Рабочая программа внеурочной познавательно деятельности «Там, на неведомых дорожках» (68 ч)
рабочая программа (3 класс)
Программа общеинтеллектуального направления развития личности предусматривает достижение трех уровней результатов. Содержание курса внеурочной деятельности состоит из модулей: познавательные процессы, исследовательские умения, коллективное творчество, наблюдения, опыты и эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tam_na_nevedomyh_dorozhkah.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: | УТВЕРЖДЕНО: |
Педагогический совет МБОУ «Школа № 25» | Директор МБОУ «Школа № 25» Коток В. А. |
Протокол № 1 | Приказ № 215 |
от 29 августа 2022 г. | от 29 августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Там, на неведомых дорожках»
(игровая деятельность)
Класс(ы) 3 Б, В, Г
Срок реализации 1 год
Направление развития личности
Общеинтеллектуальное
Составитель:
Муштуренкова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов
|
2022
Рабочая программа внеурочной познавательно деятельности
«Там, на неведомых дорожках» (68 ч)
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения курса учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные результаты
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- воспитывать чувства справедливости, ответственности;
- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения.
Познавательные УУД:
∙ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
∙ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
∙ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
∙ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
∙ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
∙ вычитывать все уровни текстовой информации;
∙ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет приме- нять изученные способы, аргументиро- вать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
2. Содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
2.1.Содержание учебных занятий
Модуль I «Познавательные процессы» (43 ч)
«Стартовый» уровень (8 ч)
Занятие 1. Тема: Включи память!
Цель: создать условия для знакомства детей в группе; развивать память, внимание, наблюдательность.
Содержание: Знакомство. Совместный рисунок (на доске или асфальте). Игра «Мяч». Игра «Птица – зверь – рыба». Игра «Запретное движение». Форма занятия: тренинг
Занятие 2. Тема: Секрет порядка.
Цель: развивать конвергентное мышление; приучать к стандартным мыслительным операциям.
Содержание: Корректурная проба. Исключение 3-го лишнего. Угадать животное по его признакам. Последовательные картинки. Игра «Запомни порядок». Форма занятия: тренинг
Занятие 3. Тема: Стань лучшим!
Цель: совершенствовать способность творчески и самостоятельно мыслить; развивать пространственную ориентацию; расширять словарный запас.
Содержание: Корректурная проба. Перечисли объекты с заданным признаком. Решение задач со спичками. Игра «Футболист». Игра «Монолог картошки». Пятна Роршаха (разноцветные кляксы). Игра «Сложи узор». Форма занятия: интеллектуальный конкурс
Занятие 4. Тема: В гости к пчёлам.
Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание, мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные качества (действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других).
Содержание: Пословицы и поговорки о труде. Рисование пчелы цветами. Рисуем по кругу одним карандашом (общий рисунок). Игра «Рамки и вкладыши». Игра «Ручеёк». Форма занятия: продуктивная игра.
Занятие 5. Тема: Полцарства за ковёр!
Цель: развивать произвольное внимание, память; развивать коммуникативные способности.
Содержание: Что изменилось? Дорисовать узор. Найди отличия. Пересказ по кругу. Игра «Заколдованные». Игра «Сложи узор». Форма занятия: игровой тренинг.
Занятие 6. Тема: Следопыты на месте не сидят!
Цель: развивать воображение, восприятие, наблюдательность; обучать расслаблению и раскованности.
Содержание: Что изображено на картине? Игра «Слушай команду». Игра «Кляксы». Игра «Скучно, скучно так сидеть». Игра «Жук на полянке». Игра «Слова и цвета». Игра «Запоминайка». Форма занятия: продуктивная игра
Занятие 7. Тема: Шпионы опять шпионят.
Цель: развивать тактильную память, внимательность, наблюдательность; расширять словарный запас.
Содержание: Закончи предложение. Что в свёртке. Игра «Конспиратор». Игра «Гомеостат». Игра «Тактильный образ». Форма занятия: игровой тренинг.
Занятие 8. Тема: К настоящим волшебникам!
Цель: развивать мыслительные ассоциативные связи, внимание, умение ориентироваться в пространстве.
Содержание: Город Двадцати Квадратов. На жуке с ветерком! Игра «Определения». Игра «Гомеостат». Игра «Кто что сделал?» Форма занятия: аукцион идей Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.
«Базовый» уровень (23 ч)
Занятия 1,2. Тема: Задания для агента 007.
Цель: совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти. Содержание: Жил-был кот… Передача воображаемого предмета. Живая фотография. Слова- невидимки. Корректурная проба. Игра «Слушай и исполняй». Форма занятия: тренинг.
Занятия 3, 4. Тема: Верни всё на свои места.
Цель: развивать конвергентное мышление, приучать к стандартным мыслительным операциям.
Содержание: Корректурная проба. Закончить ряд цифр. Исключение 4-го лишнего. Угадать предмет по его признакам. Установление отношений. Дедукция. Игра «Огоньки». Игра «Зеркало». Форма занятия: тренинг
Занятия 5,6. Тема: Раз словечко, два словечко.
Цель: развивать дивергентное мышление; развивать умение давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.
Содержание: Корректурная проба. Слова с заданной буквой. Дорисовать рисунок. Установление причинно-следственных связей. Слова рассыпались. Игра «Белый, чёрный не берите, «да» и «нет» не говорите». Форма занятия: тренинг
Занятия 7,8. Тема: Все в Цифропарк!
Цель: развивать восприятие, зрительный анализ, ориентирование в пространстве, расширять поле зрения.
Содержание: На жуке с ветерком! Помоги пчёлке собрать урожай. Собери Шалтая-Болтая. Игра «Фигурное лото». Игра «На прогулку в Цифропарк». Игра «Цвета». Форма занятия: игровой тренинг
Занятие 9. Тема: В стране Вымышляндии.
Цель: развивать способность фантазировать, креативно мыслить.
Содержание: Корректурная проба. Нарисовать увиденное. Закончить сказку «Колобок» иначе. На что похожи облака. Игра «Испорченный телефон». Игра «Рамки и вкладыши». Форма занятия: продуктивная игра
Занятие 10. Тема: Наколдуй себе сказку!
Цель: развивать память; развивать способность к воссозданию мысленных образов.
Содержание: Корректурная проба. Что такое пиктограмма? Наколдуй себе сказку! Как дружат слова. Игра «Форма предметов». Форма занятия: игровой тренинг
Занятия 11,12. Тема: Фокусы с числами и буквами.
Цель: совершенствовать концентрацию внимания и способность к произвольному (волевому) запоминанию.
Содержание: Магазин игрушек. Королевство без электричества. Сними с букв страшное проклятие! Фокусник, пиши! Игра «Пуговицы». Форма занятия: продуктивная игра
Занятие 13. Тема: Чёрные и белые.
Цель: развивать умение переключать и распределять внимание.
Содержание: Корректурная проба. Слова-невидимки. Раз, два, три, четыре, пять – букву я иду искать… Чёрные и белые. Соревнования по рисованию с препятствиями. Игра «Запретное движение». Форма занятия: интеллектуальный конкурс
Занятие 14. Тема: В стране Звуков и Цветов.
Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, внимание. Содержание: Перечислить возможные виды использования кирпича. Внутренний мультфильм. Рисовать своё настроение в цвете. Живая картина. Игра «Испорченный телефон». Форма занятия: игра-соревнование Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.
Занятие 15. Тема: Детективы, за работу!
Цель: увеличивать объём внимания и развивать быстроту реакции.
Содержание: Найди пропажу. Притворись шпионом. Развивай быстроту реакции (работа с числами). Живая картина. Игра «Что изменилось в круге?». Форма занятия: тренинг
Занятие 16. Тема: Фокусы-покусы. Цель: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; развивать восприятие; определять чувства и настроения других. Содержание: Корректурная проба. Зайчики из пальчиков. Волшебный дизайнер. Фокусы-покусы (аппликация). Приключения в лабиринте. Игра «Кляксы». Форма занятия: творческая мастерская
Занятие 17. Тема: Взялись за руки слова.
Цель: развивать слуховую, смысловую память.
Содержание: Корректурная проба. Воспроизведение 10 слов, 10 пар слов. Воспроизведение рассказа. Бабушка испекла… Один взгляд, и ключ найден! Игра «Составим сказку». Игра «Запомни своё место». Форма занятия: игровая эстафета
Занятие 18. Тема: Художник – на обеде. Мы – за него!
Цель: развивать образное мышление, внутренний план действий на образном материале.
Содержание: Корректурная проба. Поиграем в волшебные спички. Нарисуй по клеткам. Художник – на обеде. Мы – за него! Помоги кубику найти кубик. Игра «Возьми и передай». Форма занятия: тренинг
Занятие 19. Тема: Собери сокровища.
Цель: развивать словесно-логическое мышление, словесного анализа и синтеза; расширять словарный запас.
Содержание: Корректурная проба. Собери сокровища. Строим мостики между словами. Рассказ склеился. Читаем вверх тормашками. Игра «Определи игрушку». Форма занятия: лингвистическая мастерская
Занятие 20. Тема: Без чего не обойтись?
Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности на вербальном материале.
Содержание: Корректурная проба. Бег ассоциаций. Собери рюкзак в дорогу. Найди подходящее слово. Каверзные задачки для догадливых героев. Буквы, стройся в ряд! Игра «Части тела». Форма занятия: интеллектуальный марафон
Занятие 21. Тема: Мир интересностей. Найди свою.
Цель: развивать умение переходить от конкретного к абстрактному; развивать гибкость мышления, воображение.
Содержание: Корректурная проба. Буквы-закорючки скрючились и спрятались. Попробуй их прочитать. Секретный шифр. Задача для знатоков. Умельцы-словоделы за работой. Ребусы. Игра «Разговор обезьяны и крокодила». Форма занятия: интеллектуальная эстафета
Занятия 22-23. Тема: Сначала думай – потом говори! Цель: развивать смысловую догадку; развивать саморегуляцию и самоконтроль. Содержание: Спаси слова от Буквоежек! Освободи слова из темницы. Королевское внимание. Повторяем с умом. Капризное эхо. Можешь ли ты делать два дела сразу? Игра «Запретный номер». Форма занятия: интеллектуальное соревнование Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.
«Продвинутый» уровень (12 ч)
Занятие 1. Тема: Поймай шпиона.
Цель: совершенствовать внимание (концентрация) и ассоциативную память; развивать познавательные интересы, учебные мотивы.
Содержание: игра «Шифровальщики». Тесты «Корректурная проба», «Кольца Ландтольда». Игра «Фотограф». Форма занятия: тренинг
Занятие 2. Тема: Сокровища ума.
Цель: развивать вербально - логическое мышление, способность к классификации, абстрагированию.
Содержание: Грамматическая арифметика. Восстанови рассказ. Найди общее название. Игра «Два капитана». Форма занятия: аукцион идей.
Занятия 3,4. Тема: Миллион за правильное слово!
Цель: развивать способность к объединению отдельных частей в систему.
Содержание: Игра «Из двух слов составь одно». Вставь недостающее слово. Анаграммы. Игра «Невидимые слова». Форма занятия: продуктивная игра
Занятия 5,6. Тема: Один взгляд, и ключ найден!
Цель: развивать аналитическую познавательную способность на основе выявления логических закономерностей.
Содержание: Какой фигуры не хватает? Восстанови рисунок по коду. Игра «Колумбово яйцо». Тест Равена (прогрессивные матрицы Равена). Форма занятия: игровой тренинг
Занятие 7. Тема: Волшебный дизайнер.
Цель: развивать зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, образное мышление.
Содержание: Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении. Дорисуй вторую половину. Совместная история из предложений. Тест «Корректурная проба». Игра «Монолог портрета». Форма занятия: продуктивная игра
Занятия 8, 9. Тема: Стой, кто идёт? Отгадай пароль.
Цель: развивать вербально - логическое мышление, умение устанавливать связи между понятиями.
Содержание: Аналогия. Сделай равенство верным. Выбери два главных слова. Бег ассоциаций. Игра «Поиск аналогий». Форма занятия: интеллектуальный марафон
Занятие 10. Тема: Для любителей приключений.
Цель: развивать творческое мышление: показателей беглости, гибкости и оригинальности.
Содержание: Решение задач на спичках. Бег ассоциаций. Перечисли объекты с заданным признаком. Список названий для короткой истории. Игра «Тропинка». Игра в мяч. Форма занятия: интеллектуальная эстафета
Занятия 11,12. Тема: За работу, словоделы!
Цель: тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы. Развивать дивергентное мышление.
Содержание: Корректурная проба. Слова с заданной буквой. Составление предложений. Установление причинно-следственных связей. Дорисовать рисунок. Совместная история. Письмо. Форма занятия: групповой проект. Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.
Модуль II «Исследовательские умения» (7 ч)
Занятие 1. Тема: Что такое исследование
Цель: совершенствовать представление обучающихся о научном исследовании, пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое.
Содержание: Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Форма занятия: исследовательская лаборатория
Занятие 2. Тема: Наблюдение и наблюдательность
Цель: Познакомить с наблюдением как методом исследования. Изучить преимущества и недостатки наблюдения.
Содержание: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Форма занятия: ярмарка идей
Занятия 3.Тема: Острый глаз
Цель: Тренировать наблюдательность, восприятие, внимание
Содержание: Выполнить задания на тренировку и проверку внимания, восприятия, наблюдательности. Форма занятия: познавательная экскурсия
Занятие 4.Тема: Что такое эксперимент.
Цель: формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте. Провести эксперименты с реальными объектами.
Содержание: Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Форма занятия: эксперимент.
Занятие 5. Тема: Экспериментирование.
Цель: формировать представление о главном способе получения научной информации– эксперименте. Провести эксперименты с реальными объектами (продолжить работу).
Содержание: Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки — как модели людей, техники и др.). Форма занятия: эксперимент
Занятие 6. Тема: Гипотезы и провокационные идеи.
Цель: Познакомить с понятиями «гипотеза», «провокационные идеи» (нахождение сходства и различий этих понятий). Учить создавать гипотезы, следуя определенной структуре.
Содержание: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Форма занятия: познавательная беседа, тренинг
Занятие 7. Тема: Учимся вырабатывать гипотезы.
Цель: Учить создавать гипотезы, следуя определенной структуре
Содержание: Выполнение задач на поиск закономерностей в расположении фигур, слов. Общий подбор гипотез к проблеме: почему лягушка зеленого цвета. Упражнения по обучению вырабатывать гипотезы. Форма занятия: исследовательская лаборатория Форма подведения итогов реализации модуля: «Папка исследователя».
Модуль III «Коллективное творчество» (10 ч)
Занятие 1. Тема: Игра «Зоопарк».
Цель: познакомить с правилами конструктивной групповой работы, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Беседа «Что такое зоопарк. Обитатели зоопарка». Знакомство с моделью зоопарка, вольерами. Выбор вольера и самостоятельное изображение животного. Коллективная работа по «заселению животных». Игра «Экскурсия по нашему зоопарку». Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме
Занятие 2. Тема: Игра «Подготовка к состязаниям».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Знакомство с сюжетом игры «Кругосветная парусная регата». Обсуждение знаков отличия яхт во время соревнования. Индивидуальная художественная роспись силуэта собственной яхты. Создание общей композиции. Презентация яхты. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме
Занятие 3. Тема: Игра «Гуляющие цыплята».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Беседа о цыплятах. Обсуждение внешних и внутренних особенностей цыплят. Индивидуальная работа обучающихся по созданию неповторимого облика своего цыпленка, выражающего его особенный внутренний мир. Создание общей композиции «Цыплята на лугу». Составление рассказов о собственном понимании изображенных на ней событий. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме
Занятие 4. Тема: Игра «Пиктографическое письмо».
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в паре, в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино», как герои Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик последовательно, друг за другом писали одно письмо: «Здравствуйте, дорогие папа и мама…». Обсуждение сюжета. Знакомство с целью работы – запись пиктографического письма. Распределение на группы. Распределение ролей между участниками группы. Создание письма участниками группы по принципу производственного конвейера (каждый участник на общем листе бумаги рисует свою часть письма от имени какого-либо персонажа). Чтение полученных писем. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – последовательной форме– «производственный конвейер».
Занятие 5. Тема: Игра «Сочинение рассказов»
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Распределение обучающихся на группы по 5- 6 человек. Перед ними стоит стол, где лежат одинаковые по размеру карточки. Все они уложены изображениями вниз. Задача каждого из детей-участников: перевернув лежащую перед ним карточку, надо сказать несколько предложений о том, что на ней изображено, но обязательно продолжая начатый рассказ предшествующим участником, продолжая при этом общую сюжетную линию. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Выбор лучших сюжетов. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – последовательной форме– «производственный конвейер».
Занятие 6. Тема: Игра «Фабрика игрушек»
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Рассказ о промышленном производстве, о работе конвейеров. Размещение участников по конвейерным линиям. Раздача образца игрушки и конвертов с деталями. Знакомство с производственной задачей— приклеить свою деталь точно на свое место, так, как это сделано на образце. Задание можно усложнить, если выдать детям не готовые детали, а шаблоны из плотной бумаги (картона) и цветную бумагу. Участнику в этом случае надо сделать по шаблону деталь, а затем приклеить ее. Старт работе конвейерных линий. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Выбор лучших игрушек. Подведение итогов работы. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – последовательной форме– «производственный конвейер».
Занятие 7. Тема: Игра «Наша любимая сказка»
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке.
Содержание занятия: Беседа «Любимые сказки и герои». Объединение обучающихся в пары, выразивших свои симпатии к одним и тем же сказкам. Задача детей: нарисовать совместную работу, изобразив героев своей любимой сказки, рисуя гуашью на больших листах плотной бумаги. Самостоятельная работа участников. Выставка – обсуждение завершенных совместных работ. Оценка совместной деятельности в паре. Выбор лучших композиций. Подведение итогов работы. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – взаимодействующей форме
Занятие 8. Тема: Игра «Сказочный поезд»
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в паре, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке, развивать умение творчески работать в коллективе.
Содержание занятия: Знакомство с сюжетом игры – путешествие в сказку на сказочном поезде. Объединение обучающихся в пары. Распределение вагончиков сказочного поезда. Заготовка имеет три выреза для окон — к ним надо впоследствии приклеить нарисованные изображения сказочных героев. Самостоятельное распределение обязанностей внутри пары: изображение пассажиров поезда, оформление вагончика. Создание общей композиции поезда. Обсуждение общих результатов. Оценка совместной деятельности в паре. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – взаимодействующей форме
Занятие 9, 10. Тема: Игра «Подводное царство»
Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в паре, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке, развивать умение творчески работать в коллективе.
Содержание занятия: Создание игровой ситуации. Коллективная беседа о море и его обитателях. Распределение обязанностей между обучающимися и деление на группы по созданию объектов. Самостоятельная работа в группах. Создание общей композиции, совершенствование ее изобразительных, выразительных, содержательных характеристик.. Составление рассказа по созданному сюжету. Оценка совместной деятельности в паре. Обсуждение итогов коллективной работы. Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – взаимодействующей форме Форма подведения итогов: коллективная творческая работа.
Модуль IV «Наблюдения, опыты и эксперименты» (8 ч)
Занятие 1. Тема: Опыт «Бездонный бокал»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.
Содержание: Беседа о тайнах природы. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 2. Тема: Опыты «На что способен наш мозг»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.
Содержание: Беседа о зрительном восприятии мира людьми. Просмотр опыта в режиме ИКТ. Обсуждение каждого упражнения. Выводы. Нахождение научного обоснования опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 3. Тема: Опыт «Надорванная полоска»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.
Содержание: Беседа о свойствах бумаги. Составление плана проведения опыта. Практическая работа – изготовление полоски с двумя надрезами. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Анализ результатов опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 4. Тема: Опыт «Почему стакан не выливается»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.
Содержание: Беседа «Кто сильнее?». Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Анализ результатов опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 5. Тема: Опыт «Вареное и сырое яйцо»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.
Содержание: Чтение легенды «Что появилось раньше: курица или яйцо?». Обсуждение проблемной ситуации. Постановка проблемы. Выдвижение гипотез. Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Проверка гипотез. Анализ результатов. Нахождение научного обоснования опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 6. Тема: Опыт «Лимон надувает воздушный шар»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, формировать умение планировать наблюдение.
Содержание: Беседа «Развлечения с друзьями». Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта. Нахождение научного обоснования опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 7. Тема: Опыт «Может ли кипеть холодная вода»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.
Содержание: Беседа «Свойства воды». Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Нахождение научного обоснования опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
Занятие 8. Тема: Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»
Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений
Содержание: Беседа «Воздушный шарик как украшение праздника». Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.
2.3 Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Теория/ практика |
Модуль I. Познавательные процессы | 43ч | ||
«Стартовый» уровень | 8 ч | ||
1 | Включи память! | 1 | п |
2 | Секрет порядка. | 1 | п |
3 | Стань лучшим! | 1 | п |
4 | В гости к пчёлам. | 1 | п |
5 | Полцарства за ковёр! | 1 | п |
6 | Следопыты на месте не сидят! | 1 | п |
7 | Шпионы опять шпионят. | 1 | п |
8 | К настоящим волшебникам! | 1 | п |
«Базовый» уровень | 23 ч | ||
9-10 | Задания для агента 007. | 2 | п |
11-12 | Верни всё на свои места. | 2 | п |
13-14 | Раз словечко, два словечко. | 2 | п |
15-16 | Все в Цифропарк! | 2 | п |
17 | В стране Вымышляндии. | 1 | п |
18 | Наколдуй себе сказку! | 1 | п |
19-20 | Фокусы с числами и буквами. | 2 | п |
21 | Чёрные и белые. | 1 | п |
22 | В стране Звуков и Цветов. | 1 | п |
23 | Детективы, за работу! | 1 | п |
24 | Фокусы-покусы. | 1 | п |
25 | Взялись за руки слова. | 1 | п |
26 | Художник – на обеде. Мы – за него! | 1 | п |
27 | Собери сокровища. | 1 | п |
28 | Без чего не обойтись? | 1 | п |
29 | Мир интересностей. Найди свою. | 1 | п |
30-31 | Сначала думай – потом говори! | 2 | п |
«Продвинутый» уровень | 12 ч | ||
32 | Поймай шпиона | 1 | п |
33 | Сокровища ума | 1 | п |
34-35 | Миллион за правильное слово! | 2 | п |
36-37 | Один взгляд, и ключ найден! | 2 | п |
38 | Волшебный дизайнер. | 1 | п |
39-40 | Стой, кто идёт? Отгадай пароль. | 2 | п |
41 | Для любителей приключений. | 1 | п |
42-43 | За работу, словоделы! | 2 | п |
Модуль II. Исследовательские умения | 7 ч | ||
44 | Что такое исследование | 1 | т |
45 | Наблюдение и наблюдательность | 1 | т/п |
46 | Острый глаз | 1 | п |
47 | Что такое эксперимент. | 1 | т |
48 | Экспериментирование. | 1 | п |
49 | Гипотезы и провокационные идеи. | 1 | т/п |
50 | Учимся вырабатывать гипотезы | 1 | п |
Модуль III. Коллективное творчество | 10 ч | ||
51 | Игра «Зоопарк». | 1 | п |
52 | Игра «Подготовка к состязаниям». | 1 | п |
53 | Игра «Гуляющие цыплята». | 1 | п |
54 | Игра «Пиктографическое письмо». | 1 | п |
55 | Игра «Сочинение рассказов» | 1 | п |
56 | Игра «Фабрика игрушек» | 1 | п |
57 | Игра «Наша любимая сказка» | 1 | п |
58 | Игра «Сказочный поезд» | 1 | п |
59-60 | Игра «Подводное царство» | 2 | п |
Модуль IV «Наблюдения, опыты и эксперименты» | 8 ч | ||
61 | Опыт «Бездонный бокал» | 1 | п |
62 | Опыты «На что способен наш мозг» | 1 | п |
63 | Опыт «Надорванная полоска» | 1 | п |
64 | Опыт «Почему стакан не выливается» | 1 | п |
65 | Опыт «Вареное и сырое яйцо» | 1 | п |
66 | Опыт «Лимон надувает воздушный шар» | 1 | п |
67 | Опыт «Может ли кипеть холодная вода» | 1 | п |
68 | Опыт «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» | 1 | п |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса
Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе
Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»...
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....
Рабочая программа внеурочной познавательной деятельности «Познаю мир» (34 ч)
Рабочая программа духовно-нравственного развития личности содержит разделы: что такое проект, дело мастера боится, чудеса природы, веселая грамматика, я и Отечество, в здоровом теле - здоровый д...