Материалы для родителей
классный час

Сурикова Вероника Сергеевна

Школа – это место «работы» наших детей, и у них есть обязанности, список которых порой бывает слишком велик. Многие страхи закладываются уже в начальной школе. С возрастом они могут пройти, а могут закрепиться еще больше. Как помочь ребенку справиться с его страхами?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Школьные страхи: почему они появляются и как с ними бороться

Школа – это место «работы» наших детей, и у них есть обязанности, список которых порой бывает слишком велик. Многие страхи закладываются уже в начальной школе. С возрастом они могут пройти, а могут закрепиться еще больше. Как помочь ребенку справиться с его страхами?

Каждому человеку свойственно чувство страха. Страх — это защитная реакция организма, которая помогает избежать опасности, сохраняет нам жизнь. Однако случается так, что состояние тревоги уже не отпускает, привычные объекты воспринимаются как источник опасности, рядовая проблема расценивается как трагедия. Вышеперечисленные признаки — серьезный повод забеспокоиться о своем эмоциональном здоровье для взрослого человека, и еще большая причина сделать это, если речь идет о ребенке.
Современные дети загружены почти наравне со взрослыми. Место их «работы» — школа, есть и длинный список обязанностей. И когда ребенок с его неустойчивой детской психикой не в силах справиться с какой-то сложной ситуацией, он начинает ее бояться.

Как помочь ребенку справиться с его страхами?

Все начинается в семье

Что же усиливает состояние тревоги, провоцирует рождение страхов? Прежде всего, это чрезмерная родительская требовательность по отношению к своим детям. Конечно, каждый мечтает видеть ребенка успешным. Но все хорошо в меру. И подчас ожидания взрослых не совпадают с реальными возможностями детей.

Однако, как ни странно, поведение родителей, которые чересчур жалеют и опекают своего ребенка, также создает у него чувство незащищенности. Подстилая соломку везде, где только можно, и постоянно предостерегая от возможных бед, этим взрослые постоянно сообщают ребенку о том, что мир небезопасен и даже агрессивен. То же самое происходит, и когда в семье отсутствует единый взгляд на воспитание: отец требует от ребенка одного, а мать — совсем другого. Ситуация неопределенности, постоянно изменяющиеся правила, политика двойных стандартов — в таких условиях нестабильности и непредсказуемости нельзя воспитать уверенного в себе, позитивного настроенного человека.

Школьные ситуации, вызывающие страх


К сожалению, именно школа «лидирует» по количеству спровоцированных детских неврозов.

Многие страхи зарождаются уже в начальной школе. С возрастом они могут пройти, но могут и усилиться. Школьных страхов — великое множество, однако можно определить наиболее классические, от которых в то или иное время страдал любой ученик.


1. Страх ответить неправильно
 на вопрос учителя, особенно у доски. Этого школьники боятся как огня. Кому хочется выставить себя «в дурном свете», вызвать смех или осуждение одноклассников, неудовольствие или критическое замечание учителя. Отсюда рождается боязнь ошибиться, а также страх публичных выступлений.

2. Страх получить плохую оценку. Это и понятно — «двойка» в дневнике влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: будут ругать дома, могут наказать, вдруг не успею исправить до конца четверти?

         И если родители требуют только «пятерок» и «четверок», сила давления на ребенка увеличивается, становится двухсторонней. Постепенно возникает синдром «неудачника», который всегда не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них.

3. Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

4. Страх быть отвергнутым одноклассниками (сверстниками) становится главным в подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками становится жизненно необходимой. Острое желание общаться и быть «своим» чаще всего сопровождается боязнью оказаться вне круга — а вдруг не примут и не захотят дружить?

5. Страх перед обидчиками — одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.

О последствиях

Когда состояние страха и тревоги слишком усиливается, поведение ребенка меняется: одни становятся слишком агрессивными, вызывая нарекания со стороны педагогов и школьной администрации, а другие, напротив, — забитыми и беспомощными, что не может не волновать родителей.
У детей пропадает интерес к учебе вплоть до явного отказа ходить в школу, или они начинают врать и прогуливать.

Как помочь?

Не нужно сразу бросаться на амбразуру. Опыт психологов показывает, что нередко в своем стремлении помочь ребенку справиться со своими страхами родители совершают много ошибок. Основная заключается в том, что взрослые сосредотачиваются на внешних проявлениях нервозного состояния ребенка. Однако решить проблему можно только лишь устранив сам источник негативных эмоций.

Чего не стоит делать:

- Пытаться снизить остроту и значимость эмоции: дескать, стоит ли этого бояться? — и долго убеждать в этом ребенка. Однако для детей каждая подобная попытка — только еще одно подтверждение того, что источник их страхов действительно существует, иначе почему взрослые тратят на это столько времени? Кроме того, ребенок может почувствовать себя непонятым, обиженным и больше не захочет делиться со взрослыми своими переживаниями.

 - Советовать ребенку присоединиться к компании сверстников, даже в том случае, если они не хотят с ним общаться, уверяя: «Потом подружитесь». Это не всегда срабатывает. Тем более, если ребенок остро реагирует на критические высказывания (он воспринимает их как нападки или насмешки) или на шутки, если для него сложно начать или поддержать разговор, велика вероятность, что его отвергнут.

 - Успокаивать, используя следующие доводы: «Совсем не обязательно, чтобы тебя любили другие дети. У тебя есть мы, твои родители, и мы всегда будем тебя любить». Это произносится с благими намерениями, но не отвечает потребностям ребенка. Детям необходимо признание в среде своих сверстников. Отрицая этот факт, родители дают понять ребенку, что не понимают его проблему.

 - Стремиться выяснить отношения с родителями тех детей, которые обижают вашего ребенка. Ваша активность может навредить ребенку, вызвать по отношению к нему еще большую неприязнь. Можно добиться, чтобы дети перестали дразнить вашего ребенка, но нельзя их заставить его любить.

 - Сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей.

И что делать необходимо:

Присмотритесь к ребенку, к самим себе, проанализируйте ситуацию в вашей семье в целом: какая у вас атмосфера, как часто вы проводите время вместе (семейные обеды и ужины, выходные, праздники), сложились ли у вас какие-то традиции.

Оцените уровень своих требований: не исключено, что они завышены и не соответствуют реальным возможностям вашего ребенка.
Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными достижениями и обязательно хвалите его за улучшение собственных результатов.

Поддерживайте ребенка, сочувствуйте, когда он испытывает страх и тревогу (даже если с позиций взрослого страх кажется необоснованным), признавайте за ним право на переживания: «Это действительно неприятно, представляю, как тебя это огорчает». Когда знаешь, что ты не один, справиться с переживаниями гораздо легче. Пересмотрите свои методы поощрения и наказания. Обратите внимание: не слишком ли вы концентрируетесь на минусах, не слишком ли часто наказываете своего ребенка?

Создавайте для ребенка ситуацию успеха. Ничто так не окрыляет, как радость от хорошо выполненного дела, пускай и самого маленького.

Не бойтесь и не стесняйтесь хвалить и поощрять своего ребенка — он не зазнается, а только станет более счастливым, уверенным в себе и свободным от страхов!



Предварительный просмотр:

 

Из начальной школы в среднюю – без слез и потерь

Еще недавно вы вели своего ребенка в первый класс. И не успели оглянуться – а он уже в пятом. Начинается новый этап и для него, и для вас – средняя школа. И вроде не должно быть никаких проблем. Считается, что пятикласснику адаптироваться намного легче, чем первокласснику. Но жизнь опровергает этот миф. Часто бывает, что в начальной школе у ребенка все складывается благополучно. А переходит в среднюю – и становится буквально неузнаваем. Родители недоумевают: повзрослел ведь, а значит, должен стать более активным и самостоятельным. А что на деле? Безответственный, невнимательный, учится слабо, ведет себя плохо. Не спешите паниковать и не наседайте на ребенка. Ему и самому в этот период очень тяжело.

Другой уклад – другие требования

Прежде всего в средней школе принципиально меняется система обучения: появляется много разных предметов и педагогов. Если в начальной все занятия ведет один учитель, который хорошо знает детей и уделяет достаточно много внимания их индивидуальным особенностям, то педагоги основной школы работают с детьми разных возрастных групп и встречаются с ними, как правило, два-три раза в неделю. С одними и теми же требованиями учитель зачастую идет и к старшеклассникам, и к младшим подросткам. Между тем физиологические и психологические особенности у детей этих возрастов очень разные. Но многие ли педагоги готовы это учитывать и сходу переключаться с одной аудитории на другую? Не говоря уже об учете индивидуальных особенностей: на первых порах, пока учитель мало знает новеньких, это вообще невозможно. А ребенок ждет привычного – заботливого и внимательного – отношения и, не встретив его, теряется.

Стоит учесть, что незнакомых преподавателей не один, а несколько. Урок и взаимодействие с ними – это ощутимые различия в темпе речи, характере объяснения, системе требований. И если у ребенка пять или шесть уроков в день, то столько же раз ему придется приспосабливаться к педагогу. Это очень сложная задача. Порой на то, чтобы справиться с нею, может уйти весь год.

Кроме того, сильно меняется подача материала. Он становится более объемным и требует других усилий для усвоения. Если в начальной школе могла выручить память – зазубрил и можешь быть спокойным, то в средней на этом уже не выедешь. И если ребенок был не приучен работать с текстом – выделять главное, размышлять, то все его проблемы только усугубятся, и пройдет немало времени, пока он всему этому научится (это при самом благоприятном раскладе). Но даже если он все это умел, то все равно поначалу, оказавшись в новых условиях, может осторожничать и не сразу проявит себя.

Ну и, конечно, с первых же дней ребенок испытывает очень большую нагрузку. С годами объем и интенсивность учебных заданий и темп работы на уроках только растут. Специалисты отмечают, что у школьника любого возраста сегодня нет возможности остановиться, оглянуться, расслабиться, поразмышлять – что же с ним происходит. А в экстремальных ситуациях, к которым, несомненно, относится и переход из начальной школы в среднюю, это еще больше делает ребенка беспомощным и уязвимым.

Как примут в новом коллективе?

Заметим, что ребенок очень часто попадает еще и в новый детский коллектив. Времена, когда весь третий класс автоматически становился четвертым, и можно было в одном окружении провести все десять школьных лет, давно прошли. Сегодня пятые классы часто формируются «с нуля». Да и нередко сами родители на этом этапе переводят детей в другие – более сильные или престижные – школы. А это значит новые сверстники, новые ситуации, новые варианты общения. Тут уж не избежать психологических проблем. Пока еще дети притрутся друг к другу!

По словам специалистов, адаптация в новом коллективе в пятом классе у многих происходит сложнее, чем в первом. Первоклассник приходит в школу с горячим желанием учиться. У него чаще всего еще нет опыта неудач при общении со сверстниками. А на пятиклассников этот опыт – конфликты, выяснения отношений, испытания на себе детской жестокости, насмешек, тем более если есть какие-то проблемы – уже давит. То же самое, кстати, касается и учебы. Ребенок без опыта неудач, оказавшийся в сложной ситуации, готов бороться, добиваться своего. А тот, кто уже ощутил – что такое неудача и чем ему это грозит, часто страдает, как говорят психологи, обученной беспомощностью. Даже имея шанс перебороть неудачу, он боится, тревожится, и это останавливает его.

Ну и, конечно, к пятому классу дети уже не так доверчивы и открыты, как в младшем возрасте. Это, к сожалению, тоже издержки опыта. Неудивительно, что новый коллектив у многих вызывает чувство тревоги, страха, настороженности, что мешает общению и затрудняет новые контакты.

А теперь выйдем за пределы класса. Кругом – сплошные незнакомые лица, и все старше тебя и выше как минимум на голову. Еще несколько месяцев назад третьеклассник был самым старшим в начальной школе, а теперь он снова самый маленький и самый бесправный. Осознание этого факта, конечно, не прибавляет уверенности.

Под натиском физиологической бури

Не стоит забывать, что все эти трудности развиваются на фоне полового созревания – начинается серьезная гормональная перестройка в организме. Специалисты называют ее физиологической бурей. Меняются эндокринная, сердечно-сосудистая системы, системы дыхания, функционирования мозга. Кроме того, нервная система в этот период крайне неустойчива – ребенок чрезмерно возбудим, тревожен, у него обостряются буквально все чувства.

«Именно в это время снижаются показатели памяти, внимания, организации деятельности, – поясняет Марьяна Михайловна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования. – Ребенок хуже контролирует себя, свои эмоции, свою деятельность. С одной стороны, он становится старше, и от него, конечно, ждут большего. Но физиологически он, наоборот, теряет те достижения, которые у него уже были в предыдущий год. Это очень огорчает и часто раздражает взрослых. «Ты уже большой, – говорят ему, – в прошлом году ты быстро учил стихотворения, а сейчас ничего не запоминаешь, значит, не хочешь!» А на самом деле он просто не может! Это критический период развития ребенка, биологическая перестройка и физиологическая буря в организме совпадают с совершенно новыми условиями и требованиями обучения. И если мы не поймем, что ребенку сложно – психологически, физиологически – в общении со сверстниками, взрослыми, если не поддержим его, не дадим ему основания убедиться в том, что мы в него верим, то он может потерять уверенность в своих силах».

В тесном контакте и спокойствии

Очевидно, что именно в это время у ребенка начинается так пугающий многих родителей подростковый период. Правда, пока это лишь цветочки. Дойдет ли до ягодок, во многом зависит от родителей. Мнение взрослого на этом этапе развития уже становится для ребенка менее значимым, чем мнение сверстников. Он понимает, что не очень-то зависим от взрослых. И при любом удобном случае пытается отстоять свою позицию, пусть даже и неправильную – ведь это так важно для него сейчас. А многие родители считают, что он просто действует им назло. Самый правильный путь – не давать власти амбициям, а сосредоточиться на доверительных отношениях и откровенных разговорах.

«Очень важно научиться вынимать из ребенка «занозу» – ту проблему, которая его тревожит. Ведь сам он не придет и не скажет, что его угнетает. Нужно суметь создать ситуацию, когда он захочет рассказать, – считает Марьяна Безруких. – И ребенок должен быть уверен, что вы не будете его ругать, стыдить, наказывать, чего-то лишать. Иначе от него не дождешься откровений. А не зная проблемы, решить ее невозможно. Но ребенок не может долго жить один на один с ней. Младший школьник, может быть, поплачет, пожалуется бабушке, или, забыв, что мама за это уже ругала однажды, пожалуется ей и во второй раз. А подросток не будет испытывать судьбу дважды: в первый раз не поняли, во второй ни за что не придет. Но боль-то свою нужно будет выплеснуть обязательно. Потеряв надежду найти понимание у взрослого, он обратится за поддержкой к сверстникам. Но сверстники и общение с ними могут быть очень разными. И часто в таких случаях подросток уходит от собственных неудач на улицу».

Принято считать, что самый сложный возраст – это 14–15 лет. На самом деле, период 10–11 лет еще сложнее. И если ребенок с помощью взрослых благополучно проходит этот этап, то, скорее всего, позже серьезных проблем уже не будет.

Все перемелется

Сложный для ребенка этап перехода из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить. Конечно, совсем избавиться от проблем адаптации не удастся, слишком много объективных и субъективных причин эту адаптацию сопровождают. Психологи считают, что при благоприятном раскладе на привыкание к новым условиям уйдет примерно полгода. А к концу пятого класса преграда может быть полностью преодолена. Но это при условии, если ребенок будет делать это не в одиночку. Как вы можете ему помочь?

Вот советы, которые дает вам Марьяна Михайловна Безруких:
 - Внимательно наблюдайте за ребенком. Насторожить должно то, что возникает внезапно и не свойственно его привычному поведению. Это первый признак: что-то неблагополучно. Например, ребенок всегда был медлительным, спокойным, не очень разговорчивым, и вдруг стал возбужденным, чрезмерно говорливым, агрессивным. Это должно насторожить. То же самое в отношении активного, быстрого, готового обо всем рассказать, всем поделиться ребенка – если он неожиданно замолк, стал тихим и чересчур спокойным. Или, допустим, спал ребенок хорошо и вдруг ни с того ни с сего крутится во сне, просыпается ночью, говорит, что снятся страшные сны.

 - Постарайтесь понять, что произошло, осторожно и аккуратно поговорив с ребенком. Возможно, причина не лежит на поверхности и ее придется поискать наводящими вопросами. Главное – не спрашивайте в лоб. Следите, чтобы ваши тон и состояние были спокойными, доброжелательными, ровными. Не говорите с раздражением и неудовольствием, не повышайте голос, иначе ребенок замкнется, и вы вообще ничего от него не добьетесь.

 - Стройте свои отношения с ребенком так, чтобы он вас не боялся. Тогда он не будет хитрить, обманывать и скрывать от вас неприятные события. Чаще всего он делает это из страха, а не потому, что лживый или недобросовестный.

 - Будьте готовы к тому, что поначалу успеваемость ребенка может стать хуже. Не стоит тревожиться по этому поводу. Постепенно, когда он привыкнет к новой жизни, все станет на свои места. Если это долгое время не происходит, постарайтесь выяснить, в чем причина. И попытайтесь вместе с ребенком ее устранить. Не можете справиться сами, призовите на помощь других. Но только не говорите ребенку, что это только его забота.

 - Не шантажируйте ребенка и не играйте на его чувствах. Есть дети, которые боятся огорчить родителей, а мамы пользуются этим, все время говоря, например, что от плохих отметок сына или дочери у нее начинает болеть голова или сердце.

- Помогите ребенку поискать любимое дело, которое у него в этом возрасте обязательно должно быть помимо учебы. Это может быть драмкружок, моделирование, пение, танцы, компьютер или что-то еще. Дайте ему возможность попробовать себя в одном, другом, третьем, чтобы разобраться в своих настоящих интересах и увлечениях.

 - Обязательно установите контакт с педагогами. Порой сами родители, без помощи учителя, решить возникшую проблему просто не смогут. Ищите в них не противников, а союзников.

 - Составьте для ребенка подробную схему школьного здания – на каком этаже и в каком крыле находятся кабинеты, в которых у него будут занятия. Поначалу его могут испугать эти лабиринты. Ваша схема поможет ему быстрее сориентироваться и привыкнуть к новому зданию.

И главное – будьте терпеливы и внимательны, тогда все у нас

ПОЛУЧИТСЯ!



Предварительный просмотр:

Советы родителям

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Главная цель воспитания – счастливый человек.
  3. Воспитание без уважения – подавление.
  4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
  5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  6. Стремитесь понять своего ребенка, ставьте себя на его место.
  7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  9. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  10. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
  12. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка.
  14. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так, в первую очередь, по отношению к вам самим.

Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

«Упрямство и капризы»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  • Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
  • Детским негативизмом, то есть непринятием чего-либо без определенных причин.
  • Своеволием.
  • Недисциплинированностью.

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Понятия "капризы" и "упрямство" очень родственные и четкой границы между ними провести нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, то есть "Я так хочу и все!!!".

Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы.
  3. Упрямство в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5 - 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:
    "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребенку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".
    Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом,
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),
  • из жалости или желания понравиться.

НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие,
  • начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения,
  • очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже,
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

  • когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;
  • когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);
  • после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);
  • когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;
  • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...