Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества растет интерес к его культурно - историческому наследию. Важна роль изучения православного краеведения на местном материале.Православное  краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, участвовать в его развитии и культурном обновлении. Таким образом, школа вместе с социумом занимается духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формирует у них  гражданско-патриотические  качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnoe_kraevedenie_na_urokah_orkse_.docx75.38 КБ

Предварительный просмотр:

Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования  духовно-нравственного воспитания школьников.

Н.А.Дегтева

МБОУ «Тасеевская СОРШ №1», учитель ОРКСЭ

«Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки» ,-писал великий русский педагог  К.Д.Ушинский.

Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества растет интерес к его культурно - историческому наследию. 

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Преподавание предмета ОРКСЭ позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Очень жаль, что это потеряно в современном обществе. Предмет ОРКСЭ, а именно модуль ОПК, дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях  Красноярского края (митрополии),  Канского благочиния обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере, родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Говоря о процессе  духовно - нравственного воспитания,  мы  имеем в виду процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика-(терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечества, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Таким образом, мы можем сформулировать одни из целей  цели курса ОРКСЭ:-историко-культурологическое  и духовно-нравственное образование. Эти цели очень логичны, так как  культура России  на  протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:-дать  школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;- дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами  этических категорий добра и  зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества; -способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.

   Одним  из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. История православия, насыщенная драматичными и яркими  событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и  подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный  опыт человека, заставляя  понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.  На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

   Русское православное искусство развивает душу. Влияние искусства на душу ребенка особенно ценно тем, что воздействует не только на нее не только своим содержанием, духовной наполненностью, но и средствами выражения. Именно развитие души определяет интеллектуальное и эмоциональное восприятие ребенком нравственной системы ценностей. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения.

Использование  краеведческого  материала  в  учебно-воспитательном  процессе  в    школе,  несомненно,  играет  большую  роль  в  формировании  исторического  сознания  учащихся. Задача  учителя  при  ознакомлении  учащихся  с  историей  родного  края – показать  сложность,  противоречивость,  неоднозначность  исторического  пути россиян. Важно  также  выделить  все  лучшее  и  передовое  в  историческом прошлом  края  и  использовать  эти  знания при  анализе сегодняшних  реалий.

Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и начальных правил воспитания. Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе может стать православное краеведение. Ведь нация - это память о славных делах прошлого.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить.  

Для достижения поставленных целей и задач  мы используем разные формы работы:

  • знакомство с основами православного краеведения;
  • работа с архивными документами;
  • работа по  благоукрашению памятника духовной культуры   села;
  • подготовка материалов по православному краеведению к публикации в средствах массовой информации;
  • совместная работа с краеведческими музеями  района;
  • духовные беседы  с иереем церкви;
  • посещение церкви, участие в богослужениях;

Меня как учителя привлекает  в этой работе возможность беспрепятственно говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому. Кроме того,  используя богатейший краеведческий материал,  учащиеся  получают возможность узнать свои корни, почувствовать  духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

Православное  краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, участвовать в его развитии и культурном обновлении. Таким образом, школа вместе с социумом занимается духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формирует у них  гражданско-патриотические  качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Единственное, о чем не должен забывать учитель при работе с  краеведческим материалом  это: научная достоверность; доступность, выразительность и убедительность.  И, конечно же, личная  большая любовь к  малой родине. Только такая работа  может стать  бесценным вкладом  в  процесс  формирования и воспитания  у подрастающего поколения чувства  сопричастности к своим истокам. Чем раньше дети  начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.   Таким образом,  православное краеведение является одним из эффективных средств  духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.

На педагоге лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым.  

«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик  Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…

 Более ста лет назад великий русский мыслитель В. Г. Белинский писал: «Не говорите, что у нас нет памятников, что знаменитые события нашей истории записаны только на сухих  страницах летописей, но не переданы памяти потомства в произведениях искусства… они рассеяны повсюду, особенно в старинных городах наших, но не всякий хочет замечать их… По одним этим памятникам можно было бы прочесть в главных очерках историю Руси…». «Искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа», - говорил он. Из этих широких взглядов исходим мы в оценке значения памятников древнерусского искусства.

Среди памятников русского зодчества мы встретим много храмов, построенных самими горожанами или крестьянами для своего городского прихода или села.

Архитектурное сооружение, селение, город неизменно рассматривались зодчими как украшения родной земли и природы, неразрывно с ними связанные.

При изучении темы «Храмы. Устройство православного храма» я знакомлю ребят с церковным зодчеством на территории Тасеевского района, православным краеведением. Старшеклассники исследовали этот вопрос и написали творческую работу, которая заняла 1 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Мое Красноярье» и отмечена на Всероссийском конкурсе в г.Москва., а также заняла призовое место в краевом конкурсе «С любовью - краю»и межрайонном конкурсе «Чупровские чтения». Ребята с удовольствием читают архивные справки, беседуют со священником, исследуют краеведческие материалы, приносят из дома старинные иконы.(Одна из них датирована 1780годом!)

Историческая справка Тасеевского района (из краевого архива): «В Тасеевском районе насчитывалось семь храмов: село Тасеево было в дореволюционное время довольно крупным административным, торговым и культурным центром. Оно располагалась по обоим берегам реки Усолки, а в самом центре, на площади, где сейчас находится парк, была огромная Богоявленская церковь. Она была построена в 1804 году, но после революции эта церковь была варварски уничтожена.» Долгое время в парке лежали огромные камни от её стен. В Тасеевском музее среди экспонатов есть документ страховой оценки церкви, который был составлен 15 июля 1916 года. « Богоявленская церковь каменная снаружи, оштукатурена и побелена известью внутри. Покрыта железом, окрашенным масляной краской. Длина её вместе с колокольней – 13 саженей, ширина – 7 саженей, высота – 6 саженей (20 метров). На церкви имеется одна большая колокольня и восемь малых, две из них – над алтарями. В соборе 23 окна, 14 в нижнем свитке с железными решётками…

    Покровская церковь в д.Фаначет  построена она с инженерной точки зрения правильно, на самом высоком месте. Строению, продуваемому со всех сторон ветрами, ничего не делается. Только всё больше чернеют толстенные брёвна, впитывая в себя тепло солнечных лучей. Подойдешь к стене с подветренной стороны, положишь ладонь на бревно, становится  тепло и умиротворенно на душе, как будто уплываешь в мир прошлого столетия. Такие памятники русского зодчества, как церкви и храмы, доставляют нам эстетическое наслаждение, учат понимать прекрасное в жизни и искусстве, помогают глубже познать и полюбить душу нашего народа, его характер и таланты, учат патриотизму, уважению к прошлому и настоящему родной страны, края, села.

Л.Н.Толстой писал: «Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческие сердца». Когда мы читаем архивные строки о церковном зодчестве, смотрим на старые фотографии, любуемся строгой красотой куполов, невольно возникает чувство гордости за наших предков – строителей, и становится больно, что такую Красоту не уберегли, разрушили. Наша задача – это исправить. «Гордиться славою  и искусством своих предков не только можно, но и должно; не уважать оных есть постыдное малодушие»,- писал А.С.Пушкин. Архитектура  церквей заслуживает особого внимания:  Фаначетская церковь внесена в «Книгу 1000 памятников духовной культуры, требующих реставрации» и постепенно реставрируется.

 Историческое прошлое нашей страны губительно сказалось на памятниках духовной культуры: они разрушены и уничтожены.

Следует охранять единственный сохранившийся  памятник церковного зодчества на территории района – Фаначетскую Покровскую церковь, воспитывать чувство патриотизма, гордости за создателей церковного зодчества, пропагандировать культуру прошлого.

«Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить приказом. Любовь и культуру надо воспитать» ,-писал В.Песков.

При изучении темы «Иконопись», «Жития святых людей» я знакомлю детей с иконой  новомученика  Димитрия  Апанского, невинно  убиенного на территории нашей волости. 8 марта 2014 года исполняется 95 лет со дня мученического подвига святого Димитрия Неровецкого (Апанского) -новомученика, принявшего смерть за веру Христову на земле Приенисейской Сибири, в 1916–1919 гг. — настоятеля Никольского прихода с. Апан (сейчас — с. Апано-Ключи в Абанском районе, Канская епархия Красноярской митрополии). Свщмч. Димитрий прославлен в лике святых Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, по представлению Красноярской епархии.http://www.kerpc.ru/eprh/news/2013/01/03/i16

Нравственное значение подвига отца Димитрия Неровецкого особенно велико в наши дни, пример подлинно христианской жизни священномученика помогает преодолевать современные явления бездуховности и отсутствия идеалов, особенно у подрастающего поколения.

На уроках ОРКСЭ явно не хватает краеведческого материала о духовных святынях нашего края, епархии, поэтому предлагаю заинтересованным лицам и в епархии, и в Канском педагогическом колледже заняться православным краеведением и издать сборник материалов на данную тему. Это было бы большим подспорьем в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Защита отечества"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему"Защита отечества"...

Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной. Тема: «Общение и источник преодоления обид»

На уроке обучающиеся расширяют представления о понятиях "общение" "общительность", "обида", формируют навык положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций....