Программа факультативного курса "Наследие. Православное краеведение г. Иркутска"
рабочая программа (4 класс)
Актуальность создания программы «Наследие» обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Данная программа дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков в сравнении с современной жизнью.
Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе образования. Специфика нового курса не только в культурологическом подходе к его преподаванию, но и огромном воспитательном потенциале, заложенном в сущности самого предмета, т. к. православная культура — это не только сумма неких достижений в области литературы, архитектуры, иконописи, музыке и т.д. Это глубинный пласт нравственных взаимоотношений человека и мира, людей между собой, их отношений к своей деятельности в обществе, т.е. всего того, что именуется образом жизни. И краеведческая работа позволит приоткрыть данный пласт духовно-нравственных взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.48 КБ |
![]() | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ Г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО директор МБОУ
протокол № _____ г.Иркутска СОШ № 42
от ___ ___________2019 г. ________Н.В. Зарипова
_________________ ___ ___________2019 г.
«Наследие». Православное краеведение города Иркутска
факультативный курс
для учащихся 4-6 классов
АВТОР: Тюменцева Л. А. учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 |
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые, «демократические», лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая отечественная культура.
Актуальность создания программы «Наследие» обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Данная программа дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков в сравнении с современной жизнью.
Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе образования. Специфика нового курса не только в культурологическом подходе к его преподаванию, но и огромном воспитательном потенциале, заложенном в сущности самого предмета, т. к. православная культура — это не только сумма неких достижений в области литературы, архитектуры, иконописи, музыке и т.д. Это глубинный пласт нравственных взаимоотношений человека и мира, людей между собой, их отношений к своей деятельности в обществе, т.е. всего того, что именуется образом жизни. И краеведческая работа позволит приоткрыть данный пласт духовно-нравственных взаимоотношений.
Новизна содержания данной программы заключается в том, что призван помочь учителю создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Программа не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Учащимся предлагаются интерактивные, нетрадиционные формы проведения занятий (такие, как музейная экскурсия, учебный диалог, «круглый стол», викторины по темам курса, посещение музеев). У школьников формируются знания и представления, которые выходят за рамки школьной программы.
Программа курса «Наследие» наиболее полно отвечает современному развитию не только образования, но и организации пространства свободного времени школьников, поскольку сочетает и активный отдых, и учебную работу (организация различных православно-краеведческих экспедиций, выездных семинаров, экскурсий.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель факультативного курса «Наследие»: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к историческому прошлому иркутян, его культуры и истории.
Программа «Наследие» содействует положительной тенденции в личностном росте школьников: в ценностном отношении к человеку как субъекту жизни, в уважении к Родине, родному краю, народам, населяющим Россию, в осознании необходимости познавать историческое наследие нашего народа, в том числе через познание православной культуры, и традиций.
В процессе обучения факультативного курса «Наследие» ставятся следующие задачи:
- расширить знания об истории родной земли и ее связи с историей православной культуры;
- расширить знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого г. Иркутска и России в целом.
- развивать эстетический вкус, способность воспринимать и оценивать предметы и явления культуры, произведения искусства, сведения о православном краеведении; приучать к сознательному участию своей творческой деятельностью в приумножении прекрасного в окружающем;
- ознакомить учащихся с богатой православной историей нашего региона;
- раскрыть учащимся значение храмов и монастырей в истории России вообще, и Иркутска в частности, и показать их роль как духовных центров области;
- воспитывать чувство личной сопричастности к истории Отечества.
Программа имеет концентрическое расположение материала, что
предполагает повторяемость на следующем этапе обучения, но уже в усложненном виде, в соответствии с современной возрастной периодизацией и с учетом психолого-педагогической доминаты развития школьников.
Программа отвечает организации пространства свободного времени школьников, т.к. сочетает активный отдых и учебную работу. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер: интерактивные лекции и беседы; игры, конкурсы, диспуты, конференции; учебные исследования; проектная деятельность, выездные экскурсии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФГОС
Ожидаемые положительные результаты: качественные положительные изменения в личностном росте:
- на уровне сознания – владение фундаментальными нравственными ценностями на основе глубоких и прочных знаний программного материала, самостоятельных суждений о нравственных ценностях и явлениях действительности;
- на уровне чувства – устойчивое эмоционально-ценностное отношение к человеку как к субъекту жизни, к отечеству как к единственной, уникальной для каждого человека Родине, самопознание и формирование субъектной позиции;
- на уровне поведения – умение совершать свободный нравственный выбор, прогнозировать последствия своих действий.
К окончанию изучения курса у обучающихся должны быть сформированы:
- высокий уровень духовно – нравственной культуры, чувство любви к своей малой Родине,
- знание православной литературы и литературного краеведения;
- умение составлять свою родословную, знать свои корни;
- знание геральдики города, района, отдельных территорий округа;
- использование собранного материала на занятиях при изучении курса “География», «История», «Обществознание»
Учащиеся узнают:
- основные термины курса и их назначение, святоотеческую, древнерусскую литературу;
- православную трактовку понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т.д.
- значение храмов и монастырей в истории Иркутска и России в целом.
Учащиеся смогут:
- анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки;
- характеризовать и осуществлять доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;
- проявлять уважительное отношение к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявление заботы о них);
- узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни.
У учащихся должны быть сформированы навыки:
- самовоспитания;
- самоанализа;
- самоцелеполагания;
- самопланирования;
- самоорганизации;
- самоконтроля;
- самооценки;
Участие обучающихся в городских концертах, посвящённых праздникам, участие в городских краеведческих чтениях, в презентациях краеведческих сборников; в школьных и городских научно-исследовательских конференциях, публикации лучших проектов:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа «Наследие» влияет на формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Метапредметные
-учащиеся научатся извлекать необходимую информацию из дополнительных источников информации о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознавать ценность природы и необходимость нести за неё ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы;
Учитель, реализующий данную программу должен знать:
- основы государственной политики в сфере образования: основные стратегические направления развития российского образования, современные подходы к оценке качества образования;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования: правовые основы государственного контроля и надзора в образовании;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности, современные подходы к моделированию инновационной деятельности в сфере школьного образования;
- систему понятий и представлений, объясняющую значимость и смысл инновационного образования как философско-антропологической категории;
- основные подходы, принципы и закономерности организации инновационных процессов в образовательных системах;
- психологические основы образовательной деятельности: обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическую и коммуникативную культуру, содержание и способы разрешения конфликтов в образовании; биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, современные подходы и принципы образовательной диагностики;
- санитарно-гигиенические нормы и правила организации здоровьесберегающего образовательного процесса;
- современные компьютерные и программные средства, электронные образовательные ресурсы, социальные сервисы сети Интернет и возможности их использования для решения образовательных задач по курсу.
Преподаватель должен уметь:
- устанавливать правила собственной педагогической деятельности (нормировать ее) на основе выбора образовательных подходов, педагогических закономерностей и принципов;
- определять уровень представления содержания основ православной культуры в конкретных образцах, анализировать содержание программ, учебников, методических пособий;
- устанавливать взаимосвязи между методами и целями обучения и воспитания, методами и формами организации курса основ православной культуры;
- выявлять, анализировать, оценивать и корректировать образовательный процесс на основе различных форм контроля;
- анализировать собственную педагогическую деятельность;
- использовать в образовательном процессе современные информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы;
- осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами и социальными партнерами;
- использовать современные методы образовательной диагностики достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение их социализации.
Преподаватель должен владеть:
- приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.);
- методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, проектных и исследовательских умений, развитие творческих способностей, способами формирования универсальных учебных действий и методикой их оценки и диагностики;
- способами проектирования содержания образовательного процесса и организационных форм обучения и воспитания, текущей и итоговой образовательной диагностики и экспертизы результатов и последствий образовательной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении нескольких веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию.
Содержание факультативного курса «Наследие» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о духовной культуре на землях Иркутска и Иркутской области и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.
Преподавание курса позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе.
Изучение истории духовной культуры на земле Иркутской обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Духовная культура раскрывается в творчестве выдающихся деятелей русской культуры, живших в Иркутске.
Предметами изучения являются феномены духовной культуры, отраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения. Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура
В программе на доступных для детей примерах показана взаимосвязанность положительных этических норм, источники происхождения, необходимость и возможность своего духовно-нравственного развития.
Формы и методы обучения
В ходе реализации данной программы используются разнообразные формы и методы работы: школьные лекции, круглые столы, урок-мастерская, урок-собеседование, урок-экскурсия, встреча с интересными людьми, дискуссии, уроки – практикумы, экскурсии, заочные путешествия по святым местам Сибири, православно-краеведческие экспедиции, выездные семинары, конференции по книгам писателей Иркутска и Иркутской области, групповая работа, защита творческих проектов, паломничество в святые места.
Паломничество по святым местам, как средство духовного воспитания, является приоритетной формой работы курса «Наследие» по теме: «История и главные святыни земли Иркутской».
Паломническая поездка – это живое изучение географии, истории и современной жизни нашей Родины. География планируемых поездок весьма обширна. Планируется посещение святынь Иркутска, с его историческим прошлым.
В поурочное планирование данного курса включен такой вид самостоятельной работы, как написание рефератов по ксерокопиям архивных документов. Результатом этого является − участие и помощь в организации городских краеведческих конференций, разработка информационных и социальных проектов с целью привлечения внимания общественности к судьбе православно-краеведческих объектов, а также для совершения необходимых действий по их восстановлению.
Отличительной особенностью содержания программы является то, что план занятий составлен с учетом государственных и религиозных праздников, народных обычаев и традиций.
«Традиционный праздник, – как писал академик Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», – помогает нам осваивать мир в его традиции, истории. Знать историю – означает осваивать мир в его духовно–традиционном и культурно-историческом измерениях».
Программа курса «Наследие» нацелена на развитие творческих способностей учащихся. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. Учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки по смежным дисциплинам, а также демонстрировать свое владение мультимедийными средствами (фотоаппаратом, видеокамерой, компьютером и другими)
Виды деятельности на занятиях: слушание рассказа учителя, беседа, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры, обсуждение ситуации нравственного выбора и другие
Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом. В процессе теоретического обучения учащихся следует знакомить с истоками возникновения и развития краеведения. Во время занятий целесообразно использовать фрагменты духовной музыки.
Основной методический прием – разработка и ведение учащимися дневника (рабочей тетради, блокнота и т.п.) в компьютерном или печатном варианте, которые выстраивается в логике программы, не подлежит проверке и контролю, носит рекомендательный и творческий характер.
Предполагается текущий и итоговый контроль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс рассчитан на 34 часа при количестве занятий 1 час в неделю.
4 класс
№ п/п | Название темы урока | Часы
| Дата | |
план | факт | |||
РАЗДЕЛ I. «Введение. Особенности православного краеведения» (6ч.) | ||||
1 | 0 программе «Наследие» Православное краеведение Иркутска. | 1 | ||
2 | Что такое культура? Что такое «духовная культура»? | 1 | ||
3 | Коренные народы, населяющие Сибирь. Традиции и обычаи. Шаманизм. | 1 | ||
4 | Крещение Руси. Распространение христианства на землях Иркутска | 1 | ||
5 | Духовные качества человека. Грех и добродетели. Христианские добродетели. Христиане о таланте. | 1 | ||
6 | Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой воин – Георгий Победоносец. Георгиевские кавалеры. | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. Паломничество на Иркутскую землю (23ч.) | ||||
7 | От Иркутского острога до Иркутска. Казачество Сибири. | 1 | ||
8 | Иркутск и города Иркутской губернии. Социальная структура и занятия жителей Иркутска. | 1 | ||
9 | Символика Иркутска. История возникновения. | 1 | ||
10 | История градостроительства. Что нам расскажут названия улиц. | 1 | ||
11 | Архитектура города. | 1 | ||
12 | Красота рукотворная и нерукотворная. Как возводились русские монастыри. | 1 | ||
13 | Монастыри Иркутска. | 1 | ||
14 | Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. | 1 | ||
15 | Храмовая архитектура как элемент градостроительства | 1 | ||
16 | Язык древнерусского искусства. Символы православной культуры. | 1 | ||
17 | Религиозная живопись. Картина и икона – их отличия. Как икона разговаривает? | 1 | ||
18 | Музеи города – хранители истории. | 1 | ||
19 | Письменные источники православной культуры. Церковнославянский язык. Создатели церковнославянской азбуки. | 1 | ||
20 | Как книжная грамотность пришла на Русь. Первая школа в Иркутске. | 1 | ||
21 | Святители Иркутские. Иннокентий Кульчицкий – первый Епископ Иркутский. | 1 | ||
22 | Иннокентий (Вениаминов) – Митропотит Московский. | 1 | ||
23 | Иннокентий (Нерунович) - епископ Иркутский и Нерчинский. | 1 | ||
24 | Иркутск и династия царской семьи Романовых. | |||
25 | Жизненные ценности христиан на примере жизни православной семьи. | 1 | ||
26 | Иркутск до 20 века. Традиции воспитания в православной семье. | 1 | ||
27 | Иркутское казачество. Традиции воспитания в казачьей семье. | 1 | ||
28 | Православные праздники – традиции русского народа. | 1 | ||
29 | Православные праздники в современной жизни Иркутян. | 1 | ||
РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Иркутской земли. (5ч.) | ||||
30 | Памятные даты и события в истории родного города. | |||
31 | Противостояние. Влияние гражданской войны на жизнь Иркутян. | 1 | ||
32 | «Их судьбы слагали историю века». Патриотическая деятельность детей и подростков Иркутска в годы ВОВ. | 1 | ||
33 | Экскурсии, маршруты краеведения. | 1 | ||
34 | Обобщение. Мои достижения. Портфолио. | 1 |
Тематическое планирование
Курс рассчитан на 34 часа при количестве занятий 1 час в неделю.
5 класс
№ п/п | Название тем темы урока | Часы | Дата | |
план | факт | |||
РАЗДЕЛ I. «Введение. Особенности православного краеведения» (5ч.) | ||||
1 | Что мы знаем о предмете «Наследие» Православное краеведение Иркутска. Ставим цели и задачи перед собой. | 1 | ||
2 | Духовная культура и современность. Урок-дискуссия. | 1 | ||
3 | Миссионерство на землях Иркутска. | 1 | ||
4 | Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Русские солдаты –Евгений Родионов, Евгений Эпов. Герои-иркутяне. | 1 | ||
5 | И в современном мире есть место подвигу. | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. Паломничество на Иркутскую землю (23ч.) | ||||
6 | Первооткрыватели земли Иркутской Русские путешественники, ученые, исследователи Иркутска и Прибайкалья. | 1 | ||
7 | Историко-географические факторы в гербовых символах городов и районных центров Иркутской области. | 1 | ||
8 | Историко-культурное наследие Иркутской области. Генерал-губернаторы и их роль в освоении Иркутска и Прибайкалья. | |||
9 | Иркутские купцы – благотворители и меценаты: Трапезниковы, Сибиряковы, Базановы, Хаминовы, Сукачев, Бутин, Медведниковы. | |||
10 | Каменная летопись Иркутска. Архитектурные стили города. | 1 | ||
11 | Как возводились храмы Иркутска. Легенда о возникновении первого колокола. | 1 | ||
12 | Утраченные храмы Иркутска. Конкурс проектов. | 1 | ||
13 | Становление духовной школы в Иркутске. Древнерусские рукописи и старопечатные книги. | 1 | ||
14 | Первые русские христианские писатели. Первые книги для детей. | 1 | ||
15 | Как книжная грамотность пришла на землю Иркутскую. Главная библиотека Иркутска. | |||
16 | Появление учебных заведений Иркутска. Гимназии и училища города Иркутска. | 1 | ||
17 | Влияние православной культуры на духовную жизнь Иркутян XVII-XVIII веков. Именитые люди 18 века. | 1 | ||
18 | Культурная жизнь Иркутска (XIX – начала XX в.) | 1 | ||
19 | Краеведческие чтения «Мира не узнаешь, не зная края своего». | 1 | ||
20 | «Звонкоголосая Сибирь» - неповторимые жемчужины народной мудрости. Стихи Иркутских поэтов. | 1 | ||
21 | Творчество писателей Иркутска. «Наш ратный крест» «Поставим память в караулы», «Молитва», «Я не верю, что Россия умирает…» Писатели Иркутска. | 1 | ||
22 | Ценности жизни, принадлежащие всем. Христианские и общечеловеческие ценности. Святыни человеческой души: вера, достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу. | 1 | ||
23 | Православная семья. Роль женщины, мужчины в современном мире. | 1 | ||
24 | Иркутское казачество XX века. Сохранение традиции в казачьей семье. | |||
25 | Православные праздники – традиции русского народа. Проведение. | 1 | ||
26 | Православные праздники (выезд, участие в праздниках). | 1 | ||
27 | Исторические и памятные места г. Иркутска. Составляем маршрут для гостей города. | 1 | ||
28 | Экскурсия в музей истории г. Иркутска | 2 | ||
РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Иркутской земли. (6ч.) | ||||
29 | Иркутск - глазами наших родителей. История возникновения и развития Ленинского района Иркутска. | 1 | ||
30 | 12 апреля – день Космонавтики. Космонавты - иркутяне | |||
31 | Патриотическая деятельность духовенства и мирян Иркутской епархии в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
32 | Послевоенные годы Иркутска. Листаем семейный альбом. | |||
33 | Современные страницы истории Иркутска. Градообразующие предприятия. | 1 | ||
34 | Что я узнал, понял, почувствовал… Защита проектов. | 1 | ||
Обобщение. Мои достижения. Портфолио. | 1 |
Тематическое планирование
Курс рассчитан на 34 часа при количестве занятий 1 час в неделю.
6 класс
№ п/п | Название темы урока | Часы
| Дата | ||
план | факт | ||||
РАЗДЕЛ I. «Введение. Особенности православного краеведения» (5ч.) | |||||
1 | Что мы знаем о православном краеведении Иркутска. Ставим цели и задачи перед собой. | 1 | |||
2 | Религиозные течения и современность. Урок-дискуссия. | 1 | |||
3 | Миссионерство. Конфессиональные аспекты общественного быта горожан. | 1 | |||
4 | Участие горожан в благотворительной деятельности. | 1 | |||
5 | Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Русский солдат в современном мире. | 1 | |||
РАЗДЕЛ II. Паломничество на Иркутскую землю (24ч.) | |||||
6 | Градостроительное развитие города Иркутска и Иркутской области. | 1 | |||
7 | Говорят погибшие герои. Почему их именами названы улицы города? История и современность. | 1 | |||
8 | Экскурсия «Храмы Иркутска». Связь прошлого и настоящего. | 1 | |||
9 | Иркутск в живописи известных художников. | 1 | |||
10 | Духовная культура народа – дар предков настоящему и будущему. Как и для чего хранят древние рукописи и книги? | 1 | |||
11 | Круглый стол. Ангел-хранитель земли Иркутской | 1 | |||
12 | Влияние православной культуры на духовную жизнь Иркутян XIX века. Сиропитательные заведения Иркутска. | 1 | |||
13 | Именитые люди города. Влияние иркутских купцов на развитие города, губернии и России | 1 | |||
14 | Иркутское казачество XX века. | ||||
15 | Материальные и духовные ценности. Конференция по книге В. Салмина «Сибиряки». | 2 | |||
16 | Материальные и духовные ценности: что выберешь ты? Урок- дискуссия. | ||||
17 | «Звонкоголосая Сибирь» - встреча с краеведами и журналистами | 1 | |||
18 | Ценности жизни, принадлежащие всем. Быт и обрядовая культура горожан разных конфессий. | 1 | |||
19 | История культуры города Иркутска. Иркутск литературный, музыкальный, театральный. | 1 | |||
20 | Повседневная жизнь иркутян. Как мы храним традиции? | 1 | |||
21 | Многонациональный Иркутск. Национализм и экстремизм. | 1 | |||
22 | Музеи Иркутска. Каким я вижу свой город | 1 | |||
23 | Конференция. Праздничный календарь. | 1 | |||
24 | Исторические и памятные места г. Иркутска. Проводим экскурсию. | 1 | |||
25 | Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность | 1 | |||
26 | Проект: «Я готовлю экскурсию по городу Иркутску» | 1 | |||
27 | Урок-размышление. Иркутск – город будущего. | 1 | |||
РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Иркутской земли. (6ч.) | |||||
28 | «Их судьбы в истории города и страны». Патриотическая деятельность иркутян в современном мире. | 1 | |||
29 | «Собиратели и разрушители» нашего города, Отечества | 1 | |||
30 | История города в лицах. Ерофей Хабаров, Витус Беринг, Геннадий Невельский и Александр Колчак, писатель Ярослав Гашек, генерал Дмитрий Карбышев, создатель советской авиации дальнего действия (АДД) Александр Голованов, космонавт Борис Волынов. | ||||
31 | «Колесо истории» викторина «Что я знаю о своем городе» | 1 | |||
32 | Культурная жизнь края (XIX – начала XX в.). Разрушение духовной культуры, семейных традиций – трагедия 20 века. | 1 | |||
33 | Возрождение православия в России и в Иркутске. Особенности – конец XX- начало XXI вв. | 1 | |||
34 | Урок –рассуждение «Я хочу, чтобы мой город…». Защита проектов. | 1 | |||
Обобщение. Мои достижения. Портфолио. | 1 | ||||
Для 6-х классов с нагрузкой 0,5ч в неделю. | |||||
1 | Религия и современность. Миссионерство. Участие горожан в благотворительной деятельности. Урок-дискуссия. | ||||
2 | Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Русский солдат в современном мире. | ||||
3 | Градостроительное развитие города Иркутска и Иркутской области. Экскурсия «Храмы Иркутска». Связь прошлого и настоящего. | ||||
4 | Говорят погибшие герои. Почему их именами названы улицы города? История и современность. | ||||
5 | Духовная культура народа – дар предков настоящему и будущему. Древние рукописи и книги. Иркутск в живописи известных художников. | ||||
6 | Ангел-хранитель земли Иркутской. Влияние православной культуры на духовную жизнь Иркутян. | ||||
7 | Именитые люди города. Влияние иркутских купцов на развитие города, губернии и России | ||||
8 | Материальные и духовные ценности: что выберешь ты? Урок- дискуссия. Встреча с краеведами и журналистами. | ||||
9 | Ценности жизни, принадлежащие всем. История культуры города Иркутска. Иркутск литературный, музыкальный, театральный. Быт и обрядовая культура горожан разных конфессий. | ||||
10 | Многонациональный Иркутск. Повседневная жизнь иркутян. Как мы храним традиции? | ||||
11 | Исторические и памятные места г. Иркутска. Музеи Иркутска. Каким я вижу свой город. Проводим экскурсию. | ||||
12 | «Их судьбы в истории города и страны». Патриотическая деятельность иркутян в современном мире. | ||||
13 | «Собиратели и разрушители» нашего города, Отечества | ||||
14 | Культурная жизнь края. Разрушение и возрождение духовной культуры, семейных традиций. | ||||
15 | «Колесо истории» викторина «Что я знаю о своем городе» | ||||
16 | Урок –размышление «Иркутск – город будущего, «Я хочу, чтобы мой город…». Защита проектов. | ||||
17 | Обобщение. Мои достижения. Портфолио. | ||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край» Пояснительная записка Программа факультатива «Мой родной кр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-346949-1386082072.jpg)
Программа факультативного курса "Краеведение"
Программа факультативного курса " Краеведение" для 3-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-346949-1386082072.jpg)
Программа факультативного курса "Краеведение"
Программа факультативного курса " Краеведение" для 3-4 классов...
Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.
Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/18/picture-128294-1679155152.jpg)
Программа факультативного курса "Литературное краеведение"
Данная рабочая программа курса «Литературное краеведение» (кружка «Читаем и рассуждаем о родном крае») для учащихся 2-4 классов составлена на основе методических рекомендаций Д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-107767-1527871335.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Православное краеведение", 2 класс
В ходе занятий обучающиеся знакомятся с основными праздниками и традициями православных христиан, с житием Святых, с историей икон Божией Матери, с храмами родного города и святыми местами Курского кр...
Рабочая программа 1 А класса по курсу «ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ» факультативный курс по краеведению
laquo;ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ»Факультативный курс по краеведению...