Классный час "Как не потерять человека в эпоху искусственного интеллекта"
классный час (4 класс)

Амочаева Марина Сергеевна

В современном мире компьютеры во многом заменяют человека – появляются роботы-пылесосы, роботы-доставщики еды, чат-боты в социальных сетях и др. Во время пандемии Covid-19 в 2020 году даже обучение стало цифровым, учителя превратились в «говорящие головы» на экранах мобильных телефонов и компьютеров. В таком мире важно не забывать о том, что как бы далеко вперёд ни шли цифровые технологии, нельзя забывать о самом важном: человеку нужен человек. Человек – социальное существо, и ему необходимо поддерживать социальные связи с такими же людьми, а не роботами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ii_4.docx360.62 КБ
PDF icon ii4.pdf800.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа № 220 Калининского района Санкт-Петербурга

Духовное и нравственное воспитание

Как не потерять человека в мире искусственного интеллекта

 

Автор: Амочаева Марина Сергеевна

2022 год

  1. Пояснительная записка
  1. Тематическое направление

Выбранное тематическое направление методической разработки - духовное и нравственное воспитание.

  1. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

В современном мире компьютеры во многом заменяют человека – появляются роботы-пылесосы, роботы-доставщики еды, чат-боты в социальных сетях и др. Во время пандемии Covid-19 в 2020 году даже обучение стало цифровым, учителя превратились в «говорящие головы» на экранах мобильных телефонов и компьютеров. В таком мире важно не забывать о том, что как бы далеко вперёд ни шли цифровые технологии, нельзя забывать о самом важном: человеку нужен человек. Человек – социальное существо, и ему необходимо поддерживать социальные связи с такими же людьми, а не роботами.

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Данный классный час я проводила с учениками 4 класса (10–11 лет), но эту тему можно поднимать и с обучающимися более старшего возраста 5-7 класса (11-14 лет).

  1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Конечно, классный час на подобную тематику не может проводиться отдельно, независимо от других. Поэтому тема, поднятая на этом классном часе может развиваться дальше, наслаивая на себя и другие темы по общению между людьми: правила культурного и вежливого общения, способы установки социальных связей, примеры общения между людьми в различных ситуациях.

  1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Целью классного часа является создание условий для формирования у обучающихся понятия «общение», «общество», понимания роли «живого» общения в жизни человека.

Задачи воспитательного мероприятия:

  • Знакомство с понятием «искусственный интеллект», его ролью в жизни человека;
  • Работа с понятием «общение», «общество»;
  • Составление базы слов по теме «общение».

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Личностные:

  • Признание индивидуальности каждого человека;
  • Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

Метапредметные:

  • Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению, делать выводы;
  • С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • Анализировать и создавать текстовую и графическую информацию в соответствии с учебной задачей.
  1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Воспитательное мероприятие проходит в форме классного часа с использованием различных технологий.

  1. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов

На воспитательном мероприятии используется технология сторителлинга, а также квест. Большая часть мероприятия отдана под диалог педагога с детьми и детей с детьми. Кроме этого, используется приём «Облако слов» для анализа и сбора информации по теме «общение».

  1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.

Мероприятие проводит 1 педагог, которому необходимо ознакомиться с технологией сторителлинга и квестом. Для воспроизведения презентации понадобится компьютер и интерактивная доска или проектор.

  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Перед использованием данной методической разработки, педагогу необходимо спланировать несколько воспитательных мероприятий, которые продолжат тему общения.

Для наиболее эффектного проведения данного мероприятия, педагогу нужно будет подготовить рассказ о герое Геннадии, так как «чтение по бумажке» неприемлемо для технологии сторителлинга.

Возможно, у педагога появятся идеи создания в учебном кабинете атмосферы будущего.

  1. Основная часть
  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Перед проведением данного мероприятия педагогу необходимо подготовить:

  • Технические средства (компьютер, интерактивная доска или проектор), проверить работу презентации к мероприятию (все ли ссылки рабочие и отправляют на тот слайд, который нужно)
  • Шаблон облаков слов для обучающихся (см. иллюстрацию 1);
  • 5 сердец, вырезанных из картона и помещенных на доску, символизирующие жизни персонажей квеста;
  • Подумать над созданием атмосферы будущего в учебном кабинете (футуристическая музыка, приглушенный свет, непривычная постановка парт и т.п.).

Создать комикс мем "шаблон облака, облака для вырезания из бумаги шаблоны,  облако раскраска" - Комиксы - Meme-arsenal.com

Иллюстрация 1. Шаблон облака слов

Обучающимся на мероприятии понадобятся цветные ручки, фломастеры и цветные карандаши.

  1. Описание проведения воспитательного мероприятия

Мероприятие начинается со слов учителя.

1 слайд. Шёл 2752 год. Мир будущего. Появились летающие автомобили, автобусы, новые дома интересных форм.

Но этим миром уже несколько сотен лет правит искусственный интеллект. Люди проводят сове время в своих индивидуальных капсулах, не выходят на улицу, не общаются с соседями, не имеют никаких социальных связей. У каждого человека есть свой виртуальный собеседник, искусственно созданный на основе алгоритмов подбора партнера по характеру для каждого человека на планете.

2 слайд. Геннадий, как и множество других людей, проводит время в своей капсуле. Но однажды ему приходит странная посылка. Открыв ее, Геннадий увидел книгу. Книги в этом мире давно стали электронными и увидеть «живую», печатную книгу для Геннадия было настоящим потрясением. Он решает открыть и прочитать её.

Но этот выбор зависит от вас.

Обучающимся предстоит сделать первый выбор в квесте – будет Геннадий читать книгу сейчас, или прочитает её ночью. После выбора учитель нажимает на соответствующие слова на слайде («Прочитать сейчас» или «Прочитать ночью»). Выбор «Прочитать сейчас» неверный и влечёт за собой объяснение учителя.

Искусственный интеллект, управляющий миром, через виртуального собеседника Геннадия заметил, что тот читает печатную книгу. Хранение, распространение и чтение печатных книг запрещено в современном мире. За это Геннадию арестовали, а вы потеряли одну жизнь.

Если выбор учеников неверный, они получают возможность переиграть ситуацию, для этого учитель на слайде неверного выбора нажимает на слова «Вас обнаружили», после чего открывается слайд выбора.

Верным выбором в данном случае является выбор «Прочитать ночью». Учитель продолжает рассказ.

3 слайд. Во тьме своей крохотной капсулы Геннадий пытается прочесть книгу, поглядывая на виртуального помощника. Нельзя, чтобы его заметили.  В ней содержатся интересные факты о том, как разговаривать с людьми, как строить отношения и как это прекрасно – уметь общаться.

Геннадий понимает, что современный мир лишил их возможности быть людьми с другими людьми и решает изменить мир. Но в одиночку он не сможет справиться.

Ходят слухи, что в городе поселились две банды разбойников. Нарушающих общественный порядок. Они не сидят в своих капсулах, они не слушают виртуального помощника. Геннадий решает связаться с одной из команд.

Для перехода на слайд команд необходимо нажать на рисунок на слайде верного выбора или стрелку «вправо».

Учитель предлагает обучающимися ознакомиться с командами и выбрать ту, которая, на их взгляд, поможет Геннадию в борьбе с искусственным интеллектом.

Для просмотра умений команды необходимо нажать на её участников. Чтобы вернуться со слайда выбора команды, необходимо повторно нажать на её участников.

После выбора команды учитель продолжает рассказ.

Геннадий смог тайно выбраться из своей капсулы на встречу с командой. Команда рассказала ему, что им необходимо найти базу, с которой будет доступ к коду главного компьютера. Отключив главный компьютер, они отключат главный искусственный интеллект и виртуальных помощников. Однако поиск базы займет какое-то время.

Дальше поиск базы зависит от выбора той или иной команды. Чтобы выбрать базу необходимо нажать на название команды внизу слайда.

Команда смельчаков

Команда храбрецов

Команда смельчаков находит базу, но при поиске теряет одного своего напарника.

Команда храбрецов уже имеет в своём арсенале несколько баз, самыми подходящими из них являются база в канализации и база в подвале дома. Необходимо только выбрать одну из них.

Учитель снова предлагает сделать выбор и объясняет его. Для выбора той или иной базы необходимо нажать на их название. Выбор базы в канализации удачный, при выборе базы в подвале дома игроки теряют одну жизнь.

База в подвале дома оказалась слишком доступной для алгоритмов искусственного интеллекта. К сожалению, всю команду поймали и арестовали. Вы теряете одну жизнь.

База в канализации идеально подходит для целей команды. Она находится достаточно глубоко, чтобы алгоритмы виртуальных помощников и искусственного интеллекта обнаружили её

Теперь база найдена. Необходимо приступать к взлому главного компьютера. Но его охраняет надёжный защитник, этот код надо взломать.

Учитель нажимает на иллюстрацию базы и переходит на 10 слайд. После чтения слов Геннадия учитель нажимает на системный блок и переходит на слайд 11.

Чтобы взломать код защитника главного компьютера, необходимо прочитать слова в облаке слов и найти то, что объединяет все эти слова.

Прочитайте слова в облаке слов. Как вы думаете, что связывает все эти слова? У вас есть возможность найти ответ вместе, ведь книга Геннадия нам с вами знакома.

 У учеников есть возможность посовещаться. Если первый ответ учеников неверный, учитель нажимает на слова «Чтобы получить доступ к коду главного компьютера…» и переходит на страницу неудачи. Игроки теряют 1 жизнь.

После первой проигрышной попытки учитель задаёт наводящие вопросы, помогает выйти на верный ответ. Верный ответ – интеллект.

Чтобы перейти на следующий слайд, необходимо нажать на облако слов.

Команду ожидает успех. Удалось уничтожить код защиты и теперь у нас есть доступ к коду главного компьютера. Однако взломать и уничтожить его будет не так легко.

После нескольких часов раздумий Геннадий обращает внимание на свою книгу. Возможно, в ней есть нужные подсказки.

Здесь учитель начинает строить диалог, по которому обучающиеся выводят роль человеческого общения в жизни. Во время диалога ученики заполняют свои облака слов ключевыми словами по теме «общение» (на их взгляд). Эти слова и станут в дальнейшем паролем для взлома кода главного компьютера.

Взломать код не так просто, как кажется на первый взгляд. Сейчас вам пригодятся ваши облака слов. Оформить их вы можете полностью по своему вкусу, но записать туда необходимо слова которые вы считаете особо важными по той теме, о которой мы сегодня говорим.

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете, что такое общение? Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.

Как люди могут общаться между собой? (слова, т.е. речь, знаки и символы, например, смайлики, жесты, мимика и т.п.) С помощью каких способов общения можно передать разные чувства: радость, злость, огорчение и др.? Можно ли общаться только с помощью монотонной речи? Речь неотделима от интонации – сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации.

Может ли общение навредить? В каком случае? Как нужно общаться, чтобы быть приятным собеседником, чтобы другим людям хотелось общаться с вами? Какими качествами нужно обладать? Как вы думаете, нужно ли тренировать искусство общения?

Могут ли слова обидеть? Почему? Как избежать такой ситуации?

После обсуждения различных ситуаций учитель предлагает взломать главный компьютер. Для этого на слайде 13 необходимо нажать на слова «Рассмотрим книгу». Презентация переходит на слайд ввода данных.

Давайте попробуем ввести данные и подведём итоги нашего исследования. Для этого прикрепите ваши облачка к доске и прочитайте слова на них. Можете ли вы поделиться с Геннадием информацией, изученной в «книге»? Что стало для вас самих открытием?

А знаете ли вы, кто составил эту книгу по общению, которая попалась к Геннадию? Вы. Вы составили эту книгу сегодня, она попала в будущее в руки Геннадия и спасла их мир.

Учитель переключает на слайд 15 и заканчивает рассказ.

Шёл 2752 год. Мир будущего. Появились летающие автомобили, автобусы, новые дома интересных форм.  

Люди общаются друг с другом, строят отношения, но конечно, искусственный интеллект стал их жизни, но не смог захватить их разум.

Закончить это занятие хочется словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Классный час "Культура мира Человек среди людей"

Цели:познакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие;           показать значимость образования в формировании у учеников...

" Искусственный интеллект"

Материал поможет детям понять отличия робота от искусственного интеллекта....

Введение в искусственный интеллект для младших школьников

В статье рассматриваются подходы к первому знакомству с нейронными сетями и искусственным интеллектом младших школьников. ...

Конспект урока в 3 классе "Искусственный интеллект"

Данный конспект содержит в приложении презентацию. Ссылка на презентацию находится в документе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Искусственный интеллект»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Искусственный интеллект»...