ФГОС. Проектирование моделей внеурочной деятельности (доклад).
статья (1 класс) по теме

Бирюкова Надежда Викторовна

В статье рассматриваются такие вопросы как:

1. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.

2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.

3. Типы организационных моделей внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proektirovanie_modeley_vneurochnoy_deyatelnosti.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Проектирование моделей внеурочной деятельности

В современных условиях педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий.

Урочные занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок. Урок имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения.

Успешная  индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания детей возможна во внеурочной деятельности. Здесь более эффектна социальная адаптации, развитие дружеских партнерских взаимоотношений взрослых идетей.

Для общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность часть выполняемых им функций.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность.

Основные ценности и функции дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, которое расширяет возможности образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".

К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы.

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Внеурочная работа и дополнительное образование детей

Внеурочная (=внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

  1. изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
  2. определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
  3. формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  4. расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
  5. создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
  6. создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  7. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Другая важная особенность дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.

Еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создаст "ситуацию успеха" (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле - и радиоаппаратуры, вязание, дизайн и др.). Еще больший успех приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.).

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения.

Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе:

  1. создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
  2. осуществление "ненавязчивого" воспитания - благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит "незаметное" формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
  3. ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;
  4. компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень - более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третий уровень - развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа - учреждение дополнительного образования - вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнительного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития.

Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей

Заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе) - эта должность появилась недавно и пока есть не во всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей нужда в таком специалисте будет ощущаться все острее. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за выполнением учебно-тематических планов, помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.).

Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и программы развития общеобразовательного учреждения, в которую органично включается дополнительное образование детей.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.

Классный воспитатель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т.е. осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с руководителями школьных творческих объединений и помогать детям найти свой талант, раскрыть свои способности вожатые и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда старший вожатый, к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены кружков, объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.

Педагог-организатор руководит работой по одному из направлений деятельности учащихся: художественному, спортивному, техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому и др. Координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому или иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей.

Особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения может сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может выявить скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя свою работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям, требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей, выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с воспитанниками.

Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей, внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей. Социальный педагог старается своевременно оказать помощь таким детям, разрешить различные конфликтные ситуации и найти наиболее благоприятную среду для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать педагогу дополнительного образования, как лучше вести себя с "трудным" ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих воспитанников в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с педагогами дополнительного образования. Социальный педагог особое внимание уделяет профориентационным видам занятий, т.к. они, выполняя социально-адаптационные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для его подопечных.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. При желании он может привнести элементы дополнительного образования (содержательные, организационные, методические) в проведение конкретных уроков.

Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в систему дополнительного образования, организовав свой кружок или клуб. Это может быть не только предметный кружок, а любое творческое объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки его профессии. Такая многогранность личности только усилит его авторитет среди обучающихся.

Совершенно очевидно, что развитие дополнительного образования детей в школе в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к руководителям творческих объединений по интересам, понимание важности их многообразия, умение найти возможность для технического оснащения системы дополнительного образования детей, материальной и моральной поддержки педагогов дополнительного образования – все это является важным условием создания в школе целостного образовательного пространства, где реальную роль играют основное и дополнительное образование детей.

Таким образом, в общеобразовательном учреждении в систему дополнительного образования детей включается в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении

Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.

Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т.е. созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей.

Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента. Это может быть любое творческое объединение, проводящее многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит комплексный характер. Например, Центр русской (национальной) культуры, который объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы ребят, увлекающихся этнографическим краеведением, сбором материалов об истории и культуре края. Вокруг такого разновозрастного коллектива достаточно легко простроить работу других творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развития дополнительного образования детей в конкретном общеобразовательном учреждении.

Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки • различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др.

Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. К сожалению, нередко набор кружков и секций в школах не меняется десятилетиями и ограничивается несколькими названиями (мягкая игрушка, макраме, драмкружок, волейбол, аэробика), не учитываются интересы ребят, стремящихся освоить спортивный танец, роликовые коньки, скайбординг, восточные единоборства, технику видеосъемки, компьютерные технологии и другое, что интересует современного ребенка.

К сожалению, в практике нередко встречается и такой подход к развитию дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, когда в школе создается некий "образцово-показательный" коллектив (школьный театр, музыкальный ансамбль, спортивная команда и т.д.), который является основной заботой администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для руководителей школы - это возможность успешно отчитаться за "хорошую" организацию учебно-воспитательной деятельности, не прилагая усилий к созданию полноценной системы дополнительного образования детей. В этом случае "элитный" детский коллектив начинает жить своей обособленной жизнью" интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными, посредственными, что далеко от реальности.

Подобные недостатки необходимо учитывать при решении организационных проблем.

Кадровые условия - это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования. Успех развития системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать "свежие силы", новых людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Недопустимо отношение к руководителям творческих объединений по интересам как "второстепенным" членам педагогического коллектива.

Директор, его заместитель по дополнительному образованию и по научно-методической работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ.

Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе.

Программно-методические условия

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

  1. ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  2. формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  3. обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые • недостаточно представлены в основном образовании;
  4. развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  5. обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  6. реализация единства образовательного процесса.

В чём заключаются особенности подхода к организации внеурочной деятельности в Стандарте 2009?

- Направления внеурочной деятельности определяются ценностно-целевыми ориентирами образовательной программы.

- За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию.

Направления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Духовно-нравственное

2

2

2

2

8

Социальное

1

1

1

1

4

Общеинтеллектуальное

2

2

2

2

8

Общекультурное

2

2

2

2

8

Итого

10

10

10

10

40

Типы организационных моделей внеурочной деятельности

(Новикова И.А., к.п.н., доцент АКИПКРО)

  1. межшкольная модель, предполагающая объединение различных ресурсов: кадровых, материально-технических и др. двух и более образовательных учреждений для полноценной организации внеурочной деятельности обучающихся;
  2. интегративная модель, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся во взаимодействии с другими учреждениями (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  3. интромодель, предполагающая ориентированность на внутренние ресурсы образовательного учреждения при проектировании и реализации внеурочной деятельности обучающихся;
  4. информационная модель, ориентированная на использование цифровых, информационно-коммуникативных технологий: медиаконструктор, видео-, аудиоряд, электронных учебно-методических, методических пособий и др., Интернет-ресурсов при реализации внеурочной деятельности обучающихся; 
  5. межведомственная модель, предполагающая взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты населения, дополнительного образования детей, правоохранительными органами, традиционными российскими религиозными объединениями и др.;
  6. полисубъектная модель, направленная на сотрудничество между субъектами воспитания, ориентированными на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей: семья, школа, различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и т.д.

Модель  дополнительного  образования.  

Реализация  внеурочной  деятельности  на  основе  модели  дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное  учреждение  в  рамках  соответствующих  государственных (муниципальных)  заданий,  формируемых  учредителем,  может  использовать возможности  образовательных  учреждений  дополнительного  образования  детей, организаций культуры и спорта. Данная  модель  предполагает  создание  общего  программно-методического пространства  внеурочной  деятельности  и  дополнительного  образования  детей, осуществление  перехода  от  управления  образовательными  учреждениями  к управлению образовательными программами.  Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной  и  академической  мобильности  детей.  Преимущества  модели заключаются  в  предоставлении  широкого  выбора  для  ребенка  на  основе  спектра направлений  детских  объединений  по  интересам,  возможности  свободного самоопределения  и  самореализации  ребенка,  привлечении  к  осуществлению внеурочной  деятельности  квалифицированных  специалистов,  а  также  практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является  реализация  внеурочной  деятельности  преимущественно  воспитателями групп продленного дня. Данную модель характеризует: создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств; содержательное  единство  учебного,  воспитательного,  развивающего процессов  в  рамках  воспитательной  системы  и  основной  образовательной программы образовательного учреждения; создание  здоровьесберегающей  среды,  обеспечивающей  соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию  образовательного  процесса,  оптимизацию  двигательной  активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание  условий  для  самовыражения,  самореализации  и  самоорганизации детей,  с  активной  поддержкой  детских  общественных  объединений  и  органов ученического самоуправления; построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; опора  на  интеграцию  основных  и  дополнительных  образовательных программ. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной  реализации  образовательного  процесса  в  течение  всего  дня,  включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная  модель.  Модель  внеурочной  деятельности  на  основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что  в  ее  реализации  принимают  участие  все  педагогические  работники  данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог,  учитель-логопед,  воспитатель,  старший  вожатый,  тьютор  и другие).

В  этом  случае  координирующую  роль  выполняет,  как  правило,  классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует  с  педагогическими  работниками,  а  также  учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует  в  классе  образовательный  процесс,  оптимальный  для  развития положительного  потенциала  личности  обучающихся  в  рамках  деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов  на  внеурочную  деятельность,  создании  единого  образовательного  и методического  пространства  в  образовательном  учреждении,  содержательном  и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная  модель.  Инновационно-образовательная модель  опирается  на  деятельность  инновационной  (экспериментальной,  пилотной, внедренческой)  площадки  федерального,  регионального,  муниципального  или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В  рамках  этой  модели  проходит  разработка,  апробация,  внедрение  новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная  модель  предполагает  тесное  взаимодействие общеобразовательного  учреждения  с  учреждениями  дополнительного профессионального  педагогического  образования,  учреждениями  высшего профессионального  образования,  научными  организациями,  муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. В  рамках  проектирования  взаимодействия  учреждений  общего  и дополнительного  образования  детей  в  условиях  введения  и  реализации федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего образования  можно  предложить  вариативную  модель  этого  взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы  (и  в  случае  необходимости  корректировалась)  исходя  из  реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В  качестве  первой  составляющей  может  выступать  «узловая»  модель,  когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для  обучающихся  нескольких  общеобразовательных  учреждений,  которые «аккумулируются»  в  УДОД.  Данный  вариант  взаимодействия  может  быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию  в  одном  общеобразовательном  учреждении,  не  превышает нескольких  человек  и,  поэтому,  создание  малочисленных  учебных  групп  на  2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая  составляющая  вариативной  модели  также  является  традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования  посещают  кружки,  секции,  клубы  по  интересам  и  т.д.  учреждений дополнительного  образования  детей,  действующие  на  базе  этого общеобразовательного  учреждения.  Дальнейшее  развитие  этой  модели  в  случае большого  количества  обучающихся  приводит  к  открытию  на  базе  учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Третья  составляющая  вариативной  модели  взаимодействия  –  это  модель  с использованием  стажировочной  площадки  на  базе  учреждения  дополнительного образования  детей.  В  этом  случае  УДОД  –  это  своеобразный  организационно-методический  центр  и  базовое  учреждение  для  повышения  квалификации  для педагогов системы общего образования.

В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей  лицензии  у  УДОД)  является  учреждение  дополнительного профессионального  образования,  например,  институт  повышения  квалификации  и переподготовки работников образования (ИПКиПРО), с которым согласуется план мероприятий  по  повышению  квалификации  и  которое  осуществляет  научно-методическую  поддержку  создания  и  функционирования  самой  стажировочной площадки.  

Данная  модель  может  быть  наиболее  перспективной  в  условиях ограниченности ресурсов учреждений дополнительного образования детей.

Во  всех  случаях  взаимодействия  учреждений  общего  и  дополнительного образования  детей  должно  быть  создано  общее  программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Модульный подход к организации внеучебной деятельности сельских школьников

Сельский образ жизни имеет свою специфику, который заключается в пространственной ограниченности среды, ее статичности и однообразии; в ограниченном доступе к культурным и образовательным услугам. Для сельского образа жизни характерна замкнутая социальная общность людей, территориальная и психологическая близость жителей села, дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений.

В сельском регионе, в отличие от городского, значительно уже  информационное, образовательное пространство и пространство необходимых в юношеском возрасте проб, социальных и профессиональных ролей, определяющих адекватность личностных и профессиональных выборов. Специфика современного образования на селе заключается в том, что, с одной стороны, сельская школа должна дать знания для жизни и работы в агросоциуме, с другой - современное образование в контексте мировых и отечественных тенденций в образовании с целью полноценного вхождения учащихся в реальный мир информационного общества.

В небольших сельских школах, там, где нет поблизости внешкольных учреждений, максимально используются возможности кабинетов, актовый и спортивный залы. Здесь широко привлекают родителей, оказывающих помощь школе своими техническими средствами (киноаппаратурой, радиоприемниками и магнитофонами). Учащихся этих школ привлекают к заочным формам участия в различных играх, конкурсах, олимпиадах, организуемых внешкольными учреждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование программы внеурочной деятельности ФГОС

Проектирование программы внеурочной деятельности по новым стандартам...

Проектирование программы внеурочной деятельности по ФГОС

Проектирование программы внеурочной деятельности по ФГОС...

Разработка модели внеурочной деятельности во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС НОО (оптимизационная)

Существует несколько моделей внеурочной деятельности, а в данной проектной работе разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Обозначена цель, ожидаемые ре...

Модель взаимодействия МАОУ ДО «ЦДОД» и общеобразовательных учреждений в рамках реализации ФГОС в части внеурочной деятельности

Базисный учебный план по введению и реализации ФГОС определяет состав не только учебных предметов, но и направлений внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня (т.е.,  каждый р...

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...