Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
статья по теме

Благодер Виктория Гариевна

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для работы с младшими школьниками.

        Развитие креативных способностей учащихся в урочной и внеурочной форме рассматривается как результат целенаправленного обучения деятельности, направленной на овладение детьми в сотрудничестве с педагогом творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры. С этой целью автору в результате многолетнего поиска удалось создать продуктивную комбинацию различающихся по уровню сложности учебно-практических заданий, способную активизировать творческую деятельность детей.

Описан учебно-методический комплект внеурочной деятельности, который включает в себя программу курса «Моя Вообразилия», методические разработки для учителя, рабочую тетрадь для учащегося на печатной основе, содержащие справочные материалы и разнообразные задания для осуществления самостоятельной творческой деятельности и позволяющие восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, повысить качество образования.

Для оценки психологических особенностей развития креативных способностей младших школьников использовались методики П.Торренса, адаптированные Е.Туник, опросник креативности Д.Джонсона.

На основании анализа совокупности результатов за определенный период были сделаны первые выводы о динамике процесса развития креативности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

                                                                       

                                                         «Не мыслям надо учить, а мыслить».  

                                                                                                        И. Кант.

Новые образовательные стандарты задают требования к образовательным результатам учащихся, при этом оставляя учителю большую свободу в выборе способов их достижения. В свете стандартов второго поколения Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) становится очень результативной, т.к. позволяет эффективно развивать креативность учащихся.

Известно, что креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим потому, что в детстве получал мало эвристического материала, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества. Таким образом, моя задача, как учителя, создать такие условия на уроке и во внеурочной деятельности, где ребенок будет развиваться и «творить».  

Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы модель творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики. 

Задачи исследования:

1. Определить возможности ТРИЗ-педагогики для совершенствования процесса формирования творческих способностей у младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

2. Разработать учебно-методические пособия, рабочие тетради, с помощью которых становится возможной массовая практика по развитию творческих способностей учащихся.

Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников.

Предмет исследования: методика развития креативности учащихся.

Гипотеза исследования: формирование креативности младших школьников в процессе обучения станет более эффективным, если:

- процесс обучения будет направлен на развитие творческого потенциала учащихся, будет организовано взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семей учащихся;

- в процессе креативного обучения будут использоваться методы и приемы, разработанные в ТРИЗ-педагогике как в урочной так и внеурочной деятельности; 

Новизна исследования заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать продуктивную комбинацию различающихся по уровню сложности учебно-практических заданий, способную активизировать творческую деятельность детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют успешно решать задачу формирования креативности младших школьников в процессе обучения. Подготовленное учебно-методическое обеспечение дает возможность осуществлять целенаправленную методическую работу с учителями начальных классов;

Опытным путем я выстроила систему творческих упражнений, под которой понимаю упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей учащихся начальных классов в учебном процессе.

Оставаясь основной формой обучения и воспитания младших школьников, урок несёт на себе огромный развивающий потенциал. Именно в рамках учебной деятельности в первую очередь решаются задачи развития воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.

В своей педагогической деятельности использую следующие приемы ТРИЗ:

– модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). Например, паспорт литературного героя. Части речи.

– модель «Морфологический анализ» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий и др.

– «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы. (окружающий мир 2 кл.)

– При знакомстве с Солнечной системой во 2 классе очень пригодился «Системный лифт». На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала.  

При составлении плана литературного произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя и др.

С целью рационализации и оптимизации работы мной разработан учебно-методический комплект, который включает программу курса внеурочной деятельности «Моя Вообразилия», методические разработки, рабочую тетрадь для учащегося на печатной основе, содержащие справочные материалы и разнообразные задания для осуществления самостоятельной творческой деятельности и позволяющие дозировать информационный поток, исключив перегрузку детей,  а также восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, повысить качество образования.

Приведу пример использования метода фокальных объектов «Усовершенствование фонарика». Цель метода: совершенствование объекта за счет получения большого количества его оригинальных модификаций с неожиданными свойствами. Данный метод применяю в двух направлениях: формирование нестандартного мышления, генерирование новых идей и развитие выразительности, образности речи. Если попросить младшего школьника подобрать имена прилагательные к слову «фонарик», то мы получим однотипные примеры словосочетаний (большой – маленький фонарик, красивый – некрасивый и т.д.) Рассмотрим, каким образом происходит расширение и обогащение словарного запаса обучающихся в ходе применения данного метода ТРИЗ. Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайные объекты: Очки, валенок, парашют. Подбираем по три имени прилагательных к каждому из случайных объектов: Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Каждое имя прилагательное сочетаем со словом «фонарик».

Новые сочетания: фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Отсеиваем те сочетания, которые неуместны, алогичны. В результате, помимо новых словосочетаний, получаем ещё и новые «конструкторские» идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей за 3 года. В процессе исследования была использована методика Е. Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.» по изучению вербального творческого мышления.

А так же «Опросник креативности» Джонсона.

Данные показатели имеют рост. Можно предположить, что к моменту окончания эксперимента, то есть, к концу 4 класса, он будет иметь серьёзную положительную динамику.

Таким образом, предложенный мной комплекс мер на основе ТРИЗ - технологии содержательно и методологически соответствует требованиям  ФГОС, способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучения, позволяет создавать образовательное поле, в котором происходит формирование нового творческого типа личности.

 Мы с вами живём в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Сегодня ничто не стоит на месте, в том числе - и система поиска новых креативных решений. А это значит, что при умелом использовании непрерывного креативного образования, мы гарантируем миру постоянное появление новых и новых изобретений, способных сделать нашу жизнь легче, интереснее и прогрессивнее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения Благодер Виктория Гариевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 г. Геленджик

Слайд 2

Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить в учебно-воспитательный процесс начальной школы модель процесса творческой самореализации учащихся с использованием теории и практики ТРИЗ-педагогики . Задачи исследования: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме. 2. Определить возможности ТРИЗ-педагогики для совершенствования процесса формирования творческих способностей у младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности. 3. Разработать учебные, учебно-методические пособия, рабочие тетради, с помощью которых становится возможной массовая практика по развитию творческих способностей учащихся.

Слайд 3

Паспорт части речи Имя существительное Обозначает предмет Вопросы кто? Что? Особые приметы: Род средний, мужской, женский Число единственное, множественное Член предложения подлежащее, дополнение

Слайд 4

Комплект «Моя Вообразилия»

Слайд 5

Диагностика

Слайд 6

Приоткрывая завесу над тайной рождения творческого ума, К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Вероятно, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Мастер-класс "Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения"

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.  Соответственно, ...

Организация внеурочной деятельности в МБОУ лицее №8 города Ставрополя в рамках внедрения ФГОС второго поколения

При внедрении чего-то нового, неизбежно столкновение с рядом проблем. В данном материале я хотела поделиться опытом, как учителя начальных классов МБОУ лицея №8 города Ставрополя решают проблемы введе...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС...

КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

в статье раскрывается понятие «внеурочная деятельность», а также дается характеристика типов организационных моделей внеурочной деятельности. Автором приводится пример реализации модели &l...