
  3. включение ребенка в систему мероприятий, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям, заявленным в Базисном учебном плане.

      Время, отводимое на внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня, мы используем на организацию занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

      Соблюдаются основные здоровьесберегающие требования к осуществлению внеурочной деятельности:

  1. форма проведения занятий отличная от урока;
  2. соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

      Первокласснику сложно сделать выбор в пользу какого-то направления, для него понятны только занятия в спортивном зале. Поэтому в разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе Внеурочная деятельность направлений. Конечно, использовались не только пожелания родителей, но и интересы детей.  

        Спортивно-оздоровительное направление 

кружок «Спортивные игры».

        Художественно-эстетическое направление

кружок «Умелые руки»,

 театральный кружок «Мир фантазии».

        Научно-познавательное направление

кружок «Занимательная информатика».

Модель организации внеурочной деятельности

в 1-ом классе 2011 – 2012 уч.год

Направление, форма с наименованием

Наполняе-мость

Часы

Ф.И.О. руководителя

Должность

Спортивно-оздоровительное:

- кружок   «Спортивные игры»

         

        3

     

     1

Хачатурян

Елена

Борисовна

Учитель

физкультуры

Научно-познавательное:

- кружок «Занимательная информатика»

3

1

Буянова

Галина

       Ивановна

Учитель

начальных классов

 

Художественно-эстетическое:

-кружок «Умелые руки»

3

1

Хачатурян

Елена

Борисовна

Учитель технологии

- театральный кружок «Фантазия»

3

1

Буянова

Галина

Ивановна

Учитель

начальных классов

     Спортивно-оздоровительное направление осуществляется преподавателем физкультуры, который использует 1 час в неделю для развития у детей интереса к игровым видам спорта – волейболу, баскетболу, футболу и другим, для увеличения двигательной активности первоклассников.

       Кружок «Умелые руки» ведёт учитель технологии. Актуальность таких занятий заключается в том, что происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, развитие мелкой моторики у детей.

     В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». А где как не в школе на внеурочных занятиях всё это может получить ребёнок.  Поэтому мы решили организовать театральный кружок «Мир фантазии». Это обусловлено потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Вырабатывать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра, помогать учащимся в преодолении психологической и речевой  «зажатости», воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, приобщать к театру – всё это возможно благодаря внеурочной деятельности, а именно на занятиях театрального кружка «Мир фантазии». Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - всё это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Конечно же, предполагается просмотр профессиональных спектаклей.

     Актуальность и практическая значимость кружка «Занимательная информатика» обусловлена тем, что современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

     Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе

в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу  и синтезу. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

      Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

       Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации. Изучение информатики и информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования.

     Программа кружка построена на основе авторской программы Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4-х классов. Программа предполагает использование компьютера и тесно связана с проектной деятельностью. Учащиеся выполняют творческие задания по темам: «Придумай задачки для друга», «Создаём книжку-малышку «Весёлые задачки»», «Создаём рисунки группы предметов с общим признаком».

      Внеурочная деятельность проводится согласно составленному расписанию. Начало занятий кружков в 13.30. Окончание в 14.00. В этот период работают кружки, секции, проводится индивидуальная и групповая работа учителей с детьми по разным направлениям внеурочной деятельности.

Расписание кружков в 1 классе 2011 – 2012 уч.год

Понедельник

13.00 – кружок «Занимательная информатика»

Четверг

13.25 – театральный «Фантазия»

Вторник

13.15 – «Умелые руки»

Пятница

13.00 –«Спортивные игры»

Среда

Для реализации в школе направлений внеурочной деятельности доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая деятельность.
  2. Познавательная деятельность.
  3. Проблемно-ценностное общение.
  4. Досугово - развлекательная деятельность.
  5. Художественное творчество.
  6. Социальное творчество.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности младших школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности. Все направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность) необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности (Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя).

       Внеурочная деятельность не ограничивается только работой кружков. В воспитательной работе мы используем и другие формы работы. Большие возможности для этого даёт школьный музей.

                           Формы работы  внеурочной деятельности.

Направление

           Формы работы

   Решаемые задачи

Спортивно-оздоровительное

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры

формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

Экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

 Гражданско - патриотическое

Беседы в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно-познавательное

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи района и школы

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Общественно - полезная

Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых рейдах.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Экологическое и природоохранное

Беседы, конкурсы, викторины.

Основные направления: познавательная, познавательно – развлекательная, практическая, исследовательская

Проектная  деятельность

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

     Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. Цель портфолио:

     - мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаний, умений, навыков; развитие самостоятельности и активности в оценке деятельности обучающихся.

     Хотелось бы верить в то, что данная модель обеспечит необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволит реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,    обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребёнок – первоклассник! Реализация ФГОС второго поколения в образовательной системе «Школа 2100»

Образовательная система «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования изложенного в Законе РФ «Об образовании», в Федеральных государственных стандарта...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения

Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он формирует...

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...