"Май весну провожает..."
план-конспект занятия (4 класс)

Сошникова Наталия Леонидовна

Занятие по окружающему миру. Формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Воспитатель: Сошникова Наталия Леонидовна

Тема: «Май весну провожает…»

Форма проведения: тематическое занятие.

Направление внеурочного занятия: 

Цель: формирование представлений у детей о характерных признаках мая, приметах весны.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о весенних явлениях в мае.

Развивающие: способствовать интеллектуальному развитию школьников путем формирования основ экологических знаний и представлений.

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: презентация, кроссворд, поговорки в конверте.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (фронтальная работа)

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы поговорим на очень интересную тему и я, надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

II. Сообщение темы и цели.

(Проблемная ситуация)

- Ребята, послушайте, пожалуйста стихотворение С.Я. Маршака

1 слайд

Май

Я пройдусь по лесам, много птичек есть там.
Все порхают, поют, гнезда теплые вьют.
Побываю в лесу, там я пчелок найду,
И шумят, и жужжат, и работать спешат.
Я пройдусь по лугам, мотылечки есть там,
Как красивы они в эти майские дни!

О чем это стихотворение?

1. Определение темы и задач (фронтальная форма работы)

- Кто же догадался, какова тема нашего занятия?

 2 слайд

-Какие задачи мы поставим перед собой?
- Правильно сегодня мы поговорим о последнем весеннем месяце мае.

  1. Основная часть:

1. Рассказ воспитателя о месяце мае. (фронтальная форма работы)

3слайд

   Май – цветущий месяц весны, самая красивая и радостная пора. Весеннее солнце ласково греет землю. Все живое спешит воспользоваться теплом и светом. С каждым днем заметно поднимается озимь, зеленая травка, прорастают опавшие осенью семена, появляется больше цветущих растений. Древнерусское название мая – травень, а современное получено от римского слова «майус», данного в честь богини природы Майи.

4 слайд

Интересные приметы про май

Не очень-то жаловали месяц май наши предки. Они были крайне наблюдательны и отмечали все-все изменения. Эти изменения нашли свое отражение в майских приметах.

  • Кукушка стала куковать — морозу больше не бывать.
  • Много майских жуков – к засухе.
  • Холодный май предвещает много сена.
  • В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
  • Сухой и теплый май предвещает плодородие.
  • Поздний расцвет рябины — к поздней осени.
  • Коли в мае дождь, будет и рожь.
  • Первый весенний гром — к наступлению тепла.

   2. Беседа о весенних изменениях в природе. (фронтальная форма работы)

   Ребята, расскажите, пожалуйста какие изменения происходят в природе в последний весенний месяц.

   Первыми зеленеют бузина и тополь, затем черемуха, ольха, лещина, желтая акация. В мае начинают зацветать береза, осина, дуб, клен и рябина.

5 слайд

Задание 1: найти на слайде перечисленные деревья.

   Земля покрывается ковром нежной травы. В низких, сырых местах зацветает калужница болотная (курослепа). В лесу цветут перелески благородные, ветреницы, фиалки. В мае зацветает один из лучших цветов-медоносов – медуница.

   Над весенними цветами уже летают бабочки, жужжат шмели, пчелы и осы.

6 слайд

Задание 2: найти на слайде перечисленные цветы.

Задание 3: расшифруй фразу

7 слайд

     В мае возвращаются с зимовки мухоловки, пеночки, кукушки, соловьи, славки и другие птицы.    В народе май называют "песенником".    Если вы хотите послушать пение птиц – идите в лес. Пернатые артисты поют там в любое время дня и ночи. Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец - соловей. В народе говорят: "Малая птичка соловей, а май знает". Соловьи любят строить гнезда в зеленых зарослях черемухи, ивы возле рек и ручьев, в оврагах. Кукует в лесу кукушка, звенят зяблики, свистит иволга.

   Давайте представим, что мы гуляем по весеннему лесу, послушаем и попробуем отгадать голоса птиц (дети слушают аудиозапись  с голосами птиц и отгадывают кому они принадлежат).

8 слайд

Физминутка:

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» (с хлопками и движениями ног)

Дятел сел на толстый сук,

Тук да тук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг,

Тук да тук, тук да тук.

Телеграммы срочно шлет,

Туки – туки - тук,

Что весна уже идет,

Туки – туки - тук,

Что растаял снег вокруг,

Туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг,

Туки - тук, туки - тук,

Дятел зиму зимовал,

Тук да тук, тук да тук.

В жарких странах не бывал,

Тук да тук, тук да тук.

И понятно, почему

Скучно дятлу одному!

Туки – туки – тук.

Задание 4: разгадать кроссворд «Перелетные птицы» (командная работа)

Пословицы и поговорки про май для детей

Поговорки очень четко отражают представления людей о природе, погоде и различных событиях в мае.

Задание 4: правильно составить поговорки (парная работа)

9 слайд

  • Пусть уж лучше май холодный, но зато год хлебородный.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Май холодный — год голодный.
  • Пришел май — только успевай да не зевай.
  • Май леса принаряжает, лето в гости ожидает.
  • Одна майская роса коням лучше овса.

       

   Вода в реках, озёрах и прудах прогревается, и болотные «Певцы» - лягушки громко квакают, поют «свадебные песни». У зверей продолжается линька, мех становится короче и его цвет больше подходит к весенне – летней окраске леса.

 У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши.

   Игра: «Стоп! Мячик, остановись».

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает мяч ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает мяч следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.

Задание 5: отгадать загадки про животных

10, 11, 12, 13, 14, 15 слайды

       Зимой белый, летом – серый. (Заяц)

  На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

 За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь.)

 

    Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки не одной.
                                (Ёж)

   

    Кто с высоких тёмных сосен
   В ребятишек шишку бросил?
   И в кусты через пенёк
   Промелькнул, как огонёк?

                                         (Белка)

   В мае, в хорошую погоду, люди очень любят выезжать на природу отдыхать. Вспомните, пожалуйста, какие запрещающие знаки можно увидеть при входе в лес, на поляне, у водоемов. 

Задание 6: нарисовать запрещающие знаки

VI. Рефлексия

О каком месяце мы сегодня беседовали? Что нового вы узнали? Что было наиболее интересно?

Ребята. Давайте сделаем небольшую цветочную полянку. Оценим наше занятие: красный – понравилось, розовый-  не очень, голубой - не понравилось. Бумажные цветы прикрепляем на доску.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Последний звонок. 1 класс провожает 11 класс.(стихи).

Праздник Последнего звонка. Выступление первоклассников перед одиннадцатиклассниками....

интегрированный урок по теме «Shrovetide (Масленица). Как на Руси провожали зиму и встречали весну»

Урок по теме «Shrovetide(Масленица). Как на Руси провожали зиму и встречали весну» в 3 классе является уроком усвоения новых знаний. Дети знакомятся с традициями проводов зимы и встречи весны в рамках...

Сценарий семейного праздника "Зиму провожаем, Весну - Красну встречаем"

Семейный праздник с блинами, пирогами, горячим чаем. Проводится на улице. Дети сами лепят чучело Зимы, наряжают его и пытаются разрушить.Здравствуйте, ребята дорогие,        ...

"Мы Зиму провожаем, Весну - красну встречаем!"

Познакомить детей с русскими народными традициями и праздниками. Приобщить к духовным ценностям наших предков. ...

Сценарий спортивного праздника для младших школьников "Зиму провожаем,весну-красну встречаем"

К эстафете нужно сформировать 4 команды из 8 человек. Все дети должны иметь спортивную форму одежды. Целями данного мероприятия являются: Пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам....