Программа факультативного курса "Наследие. Православное краеведение г. Иркутска"
рабочая программа (4 класс)

Тюменцева Любовь Анатольевна

Актуальность создания программы «Наследие» обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Данная программа дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков в сравнении с современной жизнью.

Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе образования. Специфика нового курса не только в культурологическом подходе к его преподаванию, но и огромном воспитательном потенциале, заложенном в сущности самого предмета, т. к. православная культура — это не только сумма неких достижений в области литературы, архитектуры, иконописи, музыке и т.д. Это глубинный пласт нравственных взаимоотношений человека и мира, людей между собой, их отношений к своей деятельности в обществе, т.е. всего того, что именуется образом жизни. И краеведческая работа позволит приоткрыть данный пласт духовно-нравственных взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ Г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

          РАССМОТРЕНО                                                                              УТВЕРЖДАЮ

          на заседании МО                                                                              директор МБОУ

          протокол № _____                                                                            г.Иркутска СОШ № 42  

          от ___  ___________2019 г.                                                             ________Н.В.  Зарипова

            _________________                                                                       ___  ___________2019 г.

           

«Наследие». Православное краеведение города Иркутска

факультативный курс

для учащихся 4-6 классов

АВТОР:

Тюменцева Л. А.

 учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

МБОУ г. Иркутска СОШ № 42

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые, «демократические», лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая отечественная культура.

Актуальность создания программы «Наследие» обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Данная программа дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков в сравнении с современной жизнью.

Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе образования. Специфика нового курса не только в культурологическом подходе к его преподаванию, но и огромном воспитательном потенциале, заложенном в сущности самого предмета, т. к. православная культура — это не только сумма неких достижений в области литературы, архитектуры, иконописи, музыке и т.д. Это глубинный пласт нравственных взаимоотношений человека и мира, людей между собой, их отношений к своей деятельности в обществе, т.е. всего того, что именуется образом жизни. И краеведческая работа позволит приоткрыть данный пласт духовно-нравственных взаимоотношений.

Новизна содержания данной программы заключается в том, что призван помочь учителю создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Программа не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.  Учащимся  предлагаются  интерактивные, нетрадиционные формы проведения занятий (такие, как музейная экскурсия, учебный диалог, «круглый стол», викторины по темам курса, посещение музеев). У школьников формируются знания и представления, которые выходят за рамки школьной программы.

Программа курса «Наследие» наиболее полно отвечает современному развитию не только образования, но и организации пространства свободного времени школьников, поскольку сочетает и активный отдых, и учебную работу (организация различных православно-краеведческих экспедиций, выездных семинаров, экскурсий.). 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ

Цель факультативного курса «Наследие»: воспитание нравственной, духовно-богатой личности через приобщение к историческому прошлому иркутян, его культуры и истории. 

Программа «Наследие» содействует положительной тенденции в личностном росте школьников: в ценностном отношении к человеку как субъекту жизни, в уважении к Родине, родному краю, народам, населяющим Россию, в осознании необходимости познавать историческое наследие нашего народа, в том числе через познание православной культуры, и традиций.

В процессе обучения факультативного курса «Наследие»  ставятся следующие задачи:

  • расширить  знания об истории родной земли и ее связи с историей православной культуры;
  • расширить знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого г. Иркутска и России в целом.

  • развивать эстетический вкус, способность воспринимать и оценивать предметы и явления культуры, произведения искусства, сведения о православном краеведении; приучать к сознательному участию своей творческой деятельностью в приумножении прекрасного в окружающем;
  • ознакомить учащихся с богатой православной историей нашего региона;
  • раскрыть учащимся значение храмов и монастырей в истории России вообще, и Иркутска в частности, и показать их роль как духовных центров области;
  • воспитывать чувство личной сопричастности к истории Отечества.

          Программа имеет концентрическое расположение материала, что

предполагает повторяемость на следующем этапе обучения, но уже в усложненном виде, в соответствии с современной возрастной периодизацией и с учетом психолого-педагогической доминаты развития школьников.

          Программа отвечает организации пространства свободного времени школьников, т.к. сочетает активный отдых и учебную работу. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер: интерактивные лекции и беседы; игры, конкурсы, диспуты, конференции; учебные исследования; проектная деятельность, выездные экскурсии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФГОС

   Ожидаемые положительные результаты: качественные положительные изменения в личностном росте:

  • на уровне сознания – владение фундаментальными нравственными ценностями на основе глубоких и прочных знаний  программного материала, самостоятельных суждений о нравственных ценностях и явлениях действительности;
  • на уровне чувства – устойчивое эмоционально-ценностное отношение к человеку как к субъекту жизни, к отечеству как к единственной, уникальной для каждого человека Родине, самопознание и формирование субъектной позиции;
  • на уровне поведения – умение совершать свободный нравственный выбор, прогнозировать последствия своих действий.

К окончанию изучения курса у обучающихся должны быть сформированы:  

- высокий уровень духовно – нравственной культуры, чувство любви к своей малой Родине,

- знание православной литературы и литературного краеведения;

- умение составлять свою родословную, знать свои корни;

- знание геральдики города, района, отдельных территорий округа;

- использование собранного материала  на занятиях при изучении курса “География», «История», «Обществознание»

Учащиеся узнают: 
- основные термины курса и их назначение, святоотеческую, древнерусскую литературу;

- православную трактовку понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т.д.

- значение храмов и монастырей в истории Иркутска и России в целом.

Учащиеся смогут: 
- анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки;

- характеризовать и осуществлять доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;

- проявлять уважительное отношение к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявление заботы о них); 

- узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни.

У учащихся должны быть сформированы навыки: 
- самовоспитания;

- самоанализа;

- самоцелеполагания;

- самопланирования; 

- самоорганизации;

- самоконтроля;

- самооценки;

Участие обучающихся в городских концертах, посвящённых праздникам, участие в городских краеведческих чтениях, в презентациях краеведческих сборников; в школьных и городских научно-исследовательских конференциях, публикации лучших проектов:

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Программа «Наследие» влияет на формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Метапредметные

-учащиеся научатся извлекать необходимую информацию из дополнительных источников информации о природных сообществах, готовить доклады  и обсуждать полученную информацию;

- осознавать ценность природы и необходимость нести за неё ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы;

Учитель, реализующий данную программу должен знать:

  • основы государственной политики в сфере образования: основные стратегические направления развития российского образования, современные подходы к оценке качества образования;
  • правовые и нормативные основы функционирования системы образования: правовые основы государственного контроля и надзора в образовании;
  • основные достижения, проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности, современные подходы к моделированию инновационной деятельности в сфере школьного образования;
  • систему понятий и представлений, объясняющую значимость и смысл инновационного образования как философско-антропологической категории;
  • основные подходы, принципы и закономерности организации инновационных процессов в образовательных системах;
  • психологические основы образовательной деятельности: обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическую и коммуникативную культуру, содержание и способы разрешения конфликтов в образовании; биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, современные подходы и принципы образовательной диагностики;
  • санитарно-гигиенические нормы и правила организации здоровьесберегающего образовательного процесса;
  • современные компьютерные и программные средства, электронные образовательные ресурсы, социальные сервисы сети Интернет и возможности их использования для решения образовательных задач по курсу.

Преподаватель должен уметь:

  • устанавливать правила собственной педагогической деятельности (нормировать ее) на основе выбора образовательных подходов, педагогических закономерностей и принципов;
  • определять уровень представления содержания основ православной культуры в конкретных образцах, анализировать содержание программ, учебников, методических пособий;
  • устанавливать взаимосвязи между методами и целями обучения и воспитания, методами и формами организации курса основ православной культуры;
  • выявлять, анализировать, оценивать и корректировать образовательный процесс на основе различных форм контроля;
  • анализировать собственную педагогическую деятельность;
  • использовать в образовательном процессе современные информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы;
  • осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами и социальными партнерами;
  • использовать современные методы образовательной диагностики достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение их социализации.

Преподаватель  должен владеть:

  • приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.);
  • методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, проектных и исследовательских умений, развитие творческих способностей, способами формирования универсальных учебных действий и методикой их оценки и диагностики;
  • способами проектирования содержания образовательного процесса и организационных форм обучения и воспитания, текущей и итоговой образовательной диагностики и экспертизы результатов и последствий образовательной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении нескольких веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию.  

 Содержание факультативного курса «Наследие» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о духовной культуре на землях Иркутска и Иркутской области и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.

          Преподавание курса позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе.

          Изучение истории духовной  культуры на земле Иркутской  обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Духовная  культура раскрывается в творчестве выдающихся деятелей русской культуры, живших в Иркутске.

Предметами изучения являются феномены духовной культуры, отраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения. Предмет позволяет осуществлять  межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура

В  программе на доступных для детей примерах показана взаимосвязанность положительных этических норм, источники происхождения, необходимость и возможность своего духовно-нравственного развития.

Формы и методы обучения

      В ходе реализации данной программы используются разнообразные формы и методы работы: школьные лекции, круглые столы, урок-мастерская, урок-собеседование, урок-экскурсия, встреча с интересными людьми, дискуссии, уроки – практикумы, экскурсии, заочные путешествия по святым местам Сибири, православно-краеведческие экспедиции, выездные семинары, конференции по книгам писателей Иркутска и Иркутской области, групповая работа, защита творческих проектов, паломничество в святые места. 

          Паломничество по святым местам, как средство духовного воспитания, является приоритетной формой работы  курса «Наследие»  по теме: «История и главные святыни земли Иркутской».

          Паломническая поездка – это живое изучение географии, истории и современной жизни нашей Родины. География планируемых поездок весьма обширна. Планируется посещение святынь Иркутска, с его  историческим прошлым.

       В поурочное планирование данного курса включен такой вид самостоятельной работы, как написание рефератов по ксерокопиям архивных документов. Результатом этого является − участие и помощь в организации городских краеведческих конференций, разработка информационных и социальных проектов с целью привлечения внимания общественности к судьбе православно-краеведческих объектов, а также для совершения необходимых действий по их восстановлению. 
        Отличительной особенностью содержания программы является то, что план занятий составлен с учетом государственных и религиозных праздников, народных обычаев и традиций.
     «Традиционный праздник, – как писал академик Д. С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», – помогает нам осваивать мир в его традиции, истории. Знать историю – означает осваивать мир в его духовно–традиционном и культурно-историческом измерениях».
        Программа курса «Наследие» нацелена на развитие творческих способностей учащихся. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. Учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки по смежным дисциплинам, а также демонстрировать свое владение мультимедийными средствами (фотоаппаратом, видеокамерой,  компьютером и другими)
 Виды деятельности на занятиях: слушание рассказа учителя, беседа, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры, обсуждение ситуации нравственного выбора и другие  

         Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом. В процессе теоретического обучения учащихся следует знакомить с истоками возникновения и развития краеведения. Во время занятий целесообразно использовать фрагменты духовной музыки.

Основной методический прием – разработка и ведение учащимися дневника (рабочей тетради, блокнота и т.п.) в компьютерном или печатном варианте, которые выстраивается в логике программы, не подлежит проверке и контролю, носит рекомендательный и творческий характер.

Предполагается текущий и итоговый контроль.

   

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

          Курс  рассчитан на 34 часа при количестве занятий 1 час в неделю.

4 класс

п/п

Название темы урока

Часы

 

Дата

план

факт

 

РАЗДЕЛ I. «Введение. Особенности православного краеведения»  (6ч.)

1

0 программе «Наследие» Православное  краеведение Иркутска.

1

2

Что такое культура? Что такое «духовная культура»?  

1

3

Коренные народы, населяющие Сибирь. Традиции и обычаи. Шаманизм.

1

4

Крещение Руси. Распространение христианства на землях Иркутска

1

5

Духовные качества человека. Грех и добродетели. Христианские добродетели. Христиане о таланте.

1

6

Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг.  Святой воин – Георгий Победоносец. Георгиевские кавалеры.

1

РАЗДЕЛ II. Паломничество на Иркутскую землю (23ч.)

7

От Иркутского острога до Иркутска. Казачество Сибири.

1

8

Иркутск и города Иркутской губернии. Социальная структура и занятия жителей Иркутска.

1

9

Символика Иркутска. История возникновения.

1

10

История градостроительства. Что нам расскажут названия улиц.

1

11

Архитектура города.

1

12

Красота рукотворная и нерукотворная. Как возводились русские монастыри.

1

13

Монастыри Иркутска.

1

14

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.  

1

15

Храмовая архитектура как элемент градостроительства

1

16

Язык древнерусского искусства. Символы  православной культуры.

1

17

Религиозная живопись. Картина  и икона – их отличия. Как икона разговаривает?

1

18

Музеи города – хранители истории.

1

19

Письменные источники православной культуры. Церковнославянский язык. Создатели церковнославянской азбуки.

1

20

Как книжная грамотность пришла на Русь. Первая школа в Иркутске.

1

21

Святители Иркутские. Иннокентий Кульчицкий – первый Епископ Иркутский.

1

22

Иннокентий (Вениаминов) – Митропотит Московский.

1

23

Иннокентий (Нерунович) - епископ Иркутский  и Нерчинский.

1

24

Иркутск и династия царской семьи Романовых.

25

Жизненные ценности христиан на примере жизни православной семьи.

1

26

Иркутск до 20 века.  Традиции воспитания в православной семье.

1

27

Иркутское казачество. Традиции воспитания в казачьей семье.

1

28

Православные праздники – традиции русского народа.

1

29

Православные праздники в современной жизни Иркутян.

1

РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Иркутской земли. (5ч.)

30

Памятные даты и события в истории родного города.

31

Противостояние. Влияние гражданской войны на жизнь Иркутян.

1

32

«Их судьбы слагали историю века». Патриотическая деятельность детей и подростков Иркутска в годы ВОВ.  

1

33

Экскурсии, маршруты краеведения.

1

34

Обобщение. Мои достижения. Портфолио.

1

Тематическое планирование

          Курс  рассчитан на 34 часа при количестве занятий 1 час в неделю.

5 класс

№ п/п

Название тем темы урока

Часы

Дата

план

факт

 РАЗДЕЛ I. «Введение. Особенности православного краеведения»  (5ч.)

1

Что мы знаем о предмете «Наследие» Православное  краеведение Иркутска. Ставим цели и задачи перед собой.

1

2

Духовная культура и современность. Урок-дискуссия.

1

3

Миссионерство на землях Иркутска.

1

4

Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Русские солдаты –Евгений Родионов, Евгений Эпов. Герои-иркутяне.

1

5

И в современном мире есть место подвигу.

1

РАЗДЕЛ II. Паломничество на Иркутскую землю (23ч.)

6

Первооткрыватели земли Иркутской Русские путешественники, ученые, исследователи Иркутска и Прибайкалья. 

1

7

Историко-географические факторы в гербовых символах  городов и районных центров Иркутской области.

1

8

Историко-культурное наследие Иркутской области. Генерал-губернаторы и их роль в освоении Иркутска и Прибайкалья.  

9

Иркутские купцы – благотворители и меценаты: Трапезниковы, Сибиряковы, Базановы, Хаминовы, Сукачев, Бутин, Медведниковы.

10

Каменная летопись Иркутска. Архитектурные стили города.

1

11

Как возводились храмы Иркутска. Легенда о возникновении первого колокола.

1

12

Утраченные храмы Иркутска. Конкурс проектов.

1

13

Становление духовной школы в Иркутске.  Древнерусские рукописи и старопечатные книги.

1

14

Первые русские христианские писатели. Первые книги для детей.

1

15

Как книжная грамотность пришла на землю Иркутскую. Главная библиотека Иркутска.

16

Появление учебных заведений Иркутска. Гимназии и училища города Иркутска.

1

17

Влияние православной культуры на духовную жизнь Иркутян XVII-XVIII веков. Именитые люди 18 века.

1

18

Культурная жизнь Иркутска  (XIX – начала XX в.)

1

19

Краеведческие чтения «Мира не узнаешь, не зная края своего».

1

20

«Звонкоголосая Сибирь» - неповторимые жемчужины народной мудрости. Стихи Иркутских поэтов.

1

21

Творчество писателей Иркутска. «Наш ратный крест» «Поставим память в караулы», «Молитва», «Я не верю, что Россия умирает…» Писатели Иркутска.

1

22

Ценности жизни, принадлежащие всем. Христианские и общечеловеческие ценности. Святыни человеческой души: вера, достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу.

1

23

Православная семья. Роль женщины, мужчины в современном мире.

1

24

Иркутское казачество XX века. Сохранение традиции в казачьей семье.

25

Православные праздники – традиции русского народа. Проведение.

1

26

Православные праздники (выезд, участие в праздниках).

1

27

Исторические и памятные места г. Иркутска. Составляем маршрут для гостей города.

1

28

Экскурсия в музей истории г. Иркутска

2

РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Иркутской земли. (6ч.)

29

 Иркутск - глазами наших родителей. История возникновения и

 развития Ленинского района Иркутска.

1

30

12 апреля – день Космонавтики. Космонавты - иркутяне

31

Патриотическая деятельность духовенства и мирян Иркутской епархии в годы Великой Отечественной войны

1

32

Послевоенные годы Иркутска. Листаем семейный альбом.

33

Современные страницы истории Иркутска. Градообразующие предприятия.

1

34

Что я узнал, понял, почувствовал…  Защита проектов.

1

Обобщение. Мои достижения. Портфолио.

1

Тематическое планирование

          Курс  рассчитан на 34 часа при количестве занятий 1 час в неделю.

6 класс

№ п/п

Название темы урока

Часы

 

Дата

план

факт

 РАЗДЕЛ I. «Введение. Особенности православного краеведения»  (5ч.)

1

Что мы знаем о православном  краеведении Иркутска. Ставим цели и задачи перед собой.

1

2

Религиозные течения и современность. Урок-дискуссия.

1

3

Миссионерство. Конфессиональные аспекты общественного быта горожан.

1

4

Участие горожан в благотворительной деятельности.

1

5

Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Русский солдат в современном мире.

1

РАЗДЕЛ II. Паломничество на Иркутскую землю (24ч.)

6

Градостроительное развитие города Иркутска и Иркутской области.

1

7

Говорят погибшие герои. Почему их именами названы улицы города? История и современность.

1

8

  Экскурсия «Храмы Иркутска». Связь прошлого и настоящего.

1

9

  Иркутск в живописи известных художников.

1

10

Духовная культура народа – дар предков настоящему и будущему. Как и для чего хранят древние рукописи и книги?

1

11

Круглый стол. Ангел-хранитель земли Иркутской

1

12

Влияние православной культуры на духовную жизнь Иркутян XIX века. Сиропитательные заведения Иркутска.

1

13

Именитые люди города.  Влияние иркутских купцов на развитие города, губернии и России

1

14

Иркутское казачество XX века.

15

  Материальные и духовные ценности. Конференция по книге

В. Салмина «Сибиряки».

2

16

  Материальные и духовные ценности: что выберешь ты? Урок-

  дискуссия.

17

«Звонкоголосая Сибирь» - встреча с краеведами и журналистами

1

  18

   Ценности жизни, принадлежащие всем. Быт и обрядовая культура  горожан разных конфессий.

1

19

  История культуры города Иркутска. Иркутск литературный,    

  музыкальный, театральный.

1

20

  Повседневная жизнь иркутян. Как мы храним традиции?

1

21

  Многонациональный Иркутск. Национализм и экстремизм.

1

22

  Музеи Иркутска. Каким я вижу свой город

1

23

  Конференция. Праздничный календарь.

1

24

  Исторические и памятные места г. Иркутска. Проводим экскурсию.

1

25

  Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность

1

26

  Проект: «Я готовлю экскурсию по городу Иркутску»

1

27

Урок-размышление.  Иркутск – город будущего.

1

РАЗДЕЛ III. Современные страницы истории Иркутской земли. (6ч.)

28

«Их судьбы в истории города и страны». Патриотическая деятельность иркутян в современном мире.

1

29

«Собиратели и разрушители» нашего города, Отечества

1

30

История города в лицах. Ерофей Хабаров, Витус Беринг, Геннадий Невельский и Александр Колчак, писатель Ярослав Гашек, генерал Дмитрий Карбышев, создатель советской авиации дальнего действия (АДД) Александр Голованов, космонавт Борис Волынов.

31

«Колесо истории» викторина «Что я знаю о своем городе»

1

32

Культурная жизнь края (XIX – начала XX в.). Разрушение духовной культуры, семейных традиций – трагедия 20 века.

1

33

Возрождение православия в России и в Иркутске. Особенности – конец XX- начало XXI вв.

1

34

Урок –рассуждение «Я хочу, чтобы мой город…». Защита проектов.

1

Обобщение. Мои достижения. Портфолио.

1

Для 6-х классов с нагрузкой  0,5ч в неделю.

1

Религия и современность. Миссионерство. Участие горожан в благотворительной деятельности. Урок-дискуссия.

2

Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Русский солдат в современном мире.

3

Градостроительное развитие города Иркутска и Иркутской области.  Экскурсия «Храмы Иркутска». Связь прошлого и настоящего.

4

Говорят погибшие герои. Почему их именами названы улицы города? История и современность.

5

Духовная культура народа – дар предков настоящему и будущему. Древние рукописи и книги. Иркутск в живописи известных художников.

6

Ангел-хранитель земли Иркутской. Влияние православной культуры на духовную жизнь Иркутян.

7

Именитые люди города.  Влияние иркутских купцов на развитие города, губернии и России

8

Материальные и духовные ценности: что выберешь ты? Урок-

дискуссия. Встреча с краеведами и журналистами.

9

   Ценности жизни, принадлежащие всем. История культуры города Иркутска. Иркутск литературный, музыкальный, театральный. Быт и обрядовая культура  горожан разных конфессий.

10

  Многонациональный Иркутск. Повседневная жизнь иркутян. Как мы храним традиции?

11

Исторические и памятные места г. Иркутска. Музеи Иркутска. Каким я вижу свой город. Проводим экскурсию.

12

«Их судьбы в истории города и страны». Патриотическая деятельность иркутян в современном мире.

13

«Собиратели и разрушители» нашего города, Отечества

14

Культурная жизнь края.  Разрушение и возрождение духовной культуры, семейных традиций.

15

«Колесо истории» викторина «Что я знаю о своем городе»

16

Урок –размышление «Иркутск – город будущего, «Я хочу, чтобы мой город…». Защита проектов.

17

Обобщение. Мои достижения. Портфолио.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

Программа факультативного курса "Краеведение"

Программа факультативного курса " Краеведение" для 3-4 классов...

Программа факультативного курса "Краеведение"

Программа факультативного курса " Краеведение" для 3-4 классов...

Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.

Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества р...

Программа факультативного курса "Литературное краеведение"

Данная рабочая программа курса «Литературное краеведение» (кружка «Читаем и рассуждаем о родном крае») для учащихся 2-4 классов составлена на основе методических рекомендаций Д...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Православное краеведение", 2 класс

В ходе занятий обучающиеся знакомятся с основными праздниками и традициями православных христиан, с житием Святых, с историей икон Божией Матери, с храмами родного города и святыми местами Курского кр...