Главные вкладки

    Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО
    рабочая программа по теме

    Медведева Елена Дмитриевна

    Выступление МО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_mo.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

        «Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО» .

            Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

           Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

          Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

          Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

         Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

          Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

          Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

           В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

            Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

           Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

    1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

    2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

    3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

    Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

    1. приобретение учащимися социального опыта;
    2. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
    3. приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

    Цель внеурочной деятельности:

            Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

           Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

     Задачи  внеурочной деятельности:

    1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно

                с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

    1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
    2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
    3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

               сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

    1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

                и настойчивости в достижении результата.

    1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.  
    2. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

                программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

    1. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
    2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
    3. Организация информационной поддержки учащихся.
    4. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

            Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

    1. Спортивно-оздоровительное:

    1. Работа спортивных секций по футболу, лёгкой атлетике, карате, художественной гимнастике, бассейна и др.
    2. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
    3. Проведение бесед по охране здоровья.
    4. Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
    5. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
    6. Кружок «Уроки здоровья»

    2. Художественно-эстетическое:

    1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
    2. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
    3. Работа музыкально-литературного клуба «Веснушки».
    4. Работа кружков: декоративно-прикладного искусства «Цветные горошины», «Хореографии», « Хорового музицирования».
    5. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

     3. Научно-познавательное:

    1. Предметные недели;
    2. Библиотечные уроки;
    3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
    4. НОУ младших школьников « ГНОМ»
    5. Работа кружка « Путешествие в мир математики»

    4. Духовно-нравственное:

    1. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
    2. Выставки рисунков.
    3. Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, ульяновцев;
    4. Встречи с участниками «горячих точек»;
    5. Тематические классные часы;
    6. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
    7. Конкурсы рисунков.
    8. Фестивали патриотической песни.
    9. Смотр строя и песни
    10. Работа кружка по краеведению «Край, в котором я живу»

    5. Общественно-полезное:

    1. Проведение субботников;
    2. Разведение комнатных цветов.
    3. Акция «Спаси дерево».
    4. Акция «Живая ель».
    5. Трудовые десанты

    6. Проектная деятельность:

    1. Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
    2. Разработка проектов к урокам.
    3. Участие в общешкольном НОУ « Сократ»
    4. Кружок «Я - исследователь»

    Распределение времени по каждому направлению:

    1. Спортивно-оздоровительное – 68 ч.
    2. Художественно-эстетическое – 136 ч.
    3. Научно-познавательное – 68 ч.
    4. Духовно-нравственное – 34 ч.
    5. Общественно-полезное –  34 ч.
    6. Проектная деятельность – 34 ч.

          Общее количество часов-374

    Условия реализации внеурочной деятельности:

    Для успешной реализации  необходимо выполнение ряда условий:

    1. конкретное планирование деятельности,
    2. кадровое обеспечение программы,
    3. методическое обеспечение программы,
    4. педагогические условия,
    1. материально-техническое обеспечение.

    Кадровое обеспечение:

    В реализации программы участвуют:

    1. педагоги школы, реализующие программу;
    2. библиотекарь;
    3. работники ЦДДТ;
    4. тренеры спортивных школ;
    5. работники Областных музеев;
    6. работники театров.

                            Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

    Задачи

    Мероприятия

    Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

    Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

    Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

    Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.

    Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

    Проведение семинаров по реализуемым программам.

    Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

    Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

    Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

    Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

    Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

    Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во   внеурочное время.

    1. методические пособия,
    2.  интернет-ресурсы,
    3. мультимедийный блок.

    Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

    Систематизация авторских разработок педагогов.

    Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

    Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.

    Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

    Диагностика возможностей  школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

    Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

    Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

    Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной  деятельности педагога.

    Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.

    Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

    Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

    Систематизация методической литературы.

    Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

    Материально-техническое обеспечение:

    1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
    2. материалы для оформления и творчества детей,
    3. наличие канцелярских принадлежностей,
    4. аудиоматериалы и видеотехника,
    5. компьютеры,
    6. телевизор,
    7. проектор,
    8. экран и др.

    Учитель и родители как участники педагогического процесса: 

    Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

    Задачами сотрудничества являются:

    1. усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
    2. гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
    3. развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;
    4. освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
    5. оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

    Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

    1.   непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной   внеурочной работы с детьми;
    1.  развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
    2.  оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

    Содержание воспитательной деятельности.

        Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

    1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
    2. социальной активности;
    3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    4. приобщение к системе культурных ценностей;
    5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
    6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
    7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
    8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
    9. навыков здорового образа жизни.

    Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.

    Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной

    деятельности:

    1. игровая деятельность;
    2. познавательная деятельность;
    3. проблемно-ценностное общение;
    4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5. художественное творчество;
    6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
    7. трудовая (производственная) деятельность;
    8. спортивно-оздоровительная деятельность;
    9. краеведческая деятельность.

    Методы и средства внеурочной деятельности  -

    это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

    1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
    2. упражнение,
    3. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
    4. методы игры в различных вариантах,
    5. составление плана  и т.д.

    Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ . Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.

                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

    Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...

    " Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

    В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

    " Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

    В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

    Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

    Выступление на методобъединении учителей начальных классов  МБОУ МПЛ №20...

    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    В презентации представлен опыт работы коллектива начальной школы МБОУ СОШ №1 г. Поронайска...

    КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

    в статье раскрывается понятие «внеурочная деятельность», а также дается характеристика типов организационных моделей внеурочной деятельности. Автором приводится пример реализации модели &l...