Конспект внеурочного занятия на тему « Особенности питания птиц зимой» в 4 классе
план-конспект занятия (4 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Конспект внеурочного занятия на тему « Особенности питания птиц зимой» в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Особенности питания птиц зимой»

Цель:

• Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».

Задачи:

• Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

• Вызвать желание помочь зимующим птицам

• Учить замечать характерные особенности строения птиц.

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня мы совершим невероятное путешествие в лес, при этом не выходя из кабинета. А теперь садитесь. Пока мы туда добираемся, я расскажу вам сказку. (слайд 2)

  1. Основной этап

- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым, ровным слоем покрывает снег землю. Поля и поляны теперь – как гладкие чистые страницы гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется:”Здесь был такой-то”.

Днём идёт снег. Кончится – страницы опять чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

- А кто был? Что делал? (слайд 3)

- Все верно.
Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

- А теперь давайте проведем небольшой опрос, чтобы узнать насколько хорошо вы знаете птиц. Я говорю утверждение и если оно относится к птицам - вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете.

  • Тело покрыто шерстью.
  • Тело покрыто перьями
  • Есть зубы
  • Есть клюв
  • Отыскивают птицу с помощью клюва и лап
  • Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
  • Перья на хвосте отличаются особой длиной
  • Эти животные летают ,
  • плавают ,
  • издают звуки ,
  • бегают ,
  • зимуют с нами,
  • улетают зимой в теплые края.

- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.

Верно. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек. Кто знает, что это за птицы? (слайд 4)

Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Почему многие птицы улетают в тёплые края?

- Кто знает, как называются эти птицы?

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

- Посмотрите не экран. Давайте назовем зимующих птиц (слайд 5)

- А сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете зимующих птиц. Я буду загадывать вам загадки, а вы отвечать
( Слайд 6)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)

Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок (Воробей)

Слайд 6

В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ... (Дятел)

Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)

Птица серая живёт.

Никогда гнезда не вьет.

В чужих семьях вырастает.

Годы жизни предрекает (Кукушка)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)

  1. Физминутка

- Вижу, вы немного устали. Давайте встанем и немного разомнемся. (слайд 8)

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

  1. Основная часть

Что для птиц страшнее: холод или голод?

- Может ли человек как-то помочь птицам пережить зимние холода?

- Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме?.

- А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?

- И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они

- Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (слайд 10) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

- Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

- А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Как они это делают, покажите? Зачем же птичке это нужно?

- Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.

- Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

- Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким?

- Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде.

- Ребята, а как вы думаете чем питаются зимой птицы?

- Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало

- Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины

Вороны питаются очистками, остатками пищи.
(слад11)
Посмотрите на картинку и скажите, чем можно кормить птиц, а чем нет.

-Ребята, посмотрите внимательно! За веточкой кто-то спрятался! Сможете угадать кто это? Как вы это узнали? (слайды 12 – 17)

Ребята, а какие приметы про птиц вы знаете?

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Если птицы жмутся к домам – к снегу, ненастью; играют – к ветру; весело поют – к хорошей погоде; вечером кормятся дольше обычного – к морозу.

  1. Итог занятия

- Наш урок подошел к концу. Послушайте пожалуйста стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А какие ещё советы могли дать друг другу птицы и люди?

- Узнали ли вы что-то новое?
- Вам понравилось занятие?
- Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПТИЦЫ»

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПТИЦЫ»...

План-конспект внеурочного занятия по теме "Здоровое питание"

Представленный материал содержит план-конспект для проведения внеурочного занятия по  теме "Здоровое питание" в 3 классе....

Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании". Тема "Хорошо пройдёт обед, соблюдая этикет"

В материале содержится конспект и наглядные материалы по данной теме....

Конспект внеурочного занятия на тему "Правила движения достойны уважения", 3 класс

Цели и задачи: вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осо...

Конспект внеурочного занятия на тему «В оба глаза смотреть» - 1 класс

Название курса: «Умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: общеинтелектуальноеКласс / возраст детей: 1-3 класс, 7 лет Тема: Занятие 5 «В оба глаза смотреть»Цель: ...

Конспект внеурочного занятия на тему «Глазам своим не верить» - 1 класс

Название курса: «Умники и умницы»Направленность внеурочной деятельности: общеинтелектуальноеКласс / возраст детей: 1-3 класс, 7 летТема: Занятие 7 «Глазам своим не верить»Цель:...

Конспект внеурочного занятия на тему "Правила движения достойны уважения", 3 класс

Цели и задачи: вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; способствовать овладению правилами дорожного движения и знаниями дорожных знаков; воспитывать внимание, навыки осо...